Жития бывают разные. Как мы уже знаем, некоторые из них буквально типовые, словно скроенные по одному лекалу. Но есть такие, которые даже из этой череды «одинаковых с лица» выделяются совсем уж запредельным и непонятным современному разуму поведением. Лично для меня, например, таким является житие святой первомученицы равноапостольной Фёклы. Вначале всё привычно: живет себе языческая девица Фёкла, восемнадцати лет от роду, редкая красавица и умница, невеста знатного и богатого юноши. В какой-то момент в город приходит с проповедью апостол Павел со спутниками, девушка слышит Слово Божие, принимает Христа в свое сердце и страстно желает стать Его невестой, сохранить девство. Она настолько впечатлена услышанным, что на несколько дней забывает о еде и пище, только лишь внимая апостольским речам. Это видит мать Фёклы, язычница по имени Феоклия. Она обрушивается на дочь с градом упреков, а потом отправляется к Фамиру, своему предполагаемому зятю, и сообщает ему о том, что с его невестой происходит что-то не то. Юноша бросает все дела и бежит к ней, но Фёкла «ни о чём не хотела говорить с ним; даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного Жениха. (…) Когда же Фамир хотел насильно обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук. Тогда мать пришла в ярость и стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошёл к князю с жалобой на апостола Павла». Лично я, исходя из простой человеческой логики, не понимаю в данной ситуации такую вещь: разве не стоит счесть логичным поведением бедного язычника, у которого невеста вдруг так откровенно сходит, на его взгляд, с ума? С точки зрения духовной Фёклу можно понять — она увидела всю мерзость своей прежней жизни, ужаснулась и отшатнулась от нее, решив разорвать все старые связи, но разве доступно такое понимание еще вчера любимому, а ныне так резко отвергнутому жениху? Быть может, несколько добрых слов послужили бы для него миссионерской проповедью, а внезапное гробовое молчание и тем более плевки в глаза вряд ли способствуют доброму отношению к новой вере своей возлюбленной. Не меньшего понимания, надо сказать, заслуживает и мать: в конце концов, практически любая религия требует почитания родителей, не уточняя их религиозную принадлежность, — а тут бедная женщина вдруг оказывается брошенной своей дочерью, которая одномоментно отвергла всё старое, чтобы идти в жизнь новую. Мало кто способен такое вместить, особенно при ранее описанном «музыкальном сопровождении». Так или иначе на основании жалоб близких Фёклы апостол Павел был арестован и брошен в темницу, куда, под покровом ночи, подкупив стражей, проникла новая христианка, чтобы снова и снова внимать словам апостольской проповеди. Вскоре ее домашние снова спохватываются, исчезнувшую девицу находят у ног проповедника в тюрьме, после чего Павла влекут на суд с криками, что он волхв и с помощью неизвестного великого волшебства очаровал Фёклу, а следовательно, достоин казни. Во время судебного процесса девушка хранила молчание, но ее мать злилась и ярилась за десятерых, в результате дойдя до того, что стала требовать казни собственной дочери. Не сумев найти состава преступления в действиях апостола, князь просто изгнал его из города, а вот Фёклу, уступив требованиям ее матери, приговорили к сожжению. И вот с этого момента начинаются чистые и неоспоримые чудеса. Святая Фёкла сама всходит на приготовленный костер — и огонь горит вокруг нее высоким кольцом, не опаляя и не повреждая, а потом проливается сильный ливень с градом, который полностью уничтожает место сожжения. Толпа на площади разбегается, а Фёкла оставляет родные места и устремляется на поиски своего учителя, святого апостола Павла, за которым затем следует в Антиохию. В этом городе девушку ожидает новое испытание: некто Александр воспылал к ней страстью, причем такой сильной, что ему совершенно не удается держать себя в руках. В какой-то момент Фёкла не выдерживает и, после того как Александр пытается пылко обнять ее на глазах толпы народа, обращается к нему с речью: «Не принуждай меня, странницу, не принуждай меня, рабу Божию, я отказалась от жениха, могу ли я согласиться на твое желание?» Влюбленный приходит в ярость и ведёт девицу к правителю города, а я снова задаюсь вопросом: почему любимый некогда жених не был удостоен хотя бы подобных слов, а просто был одарен презрительным молчанием?.. Князь Антиохии приговаривает Фёклу к растерзанию дикими зверями, вменив ей в вину две вещи: веру во Христа и категорический отказ от брака при том обстоятельстве, что она молода и дивно хороша собой. На ночь перед казнью девушку отправляют в дом местной жительницы по имени Трифена, а наутро отводят на место казни. Конечно, звери не трогают святую, народ поражается и рождает версию, что виной тому чары, наложенные на одежду Фёклы. Мероприятие переносят на следующий день, девицу снова отправляют к Трифене (результатом этих двух ночей, проведенных в спорах и беседах, будет то, что Трифена станет христианкой и даже удостоится упоминаний самого апостола Павла в посланиях!), а зверей не кормят, чтобы наутро они яростно набросились на беззащитную святую. Чтобы избежать действия чар, Фёклу обнажают — и дикие звери, выбежав на арену, смущенно опускают глаза, демонстрируя стыд при виде девушки. В толпе начинают раздаваться возгласы «Велик Бог, которого исповедует эта девица!», однако князь предсказуемо приходит в ярость и велит бросить святую в яму со змеями и прочими гадами. Несложно догадаться, что это не причиняет Фёкле никакого вреда. После того как она осталась невредима и при попытке разорвать ее дикими быками, даже князь проникся уважением и отпустил ее со словами: «Фёклу, рабу Божию, отпускаю на свободу». Девушка снова устремляется на поиски апостола Павла, принимает от него благословение и поселяется в сирийской пустыне, где проводит свои дни в посте, молитве, исцелении страждущих и проповеди им слова Божия. Однажды ее увидел языческий жрец и, рассмотрев непоблекшую от пустынной жизни красоты, попытался склонить ее к преступной связи, однако Фёкла, преисполнившись огромной силы, схватила нахала и так сильно ударила его об землю, что он пролежал трое суток, будто мертвый. Прохожие отнесли его к нему домой, где он, едва придя в себя со словами: «Я видел некую богиню и от нее это претерпел», — позвал художника и, описав наружность Фёклы, велел сделать ее изображение. Увидев результат, он обрадовался и, восклицая, что девица была именно такая, поцеловал изображение — и моментально исцелился. С этой минуты автор жития называет этот портрет иконой, говоря о том, что этот образ хранился в доме жреца и его семьи, которые вскоре, внимая проповеди Фёклы, приняли христианство. Однако стремления врага рода человеческого порушить девство святой не иссякали. Слава о том, как она исцеляет страждущих, гремела далеко вокруг и лишила заработка языческих колдунов и врачей, ведь Фёкла исцеляла всех бесплатно, так что народ шёл именно к ней. «Чиста эта девица и посему угодна великой богине Артемиде! А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида, отнимется у нее целебная сила, а наше врачебное искусство снова возвысится», — таков был вывод этих людей, так что они решили нанять несколько недостойных молодчиков, чтобы те отправились в пустыню и обесчестили святую. Увидев приближающихся негодяев, Фёкла бросилась бежать, но они довольно быстро настигли несчастную девицу. Тогда она взмолилась своему Небесному Жениху и тотчас одна из скал расступилась и приняла ее в свои недра, таким образом став и защитой, и усыпальницей девственной равноапостольной подвижницы. *** Святая Фёкла окончила свой земной путь в возрасте девяноста лет, однако, как следует из жития, несмотря на преклонный возраст, тема девственности остается животрепещущей в ее случае. Учитывая, что сама первомученица не была подвержена страстям и испытаниям пола, можно сделать интересный вывод, что, поскольку Фёкла добровольно, с ничем не омрачаемой радостью, взяла на себя именно этот крест, эта тема и была основой ее подвига до самых последних дней ее земной жизни.