Японское искусство стрельбы из лука — кюдо, как и всё, что пришло к нам из страны восходящего солнца — больше искусство, нежели способ навредить противнику. Как говорят мастера, «никогда не поздно изучать кюдо, но для самосовершенствования может потребоваться вся жизнь». Наша сегодняшняя собеседница, абсолютная чемпионка Европы по кюдо Елена Акимова, несмотря на молодость, несет в себе глубокое понимание этого философского взгляда на спорт. — Елена, Вы занимаетесь стрельбой из лука. Не часто встретишь девушку, имеющую такое увлечение. Расскажите, с чего всё началось? — Я родилась в городе Рига, мы там прожили с родителями и старшей сестрой до 1993-го года. В Риге у меня остались родственники, я часто их навещаю. Мама по профессии экономист, а папа был военным, и нам пришлось уехать по распределению в Московскую область, г. Люберцы. Наша семья жила около 6 лет в общежитии, это было довольно сложное время как для нас, так и для многих семей в то время. После окончания школы я сразу решила, что хочу быть дизайнером, потому что мне всегда нравились красивые вещи и процесс их создания, и поступила в Московский Институт электроники и математики на дизайнера. — В институте была подготовка по различным специальностям, но сейчас я работаю, в основном, веб-дизайнером. В институте я отучилась 6 лет, это было очень счастливое время, потому что было много хороших друзей и преподавателей, было интересно. Я начала работать еще на первом курсе института, но и последние несколько лет работаю как фрилансер. Когда я впервые начала работать, я поняла, что все в реальности немного не так, как я себе это представляла. Одно дело, когда ты рисуешь для себя, когда тебе это интересно, а когда приходится работать с клиентами – это довольно тяжело. Оказывается, что нас этому никто не учил. Многое пришлось узнавать на практике самостоятельно. Все равно моя работа мне нравится, мне это интересно, я считаю, что я талантлива, что у меня все получается. — А как вы попали в такой интересный и необычный вид спорта? — Когда я училась на втором курсе института, я случайно сказала маме, что всегда хотела заниматься японским фехтованием. Я была уверена, что такого в Москве нет, даже не пыталась искать что-то в интернете. Мне хотелось в традиционную японскую школу. Потом я узнала, что их полно! Мама через знакомых узнала об одной школе в Москве, оказалось, что это одна из самых первых, самая древняя, «Тенсин Седэн Катори Синто Рю». — Что это означает? — «Божественная передача», а Катори – это название местности. Я решила сходить и посмотреть, тренера выбрала случайно. Занималась там 3 с половиной года, а потом…мы поженились! — С тренером? — Да! Сначала мы просто общались как учитель-ученик, а потом мы поехали на семинар, там было больше времени пообщаться в неформальной обстановке. Мы поняли, что мы друг для друга — те самые «половинки», и буквально через несколько месяцев поженились. По воле случая получилось так, что Олег (мой тренер) в одной из поездок в Японию увидел, как стреляют из японского лука. Они с коллегами купили оборудование и решили в Москве организовать клуб. Сначала они просто стреляли в пустом школьном зале, и тогда не было ничего, коме самого необходимого. Меня тоже заинтересовала стрельба из лука, и мы стали вместе заниматься. Сначала у меня ничего не получалось, даже лук не могла растянуть, было очень тяжело. Я помню такие моменты, когда все пытались мне помочь. Дело не в физической силе, там важна геометрия и определенное приложение сил. Мужчина может растянуть лук усилием мышц, это может быть неправильно, он может быть весь зажат и напряжен, но он растянет, а у женщины сил меньше, ей нужно какое-то время, чтобы понять, как это делается. Женщины начинают стрелять изначально лучше, потому что точнее понимают, как лучше построить геометрию тела, как использовать меньше сил. У меня этот промежуток занял очень много времени. — Почему Вас увлекла стрельба из лука? Было же фехтование, Вы были заинтересованы этим. — Я просто пошла за компанию — мне было интересно. Это казалось очень красивым: огромный лук, люди его поднимают, стреляют, попадают. Первые несколько занятий я вообще не понимала, что происходит. Я спрашивала: «Куда мы идем-то?», — а мы просто отрабатывали специальные шаги. Кюдо нельзя воспринимать только в контексте спорта, там есть и историческая, и культурная часть. Когда я стала узнавать все больше и больше, почему делаем именно так, а не иначе, почему скользящие шаги, стала все больше интересоваться кюдо. Здесь не просто отрабатываешь одно и то же, а работаешь с собой и в группе лучников. Все, даже