С началом учебного года у родителей и детей начинается марафон уроков, заданий и, конечно, оценок. «Она у меня умница, на все пятерки учится!» — с гордостью докладывает одна мама второй. «А у моей тройки сплошные, вот даже не знаю, репетиторов нанимать, что ли», — вздыхает другая. Все одиннадцать лет учебы в школе, а потом еще и четыре, пять или шесть лет в вузе оценки играют едва ли не решающую роль в определении не только успеха ребенка, а потом и студента сейчас, но и его потенциала в будущем. Общее место «троечники успешнее во взрослой жизни» родителей чаще всего не устраивает, и по-прежнему «учиться на отлично» занимает позицию номер один в рейтинге пожеланий 1 сентября. Но у пятерочного дневника есть как плюсы, так и минусы, и стоит рассмотреть их более подробно и объективно. Замечательная с точки зрения описания работы учителя книга «Васек Трубачев и его товарищи» может быть разобрана на цитаты для самых разных статей на тему «образование», но одна мне запала в душу еще со школьных времен: Тетрадь отметок Костя держал у себя. Однажды, просматривая ее, он покачал головой и почти с огорчением сказал: — Что это у вас все «отлично» да «отлично»? — А разве это плохо? — засмеялась Лида Зорина. — Пожалуй, что и плохо. По таким отметкам я никак не могу определить, где ваше слабое место. Неужели уж так хорошо все знаете? Сплошные «отлично», конечно, радуют, глаз, но… Правда ли ребенок прекрасно знает все эти предметы? И еще более важный вопрос — все ли ему одинаково интересно? Может быть, он горит желанием подольше почитать учебник биологии и узнать, что же там такого происходит в растениях и почему они зеленые, но добросовестность не позволяет, и приходит черед истории, которая вызубривается потому, что так надо, а не потому, что это интересно. Иногда смесь троек, четверок и пятерок помогает понять не только интересы ребенка, но и нащупать его слабое место, которое он и сам был бы рад подтянуть. «Оценки — не главное в жизни». Чтобы в полной мере понять эту фразу, мне надо было начать преподавать самой. И только когда я посмотрела с другой стороны учительского и преподавательского стола в глаза студентов и школьников, я в полной мере поняла, что да, не главное, но это понимание приходит иногда слишком поздно. Вспомните, когда вы учились, наверняка у вас в классе (или в институтской группе) была девочка (реже — мальчик), про которую говорили, что она с 1 класса нацелена на золотую медаль или красный диплом. Но однажды происходило из ряда вон выходящее событие — отличница получала четверку за контрольную (совсем редко — тройку), садилась на свое место (выходила из аудитории) и начинала рыдать. И что интересно — далеко не всегда в школе одноклассники посочувствуют этой девочке. Чаще, пожалуй, отнесутся с раздражением — мы, мол, и тройке рады, а она из-за четверки рыдает. Вопрос выстраивания отношений с одноклассниками для отличника не всегда простой и ясный. То просят дать списать, то обзывают ботаником — не всегда понятно, как реагировать, и мучают сомнения — со мной дружат ради конспектов или потому, что дружат со мной? Конечно, бывает по-разному, но как важна дружба со школьной или институтской скамьи, которая радует и поддерживает потом всю жизнь! Когда моя лучшая подруга оканчивала институт, на защите диплома она получила тройку. Я до сих пор убеждена, что оценка была занижена, но тогда нас (я была в «группе поддержки») просто накрыла какая-то тяжелая волна ужаса от несправедливости происходящего. Подруга билась в истерике, долго приходила в себя. Сказалась ли эта оценка на ее дальнейшей карьере? Нет. Ответственная, профессиональная, грамотная, она прекрасно работает, востребована и о той тройке вспоминает с грустной улыбкой. Даже не столько о тройке, сколько о своей реакции на нее. Но сколько было потрачено нервов, слез, сколько выпито валерьянки и выброшено носовых платков! Нередко фокус на оценках приводит к пренебрежению здоровьем. Надо непременно все на «отлично», значит, будем жертвовать сном, прогулками, но вызубрим, выучим, от зубов будет отлетать в три часа утра. А за окном первый снег, и так хочется пойти и слепить снеговика, а не сидеть над алгеброй! Может, стоит иногда пожертвовать пятеркой ради того, чтобы испытать полноту жизни? Будет на следующий день тройка? Обсудим с ребенком, плохо это или хорошо, стоит ли ради оценки пропускать первый снег. Кстати, иногда это способ исцелиться от болезненного самолюбия. Всегда и во всем первым быть не удается никому, и лучше понять эту простую истину в школе, а не на работе, когда кажется: «Я все делаю отлично, почему меня никто не любит и не хвалит?». Не стоит забывать о том, что учителя и преподаватели — тоже люди. У них могут быть свои симпатии и антипатии, и иногда оценка завышается и занижается не вполне обоснованно. Стоит ли из-за этого убиваться? Конечно, нет, а вот поговорить с ребенком или уже даже со студентом, обсудить, спроецировать на себя и дальнейшую жизнь — как раз можно! В нашей культуре школу нередко воспринимают как некую «подготовку к жизни». «Что из тебя получится, если на одни тройки учишься?» — восклицают гневно то родители, то учителя. Но ребенок — он уже получился, ему уже сейчас интересно что-то, и он живет уже сейчас. И именно сейчас он вновь учится ценить каждый день — то, что умел в далеком детстве и что отчасти забыл с момента начала уроков, домашних заданий и градации жизни «отлично – хорошо – плохо». Но что мы все только о минусах — ведь есть и безусловные плюсы. Отличники умеют более грамотно организовывать свое время, не откладывают на потом (впрочем, не факт – по себе могу сказать, что после школы я «тормозила», а в ночь садилась за уроки). Отличник хорошо понимает слово «надо», умеет заниматься неинтересными и порой нудными делами (а ведь чем старше мы становимся, тем чаще приходится делать не то, что хотим, а то, что надо). Вообще такие качества, как собранность и ответственность, ценятся очень высоко, и обычно кто, как не отличник, может быть собранным и ответственным. Другое дело, что нередко этим пользуются учителя и преподаватели: для докладов на открытых уроках, для участия в днях открытых дверей или олимпиадах привлекают и без того загруженных отличников. Отличник раньше сверстников постигает мудрость «глаза боятся, а руки делают». Ведь сколько бы ни было задано, он садится и методично (а иногда — рывками) перелопачивает гору работы. Грустно, когда отличниками дети становятся из-под палки, по указке родителей. Почему четыре, а не пять? Гулять не пойдешь, пока не вызубришь, а завтра попросишь учительницу, чтобы тебя спросила. А ведь куда как лучше пойти пройтись, а на свежую голову все и выучится лучше. Если у ребенка получается быть отличником, замечательно. Только не в ущерб здоровью. А если нет — все равно хорошо бы радоваться каждый день. А оценки — это правда не самое главное. Честное слово.