Иногда придя в православие люди часто надеются не только встретить Бога, но и справиться с какими-то своими недугами, болезнями, личностными проблемами, пагубными пристрастиями. Ведь совершенно логично искать исцеления именно в Церкви. И у многих людей, даже по прочтении евангельских сюжетов, может сложиться впечатление — это и есть первостепенная задача в христианстве — стать другим. В переводе «покаяние» — перемена ума. И это уже многое. Но, увы, еще не всё.

Со времен Христа мир полон рассказов о том, как человек уверовал и исцелился. Как из человека с помощью Божией выходят скажем, «бесы» пьянства, блуда, тщеславия. И люди очень надеются справиться со своими личностными проблемами лишь «правильной» церковной жизнью. Я не буду выделять физическое здоровье как неосознанный мотив прихода к вере — хотя, возможно, среди тех, кого исцелил Христос, были и те, кто изменил свою жизнь кардинально и продолжил путь спасения.

Чтобы исцелить душу, «обожиться», стать лучше, чище, люди продолжают обращаться к православной традиции. И это вроде бы и правильно, и нормально. Но, на мой взгляд, парадокс заключается в том, что с позиции веры этот путь был бы логичен, когда бы не становился автономной самоцелью.

Вера — это отношения с Богом, это дорога, по которой идет человек рядом с Ним, идет, полностью доверяя свою жизнь. Но, признаемся, нас иногда весьма заботит то, что у Бога по отношению к нам — на десятом месте. Возможно, Его бы устроило, если бы например наше ночное «гортанобесие» было последним грехом в нашем списке. А человеку принципиально начать именно с него, так этот недуг ему просто мешает жить, как болячка. Скольких женщин беспокоит эта ночная страсть, от которой нарастают лишние килограммы. А сколь мешает курение! И тут человеку может быть сложно помочь лишь силами церковной традиции. Ведь христианская максима «люби Бога и делай, что хочешь», понимаемая с рассуждением, с одной стороны, привлекает, но с другой — не может помочь избавиться от конкретной личностной проблемы, которая, да, по совместительству может оказаться грехом.

Но когда такой благородный порыв преобразиться становится самодостаточной идеей (в которой Богу отводится роль помощника по борьбе с этой проблемой), он становится бесперспективен и с позиции веры, и с позиции реальных достижений. Ведь, с позиции веры, как только человек начнет чувствовать успешность развития — к нему прилипнут гордыня и самодовольство — и ощущение, что это его заслуга. Более того, классическая установка иная — чем больше «развиваемся», тем больше грехов замечаем, и тем в большей «работе» и помощи Божией нуждаемся .

Вот часто в социальных сетях у православных людей в разделе «цели» так и написано — «духовное совершенствование». Мне всегда сложно понять, какой смысл люди вкладывают в эти слова. Возможно, это еще одно направление развития — «духовное». Часто человек, сам того не осознавая, считает своим долгом «саморазвиваться» — или «бежать, чтобы не стоять на месте». Кто-то развивает тело, кто-то — душу. Это одно из направлений. Кто-то просто недоволен собой и хочет соответствовать своему идеальному образу.

Так вот, мне кажется, что сама по себе эта задача, поставленная как самоцель, — бесперспективна. Особенно в рамках православного вероучения. Потому что в православии — это дорога изнутри — вовне, от сердца — наружу, а не наоборот. Там сначала — полюби Бога всем сердцем, иди за Ним, а потом уже меняйся, преображайся и твори Его волю с Его помощью. Потому что творить милостыню, выстаивать службы, читать молитвы, даже делать добрые дела можно, и не прибегая к внутренним изменениям. И часто внешнее напряжение в какой-то сфере забирает силы из другой. И тогда человек, помогая ближним, может жестоко обходиться с дальними, любя «своих» — «праведно ненавидеть чужих». Ведь ненависть невозможно внешним образом убрать. Ее можно лишь заменить, вытеснить своими силами. А отогреть, победить — только Божией любовью, ощущением присутствия Бога в своей жизни.

А вот с позиции реальных достижений самосовершенствование в рамках церковной жизни оказывается тоже задачей едва выполнимой. Сколько людей жалуется, что вот давно в Церкви — а как страдали каким-то пороком, страстью, так и страдают, ну или один грех заменили другим. И список на исповеди никак не меняется с годами. Но, казалось бы, это ж ничего — грехи смиряют. Оно-то так, если не рассматривать их с самой мирской точки зрения — как проблему. Или — не унывай, Бог ждет. Он — да, безусловно. А ждет ли время, ждут ли ближние наших запоздавших перемен, ждет ли их наше здоровье, в конце концов?

Увы, сложно найти в Церкви механизмы, помогающие совершенствовать свою душу, кроме молитвы и поста. Здесь хотелось бы привести слова священника и психолога Андрея Лоргуса: «Цели, ценность и пути становления христианской личности намечены с исчерпывающей цельностью христианским учением, но на многочисленные вопросы «как» — ответов, как правило, мало или их нет вовсе…Часто (но не всегда) психология своей практикой отвечает на вопрос «как»… Как часто пастырь, признавая своё незнание (негласно), дает совет «поститься и молиться», в надежде на то, что Господь Сам вразумит, наставит и научит. Притом что и сам, и пасомый знают, к чему нужно стремиться, но «как» это осуществить, часто не знают даже самые опытные пастыри».

Молитва умная для современного горожанина или даже многодетной матери — задача архисложная. Пост в отрыве от молитвы является часто источником раздражения и поводом для осуждения других. Тогда — что же делать?

