Цель этой статьи — помочь в подготовке к исповеди — малоцерковным людям, новичкам, тем кто не имеет привычки к исповеди, не имеет своего духовника. Я поделюсь своим духовным опытом, расскажу, как это обычно проходит. Не буду загружать читателей ни наукообразными терминами, ни ссылками на учителей и святых отцов, ни цитатами. Подробных и глубоких статей про таинство исповеди на «Правмире» — море. В Сети можно легко найти труды Иоанна Крестьянкина, Игнатия Бренчанинова, Иоанна Кронштадского, также, как и на книжных полках в православных лавочках. В любой церкви продаются маленькие брошюрки, помогающие прихожанам подготовиться к исповеди. Но почему же к этому таинству такое странное отношение в околоцерковном обществе? Почему его так боятся прихожане, откладывая исповедь на годы? Хочу помочь тем, кому трудно исповедываться, или кому еще предстоит приучить себя к регулярной исповеди. Исповедь — одно из основных таинств православной церкви. Для чего оно введено? Главное назначение исповеди — очистить человека от тех грехов, которые он совершил после крещения. Ведь те грехи, в которых человек покаялся, и которые рассказал на исповеди, больше человеку не вспоминаются — ни на том ни на этом свете. Более того, и последствие этих грехов стираются. Исповедь — не только «духовная баня», это еще и лекарство. Исповедуя грехи, человек лечит свои страсти, избавляет душу от укоренившихся пороков, дурных привычек. Божественной силой Христа, через Его священников, в таинстве отпущения грехов лечится поврежденная грехом человеческая природа. Глубокое покаяние и исповедь может вернуть человеку невинность души и тела. Причем, чем чаще человек кается в своих грехах, тем быстрее он выздоровеет от своих дурных привычек, от злоречия, пристрастий, хульных помыслов или депрессии. Таинство исповеди может избавить душу от дьявольских прилогов, которые ведут к укоренившимся страстям, исповедь изгоняет уныние. Вот зачем нам частая исповедь. Сейчас в нашей церкви есть правило — перед причастием обязательно надо исповедываться. Но на самом деле причастие с исповедью не связано. То есть, исповедываться можно и без причащения, в любое время, в любом состоянии, к исповеди вовсе не обязательно как-то готовиться. Не обязателен пост или какие-то длинные молитвы. Все каноны, последования, посты — это необходимо перед причастием! Исповедываться надо тогда, когда в этом есть желание. Можно и каждую неделю. Но нельзя откладывать исповедь до раза в год. Это губительно для души! Более того, скажу — исповедываться надо каждый день! Во время вечерней молитвы надо попросить у Святого Духа прощения в каждом грехе, который совершил сегодня. Иногда таинство исповеди совершается и без участия священника, или после определенного времени. Например, есть такие примеры, когда человек, находящийся на краю смерти, но не могущий получить отпущение грехов, потому что рядом нет священника, исповедывался постороннему человеку, или даже на бумаге, в предсмертной записке. И потом уже, иногда после смерти человека, эту исповедь священник принимал о слов свидетеля или по записке, и отпускал грехи. Или например в тюрьме — отец Антоний Сурожский рассказывает — он служил тюремным священником. Заключенные не могли доверять священнику, потому что по законам некоторых стран для тюремных священников нет тайны исповеди — то есть священник должен докладывать о том, что им рассказали заключенные. И — как результат — заключенные не исповедывались вовсе. Так вот, им Антоний Сурожский разрешил исповедываться во время исповеди «про себя» 🙂 Как обычно у нас делают исповедь? Либо утром, либо вечером, во время служб, в одном из углов церкви образуется очередь. Перед аналоем (деревянная тумбочка) скапливаются будущие причастники. К ним выходит священник, обычно тот, кто не участвует сегодня в литургии. В руках у него крест и Евангелие. Он кладет их на аналой, и читает молитву перед исповедью. Обычно он просит назвать вслух имена исповедующихся. Затем, встав сбоку от аналоя, просит подходить по одному. Выслушав то, что ему хочет сказать человек, он спрашивает «каешься ли ты»? Прихожанин говорит «Каюсь» — священник налагает на голову человека епитрахиль, и отпускает грехи человеку, с разрешительной молитвой. Затем он предлагает поцеловать крест и Евангелие, хорошо еще попросить благословение у священника и поцеловать ему руку. Иногда священник задает вопросы, наводящие вопросы, иногда дает какие-то советы. Дело в том, что священник, произнося наставления кающемуся, говорит от лица Святого Духа, он не сам это придумывает, и относиться к его словам следует не как к его личному мнению, а как к высшему авторитету. Если священник видит, что кающийся взволнован, у него дрожит тело, в глазах слезы и он не попадает в слова, то они обычно понимают, что для человека исповедь явно не привычна, и либо говорят слова ободрения, либо не говорят вообще ничего. Не стоит бояться епитимьи или отлучения от причастия. Епитимьи обычно бывают легкие, и назначают их крайне редко мирянам. Отлучение