С началом учебного года у родителей и детей начинается марафон уроков, заданий и, конечно, оценок.

«Она у меня умница, на все пятерки учится!» — с гордостью докладывает одна мама второй.

«А у моей тройки сплошные, вот даже не знаю, репетиторов нанимать, что ли», — вздыхает другая.

Все одиннадцать лет учебы в школе, а потом еще и четыре, пять или шесть лет в вузе оценки играют едва ли не решающую роль в определении не только успеха ребенка, а потом и студента сейчас, но и его потенциала в будущем. Общее место «троечники успешнее во взрослой жизни» родителей чаще всего не устраивает, и по-прежнему «учиться на отлично» занимает позицию номер один в рейтинге пожеланий 1 сентября.

Но у пятерочного дневника есть как плюсы, так и минусы, и стоит рассмотреть их более подробно и объективно.

Замечательная с точки зрения описания работы учителя книга «Васек Трубачев и его товарищи» может быть разобрана на цитаты для самых разных статей на тему «образование», но одна мне запала в душу еще со школьных времен:

Тетрадь отметок Костя держал у себя. Однажды, просматривая ее, он покачал головой и почти с огорчением сказал:

— Что это у вас все «отлично» да «отлично»?

— А разве это плохо? — засмеялась Лида Зорина.

— Пожалуй, что и плохо. По таким отметкам я никак не могу определить, где ваше слабое место. Неужели уж так хорошо все знаете?

Сплошные «отлично», конечно, радуют, глаз, но… Правда ли ребенок прекрасно знает все эти предметы? И еще более важный вопрос — все ли ему одинаково интересно? Может быть, он горит желанием подольше почитать учебник биологии и узнать, что же там такого происходит в растениях и почему они зеленые, но добросовестность не позволяет, и приходит черед истории, которая вызубривается потому, что так надо, а не потому, что это интересно. Иногда смесь троек, четверок и пятерок помогает понять не только интересы ребенка, но и нащупать его слабое место, которое он и сам был бы рад подтянуть.

«Оценки — не главное в жизни». Чтобы в полной мере понять эту фразу, мне надо было начать преподавать самой. И только когда я посмотрела с другой стороны учительского и преподавательского стола в глаза студентов и школьников, я в полной мере поняла, что да, не главное, но это понимание приходит иногда слишком поздно.

Вспомните, когда вы учились, наверняка у вас в классе (или в институтской группе) была девочка (реже — мальчик), про которую говорили, что она с 1 класса нацелена на золотую медаль или красный диплом. Но однажды происходило из ряда вон выходящее событие — отличница получала четверку за контрольную (совсем редко — тройку), садилась на свое место (выходила из аудитории) и начинала рыдать. И что интересно — далеко не всегда в школе одноклассники посочувствуют этой девочке. Чаще, пожалуй, отнесутся с раздражением — мы, мол, и тройке рады, а она из-за четверки рыдает.

Вопрос выстраивания отношений с одноклассниками для отличника не всегда простой и ясный. То просят дать списать, то обзывают ботаником — не всегда понятно, как реагировать, и мучают сомнения — со мной дружат ради конспектов или потому, что дружат со мной? Конечно, бывает по-разному, но как важна дружба со школьной или институтской скамьи, которая радует и поддерживает потом всю жизнь!

Когда моя лучшая подруга оканчивала институт, на защите диплома она получила тройку. Я до сих пор убеждена, что оценка была занижена, но тогда нас (я была в «группе поддержки») просто накрыла какая-то тяжелая волна ужаса от несправедливости происходящего. Подруга билась в истерике, долго приходила в себя. Сказалась ли эта оценка на ее дальнейшей карьере? Нет. Ответственная, профессиональная, грамотная, она прекрасно работает, востребована и о той тройке вспоминает с грустной улыбкой. Даже не столько о тройке, сколько о своей реакции на нее. Но сколько было потрачено нервов, слез, сколько выпито валерьянки и выброшено носовых платков!

Нередко фокус на оценках приводит к пренебрежению здоровьем. Надо непременно все на «отлично», значит, будем жертвовать сном, прогулками, но вызубрим, выучим, от зубов будет отлетать в три часа утра. А за окном первый снег, и так хочется пойти и слепить снеговика, а не сидеть над алгеброй! Может, стоит иногда пожертвовать пятеркой ради того, чтобы испытать полноту жизни? Будет на следующий день тройка? Обсудим с ребенком, плохо это или хорошо, стоит ли ради оценки пропускать первый снег. Кстати, иногда это способ исцелиться от болезненного самолюбия. Всегда и во всем первым быть не удается никому, и лучше понять эту простую истину в школе, а не на работе, когда кажется: «Я все делаю отлично, почему меня никто не любит и не хвалит?».