Ведь очиститься от страстей, исцелиться, как раз и является самым сложным и непосильным человеку одному. Потому как это предполагает усиленную и долгую, а иногда и безуспешную работу над собой в соработничестве с Богом. И иногда это у людей действительно получается. В их жизни открывается новый смысл, другое измерение, другой ракурс оценки собственных несовершенств. Господь, силы, которые Он дает, доверие Ему, Таинства, усилия воли в меру — всё это действительно преображает человека. Идя этим путем, некоторые даже достигают святости или непорочной жизни.

Но ведь бывает, что человек приходит в Церковь и застревает в развитии, буксует. Вроде внешне все исполняет и совершенствуется в этом — а поведение его не меняется, те страсти, которые беспокоили, — те и беспокоят. И его это может совсем не устраивать. И он начинает относиться к этому как к одной из проблем, не просто мешающих жить ему, но и изрядно портящих жизнь ближних.

Или человек гневливый — его самого может сильно беспокоить его частая вспыльчивость, но в рамках церковной жизни он так может и не суметь ее преодолеть. Семья будет изнывать, соседи шептаться: «Так орет, а еще в церковь ходит». И то же самое и с унынием, с депрессией.

Друзья могут ему посоветовать обратиться к восточным приемам — айкидо, дыхание по йоге. Предложить занятия спортом, добавление позитива в жизнь. Уже даже гастроэнтерологи могут рекомендовать людям обратиться к психотерапевтическим техникам. Но для церковного человека это будет выглядеть как предательство. Как путь решения «в обход», почему-то. При этом никакого исцеления в широком смысле слова не происходит, но и ладно! Зато происходит посильное улучшение качества жизни своего — и ближних. Человек учиться решать личностные проблемы, приобретая определенные навыки, отрабатывая ходы мысли и продолжая жить церковной жизнью.

Часто церковным людям мешает в этом духовный максимализм. Вот есть люди, которые отказываются «верить в физиологию», то есть считают, что можно экспериментировать с аскетикой, как угодно, мол, «дух победит плоть». А на практике — злоупотребляют телесностью как одним из средств на пути спасения, что не проходит бесследно для психики и душевных проявлений. Вот недоспит человек три часа и будет унывать, а другой — рвать и метать от нервного перевозбуждения.

Есть люди, которые вместо лекарств пьют святую воду. А еще больше церковных людей, ожидающих быстрых «результатов», «плодов» от церковной жизни. Они считают, что проблемы их характера, поведения, проблемы психики, их страсти, наконец, могут вылечить лишь в Церкви. И как раз эти люди, причем пребывающие не один год в ней, сталкиваются с неэффективностью церковной жизни в ракурсе «борьбы с проблемами», пусть и душевными.

Нередко вижу, что некоторые люди в Церкви живут, глядя в прошлое. Причем прошлое, как правило, болезненно исключающее XX век из ряда вписывающихся в общий контекст истории православия. Все наработки этого века и в области богословия, и антропологии, и психологии пока еще с огромным трудом вписываются в обычную церковную практику. Конфликт науки и веры сейчас с большим трудом преодолевается новопришедшими в храм. Ведь гораздо проще отбросить все непонятное, сложное и превратить всё вокруг в один большой храм, лишив мир его многообразия и красок, а заодно вызовов и вопросов.

Но именно этот унитарный подход ничего не дает ни на пути к Богу, ни на пути к избавлению от недугов. Церковь, как и Бог, не способны, да и не обязаны решать все стоящие на нашем пути проблемы, для этого есть соответствующие профессионалы и специалисты. Преодолеть же эту двойственность, увы, оказывается под силу лишь немногим верующим.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Уже десять лет как я мама сына и двух дочек. Так себя и ощущаю последнее время. Много размышляю о том, как адаптироваться в этом мире, сохранив и веру, и любовь, и дорогие отношения.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Энная

Я тут увлекалась долгое время психологическими упражнениями, и ведь помогает! Делаешь — и что-то надо мной замыкается, что-то приходит в движение, что-то остывает и становится менее больным… Посильный труд, конкретные задачи и этапы, куда достижимее и доступнее, чем "молиться, поститься и слушать радио Радонеж". Я так думаю, Господь дал мне удочку для рыбы вместо "костылей". Если бы я это еще сочетала с полноценной церковной жизнью… но нет ее, к сожалению.

Юлия Гайдыдей

Совершенно прекрасно. Спасибо Вам большое!

Татьяна

Не могу согласиться с тем, что в Церкви нет механизмов, как бороться со грехом. Вся аскетическая литература — это ответ на вопрос "как?". Но почему-то у нас из аскетической литературы взяли только идею о молитве и посте. Возможно, потому что это предполагает, что ничего, собственно, делать не надо, только молись да постись, и оно как-то само собой рассосется. А ведь аскетическая литература предполагает включение воли и очень большую осознанность (современное словечко). Внимание к тому, что у тебя внутри, отслеживание помыслов. Сравните с советами следить за своими мыслями и отбрасывать негативные, например. Контроль за тем, насколько беспокоит тебя та или иная… Читать далее »

Кира

Очень смелые заявления,особенно про Евангельские сюжеты. Не статья, а разнос "темного церковного человека". Анализ их психики)) Я люблю науку психологию. Все это прекрасно. Но с природной раздражительностью психолог мне справиться не помог. Помогает только Бог. Если очень молиться и очень просить. И все же осознавать свою немощь.Это труднее всего как раз. А когда не хочется постоянно идти путем духовным, то сразу начинаешь рассуждать, что все это в Церкви не лечится и Церковь вообще не про то. Только читая такие статьи, которых на Матронах немало стало, хочется одно сказать: не переносите свои травмы детства, связанные с неправильным восприятием веры и Церкви… Читать далее »

