От редакции: постоянная участница нашего клуба Алина Горелик рассуждает о том, как выбрать меру духовной жизни себе по силам. Христианство задает высочайшую планку нравственной чистоты. Не только не делать, но даже не помышлять худого. Житие Христа явило миру образ совершенной любви. Но обычному человеку неподвластна ни совершенная любовь, ни исполнение более элементарного. Напрасно не гневаться, не помышлять ни об одной женщине, кроме собственной жены, почитать мать, даже если она оставила тебя в детском доме на третьем дне жизни, благодарить Бога, мучаясь болезнью, любить тех, кто издевается над тобой, смиряться с оскорблениями. Есть люди, чья природная доброта помогает с легкостью прощать, они мало помнят злое, радуются малому, но их не так много. Большинство же скандалят из-за отдавленной в трамвае ноги, завидуют новокупленной чужой двушке в новостройке, пьют горстями таблетки из-за несчастной любви, отчаиваются из-за пустяков. Некоторые скажут, что христиане так не поступают. Конечно, те кто Бога помнит, стараются не совершать явного зла, например, убийства из-за денег, но в остальном христиане отягощены таким же грузом ошибок, боли, проблем и заблуждений, как и любой другой человек. Мало кто приходит в религию из любви к Богу, многие приходят от горя, либо потому что не могут справиться самостоятельно с собой и своей жизнью. Когда человеку хорошо у него мало стимулов, чтобы идти в церковь, молиться и прочее. А вот когда плохо и ты чувствуешь, что тебя и твою жизнь несет под откос, люди пьянствуют, идут к психологу или … в церковь. Зачастую это люди с тяжелым чувством вины, неизжитыми страхами, комплексами, и им приходится особенно сложно. Когда человек вникает в то, что заповедовал Христос, слушает напутствия батюшки, у него возникает огромный разрыв между тем, как должно поступать и тем, как он может поступить, тем, что ему по силам. Так, в церковь приходит человек, с которым поступили ужасно, он измучен и не знает, как ему дальше жить. А батюшка говорит категорично – ты должен простить. Но человек в данный момент не в силах ни понять такое, ни тем более простить. И если он попытается, будет гораздо хуже. Прощение будет только видимым, сама боль загонится вглубь, что вызовет болезнь. Лицемерное прощение большее зло для человека, чем искренняя ненависть. Либо человек, задавленный чувством вины за какой-то поступок приходит на исповедь, а ему в ответ говорят, что он плохо и мало каялся. Человек начинает еще больше накручивать себя. Он разрушает себя изнутри, потому что зачастую не получается отделить покаяние от чувства вины. Покаяние — признание ошибки – благо и позволяет исправить жизнь. Вина затягивает в отвратительный бесконечный водоворот. Человек бесконечно прокручивает в голове события, которые уже нельзя изменить, чем загоняет себя в тупик. Либо человеку говорится, что неженатому необходимо соблюдать девство. А он не может. Вернее, может, но ему становится настолько тяжело, он начинает так унывать, что лучше бы не соблюдал. Но он соблюдает исключительно из страха, как маленький ребенок, который боится, что его накажут, если он рассердит родителей. Либо такой человек использует напутствие батюшки, чтобы оправдать свои комплексы. Если правдиво рассмотреть причины соблюдения девства, то получается нелицеприятная картинка – страх наказания, уход от возможных проблем в отношениях. Может ли кто-то с уверенностью сказать, что угоднее Богу: чтобы человек нес девство, унывая и сетуя, или жил иначе, но радуясь и благодаря? Что могут сказать женщине, муж которой пьет, бьет и издевается? Терпи и смиряйся. И она согласится со слезами на глазах, но с тайным душевным удовлетворением. Потому что иногда страшно менять свою плохую, но уже привычную жизнь, да и терпеть легче, чем что-то предпринимать. Да и мужик тоже, хоть и пьянь, а где то полку приколотит, где то копейку в дом принесет. Да и жалко его. О каком тогда смирении можно говорить? Если женщина это терпит из-за страха и неадекватной жалости к взрослому мужику, которого надо не жалеть, а вожжами огреть хорошенько. Важно не только, что ты делаешь, но и почему ты это делаешь. Для Бога ценно, когда мы что-то делаем из любви, а не из страха, ненависти, лени и комплексов. Правда в том, что мы все только ученики в понимании того, что есть смирение и что есть любовь. Зачастую под внешне смиренным поведением кроются совсем другие причины и человек внешне смиренный совсем не таков внутри. Серафиму Саровскому