Последняя неделя перед Великим постом. Ее выделяли даже в советское время, именуя «проводами зимы». Несмотря ни на какую атеистическую пропаганду, Масленая неделя гуляла во всю Ивановскую, вываливая на столы пышущие жаром блины, наливаясь «под завязку» горячим чаем, с гиком и визгом катаясь с гор. 

Как только не именовали ее в народе: Маслена, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Коровьи святки, Кривая неделя и даже Кривошейка. Обычай праздновать Масленицу по сути – пережиток языческого прошлого, который так и не удалось изжить после принятия христианства. В те далекие времена в марте в дни весеннего равноденствия, когда «солнышко поворачивало на весну, а зима – на мороз», люди приветствовали весеннее начинавшее припекать солнце и, чтобы угодить ему, сжигали в своих селениях соломенное чучело, символизировавшее зиму.

Б. Кустодиев — «Масленица», 1920 г.

На этот период времени приходился пик отела у скота, и коровы давали максимальное количество очень жирного молока, что тоже было поводом погулять-порадоваться щедрости матушки-природы. Что касается главного атрибута Масленицы – блинов, то вопреки распространенному мифу, они никогда не символизировали солнце. Блины наряду с кутьей – традиционное главное поминальное кушанье у славян, а именно на Масленой усопших предков поминали с особым усердием, и как раз этой традиции мы обязаны обилием родительских суббот в масленично-великопостный период.

После того, как славянские народы приняли христианство, они так и не смогли отказаться от Масленой – видимо, слишком много дорогих сердцу традиций с ней было связано. Поначалу Церковь боролась с «бесовским обычаем», но потом решила пойти навстречу народным чаяниям и попросту приспособила Устав под языческую память новоявленных христиан.

Масленая – неделя, необычная во всех отношениях; начать хотя бы с того, что дней в ней не семь, а восемь. Это все, что осталось от той, древней Масленицы, которую праздновали едва ли не весь март. И начинается праздничная неделя с субботы, завершающей предыдущую неделю – с малой Масленицы. Считалось, что в этот день предки навещают своих живых родственников, ходят по домам, поэтому существовало множество обычаев, связанных с этими представлениями. Например, первый блин клали на подоконник или на порог, иногда на чердачное окно, чтобы души покойников могли угоститься. В некоторых областях самый хороший блин подкидывали к потолку, причем желательно так, чтобы он к нему прилип. Поужинав, со стола не собирали: всю пищу оставляли на столе «родителям», только прикрывали с углов скатертью.

Если на Рождество и Крещение на стол ставили блюда из свинины, то традиционным масленичным мясом была баранина. В наступавшее после малой Масленицы воскресенье, когда последний раз дозволялось кушать мясное, тесть приглашал к себе зятьев «барана доедать». Отказываться от приглашения было непозволительно, и мужчины предавались чревоугодию в гостях у своих тестей. Покончив со всеми мясными остатками, люди расходились по домам, чтобы на следующий день продолжить гуляние.

Масленица – это праздник рода, семьи в глобальном понимании, которая включала в себя всех ее членов – и живых, и уже умерших. В каждый из дней этой недели предстояло выполнять особые ритуалы, долженствовавшие укреплять родственные узы. Неисполнение этих обрядов грозило остракизмом, человека, отрицающего многовековые традиции своего народа, могли даже изгнать из села.

Вся Масленица делилась на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица. Узкой называли три первых дня.

Понедельник этой недели носил другое название – «встреча». Невестки на этот день уходили к родителям, а к вечеру свекры приходили к сватам и обговаривали, как будут праздновать, у кого собираться, кто что готовит на общий стол. В этот день стопку блинов отдавали бедноте «на помин душ» усопших родственников.

Вторник – «заигрыш». Помянув накануне родственников, народ готовился к гуляниям, начинал заигрывать. Во вторник частенько устраивали смотрины и сватали невест те, кто зазевался на Крещение. «У нас горы готовы и блины напечены, просим жаловать!» – кланялись родители девушки потенциальным свату со сватьей.

Среда – «лакомки». Тяжелый день для тещ – в среду зять в обязательном порядке должен был посетить мать своей супруги, а та должна была оказывать ему всяческое расположение и ублажать все теми же блинами с заедками да закусками: вареньем, джемом, медом, засахаренными фруктами, почему день и получил свое название.

