Дивеево — чудесное место, одно из тех, к которым применимо пусть и шаблонное, но точное наименование «рай на земле». Таким оно было не всегда — и самое удивительное, что эта «райская» история началась здесь не так давно. Активное благоустроение этих мест идет всего лишь с XVIIIвека. У истоков этого нового периода в жизни Дивеево и окрестностей стоит удивительная женщина Агафья Семенова Мельгунова, известная как преподобная Александра Дивеевская. Агафья Мельгунова немало походила по Руси, прежде чем стала Александрой Дивеевской. Родилась она в Рязанской губернии, там же вышла замуж, родила дочь, овдовела. После нескольких лет вдовства будущая святая решила принять монашеский постриг и вместе с малолетней дочерью отправилась в Киево-Флоровский монастырь. Там она была пострижена в монашество с именем Александра, однако вскоре ей снова пришлось сменить место жительства: женщине явилась сама Божия Матерь и велела переселяться в село Дивеево Нижегородской области. Как говорят об этом несколько священников, а также любимый ученик святого Серафима Саровского Николай Мотовилов, Царица Небесная пришла к монахине Александре после долгой ночной молитвы. Вот как передают слова Божией Матери эти люди, положившие основу жития святой Александры Дивеевской: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусския места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!» Когда монахиня Александра пришла в себя после этого то ли видения, то ли сонной дремы, то не решилась сразу следовать словам явившейся ей Богородицы. Спустя непродолжительное время она рассказала об этом явлении сначала своему духовнику, а потом известным ей киевским старцам, а также подвижницам ее монастыря. Вердикт был единогласен: инокине Александре следует выдвигаться в путь. Наставники были единодушны и в том, что ей следует снова вспомнить свое мирское имя Агафьи Семеновны Мельгуновой, а факт своего пострижения скрывать до поры до времени. Женщина так и поступает: она берет свою подросшую дочь и отправляется в странствие по огромной стране. Сколько и где ходили матушка Александра с дочерью — житие не говорит, однако известно, что в 1760 году они направлялись из Мурома в Саровскую пустынь. В нескольких километрах от цели семья останавливается на ночлег в селе Дивеево — и монахиня снова видит Божию Матерь, которая обращается к ней с четкими и ясными указаниями: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесныя, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленнаго!». Как и ранее, матушка Александра обращается за советом к старцам: на сей раз — к насельникам Саровской пустыни. Она рассказывает им и о первом явлении Богородицы, и о решении скрывать монашество. Саровские монахи поддерживают все советы своих киевских собратьев, а матушка Александра, зачарованная чудесным монастырем и укладом его жизни, готова с радостью переселиться в Дивеево. Сначала вместе с дочерью она живет рядом с Дивеево, в деревне Осиновка, однако вскоре 9-летняя девочка умирает (кстати, если брать за условие, что возраст дочери определяется верно, то между потерей мужа и обретением «своего места» в Дивеево проходит 6 лет). Чтобы уже окончательно, раз и навсегда, разрубить все связи с миром, Агафья Семеновна отправляется в родные края, дабы продать свои имения. Полученные деньги женщина пускает на поминовение своих родных — живых и мертвых, — милостыню, содержание храмов, поддержку голодных — и устроительство Четвертого жребия Богородицы. Современники говорят, что на эти средства было благоустроено 12 церквей, главными из которых можно назвать Успенский собор в Саровской пустыни и каменную церковь в Дивеево во имя иконы Казанской Божией Матери. Не оставляла матушка Александра и нуждающихся: так, когда в области наступил страшный голод, она призывала окрестных детишек участвовать в строительстве Дивеевского храма: подносить кирпичи. За это она давала им сухари и платила по пятаку, который строго-настрого велела отдавать родителям. Благодаря такому подряду крестьяне смогли пережить тот страшный голодный год практически безболезненно. При всем том, по свидетельству современников и, самое главное, самого Серафима Саровского, сама монахиня была неимоверно проста и неприхотлива, носила самое обычное платье, на голове обыкновенную шапочку, под которую убирала волосы, опоясывалась «кушачком с узелком». Преподобный же Серафим уже после кончины матушки говорил и о том, что со временем ее мощи будут стоять в обители открытыми, а пока велел всем ходить на ее могилку и кланяться с такими словами: «Госпожа наша и мать! Прости меня и благослови. Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия». Кроме простоты в одежде Александра Дивеевская отличалась простотой во всех делах, касавшихся ее лично. Она жила в небольшой келье во дворе приходского священника и, когда не была занята на строительстве храмов, помогала всем выполнять самую черную работу, чистила скотный двор, котлы, занималась уборкой. Когда в страду все крестьяне были в поле, она приходила в деревне, выбирала избы самых бедных семей и помогала им: мыла полы, занималась детьми, готовила еду на всю семью. Когда дети сообщали родителям, кто был их заботливым тайным помощником, матушка Александра всегда отказывалась от этих «показаний». Неудивительно, что в основу новой обители, из которой со временем быстро разрастется Дивеевский монастырь, был положен суровый устав монахов из Сарова. Вместе с сестрами матушка вязала чулки, шила необходимое для соседей-иноков (интересно, что пищу сестрам, в свою очередь, раз в день доставляли из саровского монастыря), вела крайне суровую жизнь под опытным руководством саровского настоятеля Пахомия. Несмотря на то, что сестры довольствовались малым во всем, начиная от пищи и заканчивая территорией своей обители, скоро земли начали прибавляться. Так, за полгода до кончины Александры Дивеевской, одна из окрестных помещиц пожертвовала специально для нового монастыря 1300 квадратных саженей своей городской земли. Там были поставлены три кельи — по благословению старцев и с разрешения епархиального начальства. В одной из них в июне 1788 года (эта дата, в отличие от всех возможных предыдущих дат матушкиной биографии, известна точно) принявшая схиму монахиня Александра и отойдет ко Господу и к Его Пречистой Матери, во имя Которой она трудилась всю свою долгую подвижническую жизнь. Фото: igorgodunov.ru *** Так уж вышло, что Дивеево очень у многих ассоциируется в первую очередь с Саровом и, как следствие, с преподобным Серафимом Саровским, и только с ним. Однако не стоит забывать, что одновременно с преподобным у истоков обители стояла удивительная подвижница святая Александра Дивеевская, смиренно, но неуклонно создававшая на земле Четвертый удел Божией Матери. Заглавное фото: komanda-k.ru