Последние года два-три нашу Церковь сотрясают скандальные истории, неизменно вызывающие взрыв эмоций и у верующих людей, и у светских. То вдруг оказывается, что известный протоиерей был двоеженцем, то матушка какого-нибудь священника начинает разглашать неприглядные подробности поведения мужа, то монах на «геленвагене» становится виновником ДТП, повлекшего за собой несколько смертей, то неожиданно разворошат гнездо «голубков» в каком-нибудь монастыре. Да и к тем, кого принято считать верующими, немало претензий. И каждый раз после очередного эпизода приходится слышать нелестное: «Да в этих церквях все такие!»

Я впервые перешагнула порог церкви в 1991 году и с того времени, образно говоря, не покидала ее. За эти двадцать три года повидала много: и священников, страдающих алкоголизмом, и алтарников, таскающих деньги из кружек для пожертвований, и злобных бабушек, выгоняющих из храмов молодежь, и матушек, не хранивших супружеской верности, и таких же батюшек… Много чего было. Но, несмотря на весь отрицательный опыт, я так и не приобрела иммунитета к подобным явлениям. По сегодняшний день я испытываю боль, скорбь и смущение, когда слышу о преступлениях тех, кто по долгу своего служения должен быть образцом для мирян. И мне до сих пор царапает сердце, когда я слышу, что «в церквях все злые».

Поскольку я живу в маленьком городе, то добрая половина его жителей меня знает. Кто-то крестил у нас ребенка, кто-то отпевал родственников, кто-то венчался. И нет ничего удивительного в том, что очень часто, встретив меня где-нибудь на улице, люди со мной здороваются, а потом следует вопрос: «Как же так? Почему происходит такое?».

Вот и на этой неделе меня опять спрашивали: «Скажите, ну как же теперь ходить в эту церковь, раз там творится такое?», а один человек, вообще ушедший из Церкви, спросил более конкретно: «Как ты можешь еще верить во все это?»

Собственно, именно после этого вопроса я и задумалась — а во что верить? Во что — «это»? В непогрешимых священников или в Господа нашего? Во что я верю?

Я верю в Священное Писание, в то, что Господь Иисус Христос воплотился телесно и претерпел распятие ради нашего спасения, в том числе и моего. Верю ли я в людей? В религиозном смысле — нет. Святых нет, все грешники. Я знаю, что любой человек может совершить ошибку, и разница между людьми только в том, что одни каются и исправляются, а другие — нет.

Являются ли описываемые явления порождением нашего времени? Нет. Несмотря на то, что Церковь еще с ветхозаветных времен призывала своих служителей к более строгому благочестию, прецеденты были. В Книге Чисел описывается, как Господь поразил сынов Аарона, которые были священниками, — за грехи.

История-то, как выяснилось, стара как мир. Можно, конечно, объяснить бесчестие сынов Аароновых тем, что они принадлежали к роду священническому не по духу, а по факту рождения, а мы-де православные, и все у нас православное, и батюшки наши благочестивее всех благочестивцев, вместе взятых. Ан нет. И принадлежность к православному вероисповеданию не уберегает нас от падения, и любой из читающих эти строки может назвать с десяток случаев, это подтверждающих. Были похожие истории и до революции. За преступления священников лишали сана, а некоторых после порки батогами даже отправляли в Сибирь.

И то же самое можно сказать и о людях, не имеющих духовного сана, о простых прихожанах. Один из самых популярных аргументов у тех, кто не посещает храмы: «В церквях все злые. Сначала грешат, а потом в церковь идут грехи замаливать». А я вот думаю: а что такого криминального в том, что люди идут в церковь замаливать грехи? Это же хорошо, это нормально. Гораздо хуже, когда человек грешит и не стремится замолить свои грехи. Другой вопрос, что хотелось бы ближних видеть не грешащими, но… Мы пока на это не способны. Что остается? Остается воспринимать людей такими, какие они есть, и не считать себя «лучше, чем эти грешники».