Настя

Вы знаете, скажу честно — это статья самообличительная, не осуждающая. Статья — сканирование собственной логики, не очень осознанной. Статья — приговор своим же мифам, мешающим двигаться дальше. Церковная жизнь — да, это панацея, и я об этом писала. Но вот бывает так по независимым от нас причинам, что ее нет, хотя и есть прошлый активный опыт и в том числе опыт весьма позитивный и эффективный. Но когда она вдруг становится слишком затруднительна, а спасаться как святые пока не под силу, а что-то делать надо с недостатками, то думается что это буферное время беспомощности. И для себя я поняла, что не… Читать далее »

Кира

Хотя, оговорюсь, много хороших мыслей и зерно здравое есть в статье. Просто сразу в глаза бросается: вот нормальные сделают так, а православные воспримут как предательство. Вот нормальные на йогу пойдут, а православные юродивенькие, они не пойдут. Даже если в благих целях написано это все, неправильно так писать, уж простите

Elegorovav

Настя, спасибо! Вы подняли очень важную для меня тему. Подскажите, в процессе работы над статьей, какие ресурсы вам встречались? Без сомнения, прочту все комментарии — хочу послушать других и подумать.

Настя

Вы знаете, каких-то материалов готовых нет. Это мой опыт общения и на форуме православных психологов, и свои ощущения, опыт, книги американских христианских психотерапевтов, сайт Православного Университета Психологии, статьи о. Андрея Лоргуса, отзывы людей о том что "сходили бы к детскому психологу, но вот Святые Отцы же обходились без психологии и спасались", или "а Гиппенрейтер православная?", "а эта книга одобрена Издательским советом РПЦ"? Как-то так)

Евгения

Здравствуйте, Анастасия! Я не согласна со взглядом на Православное вероисповедание, изложенное в вашей статье. Свой взгляд, если пропустят модераторы. я изложила. Тот опыт, который Вы приводите — пахнет фанатизмом и прелестью. Это духовная проблема. И она решается духовно, если человек видит, что он совершенен и какая-то проблема, это не попущение Божие, чтобы человек узрел и потрудился, почитал. Это ведь страсть Это фанатизм. Здесь не желание решить проблему, а желание приклеить проблеме ярлык — я православный (я) — у меня крест.. Точнее, это решится так, как я хочу. Святые Отцы, конечно, к психологам не ходили, но, прочтя их труда — "хлеще"… Читать далее »

Евгения

. И в статье говорится о случаях, когда нет желания приписать себе то, что происходит. Виноват, получается Бог, что не решил этого… Забавно не похоже на " Ты дал мне жену, она дала мне плодов, и я ел"… ? не первородный ли грех? Не есть ли он во всех нас? Почему мы у Бога можем быть на десятом месте??? Как такое было бы приятно слышать тому, что Сына Единородного отдал за нас и все наше зло? . . . Где здесь Вера, Надежда, Любовь, покаяние? Здесь наркоманствующий призыв получить дозу удовлетворения. скорби не кончатся до гроба, — это 100%. И… Читать далее »

Евгения

Не могу, однако, не признать, что я очень много почерпнула из трудов по поведенчесому анализу (в экономике, ознакомилась с 2 книгами не психологов, а авторов, кого интересовала иррациональность). Но они даны мне были только тогда, когда я стала понимать, что я не буду использовать данное мне во зло. Я посмотрела, как в миру проявляются те или иные наклонности, вызванные грехом. Это помогает, но очень слабо, по сравнению с тем, как позволяет осмыслить все и апостольское учение, и Евангелие, и жития Святых. Не могу сказать, чтобы материал парапсихологии был бы полезен, и понят мной без духовного понимания. Много знаний по менеджменту… Читать далее »

Евгения

Я не отдам в обиду святое и, давайте признаем, что православный институт психологии, а то и православный, чтобы не смещать Бога, а содействовать. Без фундамента, — не будет дома. И не смогу я согласиться, что Бог не может или не хочет решить мои проблемы. Не было никого в моей жизни, кто любил бы меня так, как Бог, то был бы для меня тем, что Он есть, кто столько бы сделал для меня и был бы ТАК снисходителен о мне.. всего лишь человеку и ничему более, каких у него миллиарды. И я не дам так говорить и писать о Нём.

Гоблинище

Мое возражение к последней фразе — "я не дам так говорить и писать о Нём". Извините, это очень напоминает стих Бродского: "Вот приходит православный, говорит: теперь я главный, дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю". Бог создал нас свободными, и ни один человек не имеет право отнять у другого эту свободу. Свободу говорить и писать в том числе

ККК

"Явился некто православный , говорит теперь я главный! У меня в душе жар птица и тоска по государю…………. Дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю!" Гений, он такой!

Хельга

Господь намерение целует… Человек выразил свое мнение, как умел. По смыслу Вы, наверное, поняли, зачем же искать не совсем удачное, на Ваш взгляд, слово? Смысл в том, что человек защищает самое дорогое для него, ищет, размышляет. А после прочтения статьи — какая-то безысходность и пустота…Что, следующий шаг — реформировать церковь? Даешь отменить все установленное, Церковь, кстати, водима Святым Духом. Вон, католики, сократили пост до 2 часов перед Причастием, а потом и до времени, которое уходит на дорогу из ресторана до храма…Конечно, бывают в церкви как собрании верующих некие вопиющие случаи, мы о них слышали и знаем, но все вот так… Читать далее »

Гоблинище

Я вроде бы поняла мысль Евгении. И считаю, что любой человек, особенно верующий, и особенно христианин, все требования имеет право прдъявлять исключительно и только к себе. Для нее вот это свято. Это прекрасно. Заставлять других соглашаться с этим и не позволять считать иначе — не по-божески, и не по-христиански. Святое не может быть в обиде, поэтому нельзя его давать или не давать в обиду. А то это уже попахивает "оскорблением чувств верующих". Вспоминаю цитату из романа Эко "Имя Розы": "Бойся Адсон пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда… Читать далее »

Хельга

Дело Ваше, только хочется сказать Вам то, что Бог поругаем не бывает.

