Если вы думаете, что это очередные добрые советы, состоящие из десяти пунктов «как надо», то я должна вас разочаровать. Стопроцентно работающих советов в этом деле не существует. Да-да, у меня в этом году уже шестой ребёнок переступил школьный порог, но я торжественно клянусь: с каждым всё происходит по-разному. Нет универсального клише.

Например, со старшей дочкой я никогда – даже в самом начале школьной жизни – не сидела рядом и не помогала делать уроки (при этом училась дочка хорошо и практически без проблем). Со вторым – просто сидела рядом (и могла при этом заниматься своим делом), а он всё делал сам, а вот третьего «пасла» до четвёртого класса: он не мог работать самостоятельно, поэтому пришлось потихоньку приучать к тому, что мама не всё время рядом и не всё может сделать за него. Да, нужно было постепенно «отодвигаться» в сторону – в прямом и переносном смысле этого слова. Очень постепенно и очень аккуратно.

То же и с последующим образованием. Дочка определилась очень рано: лет в 11 она заявила, что будет журналистом (и сейчас её мечта уже сбылась), а вот сын до последнего класса школы всё «тянул» с выбором – то в одну сторону качнёт, то в другую. И только победа на городской олимпиаде по биологии укрепила его в решении идти в медицинский (сейчас он студент четвёртого курса медицинского университета).

Каждому свое

Понимаете, мы действительно разные – и мы, и наши дети. И самая главная (и самая сложная) задача родителя – не решать за ребёнка примеры или жизненные задачи, а научить его решать всё самому. И чем раньше ребёнок поймёт, что родители не всё делают за него, тем успешнее чадо будет во взрослой жизни. Это вроде бы все знают, и никто не оспаривает, но есть очень большой соблазн у нас – быстренько и умело сделать всё самому, как в той песенке: «Папа решает, а Вася сдаёт». А это, по сути, медвежья услуга.

Добрые дела бывают разными. По-настоящему такими они становятся, если мы будем поддерживать ребенка, но оставлять ему право действовать самостоятельно в рамках этого задания. Успокаивать и подбадривать, если что-то не получается, давать подсказки, но ни в коем случае не делать за него его работу. Иначе очень возможно, что ребёнок вырастет инфантильным, неспособным брать на себя ответственность не только за собственную карьеру, но даже и за свою жизнь: ему будет очень комфортно существовать за плечами родителей, уютно устроив там впоследствии и собственную семью.

Мотивировать оболтуса

Но не будем заглядывать так далеко. Посмотрим на своего школьника. Что можно поделать вот с этим конкретным оболтусом, который всеми правдами и неправдами отлынивает от выполнения домашних заданий и перебивается с двойки на тройку?

Как его заставить учиться? И можно ли заставить? И если можно, то как? Что реально работает? Предлагают мотивировать. Опять – как? Дайте волшебный рецепт!

Нет рецепта… Увы, с каждым из детей это будет изобретение собственного уникального колеса. Одного ребёнка можно взять лаской: похвалить за успехи, подчеркнуть, как вы им гордитесь, пообещать подарок к успешному окончанию учёбы (но тогда обязательно нужно его подарить, если ребёнок заслужит – нельзя обмануть или оправдать себя неимением средств. Опять же, и подарок лучше обещать реальный, а не заоблачный – то, что вы действительно сможете ему купить).

Когда моя дочка в четвёртом классе снизила успеваемость, но победила в международном конкурсе и заработала поездку в Болгарию, папа объявил: «Закончишь год хорошо, поедешь!» Дочка поднапряглась. В году были две четвёрки, остальные – «5»! И она сделала это сама и осознанно. До сих пор она считает это своей победой. Другому ребёнку поможет лишение компьютера до тех пор, пока он не исправится (к слову сказать, работает это очень успешно, проверено на младшем сыне).

Третьему достаточно будет разговора по душам с прояснением личных целей: чего я хочу в жизни и чего могу добиться, если постараюсь учиться хорошо. Здесь очень помогают примеры из собственной жизни родителей и их друзей – обязательно нужно делиться этими жизненными историями с ребёнком. Они действительно мотивируют почти так же хорошо, как волшебные сказки в младенчестве. Такой вариант мы использовали со вторым сыном.

Четвёртому понадобится опытный и знающий репетитор, умеющий найти индивидуальный подход и способ объяснения материала. Особенно остро этот вопрос встает, если ребёнок что-то упустил в школьной программе, а без этого дальше двигаться сложно. Сегодня учителя работают и по скайпу – удалённо, и выбор достаточно широк. Справиться с пропущенным материалом можно и самостоятельно: существуют прекрасные и весьма доходчивые онлайн-уроки в формате видео, можно даже найти и бесплатные варианты, стоит только поискать.

Впрочем, все эти возможности давным-давно на слуху и известны каждому родителю. Проблема в том, чтобы выбрать из такого многообразия именно то, что будет работать конкретно в вашем случае. А это уже задача ваша и только ваша!