Грех существует столько же, сколько существует человечество, и на земле нет ни одной организации, ни одной системы, которую составляли бы исключительно святые. «Всяк человек ложь»,— говорит псалмопевец Давид (Пс 115, 2), и это правда. Каждый из нас в какую-то минуту жизни может быть святым, а в следующую минуту может согрешить. Такова наша природа: нас качает, как маятник, от святости к грехопадению и обратно. Качает всех, каждого без исключения, и, входя в храм, мы должны быть готовы к тому, что встретим здесь не благообразных старцев в незапятнанных ризах, а обычных людей, таких же, как мы сами: заблуждающихся, сомневающихся, раздражающихся, обманывающих, сквернословящих, блудящих и пьющих. Мы должны помнить о том, что Церковь называют духовной лечебницей, а лечебницы, как известно, строят не для здоровых, и даже сами лекари могут быть больны. И по большому счету мы ведь именно за этим и ходим в церковь — замаливать грехи. Ведь именно для этого и стоит на русской земле такое количество храмов, чтобы мы могли замолить, хотя бы попытаться замолить свои грехи.

Крестьянки в церкви — Казимир Малевич.

Конечно, это понимали еще апостолы, и никогда земная Церковь не провозглашалась эталоном святости. «Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою», — говорит апостол Павел (1 Тим 4, 12). Очень важно: не «мы — образ верным», а «образ буди» — «будь образцом для верных». То есть сам факт исповедания христианства автоматически не делает нам людьми образцового содержания, быть ими мы должны за счет собственных усилий. Просто кто-то не может прилагать эти усилия, кто-то не хочет, кто-то не понимает, как это сделать. В то же время некоторые верующие считают неверующих людьми второго сорта и относятся к ним с презрением и даже с ненавистью. Слово «неверующий» для них синоним слова «негодяй».

Справедлив ли вывод, что в целом люди в храме хуже людей, которые находятся вне храма, и наоборот? Можно ли сказать, что тут отпетые грешники, а тут — святые? Способны ли люди из одной группы только на хорошие поступки, а из другой — только на плохие? Нет. На самом деле мы одинаковые. Социум и Церковь — два сообщающихся сосуда, уровень в одном точно такой же, как и уровень в другом. Все то, что имеется в обществе, вместе с нами плавно перетекает в церковную среду, и наоборот: выходя из дверей храма, верующие выносят из него нечто свое и питают этим общество. Поэтому нельзя говорить, что вот здесь люди лучше, а вот здесь люди хуже, те плохие, а эти хорошие. И там, и там — мы, такие многогранные, одинаково способные и на негатив, и на позитив, святые и грешники в одном флаконе, содержимое которого ну никак не разделить.

И любой из нас способен совершить героический поступок или проявить сострадание и сочувствие к ближнему. Причем часто это сочувствие приходит от тех, от кого его меньше всего ждешь, и ты, более-менее благочестивый христианин, получаешь неожиданные уроки, иногда довольно чувствительно бьющие по самомнению. Не так давно ехала я по шоссе к магазину, и со мной поравнялся большой черный внедорожник, из открытых окон которого грохотал рэп. Я не выношу таких любителей музыки, вынуждающих всех, кто оказался рядом, становиться невольными свидетелями их музыкальных пристрастий. И в тот момент, когда этот самый автомобиль нагнал меня, признаюсь честно, я подумала о его водителе плохо. Очень плохо. Через пятьдесят метров я свернула на парковку магазина и не успела закрыть машину, как рядом со мной остановился тот самый внедорожник. Из него вышел молодой человек лет двадцати семи с модной, как сейчас говорят, «трехдневной», рыжей щетиной, и сказал мне:

— А у вас правое переднее колесо пробито.

Сказал, прыгнул обратно в машину и уехал по своим делам.

Я успела сказать ему вслед «спасибо», и он его услышал, но, провожая взглядом его машину, я испытывала чувство стыда. Выходит, этот любитель громкой музыки специально по пробке ехал за мной и даже свернул на стоянку, чтобы сказать, что у меня пробито колесо… А я… А что я? Я, христианка, плохо о нем подумала, назвала нехорошим словом. Придется опять идти в церковь замаливать грехи.

Заглавное фото: dimastrahov.com

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Nata.

