От редакции: постоянная участница нашего клуба Алина Горелик рассуждает о том, как выбрать меру духовной жизни себе по силам.

Христианство задает высочайшую планку нравственной чистоты. Не только не делать, но даже не помышлять худого. Житие Христа явило миру образ совершенной любви. Но обычному человеку неподвластна ни совершенная любовь, ни исполнение более элементарного.

Напрасно не гневаться, не помышлять ни об одной женщине, кроме собственной жены, почитать мать, даже если она оставила тебя в детском доме на третьем дне жизни, благодарить Бога, мучаясь болезнью, любить тех, кто издевается над тобой, смиряться с оскорблениями.

Есть люди, чья природная доброта помогает с легкостью прощать, они мало помнят злое, радуются малому, но их не так много. Большинство же скандалят из-за отдавленной в трамвае ноги, завидуют новокупленной чужой двушке в новостройке, пьют горстями таблетки из-за несчастной любви, отчаиваются из-за пустяков.

Некоторые скажут, что христиане так не поступают. Конечно, те кто Бога помнит, стараются не совершать явного зла, например, убийства из-за денег, но в остальном христиане отягощены таким же грузом ошибок, боли, проблем и заблуждений, как и любой другой человек.

Мало кто приходит в религию из любви к Богу, многие приходят от горя, либо потому что не могут справиться самостоятельно с собой и своей жизнью. Когда человеку хорошо у него мало стимулов, чтобы идти в церковь, молиться и прочее. А вот когда плохо и ты чувствуешь, что тебя и твою жизнь несет под откос, люди пьянствуют, идут к психологу или … в церковь. Зачастую это люди с тяжелым чувством вины, неизжитыми страхами, комплексами, и им приходится особенно сложно.

Когда человек вникает в то, что заповедовал Христос, слушает напутствия батюшки, у него возникает огромный разрыв между тем, как должно поступать и тем, как он может поступить, тем, что ему по силам.

Так, в церковь приходит человек, с которым поступили ужасно, он измучен и не знает, как ему дальше жить. А батюшка говорит категорично – ты должен простить. Но человек в данный момент не в силах ни понять такое, ни тем более простить. И если он попытается, будет гораздо хуже. Прощение будет только видимым, сама боль загонится вглубь, что вызовет болезнь. Лицемерное прощение большее зло для человека, чем искренняя ненависть.

Либо человек, задавленный чувством вины за какой-то поступок приходит на исповедь, а ему в ответ говорят, что он плохо и мало каялся. Человек начинает еще больше накручивать себя. Он разрушает себя изнутри, потому что зачастую не получается отделить покаяние от чувства вины.

Покаяние — признание ошибки – благо и позволяет исправить жизнь. Вина затягивает в отвратительный бесконечный водоворот. Человек бесконечно прокручивает в голове события, которые уже нельзя изменить, чем загоняет себя в тупик.

Либо человеку говорится, что неженатому необходимо соблюдать девство. А он не может. Вернее, может, но ему становится настолько тяжело, он начинает так унывать, что лучше бы не соблюдал. Но он соблюдает исключительно из страха, как маленький ребенок, который боится, что его накажут, если он рассердит родителей.

Либо такой человек использует напутствие батюшки, чтобы оправдать свои комплексы. Если правдиво рассмотреть причины соблюдения девства, то получается нелицеприятная картинка – страх наказания, уход от возможных проблем в отношениях.

Может ли кто-то с уверенностью сказать, что угоднее Богу: чтобы человек нес девство, унывая и сетуя, или жил иначе, но радуясь и благодаря?

Что могут сказать женщине, муж которой пьет, бьет и издевается? Терпи и смиряйся. И она согласится со слезами на глазах, но с тайным душевным удовлетворением. Потому что иногда страшно менять свою плохую, но уже привычную жизнь, да и терпеть легче, чем что-то предпринимать. Да и мужик тоже, хоть и пьянь, а где то полку приколотит, где то копейку в дом принесет. Да и жалко его. О каком тогда смирении можно говорить? Если женщина это терпит из-за страха и неадекватной жалости к взрослому мужику, которого надо не жалеть, а вожжами огреть хорошенько.

Важно не только, что ты делаешь, но и почему ты это делаешь. Для Бога ценно, когда мы что-то делаем из любви, а не из страха, ненависти, лени и комплексов.