Гоблинище

Я помню эту цитату. В том-тоти дело, что не бывает. И потому жечь ведьм не только бесчеловечно, но и бессмысленно. Бог Сам Себя защитит. А когда люди начинают Его защищать, то почему-то от тех, на кого оскорбились сами, и чаще всего безо всяких на то оснований

Зельга

У нас на приходе давно уж не сжигали ведьм. Толерантность, наверное…

Гоблинище

Да у нас тоже. К счастью, теперь такие вещи чаще встречаются виртуально. Ну или масштабно, с потрясанием своей оскорбленной веры по любому поводу.

Хельга

Не, ну теперь встречала я виртуально оных персонажей, но так, чтоб их сжигали…, ой, нет, какие страсти! Сейчас самая им свобода, а так да, их только зацепи, а иногда и это необязательно: мимо проходил и словил.

Мигелла

Прикольно. Мы отнимаем свободу у убийц например. А вас послушать так Господь этого не одобряет.

Гоблинище

Ну, если буквально цитировать слово Божие по этому вопросу, то Он сказал: "Мне отмщение, и Аз воздам". Так, кажется, все ясно.

Хельга

Не смотря на эту цитату, существует земное правосудие.

Гоблинище

Потому что государство это машина насилия, почитайте социологов. Не надо путать государство и учение Христа, а также частных лиц, исповедующих христианство, и должностных лиц в государстве, которые задерживают нарушителей закона или подозреваемых в этом

Элиза

мне лично не напоминает. Может, это проекции?;) Раз уж мы тут про психологию говорим

Елена

Фанатизм, прелесть, страсть — тоже ярлыки.

Кира Ракитина

"Церковь, как и Бог, не способны, да и не обязаны решать все стоящие на нашем пути проблемы, для этого есть соответствующие профессионалы и специалисты". 25 лет в церкви и постоянное желание измениться дают мне основание согласиться с этими словами. За апгрейдом души, несомненно, надо обращаться к Производителю. Но и Он многие вещи отдаёт на аутсорсинг (врачам, психотерапевтам, инструкторам по йоге, наконец). Страдала, пока не поняла этого. А еще я поняла, что легче ныть и ждать, когда Бог сам все за нас сделает, чем взять ответственность, напрячься и работать над собой во всех смыслах. Стараться надо! А что уже не можешь… Читать далее »

tatjana

Абсолютно не понятно на основании чего автор делает свои достаточно категоричные выводы — личный опыт, опыт знакомых, литература или социологическое исследование?
Смелости суждений можно только удивляться.
Если есть потребность публиковать тексты на духовные темы может лучше обратиться к текстам и опыту духовно-опытных людей, а не публиковать анонимные статьи?

Хельга

Да, про инструкторов по йоге похоже на "…и сами изберут себе учителей…". Есть же пророчества (простите меня, темноту), что в последние времена закроют храмы или они не будут выполнять своих "функций", не будут храмами, а в них будет происходить что-то другое, не имеющее отношение ко Христу и Евхаристии…может, для начала, на проповедь приглашать с приветственным словом инструкторов по йоге и парапсихологов (не путать с парой, плиз)?

Елена

Проблемы психологические — они имхо, душевные. А Церковь помогает духовному развитию. Это разные плоскости.

Евгения

Здравствуйте, Елена! Да, но душевное состояние, будучи оболочкой, все-таки преображается. Вспомним, как кротки Святые, но как и пламенны их проповеди. Душевное состояние сильно меняется в лучшую сторону, по мере развития вкуса, желания к духовной жизни, потому что это, как водя для пустынного жителя. По ощущениям, живое слово, после мертвой психотерапии мира (не пробовала, но отказалась заблаговоременно, так подсказывало сердце и бессилие психологов ответить на самые важные вопросы), — это как свежая вода… Не спорю, но дополняю имеющейся информацией.. Изменение душевной стороны — это когда уже суть, Дух, — творит себе форму. Просто мы до такого не дозрели, а рассуждать берутся… Читать далее »

Елена

Все это так, но что делать, если только духовной жизни недостаточно? Посчитать, что ты ведешь неправильную духовную жизнь и поставить на себе крест? Или все же попробовать обратиться к специалистам? Найти хорошего психолога не легче, чем духовника. Но есть в душе такие глубокие колодцы и запутанные клубки, которые без помощи не вычерпываются и не распутываются. Недалеко ходить — на Матронах есть "Репортаж из преисподней" Людмилы Дунаевой. Вот уж кого не упрекнешь в отсутствии духовной жизни… А как жестоко она болела…

Хельга

Так то заболевание было, а не личностные проблемы. И, кстати, Дунаева никогда не призывала к реформам в церкви, не опровергала церковный уклад и святоотеческий опыт. Она приводила примеры невежества отдельно взятых людей в церкви, а не самой Церкви как тела Христова, про которую Он сказал:"На камне созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее". Заболевание лечит врач, врача посылает Господь, у Людмилы, по милости Божией, вообще чудесный случай: не было ответа на лекарства и вот — она радует нас, слава Богу, живет и здравствует, поддерживающая терапия — это бережное отношение к настрадавшемуся организму, никто и не призывает отказаться от… Читать далее »

Гоблинище

Так все-таки психиатр как нобходимость в накоторых случаях, не отрицается? Мы не знаем, может быть у автора аналогичный случай. Может быть, нужен психолог, а не психиатр, может быть просто совет человека с "незамыленным" взглядом. А тут уже пошли обвинения в том, что Настя в Бога не верит, или верит не так как надо… И призыва к реформированию церкви я тоже не увидела. Кстати она была реформирована в XVII веке, и мы, судя по всему, последователи тех, кто эту реформу принял

Мигелла

Ой какой ужос. Приняли реформу.