Спасибо Лилия, тема эта на сегодня действительно и актуальна, и злободневна. Как дежавю, в таком ракурсе несколько месяцев назад в нашем храме говорил проповедь Кураев. О том, что с одной стороны у нас нет догмата о непогрешимости священства, включая архиереев, с другой стороны, если нам не нравится позиция какого-то конкретного клирика, это не повод для того, чтобы нам отказываться от нашей личной встречи с Христом, которая и есть главное в жизни христианина. Поэтому для меня главный ответ на этот вопрос — да, священники живые люди, и так же могут грешить, но при чем здесь Христос и мои с Ним отношения?… Читать далее »

Лилия Малахова

Правильно. Все правильно.

ККК

Задам вам вредный вопрос — замолив грех осуждения- вы что перестанете плохо думать о незнакомых людях? Очень сомневаюсь. Сама такая. Просто когда человек идет в специальное место каяться, очень многих распирает потом от своей "хорошести", они эту хорошесть несут как знамя, чем и отталкивают. А вообще вы все правильно написали- в церквях те же люди, пороки у них те же, что и других.Раздражает только их спесь по поводу регулярного похода в правильное место, с покаяниями.

Nata.

Если говорить о замаливании грехов то… мне не совсем нравится само это выражение.
Покаяние, по-гречески "метанойя" — перемена ума. То есть "каким я раньше был, таким больше не буду". В данном вопросе покаяние именно в том, чтобы перестать думать впредь плохо о незнакомых людях. Если это случилось, значит покаяние состоялось. Другое дело, что сразу мало у кого получается, и этот процесс требует определенного времени, у всех по-разному.

ККК

Да, Ната, вот и я так себе представляю и читала где-то, что исповедь прежде всего избавление от грызущего тебя состояния, попытка признать и "закрыть" совершенную ошибку! Для психики очень полезная вещь. Только правильно написали про якутов- там где человеку его уклад, совесть не позволяли делать гадости, теперь как бы появляется лазейка- нагажу, потом покаюсь. Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в божий храм. Три раза поклониться долу, Семь — осенить себя крестом, Тайком к заплеванному полу Горячим прикоснуться лбом. Кладя в тарелку грошик медный, Три, да еще семь раз подряд… Читать далее »

Nata.

Понятно, так часто происходит на практике. Потому что такой вариант проще для применения, скажем так, поэтому и прижился. А так, к правильному пониманию покаяния приводит житие Марии Египетской. Вот покаялась, так покаялась! Конечно нам до нее далеко, но пример наглядный.

Свинка Пеппа

Полностью согласна с Вами!!!

Лилия Малахова

Да я вроде и не говорю, что перестану. Но вот конкретный грех замолить надо бы.

ККК

У меня подобные ситуации ( когда при первом взгляде человек чем то не понравился или вызвал опасения какие-нибудь) вызывают радость- здорово то как! Хороших людей вокруг много! Иногда, чаще на отдыхе, просто заговариваю с неприятным персонажем и тетка хабалистого вида вдруг оказывается хорошей мамой и просто приятным человеком, а молодой человек гопнического вида — скромным парнем, да еще готовым помочь. Главное с выводами не торопиться и по виду не судить!)))

Гоблинище

Это прямо как в рассказе "Архиерей", автора сейчас не вспомню. Про Якутию и ее просвещение. Смысл там был с том, что крещеные якуты ненадежнее некрещеный, потому что крещеный сделает гадость и пойдет каяться, а некрещеный каяться не может, нет у них такого — и гадость делать не будет. Но тут нет выхода, кроме как перестать каяться — и грешить тогда уж тоже совсем перестать

Это Лесков "На краю земли", если не ошибаюсь. Только там вывод немножко другой: их просвещать надо немножко по-другому, с учётом тех понятий, которые у них в ходу. Разный менталитет. Кстати, и на Руси многие понятия с христианской верой появились. Это часто у язычников бывает.

Лилия Малахова

Да, Лесков.

Гоблинище

Точно, он. Спасибо!

Maria_Francesca

Скорее всего будет думать реже. Я как начала в этом исповедоваться, так стала думать о людях лучше. А кроме того, делать это молча 🙂

Мария

Мне несколько раз попадались люди, для которых моя вера была вызовом. Ну как вызовом… сами спешили завести спор, переубедить, обвинить… Но ничуть об этом опыте не жалею: сама для себя прояснила некоторые вопросы, через диалог там, где он был возможен.

Лилия, замечательно как вы это выразили — да, два в одном. и ничего не поделаешь. И неверующие люди бывают человечнее верующих.

