— Колбаса без мяса и растительное сливочное масло — специальные продукты для поста. — Относятся ли в этом случае к постным продуктам безалкогольное пиво и резиновые женщины? из журнала отца Сергия (Круглова) Человеческое сознание устроено так, что нам необходимо всё классифицировать. Это живой мир, это неживой. Это деревья, а это кусты. Это клёны, а это берёзы. Насколько грамотно будет расклассифицирован тот или иной объект, зависит напрямую от объёма знаний, коим обладает классифицирующий. Говорят, лучше незнание, чем частичное знание. Ведь если ты знаешь что-то, может возникнуть иллюзия, что ты знаешь достаточно, чтобы делать выводы. А они, к сожалению, не всегда получаются корректными. И поэтому сегодня я хочу разобрать и грамотно расклассифицировать такие понятия, как пост, вегетарианство и диета. Начнём с самого простого. Конечно, сейчас уже гораздо меньше людей считает, что пост равно диета. Но такие люди всё равно есть. Причина путаницы проста: и диета, и пост – это воздержание от пищи. И хотя постящиеся едят столь вредное для фигуры мучное, а безобидную говядину, наоборот, не едят, многие люди предпочитают пренебречь этим фактом. Они с завидным упорством говорят: пост — это ограничение в пище. Вы себя в мясе ограничиваете, а мы в тортиках. Ограничение? А то! Значит, мы тоже постимся. На самом деле различие очевидно. Пост — это духовная практика. Диета же — понятие, к религии не относящееся. На одной и той же диете могут мирно сидеть рядком мусульмане, христиане и буддисты: ни одна диета сама по себе не постулирует ни духовных ценностей худеющих, ни тезисов их загробной участи. В отличие от аргументации вегетарианства. Корни этой практики уходят в плодородную почву Азии. Вегетарианство зарождается как духовная практика и имеет вполне объяснимое основание в теории реинкарнаций. Если у тебя есть все шансы в следующей жизни стать представителем фауны, вряд ли ты сможешь спокойно употреблять в пищу будущих сородичей. Буддизм — одна из главных религий, проповедующая теорию реинкарнаций. Не все буддисты, правда, являются вегетарианцами. Существует правило: если ты пришёл в дом, а там собираются ужинать мясом, не гнушайся и ешь. Это животное было заколото не для тебя, твоя карма чиста от его смерти. Как видно, практика буддийского воздержания от мяса гораздо условнее современного, и куда больше связана с религиозным аспектом, нежели с этикой. Чем ближе к нашему времени, тем сильнее изменяется мотивация вегетарианцев. Если раньше у людей, живших на севере, не возникало вопроса, есть ли мясо и кутаться ли в шкуры, то сейчас ситуация стала другой. Даже в самый лютый мороз на прилавках супермаркетов есть свежие овощи и соевая продукция, а шкура молодого синтепона заменит любой мутон. Теперь вопрос, насколько этично убивать животных, стал куда актуальнее. Вегетарианцы делятся на разные группы. Кто-то не ест только представителей фауны, кто-то отказывается от молока, кто-то даже от мёда. В 1944 году Дональд Ватсон основал самую строгую форму вегетарианства: веганство. Его идеология в том, что человек не должен вообще никак не эксплуатировать животный мир. Аргументация варьируется от этических соображений до утверждений о нарушении экологии. Каковы бы ни были причины, они в любом случае упираются во вред природе. Вегетарианцы говорят, что если воздержание от мяса обусловлено здоровьем или стремлением к похуданию, то это не вегетарианство. Этим мы смело перечёркиваем знак равенства между ним и диетой. Но его отличие от поста менее очевидно. Бытует мнение, что христианские монахи – это лайт-версия вегетарианцев. Мол, дети Божии не хотят вредить зверушкам. Так вот. Это миф. Красивый, добрый — но миф. Христианский пост не имеет ничего общего с вегетарианством — кроме оооочень абстрактной идеи: отказ от пищи ради чего-то большего. Чтобы это доказать, обратимся к первоисточнику и поищем заповедь о вегетарианстве в Библии. На протяжении Ветхого Завета речь о еде заходит не раз и не два. В книге Бытия говорится, что в Эдемском саду человек питался только растительной пищей: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт 1:29). Как ребёнка не кормят бифштексами, так и юные Адам и Ева вполне обходились без мяса. Адам и Ева в райском саду. Худ. А. Барабанов Однако уже после Потопа заповедь о пище меняется: Да страшатся и да трепещут вас все звери земные… все, что