— Ты сделала уроки?
— Да.
— Точно?
— Точно.
— И обществознание?
— Ой, про обществознание забыла…
— И английский?
— А нам не задали.
— Как не задали? Вот, вижу в электронном дневнике задание.
— Ой, извини, я не знала.
— А математику покажи-ка? Тут же ничего не дописано! На второй задаче силы, что ли, кончились?
— Я просто не поняла, как тут решаааать….

Знакомо? Думаю, у тех читательниц, которые мамы школьников, глаз начал дергаться уже с первых слов моего текста.

Почему мы делаем уроки с детьми? Мы прочитали десяток статей о том, что так не надо. Что нужно прививать им ответственность, а пока мы проверяем уроки, это недостижимо. «Не сделал уроки? Пусть получит свою честную двойку, это его выбор», — авторитетно пишут психологи в своих блогах. Я киваю, читая, — какие молодцы! Правильно! И целую неделю не проверяю уроки. Обнаруживая позже две двойки в журнале, две в тетради и замечание в дневнике от «русички».

Установка «не делайте уроки с детьми» действительно правильная и, что важно, изобретенная не сегодня. В советское время это просто никому в голову не приходило. Со мной уроки, к примеру, не делали. Не делали и с сестрой. Наши занятые родители вообще не вникали в учебный процесс. «Мама, почему ты не спрашиваешь, что я получила?» — «Ну, хорошо, что ты получила, Аня?» — «Пятерку по математике и четверку по истории» — «Молодец, я же знаю, что у тебя все хорошо». Вот и весь разговор.

Более того, я и со своей старшей дочкой не делала уроки. После первого полугодия первого класса я сообщила ей, что она уже большая, к школе привыкла, и я больше не буду проверять у нее задания и то, как она сложила портфель. После этого я неделю тихонько, пока она спала, все-таки проверяла — и задания, и портфель. Убедившись, что все более-менее в порядке, я забыла про учебу до ее окончания школы. То есть, конечно, я всем интересовалась, помогала по запросу, ходила на родительские собрания и даже была в родительском комитете один год. Но уроки у нее я больше никогда не проверяла.

Помню, как меня раздражало, когда я звонила подруге и она, быстро проговорив новости, бросала мне: «Все, извини, мне с Сережей надо уроки делать». Сережа в 6-м классе, — думала я. Какой ужас! Кого она вырастит, что за инфантилизм!

Следующим по счету школьником у меня был мальчик — прекрасный умный наш сын, прочитывающий в начале учебного года весь учебник, «потому что интересно», и далее особо к нему не возвращающийся. Сын, который еженедельно забывал в школе то телефон, то тетрадь, то сменку, то физкультурную форму, то что-то еще. Сын, к учебе которого с пятого класса у учителей возникли большие вопросы. Как-то, уже классе в седьмом, ему даже поставили «н/а» в четверти по обществознанию, учительница вызвала меня в школу. Первые минут 15 мне рассказывали, какой умный, начитанный и с широким кругозором у меня ребенок. «Тогда почему не аттестован?» — резонно удивилась я. И мне еще 15 минут объясняли, что знания надо систематизировать, рабочие тетради заполнять, на уроках слушать и домашние задания хоть иногда готовить.

В общем, как вы уже поняли, всю среднюю школу я контролировала домашки сына, сидела с ним над математикой, напоминала, проверяла… Сына подруги Сережу теперь я вспоминала с покаянным чувством.

В ту пору я сделала вывод, что «у мальчиков всегда так, а девочки другие». И искренне верила в него… пока в школу не пошла моя средняя дочь.

Наша средняя дочь и внешне, и по интересам, и по «замашкам» очень похожа на своего старшего брата. Возможно, потому что он довольно много времени уделял ей в детстве. «Я взрастил ее!» — гордо говорит он периодически. Она тоже увлекается баскетболом, так же рассеянна, и ее так же интересует очень многое — но только не то, что задано по программе. Прибавим к этому, что у нее уже — в силу принадлежности к «другому поколению», которое увлечено гаджетами и хуже умеет концентрироваться, — гораздо меньше тяга к чтению. Да и уровень IQ у брата, откровенно говоря, несколько выше. Я искренне хотела с ней пойти «по плану» старшей сестры — опыт, что «так можно», теперь был подкреплен многочисленными статьями по популярной возрастной психологии о том, что «так надо». Мы даже проводили с ней эксперименты: одну четверть я проверяла уроки, вторую — нет. Результаты, на самом деле, были примерно одинаковыми, но в конце третьей четверти обнаружилось, что у ребенка выпали целые пласты знаний по некоторым предметам, и «вылезать» это стало к концу учебного года. Сейчас я стараюсь балансировать на границе между «это твоя ответственность, делай сама, я тебе доверяю» и «давай все-таки разберемся, почему у тебя снова “три” по контрольной по математике, открывай-ка домашку».