же от причастия или какое-то осуждение действий кающегося священник даст только если исповедующий не кается в грехе, упорствует в своей правоте или искренне не понимает, за что ему каяться. Например — как люди, живущие в блуде, гадалки, которые занимаются своим дело по прежнему, или дамы, делающие аборт за абортом. Иногда приходится наблюдать такую сцену — приходят бабушки, и говорят священнику — «а я ни в чем не грешу». Тогда священнику приходится вытягивать из бабульки подробности ее жизни, читая целую развернутую лекцию о том, что такое грех. (Анекдот из жизни, один священник в ответ на заявление бабушки » я ни в чем не грешу» ответил ей — «ну, вставай на амвон, будем на тебя молиться…») Не стоит бояться священника! Они связаны очень жесткими правилами профессионального этикета. Священник не может показать, что он тебя осуждает, не имеет права пренебрегать общением с людьми, о которых он знает «нечто». Они, как правило, вообще во время исповеди не проявляют эмоций, кроме участия. Действует правило и о таинстве исповеди — священник не может открыть то, что человек ему рассказал. Чудо исповеди в том, что во время исповеди ты рассказываешь свои грехи не священнику, а самому Христу, каясь в них. Священник — лишь свидетель, епитрахиль — контракт с Господом о прощении грехов, разрешительная молитва — подпись под ним. Дети до семи лет не исповедываются. Они — невинные души. Предсмертная исповедь — особенная. Перед последним причастием человек исповедывает опять все грехи жизни, даже уже однажды отпущенные. Исповедь бывает «генеральная» — она совершается отдельно, не обычным путем. В этой исповеди, во время длительной беседы, человек вспоминает все свои грехи в жизни. По идее, во время крещения все грехи очищаюся, но если вы были крещены во взрослом состоянии, и Вас мучают какие-то грехи, совершенные до крещения, можно их исповедывать. Есть таки понятия, как общая исповедь, которая совершается несколько раз в году. Не стоит ждать ее, чтобы избежать личной исповеди! Это — одна их самых сильных ловушек дьявола, которой улавливаются наивные души. Сколько людей было уловлено его сетями, потому что они ждали » удобного момента», боялись рассказать о чем-то священнику. Перед причащением исповедываются либо утром, во время службы, либо вечером, накануне, на вечерней службе. Смысл исповеди перед причастием — чтобы человек чаще исповедывался, а не чтобы «достойный подходил к Чаше». Достойным человек такой благодати быть никак не может. Для священников, например, исповедь перед причастием необязательна, так как они причащаются фактически за каждой литургией. В Греции исповедь с причастием вообще не связана. Человек не может осознать все свои грехи, многие он просто забывает или не подозревает об их существовании. Поэтому исповедь — это не «раз, и я чист аки ангел», а как процесс реставрации старинной иконы — когда потихоньку слой за слоем с души соскребается грязь, и из под грязи пробивается исходная чистота и божественный образ. Вот для чего исповедываться надо чаще. Одно из самых сильных искушений врага рода человеческого, связанного с исповедью, это желание утаить часть правды от священника. Правило должно быть такое — чем больше не хочется говорить об этом грехе, тем более необходимо немедленно в нем покаяться. Антоний Сурожский так говорил об исповеди: «чем больше ты опорочишь себя в глазах священника, тем лучше, полнее будет исповедь». Главное условие исповеди и отпущения грехов — покаяние. Даже если ты не чувствуешь раскаяния от совершения какогото греха, ты можешь покаяться в этой твоей хладности души, в отсутствии покаянного чувства. Не можешь пока отдать долг, перестать ненавидеть свою свекровь — покайся в этом! Единственный грех, который не надо подробно исповедывать — это плотский, чтобы не ввергать в соблазн священника. О нем можно написать или сказать общими фразами, а перед этим покаяться дома, перед иконами, откровенно и полно. Иногда кающиеся не говорят священнику грехи, а молча подают записку, где все подробно пишут. Обычно священник молча ее читает, и отпускает грехи, рвет записку. При наложении епитрахили на голову, а иногда при разрыве записки, возникает особенное чувство, знакомое тем, кто регулярно участвует в церковных ритуалах. Ощущение действия благодати Божьей. Иногда это приводит к потоку слез, иногда наоборот — к приступу радости. Забытые грехи отпускаются верующим в таинстве миропомазания. Совершается оно как правило на вечерней службе, часто по субботам, или перед большими праздниками. Исповедь может быть очень подробная. Дело в том, что монахи, например, исповедывают не только грехи дела и слова, но и грехи помыслов и желаний. Миряне тоже при желании могут делать такое подробное очищение своей души, в этом вам помогут такие наставления, как труды Игнатия Бренчанинова и Иоанна Крестьянкина. http://krotov.info/libr_min/k/kre/st_03.htm Мы живем в удивительное время!