Скажу сразу, что мой опыт и мои размышления по заявленной теме субъективны и во многом обусловлены тем, что я — мама с мягким, где-то даже малодушным характером. Итак, как же научить ребёнка поститься? Когда воцерковляется взрослый человек, то, во-первых, он это делает по своей воле, а во-вторых, в его распоряжении есть чёткая система дисциплинарных нормативов, рекомендуемых церковным уставом для выполнения, общая схема послаблений в том или ином болезненном состоянии, поэтому вопросов возникает немного и решаются они просто. Но нигде не найти подробных рекомендаций о том, какую меру поста должны нести дети в том или ином возрасте. И это правильно, поскольку взрослый человек – это пациент, который может легко описать симптомы своей духовной и физической немощи, и, зная свои слабые и сильные стороны, где-то сам себе врач. А объединение пациента с врачом в одном лице очень удобно для успешного лечения. Например: имея проблемы с ЖКТ, взрослый человек добавит себе в еду масла, выпьет молока, а беременная женщина по внутреннему требованию ещё и кусок мяса съест и будет спокойно это воспринимать, продолжая внутреннюю работу, свой каждодневный душевный труд. На молитве нам тоже легко понять, когда мы ослаблены и можем присесть, а дома старенькая бабушка и на боку лёжа воздохнёт ко Господу и не будет исключена из числа молящихся. В конце концов, мы и нарушить пост можем по собственной воле. И сами за себя ответим. Но как определить меру подвластного нам, родителям, человека, который растёт и формируется и физически, и как личность? От нашей тактики воспитания зависит, останется ли он в Церкви или нет, поймёт ли, что главное условие духовной жизни – это доброе устремление к Богу и людям, или станет приспособленцем , профессиональным православным, исполняющим правила, «духовной машиной»? Я много об этом думала, наблюдая разные результаты церковного воспитания: людей, в юности ушедших из храма, оставшихся, но с определёнными душевными травмами, а также крепко верующих «во втором поколении». Я читала осторожные советы разных уважаемых пастырей, видела как воспитывают детей благочестивые люди, и поняла, что главное — не довести ребёнка до уныния, ведь именно ревность не по разуму отличает новоначальных христиан, да и молодых родителей тоже. Думаю, что традиция оставлять большую часть наследства первенцу связана именно с желанием возместить ему моральный ущерб 🙂 Таким образом, для определения правил поста для своих детей я решила руководствоваться логикой, здравым смыслом, а главное – своим материнским чувством. Вопрос поста до первой исповеди, благо, не стоит, здесь все солидарны: до семи лет у ребёнка продолжается постоянная Пасха, питается он полноценно и о каких-то дисциплинарных требованиях узнаёт, просто наблюдая за родителями. И вот мы поздравляем чадо с новым этапом в его жизни и рассказываем о том, что духовная жизнь состоит из усилий и побед над собой. Или поражений, как выйдет. Рассказываем также и о том, что одно из средств на духовном пути – это временный отказ от определённой еды, упражнение на смирение тела — телесный пост. Ведь воин Христов не может быть набалованным, зависеть только от своих желаний. Но когда мы пытаемся определить, какие конкретные ограничения будут полезны нашему чаду, появляются затруднения. Сам, конечно, он себя ещё не понимает и не имеет достаточного уровня самокритики и самоконтроля. Но и мы точно не знаем, какие у него способности. Как понять ребёнка? Он действительно устал или просто канючит? Ему так необходим творожный сырок по пятницам, или обойдётся? Сварить ли кусок курицы отроку в пост, или это будет баловством? Можно ли присесть между «Верую» и «Отче наш»? Вдруг, правда, не выспался? У каждого из нас есть неприятные детские воспоминания, грустные эпизоды непонимания нас взрослыми. Подозрительность и недоверие родителей больно ранит детей. Печально, если такие тяжёлые эпизоды в памяти будут связаны с Церковью. Поэтому мне показалось, что будет разумно дать лишнее послабление, чем подозревать ребёнка в притворстве. Столько раз я убеждалась, что думаю хуже о человеке, чем он есть на самом деле, да и Вы, наверное, тоже за собой это замечали. Поэтому я рассуждаю так: если это капризы, то потом они проявятся в завышенных требованиях и в других областях. И бороться с этим надо комплексно, а не только в плоскости церковной дисциплины. А если ребёнку действительно непосильно? Какое-то время понесёт возложенную ношу, потом начнёт искать возможность тайком нарушить правила, будет врать… Нет, лучше уж знать, что чадо не преодолело трудности, и понизить планку, сохранив доверие, подумала я. В конце концов, в худшем случае вырастет христианин, осознающий, что он несколько ленивее, чем другие. Ещё один важный момент – питание в школе и в гостях у родственников. Насчёт школы я встречала прямо противоположные мнения. Первое заключается в том, чтобы приучать ребёнка откладывать и не кушать котлетку, а второе – чтобы её кушать за послушание и не выделяться, не смущать народ. Не уверена, что у младших школьников есть достаточно воли и сознания, чтобы не кушать вкусняшку, если она уже лежит в тарелке, а с детьми постарше я пока не слишком тесно общалась. По нашему опыту получается, что если и есть у ребёнка воля, то далеко не всегда он её может проявить, поэтому я решила придерживаться второго варианта и не настаиваю на том, чтобы дети постились в школьной столовой. Единственное условие – пост должен сохраняться везде во время Страстной седмицы и перед Причастием – даже в школе, даже у бабушки. Как правило, это и окружающие встречают с пониманием, и сами дети не протестуют. Даже пытались на хлеб и воду сесть! Поразмышляем и о внутреннем посте. Конечно, нужно по вечерам перечитывать жизнеописания любимых святых, поучительных историй из их жизни, присоединить какую-нибудь красивую молитву к детскому правилу, переводить вместе тропари… Но и это для формирующейся личности, рискну сказать, далеко не всё. Снова хочу сравнить детей и взрослых. Взрослый человек либо чувствует пользу телесного поста, получая бОльшую радость на молитве, легче относясь к трудностям, меньше реагируя на ежедневные раздражители, либо знает, что надо потерпеть своё нечувствие. Ребёнку же надо помочь, создать такие условия, чтобы он понял, что отказ от вещественного всегда пополняется невещественным. Дети ещё не имеют достаточно сил, чтобы осознанно держаться каких-то правил, наблюдать за собой. Зато установлено: сложившиеся в детстве и отрочестве отношения с родителями человек, вырастая, часто проецирует на свои отношения с Творцом. Поэтому я уверена: в пост просто необходимо приложить все усилия для поддерживания тёплых отношений со своими детьми. Средств тут масса — это могут быть небольшие паломнические путешествия к святыням, объяснения плохо усвоенных тем в школе по нелюбимому предмету, совместные занятиям творчеством, спортом, просто прогулки. И тогда мы будем иметь надежду, что сможем на Суде сказать с непостыдным дерзновением: «Се аз и чада моя, яже ми дал еси, Господи».