Недавно мы организовали в семейном центре своего прихода шахматный кружок. Запуск этого проекта принес мне много радости. Кроме того, он навел меня на размышления, которыми мне и захотелось поделиться с участницами нашего клуба. Расскажу собственно про кружок. Началось все с того, что я обнаружила в своем ребенке склонность к логическим играм вообще и к шахматам в частности. В городе есть шахматные секции, но все они расположены довольно далеко от нас. Мысль о том, что ребенка придется туда возить, вызвала у меня приступ тоски. Хватит того, что я его в школу вожу. Может, общественность меня и осудит, но я являюсь принципиальной противницей родительского самопожертвования в случаях, когда без него можно обойтись. А также ярой сторонницей того, что по своим делам ребенок должен ходить на своих ногах. Здесь есть много плюсов для самого ребенка. Одно дело, когда собрали и повезли, и совсем другое — когда ты сам следишь за временем, собираешь сумку, идешь на занятия, а после (отзвонившись маме!) останавливаешься немножко повисеть на турниках в компании столь же самостоятельных людей. Высказанные соображения медленно, но верно привели меня к мысли: нужно организовать кружок в своем районе! Для успеха замысла требовались три составляющие: помещение, преподаватель и человек десять маленьких потенциальных шахматистов. И началась, как в анекдоте, челночная дипломатия. Сначала я поделилась идеей со знакомой преподавательницей воскресной школы. Она сказала, что кружок вполне возможно организовать при семейном центре прихода – нужно только спросить благословление у настоятеля. Настоятель, отец Сергий, идею одобрил: «Ищите преподавателя». ВКонтакте нашлась группа, объединяющая любителей шахмат нашего города. Один из них любезно согласился мне помочь и порекомендовал сразу двух потенциальных преподавателей. Один из них (по рекомендациям – лучший детский тренер города!) согласился. Я оседлала велосипед, сын встал на ролики, и мы поехали расклеивать объявления по району. Это было увлекательно, но, как выяснилось, не слишком полезно: достаточно было просто пройтись по окрестным школам и развесить объявления там – практика показала, они дают наибольший эффект. Группа набралась и успешно работает. Довольны и дети, и родители, и преподаватель, и представители семейного центра. Вообще всё время, пока мы занимались организацией кружка, меня не покидало удивление – до чего всё хорошо стыкуется! Похоже, Господь поддержал мою идею! Впрочем, я уже начинаю сомневаться – мою ли? Может быть, это Он мне её и подкинул? Хочется упомянуть об одной детали. Когда мы расклеили объявления о наборе группы, мне позвонили два директора местных школ: «Мы тоже хотим шахматный кружок!» Одна была даже готова ввести ставку для преподавателя и платить ему зарплату. У меня оставался номер телефона еще одного тренера (изначально кандидатов было два). Директор и тренер созвонились и назначили встречу. Надеюсь, у них всё получится – однако опасаюсь, что при таком раскладе наш микрорайон придется переименовывать в Нью-Васюки! Сказать, что я была удовлетворена процессом – значит ничего не сказать. Меня переполнял энтузиазм. «Что бы такое еще организовать?» — задумалась я. Однако, когда кипение в голове улеглось, сухим осадком выпала мысль: организация – это тоже нешуточная работа. Это нервные затраты, т.к. непросто состыковать интересы всех участников процесса. Для организации кружка нужен или какой-то личный интерес, или гораздо больший заряд альтруизма, чем тот, который у меня на настоящий момент имеется… Я остыла. Вся выделившаяся энергия потихоньку ушла не в действия, а в теоретические размышления о том, каково детское дополнительное образование сейчас, и о том, каким мне хотелось бы его видеть. В настоящее время существует много кружков и секций. Но при всем их количестве бросается в глаза узость областей, в которых мы намерены развивать таланты наших детей. Перечислю самые популярные в нашем городе направления: единоборства для мальчиков, танцы для девочек, английский, компьютерные курсы. Бесспорно, дети получают здесь полезные знания и навыки. Однако я попыталась представить конечный результат процесса, если мы ограничимся только этими областями: желаемый человек будущего при таком раскладе рисуется мне этаким экспортно-ориентированным офисным индивидуалистом. На мой взгляд, в нашей системе дополнительного образования сейчас есть зияюще-незаполненные ниши. И в первую очередь это область естественных наук. У моего сына есть приятель. Он очень любит ловить тритонов и читать книжки про динозавров. Однажды я гуляла с ними двумя на стадионе и увидела необычную ветку, кем-то сорванную и лежащую на беговой дорожке. «Ребята, — говорю – это войлочная вишня!» Мой бросил равнодушный взгляд – и убежал играть в футбол. А приятель вертел эту ветку в руках несколько минут – изучал, разглядывал. Вопрос: что мы можем предложить таким детям для развития их способностей? Помнится, в бытность мою школьницей существовал кружок юннатов во Дворце пионеров. Там был целый зверинец. Дети кормили животных, ухаживали за ними. В школе у нас имелись огород и теплица, мы что-то там сажали. В колхоз ездили каждую осень. На ипподром девчонки бегали, помогали в уходе за лошадьми, учились верховой езде… Думаю, и на сегодняшний день есть возможности для изучения детьми живой природы. И интерес к этой сфере жизни явно присутствует. Так, летом я получила приглашение на мероприятие с участием известного агрария, основоположника пермакультуры Зеппа Хольцера. Предполагалось благоустроить территорию одной из московских школ, высадить там комплекс растений, подобранных так, чтобы вместе они составили симбиоз. Свою заявку на участие я отправила