Не стоит забывать о том, что учителя и преподаватели — тоже люди. У них могут быть свои симпатии и антипатии, и иногда оценка завышается и занижается не вполне обоснованно. Стоит ли из-за этого убиваться? Конечно, нет, а вот поговорить с ребенком или уже даже со студентом, обсудить, спроецировать на себя и дальнейшую жизнь — как раз можно!

В нашей культуре школу нередко воспринимают как некую «подготовку к жизни». «Что из тебя получится, если на одни тройки учишься?» — восклицают гневно то родители, то учителя. Но ребенок — он уже получился, ему уже сейчас интересно что-то, и он живет уже сейчас. И именно сейчас он вновь учится ценить каждый день — то, что умел в далеком детстве и что отчасти забыл с момента начала уроков, домашних заданий и градации жизни «отлично – хорошо – плохо».

Но что мы все только о минусах — ведь есть и безусловные плюсы. Отличники умеют более грамотно организовывать свое время, не откладывают на потом (впрочем, не факт – по себе могу сказать, что после школы я «тормозила», а в ночь садилась за уроки). Отличник хорошо понимает слово «надо», умеет заниматься неинтересными и порой нудными делами (а ведь чем старше мы становимся, тем чаще приходится делать не то, что хотим, а то, что надо).

Вообще такие качества, как собранность и ответственность, ценятся очень высоко, и обычно кто, как не отличник, может быть собранным и ответственным. Другое дело, что нередко этим пользуются учителя и преподаватели: для докладов на открытых уроках, для участия в днях открытых дверей или олимпиадах привлекают и без того загруженных отличников.

Отличник раньше сверстников постигает мудрость «глаза боятся, а руки делают». Ведь сколько бы ни было задано, он садится и методично (а иногда — рывками) перелопачивает гору работы.

Грустно, когда отличниками дети становятся из-под палки, по указке родителей. Почему четыре, а не пять? Гулять не пойдешь, пока не вызубришь, а завтра попросишь учительницу, чтобы тебя спросила. А ведь куда как лучше пойти пройтись, а на свежую голову все и выучится лучше.

Если у ребенка получается быть отличником, замечательно. Только не в ущерб здоровью. А если нет — все равно хорошо бы радоваться каждый день. А оценки — это правда не самое главное. Честное слово.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные

Хорошо, когда родители это понимают

Ольга Алексеева

Одна девушка рассказывает: она была очень ответственная и поэтому круглая отличница. Всегда все делала на пять с плюсом, как мама учила. И вот маму вызывают в школу. Девочка переживает, что она плохого сделала, ведь мама очень строгая и… см. выше. Приходит маман. Учительница говорила с ней о том, что дочка прозрачная уже, все учится. На что мама отвечает, что все надо делать на пять с плюсом. А потом вдруг спрашивает у дочери:
-скажи, а тебя в школе не бьют?
-нет, мама, что ты.
-странно, мы таких били…

Sasha_

Ну ну. Плохо быть отличником, лучше троечником, да и школа, как сказала только что наша уважаемая министр образования, в первую очередь занимается не образованием, а созданием некого полигона для отношений гос безопасности.
Велкам в светлое будущее.

Ну а собственно какая новость в том, что школа это тоже своего рода камера хранения? Куда девать детей, пока родители на работе?

Delete

Хорошо круто знать два-три предмета, связанными с будущей профессией, увлечениями.
И языки еще.
В остальном — только чтобы аттестат смотрелся прилично. Убеждена в этом и сориентирую своих детей именно на такой подход.
А «все пятерки» — оно нафиг не надо. Только лишняя перегрузка и нервотрепка для ребенка.

Куча статей на одну и ту же тему. Не хочу повторяться, поэтому прокомментирую только эту. Если родители обеспечены, то спокойно смогут отправить своего ребенка в любой престижный вуз и устроить на хорошую работу. В таком случае оценки роли не играют. Мне же сразу сказали: денег на платный вуз нет, не поступишь на бюджет — пойдешь работать. А мне очень хотелось учиться на дневном отделении, поэтому, чтобы поступить, пришлось не только сдать ЕГЭ на пятёрки, но и получить минимум четвёрок в аттестате. У меня получилось! Потом я поставила цель закончить вуз с красным дипломом. У меня опять получилось! В поиске работы… Читать далее »

Delete

А магазинный кассир — это разве так низко, что «не смогли ПОДНЯТЬСЯ»)?
Мне вот кажется, что любая профессия достойна уважения, если человек хорошо работает на своем месте. Хоть кассир, хоть рабочий, хоть уборщица.

Это раз. Во-вторых, ну, у Вас лично сложилось так, слава Богу. А многие другие бывшие отличники сидят в конторах и библиотеках за копейки, в то время как дразнившие их одноклассики-троечники имеют собственный успешный бизнес.

И, если не секрет, какой оклад Вы считаете достойным и для какого города? Я не о Вашей зарплате, просто интересно, с какой черты для Вас начинается «достойно».

Плюс много, Delete. У меня красный диплом и училась я на бюджете, но карьеру начала с биржи труда, а потом устроилась на полставки в музей. Троечники по сравнению со мной просто миллионеры ))))) я не жалуюсь и не завидую, моя жизнь до сих пор опережала мои самые смелые мечты, но если судить по объективным критериям, я ничего не достигла. Ну и все, чего я достигла, досталось бы мне и с синим дипломом. Красный он случайно, просто нравилось учиться

Вот Вы сравнили. Чтобы получить рабочую профессию надо получить средне-специальное образование или хотя бы курсы пройти. Кассиром и уборщиком возьмут любого, вообще без всякого образования. Поэтому люди в эти профессии идут от безысходности, а не потому что это предел их мечтаний (из разговоров с теми же самыми кассирами и уборщицами). То есть они сами понимают, что не смогли подняться, как бы резко это не звучало. Достойный оклад для меня — тот, который удовлетворяет мои потребности и позволяет мне быть финансово независимой от мужа. Конкретных цифр я называть не буду, тем более применительно к своему городу. У нас многие, к сожалению,… Читать далее »

Delete

«Те, кто на хороших должностях или при своём бизнесе — всем помогли родители. То есть они со школы знали, что им уготовано тёплое место и над оценками не парились» — простите, если насчет «теплой» должности (ну, допустим, в каком-то бюджетном учреждении) я вполне могу Вам поверить, то насчет своего бизнеса — нет. Да любой, у кого свое дело есть, вряд ли согласится, что можно, мол, быть дуб дубом, но вот родители помогут, и твой бизнес будет процветать. На свой бизнес ПАХАТЬ надо адски каждый день самому, чтобы он не прогорел по многим причинам. Разве что родители сами этот бизнес не… Читать далее »

Delete

«То есть виноваты не оценки, а родители, которые мешали самостоятельности» —

да самостоятельность в себе можно и воспитать, во взрослом возрасте-то.
Не могут исключительно родители, правительство или Бог быть виноватыми в проблемах взрослой тетки, которая хозяйка своей жизни.

Можно сидеть и бубнить, что тебя не учили убирать, потому дома бардак. А можно просто взять веник и мести, пока не станет хорошо. Пусть и не сразу. Сейчас-то никто не мешает.

«Достойный оклад для меня — тот, который удовлетворяет мои потребности» — :). Базовые или все?

Ksaniya

У меня подруга работает в отделении психиатрии в одной из клиник большого города. Она рассказывала, сколько девочек-отличниц (она в женском отделении работает) после каждой сессии к ним попадает с нервными срывами, депрессиями и после попыток суицида.
Я с дочки не буду требовать сплошные «отлично». Как экономист, я хорошо понимаю разницу между «максимально» и «оптимально». Зачем напрягаться там, где это никому не нужно?

Да, полностью соглашусь. Отличники это чаще всего перфекционисты, а тут совсем недавно была статья про перфекционистов, где автор убедительно доказывал, что счастливых людей среди них нет или очень мало. Я желаю своему ребенку счастья, а не успешности и уж точно не перфекционизма. К слову, перфекционизм ничего общего не имеет с христианством

Не удержалась и даже зарегистрировалась, чтобы высказаться) Я «хроническая» отличница: идеальная золотая медаль, красный диплом на сложной специальности… Это было не с какой-то определенной целью, просто в силу характера, способностей и, ключевой момент, ожиданий семьи. Мне кажется, именно боязнь разочаровать близких, звание «гордости семьи/класса/школы», которое очень давит, и приводит ко всему отрицательному в жизни отличника. Да, конечно, умение учиться, добросовестность и т.п. никогда не бывают лишними, но только если в меру. Сколько нервов уходит при получении неотличных оценок, сколько моральных сил. Сколько упускается в детстве и юности из-за того, что «надо держать марку». Ведь «синдром отличницы» не дает получать удовольствие… Читать далее »

«Не лениться в учёбе, но и не убиваться, если что не так» — вот этот подход мне близок. И я тоже буду ориентировать своего ребёнка именно так. А то тут, что не статья, то «не перегружайте детей», «оценки — не главное», «домашка не нужна». И вечные крайности, если не отличник, то обязательно троечник и наоборот. Не знаю как сейчас, но в «моё время» подавляющее большинство были именно ударниками, что в школе, что в вузе.