Хельга

Гоблинище, перечитайте еще раз статью, Вы уводите разговор в иную плоскость. И еще: психиатр, который лечит психику и духовник(священник) и духовная жизнь — это две совершенно разные вещи. Почему у Вас "смешались кони, люди"?

Гоблинище

Да нет, я понимаю разницу между психиатром и психологом. Я не понимаю, почему, если Дунаевой было можно и нужно лечение, необходимость в этом автора статьи отрицается априори. И к тому же… хорошо, когда священник хороший. Очень хорошо. У нас в храме — чудесный. Он может даже и сам к врачу послать, если что. Но видела я и таких, которые могут что-нибудь такое сказать, чисто по простоте душевной, что будет открытая рана, что уже эти слова придется психиатрией лечить. Статью прочитала. Автор пишет, что в церковь надо идти к Богу, а не за решением своих утилитарных проблем. Разве не о том… Читать далее »

Хельга

Всего лишь книги переписали — исправили, потому что эти служебные книги были написаны с ошибками, учите матчасть.

Гоблинище

Йа историк 🙂 матчасть учила и знаю. Всего лишь книги переписали, это назвается — церковная реформа патриарха Никона. А Настя даже и этого не предлагает. И где тогда призывы к реформированию церкви в ее статье?
Кстати насчет ошибок в дониконовских книгах. Староверы с Вами не согласятся 🙂 Так что это тоже не все прямо так однозначно было

Хельга

Придется староверам не соглашаться не со мной, а с преподавателями Московской Духовной Академии.

Гоблинище

Это же с каких пор преподаватели Московской духовной академии не в курсе, что Никон исправил не только книги, но и облачения, обрядовую сторону таинств и богослужебный чин? А если это не реформа, а так, чуток поправил — тогда что же и назвать реформой

Хельга

Ну это конечно, само собой! Я имела в виду то, что старообрядцы были не согласны с тем, что в их, переписанных богослужебных книгах есть ошибки. И, тем самым, факт исправления — не является революцией, реформой из реформ, а является закономерностью, необходимостью. Запомнилось так же многое о самом Никоне, очень интересно. Простите, что не так. Печатное слово — иногда непросто правильно выразить мысль.

Гоблинище

Теперь поняла 🙂 но все же преобразования Никона называются реформой. Собственно, в этом же смысле — реформы тоже чаще всего закономерны и необходимы, как реформы Александра II. То, что созрело для перемен, а иногда и перезрело, и меняют. Меня простите

Наталья

"Церковь, как и Бог, не способны, да и не обязаны решать все стоящие на нашем пути проблемы, для этого есть соответствующие профессионалы и специалисты." Это вообще что? Дорогой автор, не переусердствовали ли Вы в уничижении Бога как ВСЕМОГУЩЕГО?? Статья — какой-то винегрет ни о чем. Автор, если бы Вы повнимательнее и побольше почитали Святых Отцов, наставления опытных духовников, то для Вас, например, исчезло бы противоречие между совершенствованием, преображением и появлением гордыни. Рецепты давно известны, главное — уметь их правильно прочесть и с точностью выполнить. "Увы, сложно найти в Церкви механизмы, помогающие совершенствовать свою душу, кроме молитвы и поста" Это вообще… Читать далее »

Энная

Желаю вам стяжать смирение.

Хельга

Сами-то Вы его стяжали? И вообще, какие именно Дары Святого Духа у Вас есть? Ваше высказывание похоже на православненькое затыкание рта. Читатель рассуждает, мыслит по поводу статьи, уважаемая Энная, причем здесь смирение? Или нужно безрассудно "кушать" все, что предлагается? Зачем тогда Христос предостерегает нас "будьте мудры, как змеи"? Вы забыли, что главная добродетель есть рассуждение.

Энная

И чего вы нападаете? Вы знаете, какие у меня были мотивы? Или свое надумали? Думаю, что второе.

Хельга

Ваш ответ очень часто можно слышать от церковных "зело грамотных", о которых и упоминала Людмила в "Репртажах из преисподней"

Энная

Я не особенно церковная и не "зело грамотная". И с пеной у рта на неверующих не бросаюсь, на "еретиков" тоже. Доказывать ничего не буду, вам придется мне поверить.

Хельга

Поверить Вам мне не придется. Мне есть, Кому и во что верить и без Вас. И с чего Вы взяли, что кому бы то ни было придется Вам поверить, придется согласиться с Вами или придется не согласиться? Мне нет никакого дела до степени Вашей воцерковленности и взглядов, я ответила на реплику о стяжании смирения, и только. Понимаю теперь, что Вы очень поверхностно знакомы со святоотеческим учением о смирении, его стяжании, если вообще знакомы. Эта фраза о стяжании смирения у Вас скорее похожа на приветствие.

Энная

Вы, конечно, человек церковный и знакомы со святоотеческими учеными, но вот осуждать так и не разучились. Займитесь собой лучше, оставьте меня в покое. Страстная неделя, к тому же. Ваши доказательства хоть и продуманы, но мне совершенно не важны. Все-таки, байки про "злых православных" весьма правдивы, как я вижу. Бог учит любви, так ведь? А в ваших словах любви нет. Вот ярости сколько угодно.

Энная

И, кстати, просто по-светски неприлично встревать в чужой разговор. Реплика про смирение адресована не вам. Если человек не ответил, это его выбор, а вы-то что тут делаете?