Научить работать

Мне кажется, что как-то забывается сегодня очень простая, но важная истина: не получится жить в современном мире слишком легко и просто. Это ребёнку желательно сообщить с детства доступным ему языком, не ругая окружающую действительность, не пугая карьерой дворника, а с уважением к миру и к нему самому. Просто лежать на печи и ждать калик перехожих – это сказочный вариант, а не реальность.

Главное наше упущение, по-моему, в том, что мы не приучаем наших детей трудиться. Все чаще посуду за них моют посудомоечные машины, а пыль удаляют – пылесосы. Нам в своё время приходилось работать руками (и головой), помогая родителям по дому. Я уж не говорю об обязательных огородных работах на так называемой даче. Вы любили пропалывать сорняки? То-то же! А ведь это так помогло потом по жизни!

Если человеку всё достаётся даром, без труда, то он это просто не ценит – это всем известно. Ребенку, не приученному к труду, будет очень сложно научиться себя принуждать там, где это делать просто необходимо. И в обучении – в первую очередь. Чтобы выловить свою золотую рыбку из пруда, нужно постараться. А уж тогда рыбка сможет выполнить ваше желание, и не одно.

Не делать

Вот, что я могу посоветовать не делать, так это указывать на успехи близких по возрасту одноклассников, родственников или соседей вашего ребёнка. Единственное, к чему это мотивирует, – зависть. А она нам совершенно не нужна, правда? Пусть лучше чадо научится радоваться за друзей и соседей, что у них что-то получается очень хорошо.

В советское время культивировали дух соревнования: соревновались классы и школы, соревновались отличники внутри класса, соревновались братья и сёстры. Здесь тоже всё хорошо в меру. Если вы собираетесь на прогулку и кидаете призыв «кто быстрее оденется» в своей многодетной семье, это никому не повредит. А вот соревноваться в «кто умнее» будет уже несколько странно: каждому Бог определил свою меру. Есть дети более сообразительные, есть более «шустрые», а есть медлительные тугодумы, но и они могут оказаться на деле умнее тех, кто быстрее, и решить задачу правильно. В общем, я не против соревнований, но всему своё время и место.

А ещё совершенно бесполезно рассказывать чаду о том, что он «учится для себя, а не для мамы». Как-то эта простая истина «не прокатывает». У всех по-разному, но в большинстве случаев ребёнок начинает понимать, что он учится для себя, только в институте (максимум – в последнем классе школы). Поэтому лучше не тратить своё время на разъяснения, а использовать даже и убеждение школьника, что это нужно маме. Потом он поймёт, для чего. А сегодня не будем его разочаровывать: если маме нужны его хорошие оценки, то пусть он делает маме приятно, если захочет.

Не опускать руки

Вы спросите меня: так что же конкретно делать? И ответ может быть только один: не опускайте руки и пробуйте разные варианты. Хоть один, да будет успешным. Да, мы можем это сделать – помочь ребёнку самостоятельно и сознательно выбрать свой путь: учиться, как следует.

Пусть качество школьного образования оставляет желать лучшего, пусть мы остаёмся недовольными (про себя) теперешними порядками в школе или конкретными учителями. Бороться с этим – не в нашей компетенции. Ребёнок не должен от этого пострадать. Пусть он возьмёт от обучения в школе по максимуму, пусть получит те знания и в том объёме, что ему предоставят.

В конце концов, став постарше и поумнее, он сможет заняться и самообразованием, благо сейчас с этим нет проблем. Просто не мешайте. Просто заинтересуйте. Просто поддержите в трудную минуту. И научите работать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

О себе. Журналист, поэт, переводчик. Я делаю то, что вышло из моды: верю в Бога и люблю своего мужа и наших шестерых детей. А ещё веду «Летопись внутреннего сопротивления»

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гоблинище

А маме нужны хорошие оценки?
Мне в жизни прополка сорняков не пригодилась, может, мало полола? )) наверное, строго говоря, привычки трудиться я так и не приобрела…. Мне нравится делать то, что нравится, и если дело необходимо, я просто заставлю себя его полюбить. Но почему-то со школой это не прокатывало. Я смогла полюбить зубоврачебный кабинет всерьез и надолго, а школу почему-то нет. Наверное, чтобы всю жизнь радоваться, что больше туда идти не надо! Ураааа!

Я написала: пусть ребёнок думает, что нужны, если это помогает учёбе)

Гоблинище

Ой, не смогу так прикинуться…. ))))

Поживём — увидим) Жизнь заставит, ещё и не тем прикинешься!)

Арина

Ммм, а что, в Крыму у многих посудомоечные машины имеются? Или это про москвичей?

От Марго: немного утомительна эта псевдорегиональная риторика, в которой постоянно третируются москвичи. В регионах бывают люди с высоким доходом и в Москве — те, кто живет очень скромно. Не нужно передергивать, пожалуйста.

Гоблинище

А мы и не в крыму и не в москве, а посудомойка есть. На день рожденья муж подарил. Стиралка стоит дороже, кстати

Только у многодетных)

Хельга

В Крыму только вертолетная почта, и нет магазинов- натуральным хозяйством живут.