Delete

«Не знаю как сейчас, но в «моё время» подавляющее большинство были именно ударниками, что в школе, что в вузе.» —

ну, в Ваше время, наверное, и коммунизм строили.

Но мир вокруг меняется. И если современный человек будет жить идеалами комсомола а-ля «ударник-отличник-верный слуга Партии», то… адаптироваться в СОВРЕМЕННОМ обществе доктрины Маркса, Ленина и Енгельса мало ему помогут. ИМХО.

Я не призываю, конечно, впитывать в себя пороки нынешнего времени и плевать на идеалы Вашего. Но СЧИТАТЬСЯ с тем, в какую эпоху живешь, все-таки приходится.

Я училась позже — в девяностых-нулевых, так что о строительстве коммунизма знаю только из книг, СМИ и рассказов родителей. Так что ваш комментарий не совсем по адресу. И что вам мой оклад покоя не даёт? Меня он устраивает полностью. Об этом я больше разговаривать не хочу. По моим наблюдениям, в житейском плане самые умные — это опять же ударники. Не ударники коммунистического труда, а ударники — «хорошисты», с разнообразным количеством «четвёрок» в аттестате или дипломе. Кстати, отличники далеко не всегда паиньки, это опять же стереотип. «Едят собственную желчь» — я даже представить себе не могу, что скрывается за этой метафорой.… Читать далее »

Delete

«Я училась позже — в девяностых-нулевых, так что о строительстве коммунизма знаю только из книг, СМИ и рассказов родителей. Так что ваш комментарий не совсем по адресу.» — простите, мне показалось, что Вы гораздо старше. Но в девяностые-нулевые как раз многие бывшие умницы-отличники были вынуждены челноками катать или на дому шить, чтобы выжить наравне с троечниками. Потому что вся экономика страны рухнула к инфернальной силе. И красивый аттестат в этом выживании мало помогал. Насколько я знаю. «И что вам мой оклад покоя не даёт?» — да не Ваш оклад, что Вы. Просто когда человек говорит нечто вроде: «Достойный оклад для… Читать далее »

Ещё раз. В девяностые-нулевые я только училась, а родители некоторых одноклассников, да, мотались «челноками». Что у них было с оценками, не знаю. Я говорю о примере своих одноклассников, а не об их родителях. Причём я училась в двух разных школах, так что могу делать соответствующие выводы.
А они таковы, что фраза: «троечники в жизни успешнее» верна далеко не всегда. У вас есть положительные примеры с троечниками, у меня отрицательные. Так и должно быть. Жизнь вообще интересна и многогранна 🙂

Delete

Простите, мой комментарий был адресован Вам, а не посвящен полностью), Я это сказала к тому, что, если глобальнее смотреть на проблему, среди «родителей-челноков» отличников тоже хватало. И никаких привилегий в «лихие девяностые» жизнь им не давала. Несмотря на стремление к высочайшей планке «всё на пять». И сейчас пятерочно-четверочный аттестат гарантий благополучия не дает. Знания — дают (но их можно получить в любое время, если человек психически здоров). Умения, опыт — дают. А какая-то цифра в аттестате — ни разу. Это разве что основание взглянуть с добродушным презрением на слегка опухшую одноклассницу за кассой и про себя отметить: «Ага, вот теперь… Читать далее »

Да уж. Видимо, для вас это больная тема раз так прицепились к кассиршам и моему окладу. Или просто нравится троллить. Мне надоело переливать из пустого в порожнее. Вы не хотите меня слышать. Мне это и не нужно. Не хочу растягивать дискуссию на 100 комментариев. Я рассказала реальные примеры, а люди пусть сами делают свои выводы. За сим откланиваюсь.

