Соломония Сабурова (она же София Суздальская) — настоящий пример того человека, судьба которого поворачивает жизнь целого государства (и, как следствие, всего мира). Если бы у этой женщины, супруги Великого князя, родился хотя бы один сын!.. *** Соломония Юрьевна Сабурова происходила из древнего боярского рода, чей основатель по имени Сабур (есть версия, что его звали Захария Чета) был сначала ордынским мурзой, а потом, в 1330 году, принял крещение и перешел на службу русскому князю. Соломония родилась примерно в 1490 году, рано лишилась родителей и воспитывалась в семье своей тетки, любившей девочку как родную. Звездный час наступил в 1505 году — именно эту девицу единогласно выбрали на смотринах (одни источники говорят о пятистах претендентках, другие — о полутора тысячах!) в невесты великому князю московскому Василию, известному в истории как Василий III. Впервые в московской истории правитель не привозил жену из-за границы, брал не принцессу или королевну, а женился на представительнице русского боярства. 4 сентября состоялось венчание, и началась долгая, счастливая супружеская жизнь. Все отмечают, что Соломония, воспитанная в благочестии и боголюбии, была прекрасной женой и хорошей княгиней. Так прошло двадцать лет — и стало окончательно понятно, что в этом браке не будет рождено детей: несмотря на отменное здоровье Сабурова оказалась бесплодна. Дальше показания современников и историков разнятся. Кто-то говорит, что князь Василий, озабоченный продолжением рода и прямой передачей престола только своему родному чаду, решил развестись со своей законной супругой и взять в жены молодую девицу, с тем, чтобы она родила ему наследника. Другие настаивают, что эта мысль пришла в голову самой Соломонии: видя, как муж страдает от терзающих его мыслей об отсутствии детей, способных наследовать престол, женщина сама приняла желание уйти в монастырь, открыв супругу дорогу ко второму, более счастливому в смысле наследников браку. К. Е. Маковский Так или иначе, неоспоримо одно: церковноначалие (да и не только оно!) воспротивилось этой идее. Московский митрополит Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский — вот имена тех, кто открыто заявил князю о его недостойном поведении. Инок Вассиан и вовсе сравнивает беззаконие этого поступка с поведением Ирода и его окружения: «Даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя». Увещевания не имеют успеха — некоторых князь просто-напросто высылает из столицы, а митрополита и вовсе, впервые в русской истории, лишает сана! (Впрочем, чему удивляться — Василий III был настолько одержим идеей передачи престола только своему ребенку, что запрещал своим браться жениться и, следовательно, рожать детей, пока у него самого не родится долгожданный наследник!) Наконец митрополит Даниил благословляет развод и вторичный брак московского правителя. В 1525 году в Московском Богородице-Рождественском монастыре Соломония принимает постриг с именем София. Опять же, есть версия, что княгиня вовсе не хотела становиться монахиней и растоптала приготовленные иноческие одеяния, в ответ на что один из присутствовавших советников ударил ее бичом и «указал, что пострижение производится по воле государя», после чего Соломония смирилась со своей участью. Эта странная ремарка вызывает множество вопрос: даже если мы примем за правду ту версию, что постриг собирались производить против желания княгини, разве могла она не знать, что это делается по приказанию ее супруга? Впрочем, оставим это на усмотрение историков. Минеева Полина Владимировна. Соломония Сабурова. Смирение Дальше Василий III, как и собирался, вступает во второй брак. Он берет в жены дочь литовского князя Василия Глинского Елену. Иерусалимский патриарх Марк, как и прочие осуждавший московского князя за развод, приравнивая его к прелюбодейству, скажет об этом так: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Вскоре у молодоженов родится сын, о котором были сказаны эти страшные слова: счастливые родители назовут его Иваном, престол даст «порядковый номер» IV, история поименует титулом «Грозный»… Есть версия, скорее всего имеющая мало отношения к действительности, но добавляющая еще больше настоящей драмы всей этой истории, что непосредственно в момент пострижения Соломония наконец-то была беременна, и даже родила в монастыре мальчика Георгия, которого отдала в надежные руки, объявив всем, что младенец скончался. Дальнейшее развитие событий звучит совсем уж легендарно: якобы этот ребенок и стал впоследствии атаманом Кудеяром, о котором Некрасов написал свою знаменитую «Песню о двенадцати разбойниках»! Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль Это, конечно, вряд ли, но Иван Грозный, уже взойдя на престол, был сильно озабочен всеми этими слухами, ведь наличие сводного старшего брата лишала его права законного наследования и правления (наверное, в каждой державе есть своё общее место, своя легенда о «Человеке в железной маске»). Он тщательно изучал архивы, связанные с первой женой отца, но к каким выводам пришел — история умалчивает. После пострига Соломония-София уехала в Суздаль, в Покровскую обитель, где в свое время именно по приказу ее мужа было начато активное каменное строительство. Вскоре в монастырь стал стекаться народ, ведь новая монахиня прославилась не только непрестанными молитвами и трудами (так, например, она собственноручно вырыла колодец в монастырском дворе), но и дарами утешения и исцеления. В трудах и молитвах прошло еще почти 20 лет. За это время, как говорят некоторые источники, бывшая княгиня была выслана Еленой Глинской в Каргополь, но потом вернулась в Суздаль, где продолжала вести праведную жизнь, полную чудес, гремевших по всей Руси. Интересно, что Андрей Курбский, обращаясь к Ивану Грозному, говорит о Софии-Соломонии как о преподобномученице, а уже при сыне Ивана IV ее начинают почитать как святую. В 1650 году патриарх признает местное почитание, а календарь на 1916 год уже содержит ее имя в святцах. София-Соломония умерла в 1542 году и была погребена в усыпальнице Покровского собора, но не оставила свой народ и после смерти. Так, в 1609 году святая княгиня оградила Суздаль от нашествия польско-литовских войск, явившись атаману Лисовскому со свечами в руках и начав опалять его их пламенем. Пораженный и заболевший Лисовский отступил от Суздаля и больше не возвращался. На могиле святой происходило множество исцелений, а в 1995 году гробница была торжественно вскрыта для переноса в Москву — и мощи внутри оказались нетленными, но после открытия сразу же осыпались, так что теперь хранятся в закрытой раке. *** Святая София Суздальская оставила о себе удивительно живую память. Это один из многочисленных примеров, когда реальное, настоящее историческое лицо, о чьем существовании свидетельствуют не только летописи, но уже портреты, палаты, наряды, дворцовые официальные документы, становится таким же реально осязаемым святым. Стоит лишь протянуть руку — и вот она, живая и настоящая земная и небесная история, неразрывно сплетенные воедино.