Италия подарила миру много нужного (радио, телефон, анестезию), вкусного (пицца, паста, мороженое) и красивого (искусство, мода, дизайн). Но знали ли вы, что некоторые из игрушек, в которые с удовольствием играют дети, а иногда и взрослые —тоже итальянского «производства»? Киндер-сюрприз Знаменитые яйца из молочного шоколада с игрушкой внутри выпускает итальянский кондитерский гигант Ferrero. Эти яйца — один из самых распространенных подарков местной детворе на Пасху (в Италии в этом году она отмечается 5 апреля). Идея наладить производство шоколадных яиц возникла в 1968 году вместе с запуском линии детских сладостей Kinder Ferrero. Говорят, что в один прекрасный день Микеле Ферреро, «король Нутеллы», сказал своим сотрудникам: «А вы знаете, почему дети обожают пасхальные яйца? Потому что внутри у них всегда есть сюрприз! И знаете, что мы сделаем? Мы подарим детворе Пасху каждый день!» Вот так и родились полюбившиеся и маленьким, и взрослым сладкоежкам шоколадные яйца Kinder. Внутри шоколадного яйца в пластиковой обертке содержится капсула, в которой ребенок найдет или пластмассовую игрушку с инструкцией по сборке, или солдатиков, или забавных животных. С 1991 года компания Ferrero стала помещать внутрь яиц и расписанные вручную миниатюры, сразу же ставшие объектом желания для взрослых коллекционеров. «Сюрпризы» из шоколадных яиц «Киндер» прошлых лет настолько популярны, что собранная из них к 30-летию самого продукта коллекция с большим успехом путешествовала по итальянским и зарубежным городам прежде, чем ее разместили в городе Альба в рамках постоянной экспозиции. Примечательно, что в США итальянские шоколадные яйца запрещены к продаже, потому что закон от 1938 года запрещает помещать несъедобные предметы в продукты питания. Штраф за нарушение — 300 долларов США! Пиннокио или Буратино Пиноккио — плод фантазии итальянского писателя Коллоди. Книга о похождениях деревянной куклы — наиболее часто печатаемая после Библии и Корана. В мире издано более 240 версий этой истории на различных языках и диалектах, включая сардский, мальтийский, неаполитанский, швейцарский, две версии латыни и пр. На русский язык книгу итальянского писателя перевел и талантливо адаптировал под наши реалии А.Н.Толстой — так маленькие советские читатели увидели «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). Существуют и другие адаптации: так, например, в исламской ТВ-версии истории Пиноккио, вышедшей пару лет тому назад в Тунисе, кукла обращается не к фее, а к Аллаху. На самом деле, по изначальной задумке писателя, Пиноккио должен был кончить… повешенным на дереве. Но малолетние читатели запротестовали — и через 4 месяца после выхода книги в свет писателю пришлось переписать финал. История носа Пиноккио, который растет, если кукла обманывает, — выдумка писателя Коллоди. И хотя в книге Пиноккио кривит душой всего лишь два раза, этот трюк с растущим носом настолько понравился итальянцам, что вошел в повседневный обиход: теперь если кто-то явно приукрашивает истину, ему выразительно указывают на нос, мол, растет на глазах, хорош уже привирать! А Феллини и вовсе использовал книгу о похождениях Пиноккио для… предсказаний: он открывал страницу наугад, приговаривая «Посмотрим, что нам скажет сегодня Пиноккио». Домино Домино с кубиками было изобретено в Италии в 1700-х годах и быстро вошло в моду во Франции и в Англии, где в него играли в тавернах и кафе. Правда, к этому времени в Китае домино было уже давно известно, но совсем с другими правилами. Название игры, «домино», происходит от латинского dominus, то есть «хозяин». Во Франции это название вызывает в памяти еще и черный карнавальный костюм с белой маской. В наше время многие детские головоломки, где следует компоновать кубики по цвету или по общему признаку основываются на принципе домино. Шарманка Шарманка была изобретена в 1702 году итальянцем Барбьери, хотя первые ее прототипы были известны еще древним грекам. Синьор Барбьери усовершенствовал «греческую» идею, сделав инструмент мобильным: его желанием было сделать так, чтобы любой мог играть на шарманке и чтобы музыка, а с ней и радость, могли бы проникнуть в самые отдаленные городские кварталы, от светских салонов до самых трущоб. Правда, столь похвальные стремления итальянца на его родине не возымели успеха. Зато его усилия по достоинству оценил французский «король-солнце», знаменитый Людовик XIV. Прославленный монарх ввел в моду этот музыкальный инструмент, распространившийся по всей Франции под именем orgue de monsieur Barbierì. Только много позже изобретение итальянца «вернулось» и на родину под упрощенным названием organetto di barberia, как именуют шарманку на ее родине. Со временем знать устала от шарманки, зато простое население европейских городов с энтузиазмом собиралось потанцевать под музыку шарманщика. В 1800-х годах и в самом начале XIX века шарманщиками были, в основном, мужчины или мальчики, как правило, итальянцы (вот оно, признание на Родине!), отправляющиеся в долгие путешествия, порой и на годы, чтобы заработать на жизнь и найти волшебный город, где бы власти позволили бы им играть на шарманке и где бы кепка, пущенная по кругу, всегда бы возвращалась полной. Кстати, как только знать потеряла интерес к шарманке, власти многих городов издали декреты, запрещающие издавать громкие звуки, нарушающие общественный покой. Только 20% детей, отправившихся посмотреть мир с шарманкой, возвращались домой: 30% поселялись за рубежом, 50% умирали в дороге от болезней и трудностей. Из одного только Парижа в 1867 году выставили вон 1 500 малолетних шарманщиков. Изгнанные из европейских городов, шарманщики постепенно отваживались на заокеанское путешествие и оказывались на улицах Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго и Рио-де-Жанейро. Йо-йо «Авторство» на йо-йо с древними римлянами оспаривают выходцы с Филиппин: само название игрушки на местном языке тагалог значит «возвращаться». Как бы то ни было, в йо-йо играют уже более 2 500 лет во всем мире. Еще в Древнем Риме дети забавлялись деревянными и металлическими игрушками, похожими на современные пластиковые йо-йо, которые наверняка так нравятся и вашим детям. Вот такое получается детство под знаком Италии!