Если у меня выпадает свободный вечер и надо принять «что-нибудь от депрессии», я разыскиваю в шкафу диск с этим сериалом. Да-да, прошу не путать со сравнительно недавним фильмом — речь именно об английском сериале 1995 года. Хотя его никак нельзя назвать кинематографической новинкой, он обладает несколькими поистине волшебными свойствами. Во-первых, перед нами дамский роман в чистейшем виде. Только представьте: целый вечер вас не потревожат перипетии современной политики, превратности погоды и транспортные заторы или подробности вчерашнего общения с начальством. Кроме того, вы не почувствуете дискомфорт от объёмного сюжета, который авторы, старательно обрезая побочные линии, всеми силами пытались запихнуть в 90 минут времени кинотеатра. Расслабьтесь, в ближайшие пять часов у вас вообще не будет проблем, кроме той, что «мистер Дарси, кажется, не слишком любезен», и угадывания, сколько же дочерей многострадальная миссис Беннет победоносно пристроит замуж к финалу. При этом гарантированно не пострадают ни ваше чувство справедливости, ни чувство прекрасного. Ибо с самого начала понятно, что фильм относится к жанру «всё будет хорошо». Но, в отличие, например, от романов Диккенса, вам не грозит созерцание ни работных домов, ни закрытых английских школ, ни печально знаменитых английских же судов. Даже мелькнувшие было в кадре лондонские трущобы здесь вполне напоминают средней руки гостиницу, не говоря уж о множестве удивительных английских пейзажей и аристократических интерьеров. Ключевая фраза: «Почему у вас такая маленькая гостиная? К тому же окнами на запад! — Знаете, мы почти не бываем здесь по утрам.» Ооо, мне бы их проблемы! В то же время фильм нельзя назвать ни банальным, ни скучным. По сути перед нами пятичасовая игра ума на одну тему: «Как бы это могло быть сказано в приличном английском обществе?» Всё время герои умудряются выяснять отношения, признаваться друг другу в любви и ненависти с изяществом настоящих леди и джентльменов. И это при том, что страсти на экране кипят нешуточные: «Ах, мои бедные нервы!», «Очень-очень любезный молодой человек!», «Думаю, что леди Кэтрин де Бург не будет слишком довольна…», «Я благодарна вам за внимание, ну вынуждена отвергнуть признание в любви, выраженное подобным образом», «Он сын джентльмена, я — дочь джентльмена…». Признайтесь, порой для того, чтобы составить подобную фразу, нам пришлось бы сосчитать минимум до тридцати. Вообще, есть что-то успокаивающее в картинках общества, где самыми непозволительными промахами считаются отказ от приглашения на танец, выезд в свет вместе с незамужней старшей сестрой, излишняя болтливость и привычка заговаривать с людьми, которым вы не представлены. Даже если здесь и случается нечто страшное, это всегда можно обставить так, что рассеянный наблюдатель попросту не заметит. Можете считать такую ситуацию признаком лицемерия, но лично мне кажется очень ценным это умение во всех случаях жизни «держать лицо» и… спину. Да-да — «выпрямись, Джейн. Пусть все видят, какая хорошая у тебя осанка». Если бы я выписывала рецепты, то этот сериал в обязательном порядке рекомендовала бы девочкам от двенадцати. И не только девочкам — как пособие по танцам, вышиванию и прочим женским «талантам», наличие которых в начале XIX века могло сыграть решающую роль в устройстве «хорошей партии». Между прочим, две старшие сестрёнки Беннет успевают обсудить и множество проблем, не только девичьих, но и просто человеческих. Нужно ли узнать характер будущего супруга или же немедленно соглашаться на предложение любого состоятельного джентльмена? Ведь потом всё равно можно будет устроить жизнь так, чтобы пореже его видеть. Стоит ли рассказывать окружающим о недостойном поведении человека, если от этого пострадает чья-то репутация? И ведь в итоге, решив защитить честь не известной им на тот момент сестры не слишком симпатичного знакомого, они вынуждены покрывать мерзавца и, в конце концов, сами оказываются в положении, которому не позавидуешь. Как следует себя вести, если твоя собеседница обладает в обществе гораздо большим весом, а завзятый выжига и ловелас — вдруг становится твоим родственником? Универсальный ответ на все эти вопросы — не терять достоинства. И пусть твои собственные перспективы на будущее отныне «просто не существуют», но танцы — это чудесное занятие, а пейзажи Озёрного края неизменно прекрасны. Кстати, о танцах. За что особенно люблю этот сериал — так это за работу исторических консультантов и художников по костюмам. Не зря именно последние были удостоена в своё время премии «Эмми». Помню, как, застав меня в середине четвёртого часа неподдельного восхищения и посмотрев на экран в течение пяти минут, мама произнесла гениальную фразу: «Я поняла, это — такой английский “Евгений Онегин”». О, как права она была! Вы ведь в курсе, что к бессмертному пушкинскому роману существуют ещё комментарии Юрия Михайловича Лотмана, по толщине превышающие пушкинский текст раз в пять. Зато там скрупулёзно объяснено, почему «давать три бала ежегодно» — есть признак мотовства и в какой именно комнате произошло последнее объяснение Онегина с Татьяной. Похоже, что здесь съемочной группой фильма была проделана сравнимая по объёму работа, ибо они восстановили не только репертуар и внешний вид танцев английского провинциального дворянства, способ писать и запечатывать письма, но и крой платьев 10-х годов XIX столетия. Вы не поверите — на самом деле там даже корсеты есть. В результате картинка на экране выглядит столь жизненной, что создатели не отказывают себе в удовольствии при случае с ней поиграть. Вот слегка перебравший кавалер выходит из бальной залы — и пьёт воду прямо из ведра, которым поят лошадей. А вот перед вами сто тридцать восьмой фасон «дурацкой шляпки», которая годится лишь на то, чтобы её «разрезать и подумать, что можно сделать». И всё это — ни на минуту не выпадая из эпохи. Между нами говоря, у фильма существует один единственный недостаток. Он очень проигрывает, стоит только отключить русский дубляж. В оригинале голоса двух главных героинь почему-то почти одинаковые, гортанные и общаются они такой скороговоркой, что выдержать это удаётся не более десяти минут. Зато продолжительность фильма — его несомненный плюс. Если на вас навалились проблемы — вы просто отодвигаете их в стороночку, усаживаетесь перед экраном… Только успели проникнуться неспешным ритмом жизни героев — глядь, и ваших проблем становится как-то вполовину меньше. И вообще, жизнь, знаете ли, такая штука, которая требует времени. Пойду-ка я диск поищу.