Правда в том, что мы все только ученики в понимании того, что есть смирение и что есть любовь. Зачастую под внешне смиренным поведением кроются совсем другие причины и человек внешне смиренный совсем не таков внутри. Серафиму Саровскому было по силам смиренно относиться к разбойникам, напавшим на него. Его внешняя реакция – то, что он не защищался и безропотно дал себя изувечить, было проявлением его любви к губителям, безусловного принятия всего, что пошлет Господь, принятие любых деяний других людей, любых событий, страданий. Его смирение было истинным, искренним. Обычным людям также нужно стремиться к равновесию между внешним и внутренним, потому что лицемерное смирение из страха, гордыни идет во вред.

Одни и те же действия для одного человека могут являться благом, а для другого – еще большим грехом. Так, уход в монашество может быть вызван как любовью к Богу, так и элементарным непониманием себя и своего места в этом мире, а иногда и гордыней, унынием и желанием «сбежать», уйти от проблем.

Нет объективно смиренного поведения: то, что для одного — смирение, для другого – зло. Пастырь, давая напутствие, исходит из того, что будет благом для конкретного человека. Он должен выбрать «золотую меру» — лучший вариант поведения в конкретной ситуации с учетом особенностей человека.

Так, угнетенного виной за определенный поступок губительно укорять, лучше указать путь, который позволил бы человеку выйти из уныния и страдания. Но далеко не всегда это выполнимо (чтобы глубоко вникнуть в ситуацию каждого необходимо много времени, усилий, а иногда и талант «читать в душах»). Ответственность за свою жизнь в любом случае несем мы сами. И сами должны определять, что для нас «золотая мера» в соблюдении заповедей.

Что же поможет определить эту «золотую меру»? Барометром выступаем мы сами. Человек – гениальное творение, он чутко реагирует на все наносное и чрезмерное. Если при соблюдении заповеди вы впадаете в еще больший грех – такое соблюдение конкретно для Вас является злом. Если слова о прощении ничего не вызывают у вас кроме отчаяния и боли, то прощение для Вас зло. По крайней мере в настоящий момент.

Главный ориентир того, что вы живете правильно — чувство радости и легкости. Все непосильное, чрезмерное не тренирует человека, а ломает его. И ваша задача определить, что вам по силам. Если вы впадаете в грусть и уныние это верный признак того, что вы сбились с пути и идете не туда.

Но не факт, что все, кто радуются, на верном пути. Тогда бы любая сволочь, радующаяся горю ближнего, считалась бы праведной. Правда, это скорее не радость, а отвратная ухмылка. Второй ориентир поведения в том, что каждый человек вправе поступать, так как считает нужным, если это не причиняет вреда другому. И философия о том, что ты не знаешь, что идет во вред человеку, а что нет – глупое позерство. Каждый прекрасно знает, что плохо ставить свечи за упокой живых людей, но кто-то ставит, плохо издеваться над беспомощным, но издеваются, плохо убивать (если это не самооборона), но убивают, плохо оставлять на произвол судьбы собственных детей и престарелых родителей, но оставляют. Мы всегда отлично понимаем, что причиняем человеку зло.

И, третий ориентир, — это мотивы поведения, нужно честно ответить себе, ради чего вы это делаете. Если монашество – способ бегства от жизни, а девство поддерживается из гордыни, комплексов и страха, а не из любви к Богу, то, возможно, было бы большим смирением признать свою несовершенную природу и жить обычной жизнью. Не претендовать на ту степень совершенства, которая вам не по силам. Смиренный человек адекватно осознает свою персону и не мнит о себе лишнего.

Сейчас многие носят крестик, крестят в церкви детей, венчаются, пишут «Вконтакте», что они православные, при этом ведут обычный светский образ жизни и в церковь заходят по случаю. И можно ли в этом кого-то обвинять и говорить, что этот строго соблюдающий церковные обряды и предписания — христианин, а вон тот, не соблюдающий — не христианин. Главное в христианстве – жить по заповедям Христовым.

Единственный, кто может истинно оценить кто живет по заповедям, а кто нет – это Бог. Разумеется, оцениваем также мы сами, оценивает батюшка. Но эта оценка может быть ошибочна, так как люди не знают всех обстоятельств того или иного поступка.

Человек не может являть собой совершенный образ Христа. Но он просто обязан научиться жить счастливо и плодотворно для себя и окружающих. Человек создан не для страдания, а для радости, любви, реализации, творчества. Человек рожден, чтобы любить и возделывать мир, созданный Творцом. И те кто считают иначе, идут против воли Создателя и нарушают главную заповедь – Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Mama Dama

Спасибо! Замучили меня эти сомнения, как будто для меня написана статья. И, как ни ужасно это звучит, иногда от этих слов "терпи и смиряйся", у меня рвотный рефлекс. Простите меня, благочестивые матроны.