Поскольку средняя переплюнула в безалаберности даже своего старшего брата, я уже почти совсем точно сделала вывод, что «то поколение» (мои старшие дети родились в 90-х) несравнимо самостоятельнее поколения нынешних школьников, рожденных в 2000-х. Что, кстати, хором подтверждают старые учителя: «Дети сейчас совсем другие. Вот, помню, мы раньше вообще таблицу умножения не учили, просто дети как-то сами постепенно ее запоминали. Сейчас же задаешь на лето после первого класса, но и даже в шестом ее знают плохо». Но я снова ошиблась: в школу пошла моя младшая дочь…

Возможно, потому что я совсем спокойно стала относиться к школе («отличников» наша семья так и не рождает, колокольчиком на плече у выпускника никто не тряс, да и на банальных утренниках мои дети всегда стоят в 4-м ряду, так чего уж тут через себя перепрыгивать — сама-то я знаю, что они у меня гениальные и талантливые), а может, потому что мне некогда — и работы стало больше, и детей, и свои потребности стали для меня важнее, — но я явственно ощущаю, что младшая снова вполне способна делать уроки сама. Да, не с середины первого класса, но с его конца я уроки у нее не проверяю. И сейчас, в начале второго — тоже нет. Посмотрим, как сложится на этот раз.

Какой итог, спросите вы? Основное правило: правил нет. И то, что подходит для детей продвинутого психолога, может не подходить вам. Бывают дети с особенностями — и даже не подтвержденные диагнозом, а просто. Бывают дети, которым не хватает общения с мамой, и они таким образом это компенсируют. Бывают дети, плотно витающие в облаках, — так почему бы не напоминать им иногда спускаться на землю и фокусироваться на определенных вещах (например, для меня, взрослой тети, такую функцию исполняет заботливый муж). И бывают дети, которые — при всем видимом «пофигизме» по отношению к оценкам, — на самом деле сильно из-за них переживают.

Не секрет, что те времена, когда дразнили «ботаником», а двоечники считались крутыми парнями, остались позади. Сейчас дети, которые учатся хорошо, пользуются большим уважением в классе, а те, кто не вылезает из «трояков» и «пар», — негласно считаются неудачниками. Если они, конечно, не придумали себе какого-то мощного альтернативного кредо.

В общем, когда вашему ребенку трудно и плохо, — помогайте ему с уроками, да. Только не зацикливайтесь на этом, умоляю! Если ваше участие в его школьных делах будет сильно разбавлено вашей же насыщенной профессиональной и личной жизнью, всем от этого будет только лучше.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, живет в Санкт-Петербурге. Работала спецкорром журнала «Фома» в Петербурге, шеф-редактором журнала «Вода живая», представителем издательства «Никея». Автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»), соавтор нескольких брошюр и книг (издательство «Сатисъ», «Никея»). Замужем, мама четырех детей. Редактор портала "Матроны" и "Православие и мир".

Другие статьи автора
новые старые популярные
Katy

Во все времена были отличники, хорошисты, двоечники и троечники, не вижу тут никакой связи с многозначительным «то поколение было другим…»

Не дописана задачка по математике? какое счастье, что мои родители вообще никогда моими домашками не озадачивались. Я сама решала, что делать не надо вообще, что можно списать на перемене у подруги, а что можно быстренько и настрочить. И задачки по математике практически всегда относились к тому, что я спишу у подруги

Mary Nightingale

У меня самые нерадостные воспоминания о том, как бабушка делала со мной уроки. Поэтому физически не могу заниматься этим с дочкой.

Ezhik

Когда-то все равно придется бросить,к 9 классу уже с ходу ничего не соображаешь,да и вникнуть можно лишь в том,что сам когда-то хорошо знал,вроде химии. А в алгебру-увольте.
Впрочем,я учила уроки плотно только со старшей дочерью классе в 1-2,а потом где-то помогала частично и немного,а сейчас могу изредка проверить сочинение или параграф.Но то,что не со всеми детьми пройдет сразу теория-«это их ответсвенность»-это точно. Но когда-то все равно это будет их ответсвенность.

