«Что это такое? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле и такая тишина?.. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию и воскрешает усопших от века». Свт. Епифаний Кипрский Сегодня Святая Церковь вступила в Великий день Великой Субботы! Давайте откроем св. Синаксарий на этот удивительный таинственный день и прикоснемся к его прекрасным сокровенным страницам: «Все дни, – говорится в нем, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая Страстная Седмица, и больше самой Великой Седмицы сия Великая и Святая Суббота! Называется это седмица Великою не потому, что ее дни больше других, но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса нашего Спасителя! Как при первом миротворении Бог, создавши весь мир, и в шестой день венец Своего Творения – человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, что значит покой, – так и дивно совершив дело искупления, возсоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным Крестом и смертию, – Господь в настоящий, опять субботний день, упокоился совершенным успокоением от дел, почив животоестественным и спасительным сном!» Величественно и прекрасно описывается суть Великой Субботы в тропаре, который священник молитвенно читает на каждой Божественной Литургии: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Сегодня вся Вселенная затаила дыхание! Сегодня Святая Церковь все и вся: небо и землю, ангелов и человек призывает поклониться Живоносному Гробу Христову – Источнику нашего Воскресения. Бог Слово плотию снисходит во гроб. Снисходит Он и во ад Своею безсмертною и Божественною душою! Нисхождение во ад блаж. Прокл Константинопольский называет мостом умерших к возрождению. Во аде страдали до крестной смерти Христовой души всех скончавшихся людей. Все без исключения наследовали темницу ада. За Адамом не избежали этой участи и все Ветхозаветные праведники. Господь – Сама Жизнь – безстрашно вошел в Царство смерти: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя…» Святитель Епифаний Кипрский образно, прекрасно описывает нисхождение Христа во ад. Он говорит, что Господь спустился во ад «Богоподобно, воинственно, властно!» Сошел, сопровождаемый не двенадцатью легионами, но тысячами мириадов ангелов. «Кто есть сей Царь славы?» – в великом ужасе громко воззвали властители ада. И все Небесные Силы велегласно воззвали: «Господь Сил – Той есть Царь Славы!» И далее Святитель Епифаний говорит, что Адам услышал шаги грядущего Христа таким же образом, как некогда в раю услышал их после преступления и ослушания. Тогда он чувствовал – горечь, смущение и страх. Теперь же – необыкновенную неописуемую радость и веселие! Сегодня Господь сходит во ад каждой человеческой души, чтобы вырвать ее из плена смерти, из мрачного служения миру и служения своим страстям… Мы должны услышать эти шаги грядущего Христа, услышать и возрадоваться как возрадовался Адам великой неизреченной духовной радостию. Для этого мы и прошли этот путь, длинною в Великий Пост. Для этого и была предпринята наша попытка воздержания, попытка утеснения себя, попытка углубления в свое собственное сердце! …По–разному мы прошли этот Великопостный путь. И, конечно, было очень много падений, ошибок, духовных провалов, неудач… И, может быть, нам удалось хотя бы как-то соблюсти телесный пост, отказавшись от недозволенных явств, но удалось ли воздержаться от греховных впечатлений, которые приносил нам мир, который всегда пытается заслонить собою Бога? Воспользовались ли мы призывом св. Иоанна Златоуста, который говорил: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания! Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица – и не засматриваться на чужую красоту! Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы! Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев своих угрызаем и снедаем?» …Мир и диавол ежедневно и ежесекундно наносят человеку множество страшных кровавых ран! Человеческими силами многие из них излечить – невозможно! Только Господь, Таинственный Небесный Врач, способен исцелить эти кровоточащие раны Своим Божественным пластырем милости и любви! Так уж повреждена грехом наша душа, что ей не хватает цельности, целомудрия… Она становится как бы сотканной из множества внутренних противоречий: – тут и Вера и мрачные тени сомнений; – всплеск ревности к Богоугождению и в тоже время мертвящая теплохладность; – теплота молитвы и холод уныния; – желание служить ближним и стальной бронежилет эгоизма. Ап. Павел говорит об этом духовном парадоксе нашей души: «Доброе, которое хочу делать – не делаю. А злое, которое не хочу делать – делаю!» Пост – это и была наша попытка вырваться из этих противоречий /этого парадокса/ и обрести цельность души! Преп. Иустин Сербский прекрасно называет покаяние – бунтом человека против ложного себя…Против всего, что мешает нам приблизиться к Богу! Что заслоняет от нас Духовное Небо, что мешает нам обрести Христа в своем сердце! Пока человек живет без веры, без покаяния, без благодати Божией, без Церкви, то он не смотрит, а как бы подглядывает в мир: сквозь щелку своих земных устремлений, через замочную скважину плотских утех! Он не способен видеть и по-настоящему чувствовать всю широту, всю красоту, объемность жизни! Целостность и гармонию восприятия жизни дает только вера и Божия благодать! Поэтому верующему человеку, христианину бывает как бы тесно среди забот мира сего. Поэтому он устремляется из этой душной земной тесноты в обжигающий простор духовной жизни! Когда человек пробирается по труднопроходимой местности, то и ветки хлещут его по лицу; и ноги увязают в болоте; и колючки цепляются за одежду; и ноги истаптываются в кровь. Так и мы все, когда продираемся сквозь чащобу этого мира, то и неправда и ложь мира хлещет нас по лицу; и душа увязает в болоте грехов; и колючки страстей цепляются за сердце; и часто оно бывает просто изранено и истоптано в кровь! Но идти надо! Потому, что впереди – «Пасха, двери райские нам отверзающая». Не уныло нужно идти, а «веселыми ногами», потому что Господь стер жало смерти! «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?» …Сегодня, в день Великой Субботы уже много столетий в Иерусалиме происходит величайшее чудо и свидетельство Истинности нашей веры – схождение благодатного огня на гробе Господнем! Пусть сегодня каждый из нас очень явственно увидит высохшую пустыню своей души и возжаждет схождения этого Благодатного Огня Божественной любви на гроб своего сердца. Пусть сегодня все останется позади – и унылый хоровод будней, и безпросветная череда земных дел, и страшная неустроенность нашей жизни! Пусть каждый со смиренным дерзновением откроет Царские врата своего сердца – в них сегодня входит Божественный Небесный Архиерей! Сегодня вся Вселенная затаила дыхание! Остались считанные часы до того момента, когда весь мир огласится светлым Пасхальным приветствием! Сегодня сердце каждого верующего человека затаило свое дыхание! Преп. Максим Исповедник замечательно говорит, что в своей жизни нам необходимо распинать все призрачное, т.е. всю суету, пустоту, хаос, которые навязывает нам мир, и предать погребению, все, что мешает нам жить по Богу, только тогда мы почувствуем радость Пасхи Христовой! Источник: Официальный сайт Оптиной Пустыни