Рано или поздно, но перед вами и вашим ребенком встанет вопрос выбора священника, у которого ваше чадо будет регулярно исповедоваться. Конечно, в идеале у всей семьи должен быть один духовник. Священнику, знающему все «болезни» и слабые места семьи, легче объяснить ошибки, найти причину проблем и направить семейную жизнь в правильное русло. Но бывает, что у ребенка со священником никак не складываются отношения. Бывает, что духовник никак не может найти контакт с ребенком. Ни в коем случае нельзя при ребенке обсуждать и тем более осуждать священника, чтобы не вызвать у ребенка пренебрежительного отношения к священству вообще. В таком случае следует помочь ребенку найти другого духовника. Однако эта помощь распространяется только на детей младшего возраста: подростки вполне могут найти себе священника сами. К этой теме мы вернемся ниже. Родители часто забывают об одном важном моменте: свобода. Никакое из таинств и обрядов Православной Церкви не является принудительным. Ко всему церковному человек должен подходить свободно, согласно своему знанию, желанию и совести, и по отношению к детям никто этого закона не отменял. Господь никого насильно к себе не тащит, поэтому и на исповедь ребенок должен подходить исключительно добровольно. Ни в коем случае нельзя стремиться к некоему графику – раз в неделю, два раза в месяц. Когда он будет морально готов к исповеди, он сам пойдет к аналою. Можно только ненавязчиво напоминать: «Что-то давно ты не был у исповеди. Может, подготовимся к этому воскресенью?» К сожалению, многие родители испытывают неудобство оттого, что их ребенок не желает исповедоваться: страдает их самолюбие – как же так, они-де православные, детей воспитывают по наставлениям и поучениям святых отцов, а тут – на тебе, исповедоваться не хочет. И начинают на ребенка давить, чтобы не позорил их перед людьми. Причин нежелания исповедоваться может быть несколько, но самая распространенная – отсутствие доверия у ребенка ко взрослым. Отсюда страх, что священник расскажет родителям, о чем же был разговор на исповеди. Надо сказать, что способность доверительно поговорить о чем-либо со взрослыми должна быть привита родителями в процессе воспитания, и если ребенок не хочет идти на исповедь, значит, у вас с ним так построены отношения, что он не хочет открыться. От способности родителей доверительно, ничего не скрывая, чистосердечно поговорить с ребенком во многом будет потом зависеть легкость, с которой дитя будет ходить на исповедь. Дети, у которых с родителями отношения доверительные, легче переживают исповедь, да и вообще все проблемы с ними решаются проще. Первая исповедь – огромное событие в жизни человека. Вспомните себя, что вы чувствовали, как переживали, впервые в жизни стоя в очереди к аналою. Ваш ребенок тоже переживает. Не думайте, что ему все равно и что у него на уме одни игры и хулиганства. Он, скорее всего, впервые в жизни оказался один на один со священником, которому надо рассказать то, что рассказывать не особенно хочется. Первый опыт очень важен, поэтому надо очень ответственно отнестись к вопросу выбора священника, которому будет доверено такое важное дело. Лучше, если это будет какой-то знакомый семье священник, которого ребенок уже видел, но не следует делать выбор в пользу священника, слишком близкого семье – ребенок может застесняться рассказывать ему о себе что-то плохое. Накануне неплохо бы обсудить этот вопрос с юным исповедником, чтобы выяснить, кому из батюшек он готов доверить свои секреты. Нет сомнения в том, что день первой исповеди станет одним из тех дней, которые запоминаются на всю жизнь, ведь это третий день рождения: если первый – само рождение, второй – крестины – духовное рождение, то первая исповедь – день рождения в самостоятельную церковную жизнь. Поэтому день первой исповеди ребенка неплохо отметить семейным праздником. Купить торт, позвать друзей вашего малыша, подарить ему маленький подарочек. Но ни в коем случае нельзя «покупать» исповедь за подарки. Нельзя практиковать «взятки» за причастие или посещение храма: «Поисповедуешься – я тебе куплю машинку». Таинство исповеди мгновенно превратится в средство заставить родителей исполнять свои пожелания. Подростки нередко начинают делать то, за что обычно ругают взрослых – исповедоваться у разных священников. Опытные священники рекомендуют родителям не препятствовать им в этом. Подростковый период – время взросления, время первых опытов самостоятельности и отрицания родительских установок. Нельзя лишать подростка права выбора «своего» священника. Не настаивайте, не ставьте ультиматумов: «Или ты исповедуешься у этого батюшки, или не хочу тебя знать». Не приказывайте: «Я сказала – у отца Григория, значит у отца Григория!». Уважайте своих детей. Вы выбрали себе и храм, и окормляющего священника по своему усмотрению. Ваш взрослеющий сын или дочь имеют право поступить так же. В своем чаде прежде всего нужно видеть личность, которую нельзя придавить, как таракана каблуком, родительской властью: «Я те сказал!!!» И ни в коем случае нельзя превращать исповедь в карательную меру: «Вот, сейчас на исповеди ты у меня все расскажешь!» Исповедью нельзя шантажировать или наказывать, исповедь это общение с Богом, которое должно происходить в обстановке любви и благочестия. Единственным поводом для беспокойства и, возможно, для «принудительной» смены духовника у подростка может быть только такая ситуация, когда ребенок начинает использовать духовника как средство для оправдания собственного своеволия. Если ваши сын или дочь начинают вести себя неподобающим образом и при этом утверждают, что «мне так батюшка благословил», то стоит встретиться с духовником и выяснить – а на самом деле батюшка «так благословил», или это фантазия, или клевета и лукавство. Ошибку делают те родители, которые с легким сердцем взваливают на священника процесс воспитания своих чад, да еще и раздают указания: «Вы, батюшка, скажите ему, чтобы он вот так не делал, да вот сяк не говорил». Воспитывать детей должны родители, а не батюшки. Вы, родители, есть первые духовники своих детей. И на вас и только на вас лежит ответственность за правильную подготовку детей к самостоятельной жизни – и личной, и духовной.