Когда моя дочь пошла в первый класс, на родительском собрание учитель сказала, что если мы хотим вырасти ответственных детей, то проверяйте уроки каждый день и каждый предмет до 6 класса.А потом ребенок будет учиться самостоятельно. Я так и сделала. Каждый день, каждый урок. Я сама так хорошо в школе не училась сколько занималась с дочкой. )) Результат: дочь отлично закончила школу. С хорошими знаниями. Поступила в академию госслужбы и пробездельничала пять лет. Училась отвратительно. Потом обвинила меня в том, что я не разрешила ей поступить в другой институт, в медицинский. Я почему-то не верила что она сможет учиться в медицинском… Читать далее »

Ольга Алексеева

Если бы хотела хотела, то поступила бы. И Ваше мнение по ветру бы пустила. А так — это прожекты и «пустые мечтания».

Ezhik

Вот именно. Сказала-мне пофиг мама,что там говоришь,я уже написала на ЕГЭ химию,биологию и что там еще. Не мама же пишет в 11 классе заявку на предметы. Или если это в пору до егэ-на экзамен не пойду,да и все. Можно и после 1 курса бросить и перепоступить,если уж такая большая мечта. А то деточка слабо знает,что сама хочет,но все потом виноваты. И хорошо,что не поступила,без внятного собственного мнения лучше в госслужбу.

elena_d

Ну не знаю, девочки… В начале 8 класса у нас была практика на УПК. Можно было выбрать — фармацевтику, экономические курсы, машинопись, шитье мягких игрушек и много чего еще. Я записалась на машинопись. Мои родители меня отругали, сами чуть не заработали инфаркт, сгребли в охапку, и помчались переписывать заяву. Сказали там, что я ошиблась, и надо переписывать заявку на экономический класс. ))) Это, конечно, был 8 класс, но как я уже говорила, и при поступлении в ВУЗ — не пикнула даже, хотя сама мечтала о психологии. При этом нельзя сказать, что родителей считала непререкаемым авторитетом, или что была несамостоятельной. Вопросы… Читать далее »

elena_d

Это я к тому, что у не у каждого подростка/юного человека достанет сил противостоять родительскому давлению. Потому что разочаровать родителей тоже бывает очень страшно. И если ты еще финансово от них зависишь, то тоже не чувствуешь морального права НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ им.

Ольга Алексеева

Елена, если мечта настоящая, человек ее осуществляет. Мою подругу чуть из дома не выгнали за мединститут. Родители считали, что кроме математики наук нет. Ничего, рано от них отошла. Кстати, актеры многие говорят, что если человек спрашивает, поступать ли ему в театральный, то однозначно «нет». Если хочешь по-настоящему, спрашивать не будешь. И в 22 года можно поступить в мед, если такая уж мечта.

elena_d

Ну я вот боялась. Очень сильно боялась родителей. А также боялась потерять их — и физически, и морально, как родителей. Ваша подруга нашла в себе силы, я — нет. Не все — сильные. И желание, а также способность свои желания и намерения защищать и отстаивать могут быть выраженными и сильными — но слабее этого страха потери. Не обязательно это же прям МЕЧТА-МЕЧТА, типа единственного призвания в жизни. Это могло быть просто сильным и четким желанием, которым ты жертвуешь ради более важного в жизни — сохранения отношений. Для меня сохранение отношений, например — это Альфа и Омега жизни, то, ради чего… Читать далее »

elena_d

Вот например, в 5 классе, когда меня перевели из одной школы в другую, я на время скатилась с привычных пятерок на двойки. Я тогда завела второй дневник, подделывала подписи, выдергивала телефонный шнур из розетки, чтоб до нас учительница не могла дозвониться. И каждый день думала о самоубийстве. То ли с моста прыгнуть, то ли таблеток наесться. Думала всерьез, так как для меня разочаровать родителей было равносильно — «потерять их любовь». А без их любви я себе жизни не представляла. Ну может, кому-то это покажется глупостью или бессовестным давлением на жалость… но я просто говорю как есть — как было это… Читать далее »

Ezhik

Елена,я с вами согласна в принципе,но не согласна в данном конкретном случае про мединститут и академию госслужбы-ну как мне увиделось. Обычно действительно «смирные» по тем или иным причинам дети и там,куда их мама отправила-учатся хорошо. В общем да,согласна-задавить,настоять родители могут,особенно если изначально так все построено. Но тут у человека решимости настоять на меде не хватило,а дурака протестно валять в академии 5 лет-хватило. Хотя аргумент у мамы был слабый.Теперь мама на задних лапах-деньгами помогает. Хотя судить конечно по одному посту неблагодарное дело.

elena_d

Про данный конкретный случай я ничего не знаю… Это ведь и правда жизненно важные вещи, как их оценишь, не зная всей картины? Может быть дочка там манипулирует бессовестно… может не манипулирует, но осталась абсолютно инфантильной… может, просто высказала когда-то робко претензию к родителям. Я не знаю. Но знаю, что не всегда можно валить вину только на одного.