Ната

Причем мне в последнее время именно такие и попадаются. Не то чтобы неверующие…Но уж точно невоцерковленные. Человечные, милосердные, оптимистичные и просто прекрасные. А с верующими/воцерковленными вообще общаться в последнее время не могу. Ни одного слова в простоте не услышишь. Даже юмор противный: церковно-благостно-корпоративный.

Арина

Ух ты. А приведи плиз пример шуточки)
церковно-благостно-корпоративной

Ната

Со мной на Вы.

Ната

А шуточки…Ну что-то вроде…Нет. Не буду. Ещё шутники себя узнают, да и глупость тиражировать не хочется. Скажу лишь, что они касаются набившего оскомину многочадия, чадородия и "батюшка благословит". И места бабы в это мире.

Мышка

"Ни одного слова в простоте не услышишь" – это Вы хорошо сказали! Да уж, это точно. Не со всеми верующими-воцерковленными так, конечно. Но я как-то заметила, что с некоторыми людьми тяжело общаться и дружить как просто с людьми…

Nata.

Чего стоит одно только "это тебе по грехам" вместо сочувствия…

Лилия Малахова

Вот, любимое. "Это тебе по грехам".

Neta

Мне еще нравится: "Значит, мало молишься!"

Лилия Малахова

Маловерная ты!!! — тоже хит. Другой вариант — маложушная.

Neta

Еще: "Господь не дает креста не по силам" После чего то ли остается поражаться сколько же во мне, оказывается, сил, то ли удивляться, как мало их в собеседнице, которой почему-то "креста" не досталось.
Самое кошмарное, когда знакомой, у которой погиб сын-подросток, говорили в виде "утешения": "Ты же не знаешь, от чего его Господь спас: может быть, иначе он вырос преступником". За такое я бы, наверное, сама стала бы преступницей и отделала "доброжелателей".

Neta

Вообще иногда хочется сказать: "Господи, спаси ОТ благочестивыя и услыши ны!"

Хельга

Малодушная?

Лилия Малахова

Да, малодушная.

Свинка Пеппа

О, ля-ля!..(((((((((((

Гоблинище

Да, нередко бывает все так чинно и елейно, что диву даешься ))

Хельга

Выражаются профессионально, комар носа не подточит, выглядит все очень благостно, звучит правильно.

Хельга

Спасибо, Лилия! Так тепло на сердце от Ваших слов, вот Вы -матушка, воцерковленный человек, христианка, простите за пафос, так и хочется сказать, настоящая, но в Вас при этом, нет сухого обличающего фарисейства, как бывает иногда у воцерковленных "знающих" людей. У меня крестный у младшего ребенка такой- он протоиерей, но умеет общаться с любым человеком так, что ты себя не чувствуешь рядом с ним грешницей, безграмотной и заблудшей овцой, нет какой-то назидательности, стремления поучать, так легко рядом. В церкви мне помогает установка о том, что здесь святых нет, здесь все еще только стремятся к святости, здесь грешные все люди, и да,… Читать далее »

Лилия Малахова

Бывает. В моем кругу тоже есть монахи и монахини, и просто православные, с которыми общаться никак не хочется. И есть просто люди, может быть, далеки от Церкви, но простосердечные и мудрые.

Не знаю, насчет настоящести. 🙂 У меня бывают сильные сомнения на этот счет. 🙂

Арина

А по-моему Лилия как раз и обвинила: вот я нехорошая, и ты, дорогой читатель, тоже.

Хельга

Это не обвинение, а, скорее, самоукорение, причем, не напоказ. Такой образ мыслей и этот поступок в конце статьи, говорит о том, что человек совестливый и честный, вывод Автора не вызывает у читателя раздражения и уныния. Я здесь не увидела обвинения ни в адрес читателей, ни в отношении самой себя со стороны Автора.

Лилия Малахова

Это статья-воздыхание о своих грехах, если так можно выразиться. 🙂

Хельга

Да. Именно так и воспринимается.

Maria_Francesca

Я всегда считала, что вещающий с назидательным видом как раз не то что не вполне христианин… но тот, кто так не делает, больше имеет прав христианином называться. Если кто-то пришел ко мне с видом "я сейчас тебя научу как надо" он вызывает у меня сильные подозрения. Если это священник, я промолчу и постараюсь удалиться, а если нет, так его самого отправлю. По моему опыту по-настоящему духовные люди никогда так не делают и разговаривают нормально, более того, уважительно.