Четверг – «разгуляй». С четверга начиналась широкая Масленица. Люди оставляли все бытовые дела и полностью предавались гуляниям. В этот день устраивали кулачные бои, брали снежные крепости, катались на лошадях и с гор. На Масленицу считалось незазорным даже замужним матронам повеселиться, скатиться с горы, против обычая, дозволявшего участвовать в гуляниях либо незамужним девушкам, либо молодкам – молодым женщинам, еще не успевшим забеременеть в браке. Женщине, имеющей детей, ход на гуляния был разрешен разве что в качестве зрительницы. С этого дня начиналась настоящая «объедаловка» скоромными продуктами: сыром, маслом, сметаной, творогом, яйцами. «Об Масленой неделю пируешь – семь опохмеляешься».

Пятница – «тещины вечёрки».  В этот день теща и зять менялись местами. Теперь уже муж дочери встречал «дорогую маменьку» и стремился ублажить ее кушаньями, подарками и ласковыми речами, причем делалось это в присутствии прочих родственников, чтобы те видели, какое почтение теще оказывает зять.

Суббота – «золовкины посиделки». Женщины устраивали своего рода девичники. Невестка приглашала к себе замужних родственниц со стороны мужа, при этом каждой она должна была дать какой-нибудь небольшой подарок. Никогда замужних и незамужних женщин не собирали вместе; для тех и других созывались отдельные посиделки.

Воскресенье – «проводы». В этот день прощались со всем, что напоминало о праздной развеселой жизни во время Масленой. Это последний день перед постом, и его более известное название – Прощеное воскресенье. По русскому обычаю в этот день люди испрашивали друг у друга прощения, причем не только у тех, перед кем были виноваты по-настоящему, но и у всех знакомых, друзей, соседей и даже простых встречных. В церквях после литургии совершался особый чин прощения, пришедший к нам из древних монастырских традиций.

Иностранцы, наблюдавшие обычаи православных, часто с удивлением описывали трогательные картины: люди на улицах, повстречавшись друг с другом, падали на колени, лобызались и со слезами просили простить. Один говорил «Прости меня Христа ради», второй же отвечал: «Бог тебя простит, как и я прощаю. И ты меня прости». Не сказать «прощаю» было невозможно, это считалось сугубым грехом.

«С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди с преклоненною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста», – писал знаток русских обычаев Николай Степанов. Ходили также и на могилы и просили прощения у усопших. Все это действие называлось «прощаться», и наше «прощай», берущее корни из этой традиции, означает не «до свидания», а «прости меня» и произносится в том случае, если встретиться в будущем надежды нет.

И завершался день проводами Масленицы. Со всего селения собирали всех имеющихся в наличии лошадей и впрягали их в «масленичный поезд». На сани ставили соломенное чучело, изображавшее Масленицу, и с шутками-прибаутками везли через все село за околицу, где и поджигали. В костер бросали остатки поминальной пищи. В некоторых областях был распространен малоизвестный нам обычай хоронить Масленицу. По деревне в корыте или в ящике несколько мужчин носили чучело, процессию сопровождал «поп» – ряженная в ситцевую «ризу» девушка с бородой из пакли или мочала, плакальщицы и все желающие присоединиться к веселью.

Обойдя все дворы и предложив всем попрощаться с «покойницей», чучело вывозили на окраину и тоже сжигали. И в каждый из этих дней пекли блины, сотенными стопками выносили на гуляния: налетай, народ, на блинки с пылу с жару, на блинки масленые и с припёком, на дрожжевые толстые и яичные тонкие, пшеничные и гречневые, картофельные, овсяные и гороховые, с вареньем, с засахаренными ягодами, с рублеными яйцами, с сыром, с творогом, с грибами, с сухофруктами, с медом, со сметаной! а уж до чего хороши блины с красной икрой, с белужкой да севрюжкой, с осетринкой и лососинкой! – кто не пробовал, тому не понять, не изведать всей широты русской Масленицы! «Блин не клин, брюха не расколет», – говорили в народе, поедая масленичные блины в астрономических количествах.