Из статьи напрашиваются несколько выводов. 1. Человек рожден для счастья, как птица для полетов. Между тем, никакого земного счастья и благополучия Христос своим последователям не обещал. В вечности — да "отрет Бог всякую слезу с очей их", а здесь — "в мире скорбны будете, но мужайтесь, так как Я победил мир". Потому, если заповеди мешают личному счастью — в топку их. Будем жить в блуде, радуясь и благодаря (не очень понятно за что, правда). А потом что? Умрем и из нас лопух вырастет? Если бы. Уважаемый автор как-то упускает из виду, что наша жизнь вовсе не ограничивается земной, и что… Читать далее »

Mary Nightingale

ППКС

Sonne

Поддержу Марию. Много частных моментов, которые может быть подойдут отдельным людям в совсем конкретных ситуациях, но точно не подходят большинству… Это касается и уныния, и своей меры и других вопросов… У православных при возникновении всех вопросов, которые затрагивает автор в статье, как мне кажется, может быть только один совет — иди к священнику, который, помолившись, сможет тебе сказать, то ли ты действительно берешь на себя без меры, то ли наоборот очень жалеешь свои страстишки… Батюшка категоричен, поскольку Господь категоричен. Иначе священник сказать не может, и я не смогу сказать своему знакомому, пришедшему ко мне с такой же проблемой, другое… Парадоксальность… Читать далее »

Sonne

И еще по поводу вот этой цитаты: "Так, в церковь приходит человек, с которым поступили ужасно, он измучен и не знает, как ему дальше жить. А батюшка говорит категорично – ты должен простить. Но человек в данный момент не в силах ни понять такое, ни тем более простить. И если он попытается, будет гораздо хуже. Прощение будет только видимым, сама боль загонится вглубь, что вызовет болезнь. Лицемерное прощение большее зло для человека, чем искренняя ненависть". Так говорит замечательная психология. Но мы забываем, что с нами Христос. И если человек, получив от батюшки ПРАВИЛЬНЫЙ СОВЕТ простить обидчиков, попросит у Господа сил,… Читать далее »

Дело в том, что автор обобщает всех батюшек вообще, притом, что это "ты должен простить" — оно индивидуальное у каждого священника конкретному человеку. Не говоря уже о том, что в христианстве никто не требует простить здесь и сейчас. Нужно иметь это своей целью.

Sonne

Я просто не понимаю, даже, что может сказать христианин другому кроме того, что нужно простить… Требовать один человек от дуругого не может, но это требует от нас Христос и очень категорично… Но прощение зачастую работа над собой, иногда длительная,требует времени и сил душевных, а главное — понимания и желания со стороны того, кто претерпел от обидчика… Но сказать: ты можешь и не прощать, да твой обидчик такой плохой и ты можешь дальше себя своей обидой угнетать, — это не укладывается в моей голове… Он может сказать, что ты конечно решай сам, грешить или нет, но будь готов, что это скажется… Читать далее »

1. Разумеется. Но ведь мы и должны стремиться к святости, разве нет?

2. Дело в том, что приведенные Вами примеры, когда человек не мог выполнить совет священника или его указания создают впечатление, что это — вина священника, возлагающего "бремена неудобоносимые".

nikolay_s

"И те кто считают иначе, идут против воли Создателя и нарушают главную заповедь"

Очень категоричное заявление. Статья в целом категоричная. И за мужчин не надо пожалуйста. Хочется верить, что мы в основной массе совсем другие, чем здесь написано.

Mary Nightingale

"Может ли кто-то с уверенностью сказать, что угоднее Богу: чтобы человек нес девство, унывая и сетуя, или жил иначе, но радуясь и благодаря?"

Можно только одно с уверенностью сказать — Богу не угодно, чтобы человек искал оправданий для смертного греха (лучше уж я, мол, девство нарушу, чем буду унывать).

Mary Nightingale

"Если монашество – способ бегства от жизни, а девство поддерживается из гордыни, комплексов и страха, а не из любви к Богу, то, возможно, было бы большим смирением признать свою несовершенную природу и жить обычной жизнью." Дело в том, что соблюдение девства до брака — это никакая не особая степень духовности, это минимальное требование. Это — норма. И нарушение ее — не просто некая человеческая немощь, которую можно себе простить, а то, что следует горько оплакивать, если уже произошло, а если нет — то не делать себе поблажек (мол, ну не получется, ничего страшного, я же не монах), а твердо принять,… Читать далее »

полностью с Вами согласна!