Хельга

Совершенно верно, но прытких "знающих" в церкви как в сообществе верующих очень много, я работала в благочинии, и среди сотрудников, и среди прихожан. Кроткие, конечно, тоже есть, но их несравнимо мало, зато через них Господь посылает такое утешение.

Лилия Малахова

У китайцев, да? есть поговорка: бойтесь людей, который знают "как надо". 🙂

Мышка

"…Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"…"
А. Галич

Гоблинище

О да! Моя любимая песня

Maria_Francesca

А еще стоит бояться быть этим человеком…

Гоблинище

У нас тоже маленький поселок, и я сталкивалась с такими ситуациями, когда человек спрашивает: ну и как после этого?.. Даже бывает такая постановка вопроса — человеку не хочется исповедывать грехи и приходить в церковь к священнику, который был замечен, или заподозрен, в чем-то таком явно неуставном. Но именно у нас — все ведь на виду — нельзя заподозрить, потому что нечего подозревать, когда все на виду, и нельзя не заметить, если что-то такое есть. Поэтому я могу всегда ответить: иди к нашему батюшке в наш храм, тут точно все нормально. А объяснять, что приходим мы к Богу, а не к… Читать далее »

Лилия Малахова

Людям хочется идеалов.

Maria_Francesca

Еще как хочется! Я всегда пребывала в уверенности, что все мои знакомые священники — прекрасные люди. Если кто-то из них сделал что-то не так, то это он просто случайно ошибся. Но я не знаю за ними никаких серьезных проступков. То ли они правда такие праведные, то ли я что-то пропустила. Предпочитаю верить первому, хотя что-то пропускать я горазда. Но зачем мне знать о чужих грехах? Уж лучше знать свои, больше толку.

Лилия Малахова

🙂 Хочется верить в первый вариант. Повезло же Вам!

Maria_Francesca

Да, очень. Я всегда была за это благодарна, но послушав людей, начинаю еще больше ценить. Мне исключительно повезло в том, что связано с церковной жизнью. Может, потому, что я ранимая — если бы что не так, я бы не пережила.

Хельга

Один Охлобыстин (простите за переход на личности, но, все жизненно) чего стоит, им одно время все искушался мой муж.

Гоблинище

А он как раз прикольный )) не знаю, людей, я так заметила, смущают какие-то явные несовпадения дел с проповедью, типа у одного десять иномарок, а другой был замечен в сильно неподобающем месте…. Я на вопросы такого плана отвечаю обычно, что эти граждане не показатели и не образцы, что не факт, что все вот прям так бечпросветно, а не наши домыслы, что люди вообще все разные, и что не наше дело вообще )) а Охлобыстин веселый, он больше популяризирует, чем отталкивает. Хотя не знаю.

Хельга

На сколько мне известно, он запрещен в служении. Пастырь и прилагательное "прикольный" все же не совместимы, по замыслу, как минимум.

Nata.

Вот с эпитетом "прикольный" мне сразу вспомнился отец Михаил из храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Он уже батюшка в возрасте, но тем не менее я его так для себя и прозвала "ходячий кусок прикола" (причем не со зла, а с большой симпатией). Юморист знатный. Он постоянно выдает такие шуточки, что просто диву даешься. Но самое интересное, если в них вдуматься, то в каждой скрыт глубокий смысл.

Maria_Francesca

О, это прекрасно! Очень таких люблю. Такая радость с ними встречаться! Я, пожалуй, знаю одного такого. И думаю, что он бывает весьма суров, когда требуется, а когда не требуется — шутки шутит. Наверное, можно быть высокодуховным человеком и без чувства юмора, но я не могу себе такого представить 🙂

Хельга

Много знаю батюшек с чувством юмора, однако, прикольными их не назовешь. В моем понимании это другое.

Nata.

Возможно мы просто по-разному трактуем слово "прикол"…

Гостья

спасибо! прекрасно!

Лилия Малахова

Спасибо.

