«Совсем страх потерял»- упрекаем мы ребенка, когда он нарушает принятые правила поведения. Но что делать, если страх приходит, а дети не могут с ним справиться? О ценности страхов и дружбе с ними мы поговорили с Евгенией Андреевой, семейным психологом, научным сотрудником Института Психолого-Педагогических Проблем детства РАО, сертифицированным гештальт-терапевтом и супервизором Московского Гештальт Института. Если говорить о детских страхах, то, как правило они становятся предметом беспокойства родителей либо когда ребенок боится очень многого, либо когда страхов вовсе нет, и ребенок абсолютно бесстрашен. Следует помнить, что страх — это нормально, это реакция организма на предполагаемую опасность, которая либо присутствует прямо сейчас, либо может произойти. И этот сигнал помогает нам каким-то образом на нее реагировать: либо избежать неприятной ситуации, либо приготовиться защищаться, бороться. Когда мы говорим про страхи, надо понимать, что это важная эмоция, и если человек не чувствует страха, то это вызывает беспокойство, такое же как и полярная ситуация, когда страхов очень много. Что за этим стоит? Как это ни удивительно, но страхи часто связаны с проявлением агрессии, и механизм этот запускается вот каким образом. По опыту моей практики, у детей, у которых много страхов, либо существуют проблемы с выражением собственной агрессии, либо с реакцией на агрессию, которая есть вокруг. Если ребенок не может сам выражать злость, раздражение, или ему трудно справиться с теми агрессивными проявлениями, которые направлены на него, то эти чувства направляются вовне и появляется страх. Как правило, эти страхи в первую очередь демонстрируются родителям как самым близким людям. Самой распространенной реакцией родителей на страх ребенка является желание успокоить, сказать «ничего страшного, здесь нечего бояться». Если попытаться разобраться в например, страхе темноты, то есть смысл выяснить, а что же там такое скрывается в темноте, что вызывает беспокойство. Если мы подробней рассмотрим страх, что в нем содержится – мы сможет лучше понять, что сейчас происходит в жизни ребенка. Если он боится чего-то агрессивного в темноте, например, дракона или Бабу Ягу, то мы можем предположить, что это агрессивная часть психики ребенка, которая проявляется вовне, которую сложно прочувствовать и, как следствие, она приходит в виде образов. Также страшный образ или персонаж может быть отражением конфликта, происходящего в семье, с кем-то из близких людей. Например, это может быть кто-то из родителей, то есть человек, который сильнее, больше ребенка, отношения с которым очень важны, а потому злиться на него опасно – вот и появляется страх. Чтобы понять больше о переживаниях ребенка, можно расспросить его о страхе больше, возможно удастся понять, какие отношения вызывают у ребенка напряжение. Есть несколько рекомендаций для родителей, как вести себя, если ребенок пришел к вам со своим страхом, как можно справиться с этой ситуацией самостоятельно, без привлечения специалиста. Во- первых, не запрещать ребенку рассказывать о нем. Если он приходит к вам со своим страхом (например, увидел что-то в темноте), не надо сразу же стремиться развенчать его, говорить «посмотри, здесь же ничего нет»- это абсолютно не поможет в данной ситуации. Важно подробно расспросить ребенка о том, чего он боится, принять его всерьез. Например, если ребенок боится Бабы Яги, которая скрывается в темноте, поинтересоваться: «Что случится, если она прилетит? Что она с тобой будет делать?» Нужно дать ребенку возможность в подробностях рассказать о фантазии, которая есть у него в голове, это даст ощущение принятия и доверия, знание, что к его словам относятся всерьез. Это помогает ему самому принять страх внутри себя, и тогда тот становится не таким ярким. Когда вы подробно расспросили ребенка о страхе, с ним дальше можно делать что угодно: рисовать, лепить, разыгрывать. Можно предложить ему идентифицироваться с этим страхом, побыть этим устрашающим «кем-то», а мама или папа будут его бояться. Детей обычно очень заряжает такая смена ролей, потому что пока он боится, он не чувствует, что может дать отпор этому страху, а когда он сам становится тем, кого он боялся — это очень ресурсное состояние, ребенок соединяется со своей силой, что помогает ему по другому реагировать на свой страх. Кроме этого, в любом симптоме (в данном случае страх мы тоже можем так называть) есть какая-то польза, которая часто бывает неочевидна. Когда