Mary Nightingale

Извиняюсь за назойливость, но вот до чего можно дойти следуя такой логике:

Уж лучше я нарушу девство, чем буду унывать.

Уж лучше я сделаю аборт, чем буду воспитывать нежеланного ребенка, которому я не смогу дать материнской любви.

Уж лучше я выпью (уколюсь), чем буду испытывать эту душевную боль.

Уж лучше я убьюсь об стенку….

5julia68

Sonne, а как вы считаете, сколько лет может понадобиться, чтобы просить обидчика? в данном случае-мужчину, оставившего жену и маленьких детей? все знаю, все понимаю, молилась и молюсь, а в душе-зияющая рана. вы-пробовали? уж очень вы лихо расписываете: сказано-сделано! горе нужно проживать, его нельзя и невозможно форсировать. речь-то ведь идет об этом. преподобный Серафим сравнивал христианина с беременной женщиной:понесет чуть тяжелее ношу-ребеночка потеряет. да, мне кажется тоже, что эта статья не для новоначальных. но они со временем придут к этому.

5julia68

у меня один вопрос- Вы-пробовали? Вы были в такой ситуации? я даю советы по принципу: если я прожила подобное-имею право, если нет- нет. я не хочу вас обидеть, но вопрос напрашивается..

Sonne

5julia68, я искренне не знаю, сколько времени может понадобится, чтобы простить… Поверьте, у меня в жизни очень много не менее сложных ситуаций и я Вас очень понимаю. Но я точно знаю одно (может быть это и лихо): у нас есть 2 варианта: 1)молиться и просить Божией помощи, чтобы простить и 2) переживать и пережевывать свое горе Господь говорит нам: выход в прощении… и благодарности. И чудо происходит. Я говорю не с потолка, а из своего наверное не супер богатого опыта… Есть еще одно маленькое (очередное и успешно ранее забытое) открытие последних сложных дней-недель-месяцев моей жизни (не в теории, как раньше… Читать далее »

Sonne

Я могу дать только один совет, хоть считаю, что советовать — дело чаще всего неполезное для обеих сторон… Нужно искать своего духовника… священника, который поможет увидеть, почему не приходит прощение… значит, что-то важное упускается из виду (самонадеяние, непризнание своих грехов, гордыня…)

И спрашивать у Бога, почему не получается простить, в чем причина…

Если своим советом залажу уже не туда — прошу простить великодушно и списать на мою глупость…

5julia68

Sonne, горе пережить и прожить обязательно нужно. это необходимый этап.я пришла к осознанию этого , а потом и статьи кризисных психологов это подтвердили. если горе, не проживать, а уходить от него-взорвет изнутри. и молитву это не отменяет. проживать горе- это не пережевывать. разница очень существенная. простить-то мы прощаем, но шрамы остаются. встает вопрос-как с этим жить. спасибо за поддержку! с праздником Торжества Православия!

Savitri

Такое, ощущение что многие приняли статью как "инструкцию к применению"…. мне кажется, что автор просто хотела сказать что у каждого своя мера… и только… Господь знает как и кого Он будет судить… и не надо смотреть на других и сравнивать себя с кем — то…. просто надо идти и смотреть на Господа, уповать на Него….

Mary Nightingale

"Такое, ощущение что многие приняли статью как “инструкцию к применению”…. мне кажется, что автор просто хотела сказать что у каждого своя мера… и только"

Своя мера может быть в посте, в супружеской жизни, в молитве и т.п. Но не в отношении блуда.

Но ведь она и выглядит как инструкция к применению. Иначе в начале надо было сказать, что все нижесказанное — мое глубокое ИМХО, которое может не совпадать с мнением редакции и учением Православной Церкви.

Марина

А я довольно часто убеждалась, что на исповеди или при личной беседе со священником, я получаю какой-то совет или рекомендацию, совершенно мною не ожидаемую,и, вроде бы, совершенно мне не подходящую,но, по прошествии времени, священник оказывался правым. Так, возможно, это Мы не правы, и это Мы не понимаем, Что нам нужно, Что греховно,Что полезно? Может, действительно, нужно переступить через себя и кого-то простить, может, нужно сжать всю волю в кулак, подавить все инстинкты и попытаться соблюсти девство или не продолжать блудить. Хорошо бы не грешить, но, если уж получилось так, попытаться это осознать, признаться себе, а потом и исповедовать этот грех.… Читать далее »

Sonne

Поддерживаю полностью

Похожие статьи