Татиана

Прочитала у одного священника, что в церкви каждый двенадцатый предатель, ещё от Апостолов повелось.Некоторые временно предают, а другие…Господи, помилуй нас!

Хельга

Может, это просто образно батюшка так сказал? Не стоит понимать буквально.

Nata.

Как сказать образно? Как-то читала статью священника… простите не помню фамилию. Смысл был в чем: приводилась статистика сталинских репрессий в отношении священнослужителей. На тему того, сколько из них под страхом пыток, казни и лагерей отреклось. Так вот, там тоже был сакцентирован этот процент предателей — каждый двенадцатый.

Хельга

Ну и каждый первый — грешник. А про статью, которую Вы читали, — на самом деле, страшно все это, не знаю, устояли бы мы, если бы оказались на месте тех людей…

Nata.

Я совершенно согласна, что каждый грешник, и аз я первая есмь. Здесь речь идет не о грешниках, а именно о предателях. Это все-таки несколько другая категория.
Да, и я тоже не могу дать ответ на вопрос устояла ли я, поскольку в таковой экстремальной ситуации покуда мне бывать не приходилось, с тем что это страшно, очень страшно согласна полностью.

Neta

Больше того, отречение ап.Петра почти сразу после слов "хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Мф.25.35)" предупреждение не переоценивать себя, потому что никто не знает, как поведет себя в испытаниях

Ежик

В плане совпадения интересно,а в плане процента-так это немного. Я ожидала услышать-"каждый третий". Все же и гонения были очень серьезные.

Лилия Малахова

Я такое тоже слышала от священника.

Гоблинище

Это вроде бы Кураев сказал. А я как-то раз прошла какой-то тест относительно того, в какой круг ада попаду. География ада была дантовской. И попала я в круг предателей. Вот вроде глупость и ерунда, а запомнилось, и даже стала ловить себя иногда на каких-то таких предательских мелочах

Ольга

Если посчитать скольких В этой статье осудили, пусть не поименно, то страшно. Я тоже раньше думала , как же так? Мне дали узнать — как это так. Простите , но не надо так! Тем более Вы сами знаете ка легко оказаться в числе тех кто в этом кругу. Как то священник в проповеди сказал, если только тянет о ком сказать плохо, даже если это правда, то помолитесь-…. от них же первый есмь аз( это про нас, это все мы первые грешники.)Но по гордости никогда не думаем об этом. Простите , не хотела обидеть никого, но по сердцу резануло и очень… Читать далее »

Лилия Малахова

Никого не осуждали. Факты привели — не более того.

Ольга

Если Вы не Священство неприкосновенно для всяких пересудов, им судья Бог. По одной простой причине… если ВЫ не поняли то беда. Это как беседу вел один священник, он сказал, да Вы не знаете что твориться в семьях священников и какие там бывают проблемы. И слава Богу что не знаем. Простите, но Вас не туда несет.И еще такой момент, покаяние- это не то что приходиться, а то что необходимо как воздух. Говорить о недостатках можно лишь тогда, когда говоришь, а вот я ….., о себе и только лишь о себе. Простите.

Гоблинище

В православной церкви нет догмата о непогрешимости папы. И такие слова, как Ваши, могут только еще больше оттолкнуть от церкви и от веры человека, искренне недоумевающего, как же так, и пришедшего с вопросом. Он узнает какие-то шокирующие вещи, обращается к людям знающим и церковным за объяснением и слышит в ответ: мы не можем судить, нельзя об этом говорить и думать, следи за собой, грешник. Как Вы думаете, какая будет реакция? И сколько раз я сталкивалась с простым нипониманием, недоумением по любому поводу — если бы я отвечала на все вопросы в духе того, что тайна сия велика есть, а ты… Читать далее »

Ксания

Да и в католической этот догмат только папы и касается, если не ошибаюсь 🙂

Maria_Francesca

Такого догмата нигде нет, это языковая ошибка. Догмат о безошибочности Папы Римского ex cathedra никак не связан с понятием греха, он вообще про другое. Слово "непогрешимость" тут связано с отсутствием погрешности, в смысле ошибки, а не с отсутствием греха. Произошла определенная путаница с весьма интересными последствиями. Впрочем, такое случается нередко.

Гоблинище

Спасибо за поправку, я в курсе, что это узко понимаемая непогрешимость. Но в православии и такого нет, даже если постоянно держать в голове, что эта непогрешимость касается только официальных заявлений.