Насчёт натурхозяйства — в самую точку: предпочитаю домашние овощи-фрукты)

гость

Очень разумно и взвешенно. Согласна с автором.

Спасибо.

Васильева

Меня заставляли учица насильно,а все зря.школа ничему меня не научила абс.кроме того что прислушиваца можно ко всем советам а вот делать все надо по своему.я как знала что школа мне не пригодица.и счас не представляю даже себе что такое алгебра или физика.и мне это и не нужно мне нужна только сила в мышцах для работы и жизни.не нужно мне было вобще учица и страдать над школьной премудростью которая мне все равно оказалась во первых недоступна а во вторых не нужна.зря меня заставляли.

Васильева

И очень сожалею о зря и очень неприятно потерянном времени.не надо было слушать никого,даже аттестат школьный ни разу не пригодился.надо было просто жить,играть,расти,развиваться,двигаться,заниматься спортом.все равно из школы ничего не пригодилось.п.с.мудрым и разумным человека совсем не школьное или еще какое образование делает,да и вобще,если это для дела не требуется не стоит забивать себе мозги малоинтересной,ненужной пустотой,имхо.знаете,"высшая математика пригодилась мне всего один раз в жизни:ключи от склада упали в унитаз и пришлось скрутить из проволоки интеграл".ну а мне и того не нужно,просто рукой достану,я человек небрезгливый.:)

Гоблинище

Интеграл это чудесно!

И мне понравилось)

Саша Васильева

Это из анекдота), а так я не знаю как тот самый интеграл выглядит, чтот типа крючка наверно если им можно зацепить.а вот ключи и падали в туалет (их доставать пртходилось рукой) и в руках ломались-вставляешь поворачиваешь и он рвеца попалам часть в замке а часть в руке,это было дело..

Ежик

Вас тут заминусовали,а я с вами согласна. Даже 9 класс-это уже довольно сложно и не для всех,тем более дальше. Безусловно,есть люди,которым не нужен такой объем знаний. В школе они в лучшем случае скучают-мало что понимают,в худшем мешают другим. Я правда не знаю,как организовать для них обучение-не в 12 же лет работать идти,но должны быть разные программы(в идеале-все равно интересные) для разных учащихся,может быть,что-то вроде школ рабочей молодежи с более ранним и посильным получением рабочих специальности.

Lexi

[quote="Юлия Комарова"]Здесь очень помогают примеры из собственной жизни родителей и их друзей – обязательно нужно делиться этими жизненными историями с ребёнком.[/quote]
Рассказывать ребёнку, что его родители со своими друзьями прилежно учились, в аттестатах нет ни одной тройки и теперь разгильдяи, которых еле дотянули до девятого и выпроводили из школы куда угодно, лишь бы с глаз долой, теперь определяют размер зарплаты его родителям и их друзьям? Рекомендация как бы не очень…

ККК

Анекдот в тему- если вы решили собраться и отметить 10 лет с окончания школы, то найдите самого хулиганистого двоечника, а его служба безопасности найдет всех остальных.)))

Гость

Ага!Отличники,всегда давайте списывать троечникам,когда они вырастут,то так и быть,примут вас на работу…(знаю примеры)

Видимо, не всем так повезло с друзьями)

Гость

ИМХО, единственно верный принцип: "Делай, что можешь и будь, что будет", точнее, как Бог даст. Именно это обычно и можно подтвердить жизненными примерами. К великому сожалению нигде, и тем более в православии не работает, сделай 100 правильных телодвижений и будет тебе везде успех. На память приходит некий директор отделения Сбербанка, который очень любил рассказывать, что у него всего 8-мь классов образования, и просто у него, как не трудно догадаться, есть нужные родственники.

Хельга

С 8 классами образования в составе руководства банка человек будет весьма заметен, его "образование", вернее, отсутствие оного, выдаст со всеми потрохами.

Гость

Выдает, и даже не в составе руководства банка, и простому человеку все заметно. А что ему до того, что его что-то выдает? Главное, он у хорошей кормушки и весьма надолго. Мало ли таких по всей России-матушке?

Гоблинище

Ну, наших депутатов не выдает, и его не выдаст. Им своих потрохов не стыдно

ККК

плюс стопятьсот!

Виктория

Простите, что не совсем по теме! Нашим детям в Донецке позавчера выдали школьные учебники, напечатанные в России! Счастью ребёнка нет предела! Моя дочка не выпускает их из рук, целыми днями их читает, листает. Требует ежесекундно занимается с ней. Программа замечательная! Особенно порадовала математика автора Моро. Во 2 классе будут учить таблицу умножения на 2 и 3. По старым учебникам должны были выучить до 9. Спасибо Вам всем огромное от всех деток, их родителей и учителей!!!

Какая хорошая новость! Очень рада за вас! И пусть всё будет хорошо.

Оля

Спасибо за статью. Понравилась. Плюс в том, что приведены конкретные примеры. Бесценный опыт многодетной мамы.

Спасибо, Оля! Рада, что вам понравилось.

Похожие статьи