Сегодня на Синайском полуострове потерпел крушение самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» с 217 пассажирами и 7 членами экипажа. А еще сегодня в наших клубах будут вечеринки по случаю сами-знаете-какого праздника. Этический момент, который многое может сказать о психологии современного русского человека. Отменить ли вечеринку, за которую уже «уплочено», понести убытки и объявить об отмене карнавала? Или сделать вид, что ничего не произошло? Мнения разделились. Впрочем, и неудивительно, особенно если посмотреть, во что у нас (да и у них) превратился этот праздник смерти. Еще одна разудалая пьянка в жутких или эротических костюмах. Лишний повод выпить, не вдумываясь в смысл происходящего. Потому что вдумываться страшновато. А ведь Самайн (или Хэллоуин как его продолжение) никогда не был веселеньким «новым» годом. Если внимательно изучить историю этого «праздника», он вообще, в основном, о смерти. И о естественном человеческом ужасе перед тем, что человек, во-первых, смертен, а во-вторых, смертен внезапно. Старуха с косой может внезапно выйти из-за угла и резко оборвать всё, что было таким важным. Перед леденящим дыханием смерти меркнет всё, как и от холодного дыхания зимы потихоньку умирает природа. Еще не время думать о том, что под слоем снега зарождаются будущие озимые, что однажды взойдёт солнце и принесет новую жизнь. Человек состоит не только из души, но и из тела. Наше общество пока еще только учится думать и о той, и о другой составляющей своего бытия. Торжество тела, победившего душу, — это пир во время чумы, это неспособность понять, зачем нужен траур. Те психологические защиты, которые вытесняют страх смерти, а вместе с ним и большую долю человечности. Увы, если опираться только на мир души, то можно впасть в другую крайность. Я нередко наблюдала, как верующие люди, встретившись со смертью особенно важных близких людей, в исступлении повторяют цитату: «Смерть! Где твое жало?» (1 Кор,15,55). В том-то и дело, что даже Господь в своей человеческой природе боялся смерти и крестных мук, хотя его божественная природа знала, что будет дальше. Все эти возвышенные слова о том, что смерти не существует, очень мешают поплакать о собственной утрате, о том, что вот был родной и любимый человек, а сейчас его нет. И знание о том, что мы встретимся после смерти, не делает нас счастливыми. Хочется именно здесь и сейчас обнять, спросить совета, ждать звонка. А нет человека, только холод и пустота, и очень больно где-то в районе сердца. И в том, и в другом случае человек может отрицать очень важную часть своей природы. Поэтому последнее время я часто говорю о том, что нам так необходима какая-то специальная среда, где учат думать и говорить о смерти. Без этого знания мы просто не сможем выжить как народ и как цивилизация. Грустный праздник выживших, которые учатся внимательно наблюдать за тем, как их тела становятся все слабее, а души — крепче. Вчера отмечалась еще одна памятная дата, о которой как-то не принято и вообще не понятно, как говорить. День памяти жертв политических репрессий. Вся наша история пропитана дыханием смерти. И можно сказать, что мы, нынешнее население России, несем на себе отпечатки нечеловеческой и невообразимой по своим масштабам катастрофы. Нет семьи, которой бы не коснулась волна репрессий тем или иным образом. Одних она уничтожила буквально. Другие приводили в исполнение приговоры, ездили в воронках и арестовывали, работали в тюрьмах и лагерях. Были и третьи, которые молчали и боролись с внутренним моральным выбором, становясь свидетелями того, как пропадают их друзья и знакомые, как раскулачивают и лишают средств к существованию их соседей. Но для того, чтобы оплакивать и переживать свою историю, для того, чтобы переживать свою смертность, чтобы выражать соболезнования — необходимо иметь внутренний стержень, быть зрелыми людьми, которые умеют говорить о важных вещах. И как правы те рестораторы, которые сказали, что сегодня не будет никаких шоу, но всё же собраться есть смысл. Собраться и поговорить о важном. Побыть со своими страхами, дойти до их дна, чтобы оттолкнуться и выплыть обратно, заново переживая новый рассвет и новый день. Испытать благодарность за жизнь и ценность каждой минуты, проведенной здесь и сейчас. Так что если вы человек верующий, то, наверное, вы уже пошли в церковь, чтобы помолиться о тех, чьи жизни оборвались так некстати. Если нет, то просто выйдите на улицу и почувствуйте этот холод и скорбь природы, напоминающей о конечности бытия. А я сегодня вечером приготовлю суп из тыквы, заварю чай с засушенным смородиновым листом, позову самых близких друзей, и мы будем долго разговаривать о жизни и смерти, о встречах и расставаниях, о находках и потерях, о новом и старом. Сейчас самое время.