самые простые движения – как ходить, как поворачиваться – регламентированы. Там влияет все – наклон, положение тела, положение ног – на все это есть причины. Чем больше знаешь, тем больше начинаешь понимать. Сам процесс оказался очень интересным. Когда пытаешься выполнить простейший элемент, внешне, я так подразумеваю, это выглядит очень скучно, но на самом деле его можно бесконечно совершенствовать. — Вам комфортно находится в таких рамках – определенный угол наклона, ширина шага? — Я это не воспринимаю как ограничение какой-то свободы. На самом деле, у каждого человека, лучника, свой стиль. Если поставить хоть 200 человек совершенно одинакового роста, одинакового сложения и дать им определенные рамки – угол наклона, поворота – они все равно будут делать по-разному. Это интересно! Получается, что можно выразить себя, но определенным образом. Для этого не обязательно красить волосы в синий цвет, надевать что-то экстравагантное, как современные подростки – твоя индивидуальность и так ярко видна. — Получается, Вам такой способ выражения себя подошел? — Да, потому что есть какие-то рамки, но в этих рамках бесконечное количество вариаций использования. Можно делать поклон и про себя думать: «Боже мой, как мне это надоело, скорее бы все это закончилось!», или: «Я опять уронил стрелу, это ужасно, я не сдам экзамен!». А можно искренне подумать: «Мне жаль, что я ошибся. Извините!». Мне нравится, что люди здесь проявляются по-настоящему. Можно не играть в игры, потому что здесь все видно. — А Вы сразу же стали подмечать такие особенности, что люди становятся настоящими во время стрельбы? — Сначала я обратила внимание, что когда я что-то делаю, когда стреляю, то я пытаюсь быть лучше. Я думаю, что есть какой-то процент людей, которые занимаются, чтобы просто отвлечься или занять себя, но таких мало. Обычно люди хотят чего-то достичь, постоянно развиваться. У меня это желание перманентно, мне все время нужно что-то делать. Очень заметно на семинарах, когда мы ездим по другим странам, кто и как себя ведет, кто и как ходит. Сама походка, осанка – все имеет значение, интересно это уметь видеть и оценивать. — Как Вы начали переход от просто занятий до соревнований, семинаров, стали активно участвовать в жизни сообщества? — На самом деле, это получилось довольно плавно. Когда я об этом думаю, то у меня в голове возникают мысли: «Неужели я это сделала?». В спорте очень часто ставят себе цель: «В следующем году такое-то соревнование и мне нужно участвовать», — сразу начинают готовиться, составляется программа. У меня такого никогда не было. Когда мы начинали, людей у нас было немного, а потом появилась возможность ездить на соревнования – почему бы и нет? Все равно это проверка — и техническая, и психологическая. Это укрепляет характер, на мой взгляд. Становишься спокойнее, потому что сначала нервничаешь, а потом, когда это из раза в раз происходит, уже начинаешь спокойно себя чувствовать, свободно. Когда мы стали участвовать в соревнованиях, я поняла, что мне попасть в мишень очень легко — вообще ничего не надо для этого делать. Я для себя поняла, что если я стою ровно, если выпускаю стрелу так, что не мешаю ей лететь, она попадет в цель. Естественно, что техника и ощущения постоянно меняются. Иногда, чтобы перейти на новый уровень, нужно начать заново – это трудно. Есть такая поговорка – что получалось днем, то уже не получается вечером. Действительно, так бывает, что стреляешь-стреляешь и все, ты не попадаешь, чувствуешь, что выстрел плохой. Бывает так, что не попал, но выстрел хороший – ты доволен. Сделал то, что задумал. Стреляешь не для того, чтобы попасть, а чтобы получилось та задача, которую ты ставишь. — Для Вас результат соревнований важен? — Думаю, что да. Результат важен, но еще важнее для меня настроиться. У каждого человека по-разному проходит механизм настройки. Кому-то нужно настроиться на то, что он всех победит, у кого-то это проходит спокойно. Для меня важно сделать вид, что ничего необычного не происходит. Был в Средние века такой девиз: «Делай, что нужно – будет, что будет». Для меня это работа. Сегодня соревнования – хорошо, завтра соревнования – ладно! Просто идешь и делаешь. Для меня занять призовое место – не самое важное, важно быть довольной результатом. Опять-таки, если ты по какой-то причине не занимаешь призовое место, но доволен – это тоже хорошее ощущение. Бывает так, что ты вроде настроился, начинаешь стрелять, но почему-то ничего не можешь сделать. Чаще всего так бывает из-за того, что не можешь справиться с эмоциями. Мне кажется, что чем выше уровень, тем больше ты