Хельга

А мы здесь с остальными читательницами учавствуем в беседе. А Вы? Вы ни церковным этикетом не владеете, ни, как стало теперь видно из Ваших постов, светским. Хотя, если у Вас и окружение тоже с низким уровнем бытовой культуры, то Вам — и так сойдет, можно за собой не следить, что, в общем-то, Вы и делаете.

Энная

Ого, на личности перешли. А давайте познакомимся поближе.

Энная

Впрочем, продолжайте. Ваши ярость и потрясание авторитетами очень комичны.

Хельга

Ну, как говорит молодежь, мы здесь не доллары, чтобы всем нравиться. Может быть, Вам некуда приложить свою энергию? У меня с моими детьми столько идей к Пасхе, у меня голова, в основном, детским творчеством занята, где Вы там у меня в постах увидели ярость? Я Вас обидела, простите. По поводу, кто кому кажется комичным, — это понятие относительное. Всех постоянных читательниц портала я очень люблю, ну а меня Вы видите комичной с моими высказываниями — это не страшно, во- первых, это Ваше субъективное мнение, не факт, что истина, а во-вторых, на вкус и цвет…Хвалу и клевету преемли равнодушно…

Энная

Ну насчет энергии, знаете ли, очень экономично с ней обращаюсь. Например, провокации вроде ваших всерьез не воспринимаю. К Пасхе готовьтесь, конечно, это надо. Вижу, вы энергичная женщина — и на детей хватает вас, и на подготовку к праздникам, и на холивары бессмысленные. Удачи вам в ваших начинаниях.

Хельга

А вы думали, при детях мать 24 часа в сутки? Хотя для Вас это теория. Пока.

Хельга

На детей нас хватает, это да! Недавно моя старшая дочь заняла призовое место в конкурсе красоты в своем ВУЗе, творческий конкурс был, я сама придумала идею творческого номера, все роли в стихах, нашли актеров- девочек вместе с ней, ездила на репетиции, развозила "актрис" потом по домам (3 чел.), брала костюмы в театре напрокат, номер получился — отличный на медицинскую тему, зал прерывал выступление овациями, еще сочинила "защиту" блюда — тоже в стихах, дочь пекла пирожные, так здорово получилось, мы так праздновали ее призовое место всей семьей, все одногруппники спрашивали у нее, где она взяла такие рифмы, а на самом деле,… Читать далее »

Энная

А зачем вы мне это пишете?

Хельга

Именно тщеславия ради. В точку.

Гость

Как говорится — сам себя не похвалишь, никто не похвалит 😉

Хельга

Вы не поверите, но хвалят. Если Вы пока не замужем и Вас некому согреть- похвалить — к сердцу прижать, поверьте, не у всех так глухо на этом фронте. Желаю Вам скорейшего исправления столь плачевной ситуации . Недолюбленная женщина — это печально.

Энная

Это черная риторика, что-то вроде "оппонент просто… (вставьте свое). Любите вы диагнозы по аватару незнакомым людям ставить, как я вижу. А если диагноз не подошел, как в нашей беседе получилось, самолюбие ваше уязвлено, надо же как-то отыграться. И тут идет переход на личности, поиск слабых мест у оппонента. Минусы, кстати, не мои. Желаю вам… Научиться уважать тех, кто с вами не согласен и не переходить на личности — тоже ведь черная риторика. Надеюсь, небеса над вами смиловистятся.

Энная

И да, вы же еще о статусе своем материальном заявляете. Истинно говорится, трудно богатому войти в Царствие Небесное. Высокомерие мешает, уважения хочется, завистников. Жаль мне вас, хотя по-человечески понимаю. Звездная болезнь — она как ветрянка: чем позже подхватишь, тем тяжелее лечить.

Энная

Хотя зачем я спрашиваю… Вы просто тщеславны. А я вот еще в розовом детстве наигралась в кукол, мне всегда хотелось сына, и еще я не сторонник многодетности.

Хельга

Сын у меня тоже есть, и три дочечки. Я тоже не сторонник многодетности в случае, если нет хорошей материальной базы, эмоциональных ресурсов у родителей. Для меня мои дочки и сын — милость Божия. Все, заканчиваю метать бисер, действительно, это лишнее.

Мур

Курсы "Как красиво сесть в авто" — это пять! Это серьезно повысит уровень бытовой культуры. Да, нужно еще научиться красиво вылезать из авто и дефилировать в сторону храма.
Вспомнилась пелевинская цитата: "Приличный господь для приличных господ".

Хельга

Кстати, очень неплохое умение красиво дефилировать в какую угодно сторону! У нас такие уроки берут, в основном, женщины, работающие в крупных корпорациях. С чего Вы взяли, что я никуда не хожу, кроме храма?

Мур

Ой, извините. Действительно,как же о вас и такое подумать. Простите велико душно .

От Марго: сестры, ну-ка 😉 Великая суббота сегодня у православных и Пасха, хватит ссориться!

Энная

Я как раз недавно об админах думала: приходится им быть свидетелями наших, таких лишних, споров… и ведь трудно остановиться.

Хельга

Почему именно о нас такое не подумать. Все женщины занимаются, кроме дефилирования в сторону храма, много чем еще. Я, например, целый день за рулем, и большинство активных женщин так же. Почему о нас нельзя подумать, что мы достойны уважения, я не знаю. Может быть, все дело лично в Вас? В Вашем восприятии и суждении о людях? А не в посторонних, тем более, Вы совсем меня не знаете, а уже такое пишете.Мне нет никакого дела до Вас и до Ваших дум обо мне.

Хельга

Из Тойоты не вылезают, а выходят. Вылезают, возможно, из других видов транспорта: тракторов и т.д., что нам не грозит. Поэтому будем учиться красиво выходить. Красота не бывает лишней.