Когда человеческой слабости удивительное снисхождение оказывается. Например, раньше, за аборт женщина отлучалась от причастия, как и за убийство, на 15 лет. За любое колдовство — будь то гадание на картах — отлучение от причастия на 15 лет. За обращение к гадалкам — отлучение на 5 лет. Вы представляете себе это!? Одна моя знакомая колдунья и бывшая сатанистка (раскаявшаяся), узнав об этих ограничениях, слезами пол могла помыть. Она представляла себя — ее, и так уже покаявшуюся, еще 15 лет не подпустят к причастию. Да и не дожить ведь можно! Перед исповедью женщина ужасно трусила — как сказать все священнику! ? На исповеди священник не сказал ей ни слова, просто отпустил грехи, и спросил, готовилась ли она к причастию. Когда она дрожащим голосом спросила «а можно?» — он сказал — «конечно можно, ведь вы покаялись»… радости там не было предела. Оказывается, правила эти сейчас значительно облегчены. Короче, если уж убийц, блудниц и сатанистов покаявшихся прощают и отпускают с миром, то чего уж нам бояться? Важно помнить, что искушение рассказать один грех одному священнику, а другой — другому — это действительно большое диавольское искушение, и его надо бояться как огня. Но специально пренебрегать другим священником, чтобы исповедоваться строго у одного «своего», тоже не стоит. Просто за одной исповедью рассказывайте ВСЕ сразу. У «продвинутых» православных может быть свой духовник. Кто это? Это может быть опытный священник, монах, или старец. Он знает все о вашей жизни, вы постоянно ему исповедываетесь, он дает советы и наставления. Не обязательно иметь своего духовника, хотя, если Вы хотите его обрести, не обязательно ехать в дальний монастырь. Можно найти опытного священника в Вашем храме или в городе, внушающего Вам доверие и симпатию, и высказать ему Ваше желание стать его духовным чадом. Хорошая традиция — перед исповедью, если после нее Вы планируете причаститься, прочесть покаянные каноны — три отдельно — Господу Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю, или совмещенный, один. Также, хороши для души чтение Псалтири, Евангелия, чтение духовной литературы и статей об исповеди, чтение акафистов. Это — не обязательно, если нет времени, но полезно для души. Рекомендованная практика — завести тетрадочку, где каждый день будете писать свои грехи. Начните после исповеди сразу. Именно после нее очень обостряется совесть. Иногда даже кажется, что после исповеди вдруг грешить начинаешь часто, чаще, чем обычно. Нет, просто душа становится более чувствительна к греху. Если Вы вдруг вспомните старый грех, который забыли сказать на исповеди, обязательно запишите его и скажите в следующий раз. Есть такое искушение, я в нем себя не раз ловила, начинать оправдываться перед священником. Так как священник в основном слышит от Вас плохое, не слыша хорошее, и может составить о Вас не правильное мнение. Сказать грехи например, а потом похвастаться своими добрыми делами и качествами. Что ж, общайтесь со священниками больше — не только на исповеди, но и в жизни, и он сам составит о Вас мнение 🙂 Я вот так преодолела эту проблему. Мне иногда священники не верят на исповеди…. 🙂 Помните главное — исповедываетесь Вы Христу, который невидимо перед аналоем стоит и слушает Вас. Не врите ему и не оправдывайтесь, пытаясь умалить грех или спрятать его среди мелких грешков. Напишите и скажите главные грехи первыми. Не пугайтесь, если батюшка вдруг во время исповеди ляжет лицом на аналой. Это он про себя за Вас молится. Продолжайте говорить. Помню я свою первую исповедь, в восемнадцать лет. Я так боялась батюшку — молодого и добронравного, как будто он мне зубы сейчас будет лечить без обезболивающего… Тряслась и не попадала в слова. Короче, он на меня трясущуюся посмотрел, молча накрыл епитрахилью и отпустил грехи…. И помните — все мы под Богом ходим, не факт, что утром ты проснешься. Не стоит откладывать исповедь , ведь по опыту многих и многих, чем больше откладываешь исповедь, тем труднее потом все-таки пойти. Вот и не ходят люди годами на исповедь, и как результат — не причащаются, с тоской смотря на причащающихся и лелея в себе свой страх перед священником. Это — страшная дьявольская ловушка, помните об этом! В заключение — немного юмора. «Священника стоит сравнить с белоснежным унитазом — не надо лить туда лимонад, выливайте все помои со дна своей души, чтобы очиститься, не боясь изгадить белоснежный фаянс.» (Сравнение одного священника). Один Священник, который устал слушать «отмазки» о том, почему люди не ходят в церковь и не исповедуются, написал следующее: 10 причин, по которым я не умываюсь: Потому, что меня заставляли умываться в детстве; Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище всех; Не могу решить, какое мыло лучше; Когда-то я умывался, но потом мне это надоело; Я умываюсь только по большим праздникам — Рождество и Пасху; Никто из моих друзей не умывается; Начну умываться, когда стану старым и грязным; У меня нет времени на умывание; Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая; Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла. Я умываюсь в душе (игра слов :)) Елена N.