должен. Нужно всегда поддерживать уровень. Я сейчас, например, думаю, что было бы классно просто стрелять, как в начале. — Вы не можете себе этого позволить? — Да, у меня есть много «но», есть люди, которые меня знают, смотрят за моими результатами. Мне хочется всегда быть в форме. Но бывают хорошие и плохие дни, когда ты хуже стреляешь, когда ничего не можешь показать сейчас – мне пока сложно с этим справляться. — Как Вы поддерживаете себя в тот момент, когда знаете, что сейчас не тот день, но выступать надо? — Прежде всего, я думаю, что соревнующиеся стрелки – это команда. Мы дружим, стараемся поддерживать друг друга и помогать. Мне важно, когда меня поддерживают друзья, когда они говорят, что понимают меня. В кюдо есть соревнования, но никто никогда не желает сопернику зла, никогда не делает никаких пакостей, а, наоборот, все радуются, если человек выигрывает. Например, на Чемпионате Европы я стреляла с одинаковым результатом с девушкой из Австрии, но я шла одной из первых, а она после меня. Когда мы выпускали последние стрелы, я попала все, она об этом знала, и ей психологически было тяжело. Она старалась, но не попала. После этого она подошла ко мне и обняла со словами: «Какая ты молодец!», — то есть, порадовалась. Мне нравится, что это везде. Ты соревнуешься, но если ты проиграл или недостаточно готов, то никто тебя не будет за это ругать или что-то еще. Это естественный процесс, и это нормально, потому что нужно сравнивать с собой, а не с кем-то другим – это единственное сравнение, которое я вижу адекватным. Елена Акимова на чемпионате Европы 2011 — Вы к себе сами строги? — Думаю, что да. Когда я ничего не делаю, я переживаю. Мне кажется, что нужно что-то делать каждую минуту! Иногда я делаю-делаю, а потом падаю без сил и говорю, что больше не могу. — Вы позволяете себе расслабляться только когда наступает «больше не могу»? — Не всегда, но часто такое бывает. Муж надо мной смеется. На самом деле, постоянное движение помогает мне быть в тонусе. Наверное, это можно делать более сглаженно, ведь забота о себе и о своем здоровье важна. Например, если ты что-то не можешь, не надо пытаться всё впихнуть в один день. Мне кажется, что это всё индивидуально. — А как муж относится к Вам как к лучнице? — Я думаю, что он гордится мной, потому что он – мой тренер, а я – хороший стрелок. Он говорит, что воспитал спортсмена, это правда так. Я иногда себе позволяю излишнюю самостоятельность в стрельбе, и когда мне недостает опыта или знаний, я обращаюсь к нему и он мне помогает. В этот момент я понимаю, что не нужно быть самонадеянной, нужно уметь получать помощь. — Как вы совмещаете эти роли – супругов и тренера с учеником? Мне кажется, что это очень сложно. — Просто у меня муж очень хороший! — А «хороший» — это какой? — Для меня он идеальный. Самое ценное в наших отношениях то, что никто никому не пудрит мозг, никто никого не заставляет что-то сделать, никто ни на кого не кричит. Мы не ссорились за четыре года ни разу! Бывает, что чуть-чуть покричим – этим и заканчивается. Потому что у людей в распоряжении всего несколько десятков лет, и я не хочу их тратить на то, чтобы устраивать разборки. Мне кажется, что это неправильно и вообще ненормально. Мы помогаем друг другу соразмерно своим силам. Так как у нас общих дел много, то и разговоры у нас очень часто про тренировки. Вечером мы встречаемся на тренировке; когда едем домой, обсуждаем какие-то планы на завтра, на будущее. Он мне многое прощает. Многие мужчины упрекают своих жен за то, что не убрано в квартире, нет еды в холодильнике или не постирано белье. Я стараюсь быть хорошей хозяйкой, но когда у меня нет на это времени или сил, мой муж никогда меня не упрекнет. Я очень это ценю. — А у Вас не было желания отдохнуть друг от друга, в отпуск раздельно съездить? — Мне, наоборот, хочется хоть раз съездить в отпуск вместе. Наш отпуск все время проходит с луками, с колчанами, с компанией лучников. Естественно, многих мы очень долго знаем, у нас доверительные отношения в команде, но вдвоем мы бываем очень редко. Поэтому я говорю: «Когда мы вместе на море съездим?» — «Когда-нибудь поедем». С другой стороны, думаешь: «На море, да… Поваляешься неделю, классно…» А с другой стороны: «Нет, лучше, наверное, пусть будет пятнадцать человек, но в Японию поедем!». — А в Японии вы что делаете, зачем ездите? — Ездим к учителям повышать свой уровень и сдавать экзамены. Сейчас у меня третий дан, я собираюсь сдавать экзамен на 4. Всего 10 данов, но в самой Японии есть только несколько мастеров такого уровня. В Европе обладатель самого высокого уровня –Лиам О Брайн, у него 