А насчет «учиться плохо»… да, иногда именно только на такое сопротивление сил и хватает. Поступлю, куда Вы, дорогие родители, хотите, но ДОКАЖУ, что я дура, на эту профессию не тяну. Пассивной агрессией это называется.

Zano@Za

Я соглашусь с тем, что если родители захотят задавить своим авторитетом ребёнка, у них есть реальная возможность это сделать. И послушно пойдёт поступать туда, куда скажут родители, и мечтать не посмеет. Да, есть дети, которые в состоянии сопротивляться, но далеко не все. Родители в столь юном возрасте как правило ещё имеют достаточно сильное влияние, поэтому вариант, когда ребёнок идёт учиться по воле родителей и вопреки желанию очень даже бывает. Другое дело, как это складывается потом…

NinaK

Смотря какого ребенка. Я уже не раз писала, что 2 из наших 4 детей не признавали нашего авторитета даже в совсем раннем детстве (3-5 лет), а уж в подростковом вообще никто, при том, что мы, увы, никак не можем считать себя мягкими, чуткими и миролюбивыми родителями. Наши дети — кто с обидой, кто с юмором — вспоминают, как я воспитывала их тапком, зонтиком, а старшего сына и ремнем за малейшую (с их точки зрения) провинность, а муж, хоть и реже наказывал физически, но мог быть достаточно жестким в методе «естественных последствий». Но разве от этого они поступали вопреки своим решениям,… Читать далее »

Ezhik

Но вообще я не знаю,да. Мне старшая вынесла весь мозг этой профориентацией. У них к тому же 9 класс,надо заявлять ОГЭ. Сначала все вроде мечтала в дизайнеры. Посмотрела-таланта явного нет,мелкие сошки в тех же дизайнерских конторах зарабатывают мало,рутина. Потом вроде согласилась в папой насчет фармации.Сейчас вдруг намылилась в мед-насмотрелась фильм про выдающегося хирурга. Ну и тоже в хирургию,конечно,»приносить пользу людям». Я ей говорю-дорогая,для этой профессии ты профнепригодна,для нее в принципе мало женщин годятся,и мужчины тоже далеко не все. У тебя не ахти уровень здоровья,общей выносливости,да и учеба не блестящая. Получается,я на ее мечту сапогом наступаю. А вообще мне вот кажется… Читать далее »

Ezhik

А,еще есть направление филология. Она в принципе перечитала море книг,сочинения неплохо пишет. Но в наших широтах применение-это учитель русского и литературы, а другого не представляю,а в учителя ей тоже не хочется.

NinaK

Мне кажется, большинство подростков (и не только подростков) страшится ответственности за свой выбор. Одно дело, когда у тебя с детства великий талант и ты «следуешь своему предназначению, не взирая на все преграды», а другое — когда есть какие-то неопределенные мечты, но и они довольно расплывчаты и ты сам понимаешь, что едва ли у тебя есть шансы многого добиться на этом поприще, даже если ты получишь соответствующее образование. И тогда очень соблазнительно переложить всю ответственность за свой выбор на родителей: если то, что они советуют окажется удачным, то и хорошо, но если и нет, то всегда можно будет утешать себя тем,… Читать далее »

Ezhik

Именно так и есть. Я уже сейчас слышу эти какие-то нотки,ты мол мне скажи,а если что-не виноватая я,это ты мне сказала.

Ezhik

Она кстати говорит-как жаль,что нет явного таланта. Я ей говорю,и у меня нет и не было. Выходи замуж,рожай 5 девчат,затопим мир серостью.))

NinaK

Чтобы детей воспитывать тоже талант нужен. Кому-то дети не в тягость, а в радость, кому-то наоборот. А детишек-то жааалко…

Ezhik

Адаптация-страшная сила…хотя и замуж она не хочет и малышей не любит. Ну я их тоже не так,чтоб не люблю,но сложновато переношу,особенно в нон-стоп.