Хельга

Ах, да, еще моему супругу нравится, чтобы я гранциозно именно выходила из авто, а не вылезала/вылАзила (нужное подчеркнуть). Так что, даже есть для кого уроки брать, и это прекрасно, тем более, что за рулем я всегда на высоких каблуках.

Юлия

Хельга,не стоит ничего объяснять дамочкам,которые считают всех воцерковлённых женщин монахинями ,которые в рубище ходят,голов не моют и замуж выходят исключительно для продолжения рода.

От Марго: помню, как ехала в метро, читала Евангелие, за мной увязался какой-то молодой человек, попытался познакомиться. А на мне было яркое пальто, каблуки, сумочка, ну вот все вот это, я вообще шмотки обожаю 🙂 И у него такое недоумение было на лице — девушка, вы вот Евангелие, кажется, читаете? Я говорю — ну да. Он — эмммм, вы не похожи на церковную барышню, я удивлен. Но я она и есть, хоть и католическая, но по сути — Господь дал нам все для радости, в том числе и тело, и совершенно не обязательно ходить во вретище, покачивая веригами в такт… Читать далее »

Хельга

Спасибо Вам, Юличка! Тут другое: дамочке под ником Мур просто нравится оскорблять, разве не понятно? И ей все равно, в рубище я или не в рубище, ей просто нравится унижать и все. Развлекается она так в Великую Субботу. Ну да Бог с ней. Как говорится, не без искушения в такой день. Обычно здесь все делятся мыслями, Ps. А я тоже, как и Марго, обожаю шмотки! С Праздником Вас, Юлия! Спасибо еще раз за участие. Мы сегодня идем в храм на ночную всей семьей с детьми, я там вспомню о Вас! Пусть Воскресший Господь пошлет Вам утешение и Свою милость, за… Читать далее »

Мур

Ну что ж вы так оправдываетесь? ВылАзьте откуда хотите, главное, чтобы супругу нравилось.

Хельга

Вот беда: мой супруг имеет вкус и на "абы как" — не согласен…

Мур

Просто немного удивило, что женщина к сорока годам не научилась красиво двигаться и садиться в машину. Странно очень. Курсы подобные — просто разводка для просто душных. Зачем кормить владельцев подобных заведений?

Хельга

Вы меня даже не видели и не можете оценить, как я двигаюсь, красиво или нет. Курсы — это полезное обучение, развитие, новые знакомства, все бизнесоеди, посещающие эти кратковременные курсы делового дефиле — вообще так называется курс, поверьте мне, двигались красиво и до посещения оных, положение обязывает.

Хельга

А зачем я инвестирую некоторую сумму средств в себя, это дело ну никак не Ваше, поверьте.

Хельга

В такой день и столько злобы в людях. — Меня вот это несколько удивило. Так по- базарному. Фу…

Мур

Так у нас, это, бытовой культуры то нетуть. И как его… А! РАС-СУЖ-ДЕ-НИ-Я! Вот. А еще плохо, ой плохо знакомы "со святоотеческими трудами о смирении, его стяжании". Церковным и светским Э-ТИ-КЕ-ТОМ не владеем. Уж простите, из тракторов с утра до ночи не вылазим.
Елки зеленые, как же с Вами весело, Хельга!

Энная

А на дерзость ответить изволят, потому что несчастненькие. Спорят — потому что завидуют. Не согласны — так это они зуб на сударыню точат.

От Марго: дамы, не расстраивайте редакторов, заканчивайте уже перепалку 🙂

Хельга

У нас Праздник и нет и не было никакой ярости. Умирит Господь и Ваше озлобленное сердце.

Энная

Вам того же, и побольше.

Гоблинище

"Рецепты давно известны, главное — уметь их правильно прочесть и с точностью выполнить"

Судя по тому, что мало все-таки мы видим вокруг себя святых, это не так-то просто даже по готовому рецепту. А мне почему-то часто в голову приходит, что люди не пирожки, и рецептов нет. Во всяком случае, готовых. Приходится к себе адаптировать

Наталья

"У верующего великое множество благодетельных средств к врачеванию его, к утешению, освящению. Исповедь, святое причащение, богоявленская вода, просфора, антидор, артос, мощи святых, чудотворные иконы, чтение слова Божия, усердная молитва, призывание на помощь святых и Ангела-хранителя, частое произношение имени Иисусова, помазание святым елеем, крестное знамение – все это для верующего великое пособие в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. А как немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения." (Преподобный Марк Подвижник) Пожалуйста, адаптируйте индивидуально, как это делает и любой врач (в нашем случае священник, духовник), подбирая дозу и способ приема. Только многие ли могут из нас… Читать далее »

Гоблинище

"А главное с верой, настоящей верой?"

А где ее взять, настоящую веру? Позвольте ответить цитатой из романа Мериме: "- Вера — это драгоценный дар, и мне в нем отказано, но я ни за что не стал бы лишать этого дара других. — Мне жаль тебя". Вот диалог. Счастлив человек, у которого есть вера. У которого нет — предложить ему врачеваться верой, которой у него нет — как?

Наталья

«Верую, Господи! Помоги моему неверию.» (Марка9,24)

Вера никогда не дается человеку сразу и много, она всегда взращивается.
Если чувствуешь, что веры нет или мало, то ее и надо взращивать указанными выше способами, пробивать эту стену, которая отделяет нас от Бога, от восприятия Его Благодати как исцеляющей и преображающей силы. И тогда — как по восходящей спирали (это в идеале). Реально почти у всех: прошел вперед-откатился, вперед-назад, потому и буксуем. Быть упертым, и пробивать, пробивать! Даже если сам пока ничего не чувствуешь.
"Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым…"

Гоблинище

Да. Но путь к вере у каждого человека свой. И я думаю, фарисеи считали, что отец бесноватого отрока не к Тому пошел за верой

Мигелла

Мериме был православным? Умберто эко? Тоже? Как я отстала от жизни….