На этом, казалось бы, и должны были прекратиться все гулянки-«объедалки», но, как говорили на Руси, «широка река Маслена, затопила и Велик пост». На протяжении следующей первой недели Великого поста жизнь несла на себе отпечатки недавнего праздника. Эту неделю именовали «тужилками» по Масленице. В понедельник женщины подчищали все, что осталось скоромного из пищи, выскребали от жира всю посуду. Всей семьей шли в баню смывать «скоромный пот» и в довершение даже полоскали рот водкой, чтобы ни капли жирного не осталось. Парни и молодые мужики ходили «блины вытрясать» – устраивали кулачные бои. В среду незамужние девушки ходили гостевать к подругам на два-три дня, а в субботу опять собирались в гости на блины, только уже на постные. И только ко второй неделе поста утихомиривался народ и наконец-то начинал поститься по-настоящему, посвящая время молитве, покаянию и исповеди.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ul3004@mail.ru

Эх, блиночков сразу захотелось…ммм:)

Кати

Масленица, пожалуй, единственный наш славянский праздник, который выжил после христианизации Руси. Его отмечаю, но без фанатизма. Блины- это хорошо, здоровая печень лучше))).

Лилия Малахова

У меня знакомая как-то раз 20 кг набрала от Рождества до Великого — каждый день пироги да блины пекла. 🙂

Кати

Вот, вот. Традиции хорошо, а здоровое питание- круглый год! У меня знакомая после Великого поста попала в больницу- ее поругали за жесткую диету- организм был истощен (это анализы показали) внешне все было нормально. Девочки, без фанатизма! Здоровье прежде всего!

Гоблинище

«солнышко поворачивало на весну, а зима – на мороз» — это разве о равноденствии? какой уж мороз в конце марта. Это о зимнем солнцестоянии так говорили, как и обратно: солнце на зиму, лето на жару — о летнем, 21-го июня

Лилия Малахова

Сколько слышала, то о весеннем равноденствии так говорили. Потому что солнце днем жарит, а в ночь могут быть заморозки. 🙂 Летом какой мороз может быть?

olgayeriomenko

Лиля, так говорили после зимнего солнцестояния 21 декабря, а не после равноденствия (сама не раз слышала в деревне). А после летнего (21 июня) — наоборот.
А блин — символ солнца. Читала у историков. И поминальник тоже.

Лилия Малахова

Думаю, что в разных областях по-разному говорили.
Про блин — распространенный миф, в том числе и у историков, на самом деле ни чем не подтвержденный. Мне даже встречалась фамилия исследователя, запустившего эту утку. Если найду то напишу.

Блин — это поминальная еда, его ели на поминках. О смысле масленицы я писала как-то для правмира: "Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии." Подробнее: https://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szh… Символы трансформации в любой культуре связаны с ритуалами поминовения усопших… Читать далее »

Лилия Малахова

С детства помню, на любых поминках два обязательных блюда: блины и компот, чтобы покойному "там сладко жилось".
А блинок-то на лице три дня лежал…

Евгения Б.

* глубоко дышит, пытаясь развезти глаза из кучи*
Про три дня не слышала. Искренне сочувствую священству. Бедненькие…

Лилия Малахова

При этом считается, что ежели отченька блинок скушает полностью, то покойничек в раю окажется, а ежели не скушает или токмо отпробует, то не видать усопшему райских кущ. 🙂

5julia68

а мне вынесло мозг от того, что в блин на лице усопшего уходят его грехи. все просто!)

Лилия Малахова

Ну конечно, куда ж еще им, сердешным, уходить — токмо в блин. :)))

MaryNightingale

Лилия, а случаи отравления трупным ядом у священников бывали?

Лилия Малахова

Не слышала о таком. 🙂

olgayeriomenko

Про солнце говорили именно про солнцестояние, потому что в равноденствие такие слова действительно не имеют никакой логики. А так я слышала и в Новгородской и в Архангельской областях: "Солнце на зиму, лето на жару", "Солнце на лето , зима на мороз"

Лилия Малахова

Специально полезла в поисковик. Некоторые соотносят эту поговорку с днем весеннего равноденствия, а некоторые — с зимнего солнцестояния (20-21 декабря), а некоторые вообще со Сретением — "о Сретенье солнце на лето, зима на мороз". 🙂 Думаю, что на самом деле в разных областях России эта поговорка могла применяться согласно местночимому обычаю.

olgayeriomenko

Кстати, в Новгородской области "темные бабушки", соблюдающие "заветы старины", с удивлением говорили, что москвичи блины на пОминки едят.
Они сами лапшу с курой готовят. А вот в Белоруссии — тоже блины. Поскольку белорусы — это осколок этноса Киевской Руси, то вероятно. идея с лапшой пришла к нам из Степи гораздо позже. Надо почитать 🙂

Лилия Малахова

Лапша с курой это интересно. А, может, это в Нижнем нововведение такое? Ну придумали после революции, а бабушкам кажется, что так всегда было?

olgayeriomenko

Я про Великий Новгород. В СПб тоже блины не пекут на поминки. В "Тихом Доне" на поминках едят лапшу. Мои родственники с Кубани тоже лапшу и рис с курицей на поминки подавали. Блины никто не пек. Просто интересно, насколько стара эта традиция.