было по силам смиренно относиться к разбойникам, напавшим на него. Его внешняя реакция – то, что он не защищался и безропотно дал себя изувечить, было проявлением его любви к губителям, безусловного принятия всего, что пошлет Господь, принятие любых деяний других людей, любых событий, страданий. Его смирение было истинным, искренним. Обычным людям также нужно стремиться к равновесию между внешним и внутренним, потому что лицемерное смирение из страха, гордыни идет во вред. Одни и те же действия для одного человека могут являться благом, а для другого – еще большим грехом. Так, уход в монашество может быть вызван как любовью к Богу, так и элементарным непониманием себя и своего места в этом мире, а иногда и гордыней, унынием и желанием «сбежать», уйти от проблем. Нет объективно смиренного поведения: то, что для одного — смирение, для другого – зло. Пастырь, давая напутствие, исходит из того, что будет благом для конкретного человека. Он должен выбрать «золотую меру» — лучший вариант поведения в конкретной ситуации с учетом особенностей человека. Так, угнетенного виной за определенный поступок губительно укорять, лучше указать путь, который позволил бы человеку выйти из уныния и страдания. Но далеко не всегда это выполнимо (чтобы глубоко вникнуть в ситуацию каждого необходимо много времени, усилий, а иногда и талант «читать в душах»). Ответственность за свою жизнь в любом случае несем мы сами. И сами должны определять, что для нас «золотая мера» в соблюдении заповедей. Что же поможет определить эту «золотую меру»? Барометром выступаем мы сами. Человек – гениальное творение, он чутко реагирует на все наносное и чрезмерное. Если при соблюдении заповеди вы впадаете в еще больший грех – такое соблюдение конкретно для Вас является злом. Если слова о прощении ничего не вызывают у вас кроме отчаяния и боли, то прощение для Вас зло. По крайней мере в настоящий момент. Главный ориентир того, что вы живете правильно — чувство радости и легкости. Все непосильное, чрезмерное не тренирует человека, а ломает его. И ваша задача определить, что вам по силам. Если вы впадаете в грусть и уныние это верный признак того, что вы сбились с пути и идете не туда. Но не факт, что все, кто радуются, на верном пути. Тогда бы любая сволочь, радующаяся горю ближнего, считалась бы праведной. Правда, это скорее не радость, а отвратная ухмылка. Второй ориентир поведения в том, что каждый человек вправе поступать, так как считает нужным, если это не причиняет вреда другому. И философия о том, что ты не знаешь, что идет во вред человеку, а что нет – глупое позерство. Каждый прекрасно знает, что плохо ставить свечи за упокой живых людей, но кто-то ставит, плохо издеваться над беспомощным, но издеваются, плохо убивать (если это не самооборона), но убивают, плохо оставлять на произвол судьбы собственных детей и престарелых родителей, но оставляют. Мы всегда отлично понимаем, что причиняем человеку зло. И, третий ориентир, — это мотивы поведения, нужно честно ответить себе, ради чего вы это делаете. Если монашество – способ бегства от жизни, а девство поддерживается из гордыни, комплексов и страха, а не из любви к Богу, то, возможно, было бы большим смирением признать свою несовершенную природу и жить обычной жизнью. Не претендовать на ту степень совершенства, которая вам не по силам. Смиренный человек адекватно осознает свою персону и не мнит о себе лишнего. Сейчас многие носят крестик, крестят в церкви детей, венчаются, пишут «Вконтакте», что они православные, при этом ведут обычный светский образ жизни и в церковь заходят по случаю. И можно ли в этом кого-то обвинять и говорить, что этот строго соблюдающий церковные обряды и предписания — христианин, а вон тот, не соблюдающий — не христианин. Главное в христианстве – жить по заповедям Христовым. Единственный, кто может истинно оценить кто живет по заповедям, а кто нет – это Бог. Разумеется, оцениваем также мы сами, оценивает батюшка. Но эта оценка может быть ошибочна, так как люди не знают всех обстоятельств того или иного поступка. Человек не может являть собой совершенный образ Христа. Но он просто обязан научиться жить счастливо и плодотворно для себя и окружающих. Человек создан не для страдания, а для радости, любви, реализации, творчества. Человек рожден, чтобы любить и возделывать мир, созданный Творцом. И те кто считают иначе, идут против воли Создателя и нарушают главную заповедь – Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим.