Человек без воспитания — тело без души. Пословица Тема воспитания детей бесконечна. Каждый новый родитель делает свои собственные ошибки и открытия. Прогрессивные родители ищут в научных журналах методы воспитания гения или гармоничной личности. А что говорит об этом история? В представлении обывателя в далекой древности (которая может отстоять от него как на тысячу, так и на сто лет) счастливого детства не существовало, отроков нещадно пороли за любую провинность или просто так по субботам, и вообще ребенка за человека никто не считал. Это, мягко говоря, не совсем верно. Даже там, где в какой-то исторический момент возобладал подобный подход, все равно находились и те, кто шел вразрез с генеральной линией. Доказательства можно найти в языке. Наряду с общеизвестным положением «пожалеешь розгу — испортишь ребенка» (сокращенной цитатой из притч Соломоновых «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его») существует гораздо больше пословиц с противоположным смыслом: Верная указка — не кулак, а ласка. Детей наказывают стыдом, а не батогом. Побои мучат, а не учат. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью. Особенно хороша эта: Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит. Изображение: http://eldismirtiel.livejournal.com/401148.html К этой простой мысли так или иначе приходили все народы. Различия начинались там, где люди по-разному мыслили роль и место человека в мире. Ведь ребенок — это будущий взрослый. В традиционном сознании счастливое детство никогда не было самоцелью. Все, что делали отец и мать с колыбели, подводило ребенка к жизни именно в их обществе. Именно поэтому браки с инородцами не приветствовались — очевидно, что дети в таких семьях подвержены иному влиянию, и еще неизвестно, как они впишутся в общество. Эта проблема сохраняется до сих пор, и будет существовать, пока существуют различия культур. Даже внутри одного этноса в разные эпохи бытовали различные представления о правильном воспитании. Связано это в первую очередь с государственным устройством и местом в нем отдельного гражданина. Скажем, у племен, живших преимущественно охотой, идеал человека был иной, чем у живших рыболовством. В то время как охотник должен быть решительным, смелым и подчас агрессивным, чтобы совладать с крупным зверем, рыболов обязан проявлять терпение и выдержку. Нужные качества культивировались с детства. Матери в охотничьих племенах не позволяли ребенку плакать, носили его при себе, давали грудь по первому требованию и кормили (особенно первого сына) долго. Считалось, что это давало ребенку чувство защищенности и уверенности в себе. У рыболовов же рано отнимали от груди, стимулировали к ранней физической самостоятельности и вырабатывали терпение путем отсутствия незамедлительной реакции на просьбы. В современной Японии сохраняется традиционная система воспитания, несмотря на высокий темп жизни, урбанизацию и глобализацию. До трех лет мать не выходит на работу, неотлучно находясь при младенце. Фигура матери становится для ребенка главной, практически священной. Его учат не расстраивать ее своим плохим поведением. Все походы в город она совершает с ним, постоянно рассказывая о том, что делает или видит. Дети спят с родителями до весьма зрелого возраста. До пяти лет ребенку позволяют все, опасные ситуации контролируются неотлучным наблюдением. Внушив таким образом малышу уверенность в себе, японское общество с пяти лет начинает жестко подгонять его под себя. Быть как все — это добродетель, отличаться — это блажь. Либо человек подчиняется традиции, либо оказывается аутсайдером, что в прежние времена означало социальную смерть, а в нынешние — серьезные проблемы с окружающими. В нижней части миниатюры малыш играет деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./ В отличие от Востока Запад тяготеет к индивидуализму. До семи лет мальчики воспитывались в семье, затем часто отлучались от дома: дворянские дети служили пажами у сеньора, дети ремесленников становились учениками мастеров. Таким образом, дети рано оказывались оторванными от родной семьи и учились выживать в новой обстановке. Личные качества определяли здесь будущее молодого человека. Не все зависело от достатка и положения его семьи. Девочки при этом в основном оставались дома, хотя кто-то из них проходил обучение в женских монастырях. Нельзя сказать, что эта система всегда работала бесперебойно — нередки были случаи, когда после такого воспитания молодая жена не была готова к семейной жизни ни в плане управления хозяйством, ни в плане взаимоотношений с супругом. Европа выросла из сплава античной и варварских культур, сцементированных христианством. На первый план вышло учение о первородном грехе, присущем всем с рождения. Все негативные проявления ребенка считались следствием первородного греха и корректировались путем строгого воспитания и наказания. Трудно сказать, как наказывали маленьких детей в семье; известно, что в учебных заведениях были приняты телесные наказания, однако с развитием самостоятельности университетов эта практика сокращается. На Руси дело обстояло иначе. Дети не теряли связь с семьей, находились под ее защитой, но и подчинялись ей. Отношение к детям часто тесно связано с отношением к женщине. В дохристианской Руси женщина пользовалась широкими правами (хотя и никогда не была равна мужчине), была грамотной, поскольку детям давали образование вне зависимости от пола. С укреплением самодержавия ситуация меняется. Царь становится воплощением мужского начала, страна — женского. Жена с домочадцами должна была безропотно подчиняться мужу, как страна царю. Ребенок лишался своего мнения; юноша становился самостоятельным с женитьбой, девушка со свадьбой лишь меняла господина с отца на мужа. Идеал семьи представлен в «Домострое», ярком и интереснейшем документе той эпохи. Этот свод правил повседневной жизни складывался в новгородской среде в течение многих десятилетий, и был переработан священником Сильвестром, духовником и советником Ивана Грозного. Надо понимать, что это именно идеал. Сильвестр рекомендует всем членам семьи жить скромно и умеренно. Страх Божий, пост и молитва одинаково важны для всех, в то время как пустословие и безделье одинаково плохи. Дети из богатого семейства. Самый младший лежит в колыбели, другой учится ходить держась за раму на колесиках/что-то типа ходунков/, а тот, что постарше скачет на игрушечной лошадке. Франция XV век. Чтобы уберечь жену и детей от зла, их следовало учить, а если не понимают — наказывать: «Если же этого не понимает, сурово ее (жену) накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты — на жену, а жена — на тебя. Наедине поучай, а поучив — успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими». Намерение хорошее, только средства нехороши. К сожалению, при таком подходе очень трудно удержать насилие в пределах семьи. Оно становится нормой в обществе, где любой начальник может учить подчиненного уму разуму по своему усмотрению. Барин бил своих крестьян, офицер — рекрутов. История ХХ века пропитана насилием, и оно никуда не уходит. Если мы хотим как-то изменить ситуацию, то должны пересмотреть методы воспитания детей в первую очередь и не поднимать руку на ребенка. Ведь кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.