Maria_Francesca

Собственно, она касается вероучения церкви. В нем не может быть ошибок. Во всем остальном — легко.

GALKA

Ольга рассуждение и осуждение — постарайтесь увидеть разницу…
Не знаем, не знаем — а потом "случайно" открываются страницы жизни других людей…
и надо быть к этому готовым,
и не бежать из храма сломя голову от одного замечания бабушки.
Матроны — удивительный остров,
здесь все авторы и пишут о себе…

Лилия Малахова

Ну, если человек пишет слово "священство" с большой буквы, то тут объясняться без толку. Махровое псевдоправославие, приправленное нарушением второй заповеди.

Хельга

Ольга, Вы можете вообще не анализировать, не рассуждать, не принимать решений (перед этим неизбежно придется думать, рассуждать и оценивать), ни в церковной жизни, ни в саетской, это Ваш выбор, Ваше право, только призывать к этому других не допустимо ни для кого.

Хельга

Лилия объяснила как относиться к некоторым явлениям, имеющим место быть в церкви, где здесь осуждение? Осуждение — это другое, например, "как он мог так поступить", или "хорошо, что мы не такие, да я бы так никогда…", а в данном случае, как бы мы не закрывали глаза и не прятались, недостойные поступки и явления все равно встречаются и христиан ну нужно иметь трезвый взгляд на них и дать оценку происходящему, тем более, к Лилии, как к матушке, обращаются миряне с вопросами о происходящем, именно для того, чтобы правильно оценить произошедший инцидент, узнать, как действительно к нему относиться. Любую попытку нравственной оценки… Читать далее »

Loreleya

Простите, но совсем не думать-это тоже плохо.У человека в голове есть встроенная система ценностей, с которой он все сравнивает. Логическое мышление называется. Вот Лилия не считает, что глушить громкой музыкой прохожих-это хорошо.Поэтому сама так не делает. В воспитании детей тоже надо применять нравственную оценку событий, иначе они будут смотреть современные фильмы и думать, что активная половая жизнь до брака -это хорошо и полезно для здоровья. Здесь трудность именно в том, чтобы мысленно оценив поступок, не приклеивать к человеку ярлыка. И Лидии было тут же показано, как можно ошибиться по осуждению 1 поступка (все же громкая музыка-не пример воспитанного поведения на… Читать далее »

Ася

Мне кажется что в 90-е годы был создан некий миф о том что воцерковленные люди "не такие как прочие".Они лучше,добрее, светлее и недостатков никаких не имеют.Тогда и на священников смотрели как на ангелов спустившихся с небес.А сейчас насмотрелись и на верующих и на батюшек и начали излишние восторги проходить.Даже появилось некоторое разочарование "Что, это и есть те самые суперлюди?"Может система когда-нибудь уравновесится и появится здравое отношение у нашего общества к христианам?Беда только в том что многие из христиан так поверили в свою святость что для них слово "неверующий" стало практически ругательством.

Лилия Малахова

Есть такое дело. Мне как-то одна женщина сказала: Я думала, что у верующих есть ответы на все вопросы". 🙂

Ната

Причем, даже если и не говорят вслух, то все равно это читается по вздохам, взглядам итд Хотя могут иногда модифицировать в "это НАМ по грехам", мол, и у меня траблы в жизни имели место быть, за которые тоже "заплатила".

Хельга

Священник вообще-то и должен быть примером для всех, нравственным ориентиром, так же как и мирянин. Другое дело, что все живые люди, и порой, действительно, поступки искушают, но смущаться не нужно, поскольку Таинства совершаются по благодати священства, а не по личному достоинству абсолютно каждого священника, поэтому их индивидуальная греховность не должна нас интересовать, а к не достойным событиям адекватное отношение должно быть, и осуждение тут не причем.

Jasmine

то, что люди были другие — это точно. Оставались еще те, кто родился в начале века. Те уже все умерли. Пришли советские бабушки. Соответственно и атмосфера поменялась. А на смену им придут бабушки — татухи ( не умеющие печь пирожки). Такая шутка была в одной соцсети. Церковь-то причем? В каком обществе живем, такие люди и приходят.

Похожие статьи