Лилия Малахова

Блины — это северная традиция. Поэтому Кубань можно не считать, там, видимо, с курями проще. 🙂 . Судя по отзывам, поминальные блины у нас были еще до принятия христианства.

olgayeriomenko

Великий Новгород — это север. Я про лапшу.

Лилия Малахова

Значит, особенности национальных маслениц. 🙂

olgayeriomenko

вообще о поминках речь была… Масленица она и в Африке с блинами )))

Jasmine

а у нас в Москве, да блины и кутья на поминки.

MaryNightingale

Наверное, раньше и в СПб пекли, потому что, кажется, Ксения Блаженная перед смертью кого-то из императоров говорила, что скоро вся Россия будет печь блины.

Лилия Малахова

Точно-точно. Есть такой момент в ее житии.

Елена

Мои предки с под Нижнего Новгорода. Были сосланы в Казахстан, где мы Слава Богу с сестрой и братом появились на свет Божий. На помин полагались и блины и лапша! ещё кисель и обязательно кутья.

Лилия Малахова

Вот, вики: Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов[14]. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы А вот и автор идеи: С подачи учёных «мифологической школы» (А. Н. Афанасьев и др.) в конце XIX века блин в массовом сознании начинает ассоциироваться с солнцем. Причиной этого домысла стала некорректность научных методов этой школы, которая связывала все мифы и ритуалы с небесными явлениями. На самом деле блин у славян никогда не был атрибутом культа солнца. Тем не менее, мифологема о связи с солнцем стала… Читать далее »

Кати

—У древних славян праздновался языческий славянский праздник Комоедица (с XVI века — Масленица). Этот праздник имел сакральный смысл торжественной встречи преобладания дня над ночью и освящения единения каждого члена рода со своими великими предками, со своими родичами и со всем славянским родом-племенем. Комоедица — это День весеннего равноденствия, во время которого так же почитали славянского медвежьего бога Кома (ком — медведь). Этому великому богу приносили "блинные жертвы". Отсюда — "первый блин комам", т.е. медведям. — Что я нашла на вскидку. Чем мне нравятся славянские праздники, да вообще языческие- это радостью бытия. Разумностью и полным соответствием времени и месту — климату.… Читать далее »

Лилия Малахова

Вообще-то Комоедица это чисто белорусский праздник, к Руси отношения не имеет. Комами называли не медведей, а блюдо из гороха, слепленное в виде комка, кома. Гороховый ком было ритуальное блюдо на территории современной Белоруссии. У славян, насколько мне известно, медведь всегда назывался медведом (без мягкого знака), т.е. "поедающий мед". Что-то мне думается, что медведи-комы это притянуто за уши. Некоторые спецы даже утверждают, что слово "кома" просиходит от слова "ком" (медведь на каком-то типа древнем славянском) и "впасть в кому" значит впасть в спячку. Только как они объяснят, что кома на всех языках мира кома — coma? Это что-то вроде филологии от… Читать далее »

Кати

У славян медведя старались не называть его именем, что бы не пришел и не забрал. (Зверек-то жуткий, если что) Читала, что имя ему было Бер- отсюда берлога- логово бера. А медведь как раз не имя, а типа ведающий мед- вроде впрямую не назван…не придет , не задерет. Сейчас можно долго гадать- что за уши притянуто, что нет. Христиане старательно уничтожали все , что связано с язычеством. Гррекам тоже досталось- сколько прекрасных статуй было разрушено! В языке только многое сохранилось…

Лилия Малахова

Ну, откровенно говоря, с такой лингвистикой можно Бог знает до чего докатиться. А, может, "берлога" берет корни от английского bear (медведь) и lair (лежбище)? А слово "беркут" от английского "медвежонок" (bear-cub)?
Лингвисты говорят, что берлога происходит от бер-лог, имеющее значение "грязная подстилка", бер- грязный, испачканный, а не от медведя.
Но если кому-то языческое толкование милее — никаких проблем.

Кати

Не вижу никакого криминала в разных толкованиях. Языческое- это наши корни. Нравится это или нет. А от корней лучше далеко не отрываться, хотя сейчас с глобализацией это все труднее.