7 дан, он стреляет более сорока лет. Так что у меня есть масса времени в запасе. — Кто приходит учиться кюдо? Какие у вас ученики? — У меня 10 человек в группе, от 18 до 35 лет. Разные люди приходят. Бывает, что приходят на кюдо потому, что увидели его в аниме. Им хочется так же, как на картинке, но потом настает момент, когда нужно что-то сделать, чтобы это было как на картинке, этот момент не все переживают. У меня такой способ обучения, что я не поставлю человека стрелять, пока он не пройдет все стадии подготовки. Выстрел начинается с подхода к мишени, заканчивается уходом с мишени – весь этот цикл состоит из 8 стадий. Сначала с тренажером занимаешься, потом стреляешь в макивару с близкого расстояния, потом уже в мишень. Мне интересно работать с теми людьми, которым интересно работать над собой, а если человеку просто интересно пострелять, то почему бы ему не пойти в обычный стрелковый клуб? Там всю экипировку дадут сразу, поставят мишени. Проходить обучение с тренером не обязательно. — То есть кюдо – это не про стрельбу вообще? — Это про стрельбу, но это не про пулялки по мишени, это обучение и бесконечное совершенствование техники и человека как личности. Я стараюсь объяснить, чтобы человек понял, чтобы у него получилось. В Японии традиционно не принято человеку что-то объяснять, нужно запомнить глазами и ощущениями в теле. Это тоже, кстати, хороший способ. Европейскому менталитету это не очень-то понятно. У меня в группе остаются те люди, с которыми мне интересно работать. Им тоже интересно, они приходят на каждое занятие, они ходят на дополнительные занятия, ездят на семинары и соревнования. Видно, что они растут. Мне кажется, это здорово, когда человек чего-то хочет добиться, а не просто пришел от скуки. Когда что-то не получается долгое время, а тут вдруг получилось – это счастье! Бывает так, что за тренировку у тебя один хороший выстрел, и ты идешь домой и думаешь: «Один хороший выстрел – счастье!». — Вы сказали, что готовы работать с людьми, которые готовы работать над собой. Как Вы это делаете, стреляя из лука? — Сложно объяснить. Больше уравновешенности стало. Когда ты стреляешь, то ты больше сконцентрирован. С каждым разом ты можешь контролировать все больше и больше моментов, ты больше чувствуешь тело на физическом уровне. Можешь сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Иногда бывает, что хочешь попасть в мишень, но знаешь, что стрелять рано. У меня, например, есть проблема: я выпускаю стрелу раньше, чем следует. Это своего рода иллюзия, при которой кажется, что ты уже попал в мишень, – я стараюсь работать над такими иллюзиями, потому что я знаю, что это неправда! А когда делаешь хороший выстрел, думаешь: «О, хороший!», — мне кажется, что надо это повторить и закончить на хорошем выстреле. Бывает так, что у человека получилось и он расслабился, перестал стараться, – это не про меня. Мне интересно, я стараюсь работать над тем, чтобы постоянно было лучше. Я вообще не понимаю, зачем что-то делать одинаково, если все время можно продвигаться. Нужно, чтобы качество постоянно повышалось. — В какой роли Вам комфортнее находиться – ученика или учителя? — Преподаватель создает атмосферу, больше дает, а ученик больше получает. Мне комфортнее, конечно, в качестве ученика, потому что ты никому ничего не должен, а просто стреляешь и получаешь. Когда я веду тренировку, мне действительно бывает некомфортно, потому что иногда приходят люди, которые ведут себя так, как мне не нравится. Иногда им делаешь замечание, а они это игнорируют. Иногда у ученика не идет стрельба, а ты хочешь, чтобы у него получилось, но все равно у него не получается, потому что на это нужно время. Это тоже немного расстраивает. Разные ситуации бывают. В определенный момент бывает некомфортно, но когда преодолеваешь трудности – в общении, в технике, – когда у ученика не получалось, но я помогла, я подсказала, как нужно, и у него получилось, отдача от радости и благодарности ученика заряжает большой энергией. Это уже потом, когда ты едешь домой, думаешь: «Вот это было хорошо». То есть, когда отвечаешь за учеников — это ответственно и не всегда комфортно, но когда видишь их успехи, приходит большое счастье и радость. — Что для Вас значит кюдо? — Безусловно, это очень большая часть моей жизни, это моя работа, у меня многое с этим связано. Кюдо – это гармоничный путь для меня, при котором я могу быть лучше и двигаться вперед. Мне нравится сочетание того, что это активное боевое искусство, но при этом, условно говоря, учась убивать, поражать цель, нужно развивать в себе человечность. Беседовала Вероника Заец