возникает страх, он обычно связан с неприятными ощущениями и у ребенка, и у родителей, но за этим может стоять что-то еще. Я предлагаю детям такую игру: после того, как мы рассмотрели все их страхи, поговорили о них, мы придумываем, кому эти страхи могли бы быть полезны и нужны. Например, если бы мы пошли на ярмарку страхов, то кому бы мог пригодиться страх темноты? В процессе наших совместных размышлений мы понимаем, что страх темноты был бы полезен мошенникам, и если бы у них был этот страх, они бы по ночам не ходили по чужим квартирам и не грабили бы людей. Дальше мы так же разбираемся с другими страхами — страхом отвержения, например — хорошо бы этот страх иметь хулигану в школе, который обижает других ребят, возможно, он бы задумался над своим поведением и вел бы себя более приветливо. С помощью подобной игры ребенок начинает понимать и принимать свой страх, не переживает из-за него так сильно и не стремится обязательно от него избавиться. Часто родители стремятся быстрее утешить ребенка и полагают, что если они будут его расспрашивать про этот страх, то он только усилится. Им кажется, что если начать игнорировать проблемную ситуацию, то она сама собой исчезнет, как будто ее и не было. На самом деле все происходит ровным счетом наоборот: чем больше мы стараемся избежать мыслей о страхе или неприятной ситуации, тем больше не выраженных эмоций остается в нас, тем большим количеством фантазий обрастает страх. Когда я начинаю рассказывать про привидение, которого боюсь, вслух, оно оказывается не таким уж и страшным – у него могут оказаться человеческие черты, свой характер, даже семья привидений и друзья. В итоге мой страх будет не чем-то мифическим и загадочным, а вполне ясным, что способствует тому, чтобы уровень страха снижался. И если оставить этот страх внутри ребенка и не позволить его выразить в словах и образах, то он будет казать чем-то большим, чем он есть на самом деле. У детей есть иллюзия, что родители бесстрашны, и иногда им бывает полезно узнать, что это совсем не так. Если оказывается, что у мамы в детстве тоже был похожий страх или она до сих пор чего-то боится, то ребенок будет проще смотреть на свой страх, ведь мама выросла и прекрасно себя чувствует, несмотря на страхи. Поэтому, если у ребенка есть желание поговорить о своем страхе, обязательно необходимо дать ему возможность высказаться и освободить энергию, которая находится у него внутри и заставляет его бояться. Когда ребенок смотрит мультики или фильмы, а после этого приходит к родителям со своим страхом, часто они проводят взаимосвязь между тем, что он смотрит, и тем, чего боится. Безусловно, то, что нас затрагивает в фильмах, заставляет личные переживания внутри нас актуализироваться. И когда ребенок на экране видит что-то, заставляющее его вспоминать некие события его жизни, эмоции по поводу этого события могут усилиться. Так что если вы знаете, что ребенок тяжело засыпает, то перед сном ему не следует смотреть что-то, вызывающее у него сильные отрицательные эмоции. Но все же стоит обратить внимание на это и поговорить с ребенком о том, что именно его расстроило или испугало в фильме, почему именно этот герой для него так опасен. Для родителей это еще одна возможность понять, что ребенка так беспокоит и что он сейчас внутри переживает, способ понять его. Часто, осознанно или нет, родители провоцируют страхи своих детей, используя это как один из возможных способов манипуляции: «Там ты можешь встретить хулиганов, не ходи туда; оденься в школу опрятно, а то тебя засмеют». То есть мы самолично предлагаем ребенку этот страх, и он начинает думать о том, о чем без нашего участия и не думал бы. Это довольно сложно за собой заметить, но родителям стоит обращать внимание на такие вещи, ведь когда ребенок нам же эти страхи и «возвращает», рассказывая о том, чего он боится, мы удивляемся, откуда же это у него! Родители могут говорить ребенку о том, как важно учиться хорошо, на отлично, а потом, когда он сильно расстраивается из-за случайной четверки, боится получить плохую отметку, они не могут понять, почему он такой чувствительный. Очень важно замечать за собой такие вещи, и не провоцировать ребенка на дополнительную тревогу. Страх – это естественное проявление нашей жизни, реакция организма на то, что с нами может происходить что-то неприятное, возможно опасное. Важно, чтобы эти эмоции не оставались внутри, и мы давали и ребенку и себе возможность их высказать и поделиться с нами чем-то важным.