Есть в христианском Предании такой разряд письменных источников — апокрифы, «отречённые книги». По происхождению и содержанию они очень разные, некоторые ещё со времён Средневековья включались в специальные кодексы и сжигались на кострах. Другие — признанные частично годными для чтения искушёнными в традиции, сохранялись в монастырских библиотеках «по секрету» и без особого афиширования выдавались «посвященным». Так и возникло название ἀπόκρῠφος — по-гречески «сокровенный», «тайный».

Среди всего богатства апокрифов есть источник, переживший несколько переводов и имевший активное хождение даже в средневековой Руси — «Евангелие Никодима». Помимо вымышленного донесения Понтия Пилата императору Тиберию в этом памятнике был также рассказ о смерти Христа, сошествии Его во ад, откуда Он вывел прародителей Адама и Еву.

Подлинность догмата о сошествии во ад ныне долго доказывают богословы… Но мы сейчас не о том.

Сегодня на воскресных службах на праздничном аналое чаще всего можно увидеть икону воскресения «Восстание от гроба». Христос в белых одеждах с победной хоругвью в руке стоит на камне, отваленном от входа в пещеру, где было погребено Его тело; у Его ног сидят ангелы. Лаконично, чётко, понятно.

Воскресение. Восстание от гроба

Несомненно, популярность этого сюжета в том, что здесь не надо ничего объяснять. Никаких тебе сложностей, лишних подробностей — был или не был написан отчёт Пилата Тиберию? А почему оказались в аду прародители Адам и Ева и ветхозаветные пророки? А что вообще это такое — ветхозаветный ад? А чем тогда отличался ад как место мучений от «лона Аврамова» из евангельской притчи? На изучение этих богословских тонкостей может уйти вся Страстная седмица, да и не она одна.

А кто это там, в коронах — Давид и Соломон? А эта патлатая голова, торчащая из толпы? Иоанн Предтеча?

А это что за шутки древнерусских иконописцев, пустивших по фону адской пропасти щипцы, гвозди и прочие орудия мучений? А кто это там синенький и связанный лежит на дне? «Ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася…? Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?»

Нет, всё это сложно, сложно, сложно…

Воскресение Христово Сошествие во ад XIV век

И всё-таки мой взгляд упорно возвращается к «Сошествию во ад». Может быть, весь секрет в том, что, где не работают простота и ясность, на первый план выходит яркий образ.

Посмотрите на «Сошествие во ад» — только не на современную бумажную копию, а и непременно на деревянную икону, где фигура Христа писана золотом. Не правда ли, в таком виде она смотрится совершенно иначе? Ведь вначале вы разглядите фигуру Христа, и лишь потом — всё остальное.

И всё отходит на второй план — щипцы, гвозди и кто-то синенький, которого древнерусские иконописцы поместили в самом низу. И цари, и пророки, даже прародители Адам и Ева.

И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста, — символ победы над смертью. «Радость моя, Христос воскресе». А все прочие богословские сложности — это так второстепенно…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Irinikws

«И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста» — какого креста? Вы о чём? — Это «разнесённые» двери ада.

La_gata

Да, действительно. "На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа)".
Но, на мой взгляд, перекрещенная форма этих створок тоже имеет образную нагрузку. А вариантах иконы этого канона, где нет креста в верхней части — либо на Голгофе, как на картинках в тексте, либо иногда в руках у летящих ангелов, — эти створки становятся совсем крестоподобны.
Как вот здесь, например: http://img-fotki.yandex.ru/get/6207/32728872.66/0
Образ живёт своей жизнью. Даже внутри канона.

MaryAnn

Так кто ж там синенький? Это ад и есть, так? А я его себе по другому представляла…. типа неодушевленным предметом.)

La_gata

Нее, это сатана. На ранних иконах его в виде силена писали.

Игорь

это как раз Аид (ад)

MaryAnn

а силен — это хто?))

La_gata

http://www.penn.museum/sites/greek_world_greek/Im
Греческий сатир, но из Малой Азии. В общем, нечисть, гуляющая из мифологии в мифологию.)

kiriniya

Да, все остальное — второстепенно.

Похожие статьи