через 40 минут после получения письма, но её не приняли. Все места оказались заняты! Если в школе есть увлеченный учитель биологии, можно предложить ему организовать ботанический кружок. Можно выращивать комнатные растения – и даже на продажу, почему бы и нет? Не часто нашим детям предоставляется возможность поразвивать трудовые навыки и предпринимательские способности! Но к этой теме, теме труда и предпринимательства, я еще вернусь — а пока продолжу про естественные науки. В школах есть физические и химические лаборатории. Мне кажется, это очень ценный актив, который сильно недоиспользуется. У меня возник план, который я через пару лет хочу реализовать – потому что, понаблюдав за ребенком, я заподозрила его в интересе к физике … хотя слова «физика» он, кажется, еще не знает. Попробую найти в какой-нибудь из окрестных школ хорошего, неравнодушного физика и предложу ему вести кружок. Я готова платить за это и готова собрать группу родителей, заинтересованных в том же, что и я. Да, реализация такого проекта займет время и силы — но, по моему мнению, дело стоит того. Давайте поговорим еще о спорте. Вот за что я благодарна государству – так это за сохранение системы спортивных секций в школах. Особенно важным кажется мне обучение детей командным играм. Без преувеличения, культ командных игр – один из признаков здоровой, развивающейся нации. Всем тренерам, которые занимаются нашими детьми, я кланяюсь в ноги и желаю долгих лет жизни. Вызывает грусть то обстоятельство, что чем старше дети, тем меньший их процент регулярно занимается спортом. Особенно это касается девушек-старшеклассниц. Мне кажется, они бы и пошли на фитнес, но не все родители могут себе это позволить. С другой стороны, школьные спортзалы используются далеко не на полную мощность. Возникла мысль: почему бы не пригласить тренера по фитнесу вести секцию в школе? Есть виды фитнеса, не требующие тренажеров и специального инвентаря. И абонемент в секцию будет стоить гораздо меньше, чем в фитнес-клубе – я думаю, можно будет договориться с директором школы о приемлемой стоимости аренды спортзала. И последняя группа направлений, на которых я хотела бы остановиться: кружки, воспитывающие трудовые навыки. Мы очень много внимания уделяем получению детьми знаний, которые им пригодятся когда-то в будущем, но крайне редко учим удовлетворять собственные текущие потребности. Девочка любит красивые вещи? Мне кажется, ей очень подойдут курсы кройки и шитья, или, например, вязания крючком. Кроме возможности красиво одеваться, она получит способ зарабатывать. Вообще, на мой взгляд, очень несправедливо то, что дети сейчас лишены легальной возможности трудиться и получать за это деньги. Согласитесь, что это привносит в жизнь драйв. Мы искусственно задерживаем детей в детстве, вытесняем в виртуальный мир. Мало что притупляет волю так, как бездействие. В этом вопросе существуют сложности, как юридические, так и чисто практические. Однако я думаю, что многие родители поддержат идею раннего получения (и применения!) старшими детьми трудовых навыков. В заключение я попытаюсь обобщить свои соображения – возможно, сумбурные, возможно, оторванные от реальности. Недавно в одном интервью, опубликованном в этом журнале, я наткнулась на удивительную фразу: «Надо учить детей с детства, как правильно желать». По-моему, творческая, нерутинная часть родительских обязанностей как раз в том и состоит, чтобы научить ребенка определять области, в которых он талантлив, и находить возможность свои таланты применять. Да, сначала многое приходится делать за него: и фиксировать склонности, и находить способы развития талантов — однако постепенно эти функции перейдут к самому ребенку. Очень важно дать ему попробовать успех на вкус, запустить его внутренний мотор – и тогда приобретенная кинетическая энергия позволит ему преодолеть преграды, неизбежно ожидающие его на пути. (Я видела таких детей. Знаете, это просто танки :)) Мы видим, в чем ребенок талантлив. И наша задача – найти возможности эти таланты развить. Нет возможностей? Их надо создавать! Как показал мой опыт, в этом заинтересованы абсолютно все. Есть недоиспользуемые помещения – школьные, например. Есть преподаватели, которые любят работать с детьми и совсем не прочь получить за это некоторую сумму денег. Есть родители и дети, образовательные потребности которых совпадают с вашими. Успех – лишь вопрос инициативы. Это чем-то похоже на теорию эффективного спроса, созданную английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Он предлагал для оживления стагнирующей экономики использовать государственные инвестиции, приводящие к созданию новых рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса населения и бурному росту сразу во многих отраслях национального хозяйства (так называемый принцип мультипликации). Почему у меня возникла такая ассоциация? Потому что потребность детей в развитии – это та область, инвестиции в которую могли бы принести беспрецедентный мультипликативный эффект, имеющий не только экономическое измерение. Но почему-то государство не проявляет большого интереса к такого рода инвестициям. Однако родители-то в них заинтересованы! В определенном смысле каждый из нас может сказать о себе: «Государство – это я!» Помнится, недавно в одной из статей Ирины Лукьяновой мне встретилось предложение создать в России партию родителей. А что, это вполне резонно. Может быть, не все люди мыслят глобальными категориями — но каждому приятно видеть своего ребенка энергичным и деятельным, а не просиживающим часы напролет за очередной компьютерной игрой. Думаю, игра стоит свеч. А в качестве бонуса дерзнувших ждет вагон положительных эмоций и новые интересные знакомства!