Delete

Не то чтобы больная тема, но да, высокомерие некоторых «красавиц-отличниц-комсомолок» по отношению к «простому пьющему народу» временами таки здорово раздражает. Зачастую они сами не прям уж на таких высотах, чтобы позволять себе смотреть на «неудачников» сверху вниз. Тем не менее, понтов-то — хоть отбавляй…. Но, несмотря на оные понты, сперва откровенно хвалятся «хорошей работой с достойным окладом» по сравнению с «вот этими вот», а вот задашь простой вопрос — не о размере их зарплаты, а просто о том, что для них значит ДОСТОЙНО зарабатывать — так сразу уклоняются от ответа и чуть ли не обижаются, а че к ним «прицепились».… Читать далее »

Ksaniya

А так, как правило, и есть :-). Человек, у которого и так все хорошо, не будет триста пятдесят пять комментариев доказывать, что: «У меня все хорошо, а вот у Любы из пятой квартиры…» Но есть обьективные моменты. Например, в Германии, чтобы поступить на медицинский факультет, необходимо иметь аттестат 1,0 (высшая оценка — 1). С аттестатом 1,3 (средний балл) Вам придется отработать в больнице сиделкой или санитаркой на добровольной основе (читай, бесплатно или за налогонеоблагаемый минимум) в рамках волонтерской программы, тогда Вы будете иметь право претендовать на «льготное» место в университете. Как доказавший свою «профпригодность». Если моя дочка не выберет для… Читать далее »

Delete

«И совершенно другая ситуация, когда человек хочет чего-то добиться, но не может, потому что образования нет, а получить его уже не так просто, как в молодости. » — ИМХО, если человек хочет в чем-то чего-то добиться, то ему больше поможет обучение в этом чем-то на практике, а не повторение азов школьной программы, скажем, о походах Наполеона или инфузориях-туфельках. Хотя Наполеон и «туфельки» интересны, конечно, в любом возрасте). Для общего развития. Но для карьеры в экономической специальности, например, они вряд ли пригодятся. Впрочем, если человеку вдруг захочется стать историком или заняться разведением инфузорий — тогда да, не спорю). Придется брать школьные… Читать далее »

Согласна, что практика важнее теории, но многие должности без высшего образования оказываются недоступны 🙁
Есть и уникальные примеры, когда люди с высшим образованием по своей воле делали выбор в пользу рабочих профессий, потому что им это нравится (!!!). Зато если им надоест работа в цеху и захочется в «контору», то возможность карьерного роста у них уже есть, т.к. есть пресловутая «корочка».

Delete

Так мы вроде как не о высшем образовании в принципе говорили, а об отличниках, хорошистах и троечниках? Так вот, оценки в системе высшего образования значат еще меньше, чем в общеобразовательном. И красный диплом — это сугубо «для себя». Он даже не является обязательным условиям для поступления в аспирантуру. Потому как в вузе препод может поставить тебе «тройку» только потому, что у него другие взгляды на философию Канта. Запросто. И не в каждом деканате это оспоришь. И с комиссией пересдавать долго и нужно не у каждого есть время и силы. Поэтому считать, что ты чего-то в жизни добился благодаря оценкам… Ну,… Читать далее »

В вузе был смысл учиться на пятерки, ибо повышенная стипендия )) меня только это мотивировало

Ksaniya

В мое время разница между повышенной и обычой стипендией была настолько мала, что вряд ли кого-то могла мотивировать 🙂

Ксания, в мое тоже )) обычная стипендия 400 рэ, повышенная 500. Но это же целых полгода!! На целых сто рублей каждый месяц больше ))))

Ksaniya

Понимаете, я в то время уже работала параллельно с учебой. Разница за весь семестр между обычной и повышенной стипендиями составляла примерно половину моего недельного заработка.
Я закончила с красным дипломом ВУЗ потому, что мне легко давалась учеба, а еще потому, чтоб было действительно интересно учиться. Там, где было скучно, выкручивалась за счет природных способностей. Там, где было интересно, был смысл выкладываться и «блистать».

Нет, для человека с вышкой, проработавшего на рабочей специальности, эту вышку придется подтверждать. А на бирже труда ему после рабочей специальности будут предлагать вакансии грузчика и дворника

У меня мама любила говорить, что четверка — это не оценка. Но при этом никогда не наседала на меня с учебой, просто считала, что я могу лучше. А моего одноклассника лупцевали за четверки. Помню, как мы, глупые и злые девятиклассники, смеялись над тем, что он со слезами вымаливал пятерку за четверть. Сейчас вспоминаю с сожалением. Парень вырос с очень сложным характером, озлобленным, но есть семья, и, слава Богу!

Похожие статьи