NinaK

Ко всему-то подлец-человек привыкает! Даже к собственным детям))

Ezhik

Гыгыгы…точно. ))

NinaK

А что сделали бы ваши родители, если бы вы поступили на психологию? Заставили бы забрать документы? Мне кажется, вы просто сами не очень были настроены, поэтому и «не пикнули». Моя подруга поступила на философский в МГУ, при том, что ее родители были просто в шоке и, главное, занимая весьма видное в те годы положение в военных и экономических кругах, могли устроить ее «по блату» почти куда угодно, но только не на такой абсолютно оторванный от их жизни (и не только их) факультет. Моя мама узнала куда я поступаю, только когда я уже поступила (впрочем, и про то, что я выхожу… Читать далее »

elena_d

Ну что — моя мама в моих 14 лет вполне могла еще меня по всей комнате за волосы оттаскать, да и побить (в 14 лет я перешла в 10 класс, в 16 лет — оканчивала 11 класс). Папа обычно не очень вспыльчивый человек, но в припадке гнева мог с третьего этажа через оконное стекло вышвырнуть стул. Когда мне было 18 лет и мама отвесила папе подзатыльник, он чуть не посадил ее на включенную газовую плиту. Когда мне было 8 лет, с ножом стоял перед ней на коленях, умоляя его зарезать. Ну не буду все перечислять, много что было. Так что… Читать далее »

elena_d

Между прочим, отец моей мамы свой первый инфаркт заработал именно тогда, когда мама провалила экзамены в гимназию (средняя школа в Словакии — что-то типа колледжа). И позднее тоже сам за нее решил, в какой ВУЗ она будет поступать — просто взял ее документы, договорился с кем надо, и устроил ее на кафедру политэкономии в университет. А когда она приезжала домой на праздники в новом дорогом пальто, которое купила себе на заработанные деньги (подрабатывала в летние месяцы на 5 работах — мыла огромные окна в одном месте, унитазы — в другом, разносила почту и т.д.) — то он ножом изрезал ее… Читать далее »

А мораль этого все-таки какая?

Marinas

Вы дали то,что могли,другой вопрос,что не взяла. Я помню,когда мне было 5 лет, мы с сестрицей не стали учиться в музыкалке. Мы просто не учились. И уже тогда родители сказали,что мы вам возможность давали,потом не говорите,что не заставили. До меня дошло.

Я вообще против такой постановки вопроса, что родители вот того не дали, сего не обеспечили. Если в сознательном возрасте захотелось, можно научиться и музыке, и танцам, и в мед пойти, и куда угодно. А возлагать на родителя ответственность, что «отговорил» или «не отговорил», это бред какой-то. Захочешь — никто не отговорит, не захочешь — никто не уговорит. Моя мама тоже очень веселилась, когда я в последних классах школы говорила, проезжая мимо корпуса универа » здесь буду учиться», но в итоге я именно там и училась

Ольга Алексеева

Истина посередине. Учиться балету и музыке, фигурному катанию, надо с 5-6 лет. Если серьезно.

Ольга, но вряд ли родители в силах заставить заниматься музыкой или балетом ребенка, который не имеет к этому склонности и желания. А если вдруг в 20 лет осенило, что всю жизнь мечтал о музыке или танцах, вполне можно мечты реализовать, пусть и не на сцене Большого. В любом случае, претензии к родителям это как-то неумно. и невзросло

Гоблин, в 20 лет реализация этих «мечт» не поможет сделать их своей профессией — время для оптимального развития именно этих способностей уже ушло. В 20-30 лет — время учебы-карьеры-зарабатывания денег, становления как специалиста, потом — семья-дети и т.д., когда не останется ни времени, ни денег на подобные хобби. Уйти в «любители» можно, но не в 20 лет, а уже после 40-ближе к 50-ти.

Ezhik

Я еще могу как-то поспорить насчет детского «желания»-не знаю,может и можно «продавить»,особенно на каких-то этапах. Но совершенно однозначно,что для того,чтобы избрать какое-то такое узкоспециальное поприще,требующее ранней специализации,ребенок должен быть а)-к этому способным в принципе, Б)-и сам должен быть по характеру довольно упертым,если не сказать-упоротым. Потому что не волевой,астеничный ребенок на этом поприще только невроз или психосоматику получит. Имхо,полученное на опыте спортивной гимнастики. И моя кстати и способная,и упертая. А все равно не решились посвятить этому все.

Похожие статьи