движется на земле, и все рыбы морские… все движущееся, что живет, будет вам в пищу (Быт 9:2-4). И с этих пор о запрете на мясо речи нет нигде. В Ветхом Завете обсуждается, какие животные чистые, а какие нет, как их можно готовить, а как нет («Не вари козлёнка в молоке матери его», например). Вопроса, можно ли есть животную пищу, не возникает как такового. А Евангелие вообще не о том. Оно о Боге, людях и Любви. Иисуса пытаются пару раз спрашивать о пище, но Он всякий раз оборачивает свой ответ нравственным поучением, к еде никакого отношения не имеющим. Финальный аккорд на тему пищи звучит в Деяниях, и сыграть этот аккорд предстоит апостолу Петру: почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. (Деян 10:10-15) В Ветхом Завете устанавливался запрет на определённых тварей, как на нечистых. В Новом Господь прямо говорит Своему ученику: Бог очистил всех животных. Не почитай их больше нечистыми. Пусть их нечистота не мешает тебе принимать их в пищу. Да, отрывок не о том, что Господь разрешает есть мясо. Позволение есть мясо дано ещё Ною, дополнительного никто и не ждёт! Зато есть наглядное отсутствие запрета. Заколи и ешь. Вроде бы, всё очевидно, понятно, точки над «ё» расставлены. Остаётся маленькое «но». Пост. Сразу напрашивается вывод: пост — это такое время, когда христиане резко начинают жалеть животных. И, во имя любви к природе и уменьшения насилия в мире, решают немножко поотказывать себе в колбасе. Той, которую не из сои делают. Любой человек, слышавший о посте чуть больше, чем немножко, понимает, что здесь всё гораздо сложнее. Только в чём заключался пост древних? Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни/ (Лк 4:1-2) Вот пост пророков древности. Это же — пост первых христианских монахов, уходивших в пустыню. Отсутствие еды, голод — это не цель, а средство. После длительного поста тело перестаёт особо сильно брыкаться и хотеть всего подряд. Заглушаются желания животного порядка. И вот тут-то и проступает истинная сущность человека. Желания-то никуда не исчезают. А если не хочет тело, значит, хочет душа? Чего она _на_самом_деле_ хочет? Чтобы добиться гармонии устремлений, пробудить душу и поставить её главенствующей над телом, монахи истощали тело постом (читай: голодом) и укрепляли душу молитвой. Вот это — особенно важно. Пост с молитвой способен вознести человека до святого — пост без молитвы в лучшем случае поможет похудеть. Бесполезно отращивать крылья, если ты не собираешься летать. Они будут только мешать, раздражать, и в конце концов ты сам же их и отгрызёшь. Почему христиане время от времени уподобляются вегетарианцам? Если запрета на мясо-молоко нет, то почему выбор постящихся падает именно на растительную пищу? Ответ прост, как табуретка: потому что такая пища быстрее переваривается организмом, и чувство голода возникает гораздо раньше. Мы не монахи-подвижники, мы не в состоянии 40 дней вообще ничего не есть. Не пахари, не плотники, мы офиса работники. Организм хочет питаться 3 раза в день, если не чаще, а иначе будут не отчёты и проекты, а обмороки и больницы. И тогда Церковь говорит: ребята, выход есть! Ешьте настолько просто, насколько возможно. Каша, картошка, хлеб, какие-нибудь простенькие овощи — вот и будет вам пост! Главное, не объесться, не забыть, зачем, собственно, ограничиваемся. Монах. Худ. Эдуард Панов Поэтому христиане с иронией относятся к якобы постному соевому мясу или, скажем, кокосовому молоку. Ведь пост не в качестве пищи, а в максимальной простоте и минимальном количестве. И соевые сосиски здесь совсем ни при чём. Вот и выходит, что границы между постом и вегетарианством чёткие и легко проводимые. Хотелось бы, правда, заметить одну любопытную особенность. Вегетарианство, ставшее популярным в XIX веке, основано не на теории реинкарнации, пугающей следующими воплощениями, а на жалости к живым существам. На нежелании плодить насилие и жажде мира во всем мире — в том числе, мира и гармонии с природой. И это прекрасно. Ведь это значит, что проповедь Христа была услышана, и теперь мы уже не считаем нормальным убийства, мучения, смерть живых существ. Нет, Библия не запрещает употребления мяса в пищу. Это не грех. Но тот факт, что многие люди считают это жестоким — заслуга Евангелия и тех, кто его проповедовал. Это значит, что проповедь любви не прошла бесследно. Она изменила мир. А значит, слава Богу. Аминь.