Гоблинище

Мериме был атеистом, насколько я знаю. Эко — католик. А разве на портале запрещено цитировать всех, кто не принадлежит к РПЦ? Не знала. Это цитаты из литературы, которая уже стала классикой, а некоторая и давно таковой признается.

Мигелла

Один герой одного оч.известного романа одного оч.известного писателя говорил что вера приобретается добрыми делами. Конечно это не Проспер Мериме но Ф.М.Достоевский.

Гоблинище

Достоевский крут, это да. И верующий был. И православный. Только лично мне от его романов повеситься хочется, но это вопрос вкуса. Насчет добрых дел только я как-то…. ну, сложный он был человек. Сложнее многих неверующих. Поэтому мало написать в романе, чтобы герой сказал

Елена

К сожалению, врачи бывают разные. И священники тоже. Иные налагают на пасомых бремена неудобоносимые и люди ломаются.
Как я вам завидую. Вы уже нашли ответы на все вопросы.

Наталья

Елена, поверьте далеко не на все вопросы.

Первое правило, когда обращаешься ко врачам (по личному опыту) — узнай мнение как минимум трех врачей на твою проблему, сравни и примеряй к себе, почитай справочники.
Точно также и со священниками. Если священник сказал — почитай Святых Отцов, узнай что думают другие священники. Да и никакой нормальный священник не станет диктовать свою волю "налагая" что-то там, а только может советовать.
Безусловно подчиняться можно только своему духовнику, и то, только после разумного и долгого испытания его.

Гоблинище

А я не завидую. Это страшно — найти ответы на все вопросы…. правда. Но хорошо то, что это только кажется, что вот, все вопросы решены. Нет, не все, к счастью. Иначе смысл жить? мы живем, решая вопросы, делая выбор, ошибаясь и исправляясь 🙂

Наталья

Ставить вопросы и разрешать их — это замечательно, но, дорогая Гоблинище, неужели реально смысл жизни вы видите в этом? Возможно, лично для вас это и так, но христианство видит его совсем иначе. Вам в помощь:
Семен Франк "Смысл жизни"
А.И.Осипов "Православное понимание смысла жизни"

Решать вопросы, ошибаться, падать и вставать, идти дальше — это не смысл жизни, а всего лишь повседневный процесс, дорога, не более того. У вас подмена понятий.

Гоблинище

Спасибо! Осипова я читала и читаю. Но мне больше всего из православной литературы нравится Антоний Сурожский. Вот он просто наше все для меня 🙂
А смысл жизни просто жить. И знаете… у меня не подмена понятий. Смысл жизни каждый ищет для себя сам. И христианство тоже каждый находит сам. И да, я считаю, что если человек решил для себя все вопросы, он уже свят и ему пора на небо. Мне не пора 🙂

Наталья

"А смысл жизни просто жить" — это было бы почти верное суждение для человека далекого от христианства (и даже философы-атеисты не согласились бы с вами). В этом случае смысл жизни христианина (любого и каждого!) не отличался бы от смысла жизни мухи-дрозофиллы или какого-нить растения, или атеиста. Они тоже получается живут, чтобы просто жить. Подобные поверхностные утверждения только подтверждают для меня, что человек не задумывался ни разу реально об истинном смысле жизни. Копайте дальше и глубже! Смысл жизни человека как Человека — один и для всех! Если вы опять будете говорить, что-то типа "у каждого он свой", "каждому свое" — это… Читать далее »

Katy_Odile

Простите, а почему Вы считаете, что Ваш собеседник не задумывался реально о смысле жизни? Потому, что она ответила Вам не богословской цитатой, а простой азбучной истиной? 🙂

Хельга

Согласна, плюсую! Для спасения нам Господь все дал, все необходимые знания, и никакие инструктора по йоге для спасения не нужны. Психиатры — это врачи, нужны нам не для спасения, а для лечения психики, если есть необходимость, так же, как и хирурги и ЛОРы и т.д. Только эти понятия качественно разные и их нужно разделять: Богу — Богово, кесарю — кесарево. А новые концепции в христианстве и кто как его понимает — от лукавого. И хочется спросить: а чем не устраивают толкования Св. писания свв. Иоанна Златоустого и св. Феофилакта Болгарского? Читайте и будет вам счастье.

Елена

Про зависть я выразилась иронически.

Хельга

Так о том и речь, что если встретился на пути неграмотный/недобросрвестный врач, это не значит, что медицина — сомнительная наука и нужно идти к шаману за врачебной помощью. Так же и отдельно взятый священник с его личными грехами не умаляет любви Божией к человеку и Промысел, и возможность спасения каждого человека.

Татьяна

Я думаю, святых мало, потому что мало решимости, как говорил Серафим Саровский. А не потому что мало рецептов.

Гоблинище

Потому, что это не так просто. Вот и все 🙂 просто возьми постель и ходи. Сколько веры для этого надо!

Наталья

То, что человек есть существо трехсоставное — дух, душа и тело, теснейшим образом связанных между собой — это основа основ. Если человек злоблив и завистен, и на этой почве у него возникают невроз с почесухой, то специалисты конечно могут кратковременно снять симптомы, но это будет повторяться снова и снова, пока человек не измениться изнутри. "Потому что в православии — это дорога изнутри — вовне, от сердца — наружу, а не наоборот. Там сначала — полюби Бога всем сердцем, иди за Ним, а потом уже меняйся, преображайся и твори Его волю с Его помощью". Полюбить Бога всем сердцем — это есть… Читать далее »

Гоблинище

Грехи смиряют, конечно же. Осознание своей греховности смиряет, что и имел в виду автор, как я полагаю

Похожие статьи