Лилия Малахова

Так речь не о корнях, а о лингвистике, и ради поддержки связи с корнями притягивать за уши вот такие толкования аля Задорнов мягко говоря, неправильно.

MaryNightingale

бер- грязный, испачканный,
Вполне возможно, и бер- и bear- происходят от одного корня и служили эвфемизмами, чтобы милого зверька ненароком не накликать. Точнее гляну вечером.

Лилия Малахова

Скорей всего. А еще медведа звали "босой", "босой мужик", "Хозяин".

Φωτη

для Лилия Малахова , согласна с Вами во всем почти, только вот почему Вы написали , что у белоруссов — это вот так, а у славян — вот так … разве белоруссы не славяне? Может Вы имели ввиду у русских славян ….

Лилия Малахова

Комоедица очень древний праздник, едва ли не античный. Скорей всего, он старше Масленицы. И Масленица попросту заменила Комоедицу.

MaryNightingale

А я вообще думала что это о Сретении….

olgayeriomenko

Вкусно…хочу в деревню.

Ежик

А мне понравилось про "замужних и незамужних вместе не собирали".
Чтобы первые вторых не пугали,что ли?))

Лилия Малахова

Наверное. 🙂
Может, чтобы не слушали "взрослые" разговоры о всяком разном?

Евгения Б.

Катались с горки, брали снежные крепости… Сейчас могу только грязевую крепость налепить, а если с горки ломанусь — одни уши доедут и то, потрепанные. ААА, хочу снега к блинам!!! Подавайте снега и мороза в -10 !!! Как каллории тоды сжигать от явств?
Лилия, все так вкусно описали, прям балансирую на грани к впадению в объядение, лакомство, всяческое чревоугодие. Держаться, надо держаться. Так пару-тройку блинков на завтрак и может к концу Масленницы обруч будет не как раз. Хотя, эх, лишь бы не жал.)))

Лилия Малахова

Привет ушам. :))) Да, нынешняя зима неприятно удивила.

MaryNightingale

Зато так здорово, иду сегодня в 8 утра на работу, у нас универ в парке, птички поют, на душе прям весна. Словно это и не Масленица, а уже почти Пасха). Такими темпами в Питере мать-и-мачеха на 8 марта зацветет).

Елена 12

"Подавайте снега и мороза в -10 !!!" и мне того же подайте))) буду весьма признательна! снежка так и не было…на улице одна грязища-серища (последнее слово во всех смыслах) всю зиму(((

Лилия Малахова

Жжете, девочки. :)))

olgayeriomenko

НЕТ!!!! Крещенские морозы были? Были. Хватит. ВЕСНУ!!!!!

Елена 12

"Крещенские морозы были?" Не знаю…я слышала, что русские морозы в этом году пошли на США и Китай, а у нас, ну, было чего-то пару недель, но без полноценного русского снега, а весна уже всю зиму была и скоро опять будет — календарная, а вот снега так и не было…

olgayeriomenko

Две недели и были. Хватит уже.

Ксения

где как, у нас наоборот сто лет уже такого снегопада не было! Вся Ростовская область и Краснодарский край стояли, видно к нам весь снег замело, и мороз -20, с начала февраля до сих пор кучи снега кое-где лежат, два дня не могли из домов раскопаться.

Лилия Малахова

Ну вас же олимпиада, вам снег нужен…

Наташа К.

Улыбнули- "у вас"…

Лилия Малахова

А чо, нет? Не у вас? У нас? :)))

Евгения Б.

впадаю в грех зависти… До сих пор снег лежит… Вот оно, щасте!!!

Лилия Малахова

Зависть это грех, сестра.

MaryNightingale

А мне студент из Анапы говорил, что у них два года назад был мороз 20 градусов, даже море замерзло…). А вообще улыбнуло. Он говорит — у нас очень жаркое лето и очень холодная зима. — Холодная это как? -2-3 градуса. — Мороза? — Тепла))). Сидевший рядом с ним студент из Иркутска усмехнулся.))).

Лилия Малахова

Да уж… Кому что. 🙂

midsummer

Не надо снега! Я сегодня уже вербочку распустившуюся видела!

MaryNightingale

А я на днях ваапще примулу видела. Она там вроде еще в декабре цвела. Может, и так не отцветала, полежала под снегом и все.
Меня радует, что не будет мартовской грязи, как это случается после особо снежных зим. Хотя вот бесснежный декабрь и новогодне-Рождественский период вызывают когнитивный диссонанс и действуют депрессивно.

Похожие статьи