Когда я впервые уходила из дому от своего ребенка — всего на 20 минут — я была полна дурных ожиданий. Мне казалось, дочь испугается, будет плакать, скучать по мне, и никакие мультики не помогут. Ей тогда было года четыре, она приболела, а с новым жителем нашего дома — щенком таксы — надо было выйти в любом случае. В общем, поговорив с дочкой и объяснив ей проблему, я вышла за порог. Вернувшись, я с замиранием сердца повернула ключ в замке, открыла дверь и увидела… что все в порядке: в комнате горит теплый свет, а дочь смотрит мультфильм. С сыном все было еще проще: с ним оставалась старшая сестра, которая могла уже и мне позвонить, и к соседке сходить, если вдруг понадобится срочная помощь. Однако даже при таком, вполне благополучном развитии сюжета всегда хочется знать немного больше. Чем может быть опасно оставлять ребенка одного — в психологическом и правовом аспекте? Юридическая сторона вопроса В России не прецедентное право, да и закона, регулирующего возраст, с которого можно оставлять детей одних дома, нет. Судебное преследование грозит родителям только в одном случае: если ребенку был причинен вред. Согласно статье 61 Семейного Кодекса РФ, родитель полностью отвечает за ребенка до достижения им совершеннолетия (18 лет). Если родитель оставил ребенка без присмотра, ему может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». В некоторых случаях родитель может быть привлечен к суду и по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние». Таким образом, в задачи современного родителя в первую очередь входит благополучие ребенка — даже если самого его нет рядом. Как сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда, и сохранить квартиру в целости? Как при этом — хотя бы даже случайно — не травмировать его психику? Действовать постепенно Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать. «Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался. У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново. Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет». Когда слишком рано для свободы Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!». Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед. С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом. Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух. Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое. Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился». Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет. Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает. Хищные бытовые приборы О технике безопасности детей дома рассказал Евгений Лапочкин, поисковик и старший по обучению поискового отряда «Лиза Алерт», технический директор в центре формирования навыков безопасности «РИКОН». «Лиза Алерт» проводит тренинги для детей, обучая, что ребенку на улице нельзя ни с кем уходить, даже если это кто-то знакомый, где-то страдает кошечка или собачка и так далее. Любой взрослый может оказать себе помощь сам, не привлекая ребенка, — вот что важно донести до своих детей. Эти правила касаются и нахождения детей одних дома. Основная опасность здесь, с технической точки зрения, это плиты, газовые баллоны, зажигалки. Надо рассказывать об этом детям, объяснять им, может быть, даже показывать ролики о пожарах. На втором месте стоит электричество, потому что в розетки пихается все, что может туда влезть. На третьем месте — вода. Открыть кран и налить тонну воды на пол запросто может любой ребенок. Существует чисто техническое решение этих проблем — это системы класса «умный дом», которые фиксируют все возможные утечки: воды, газа и пр. Можно подключить и камеры, и сигнализации, чтобы контролировать все, что происходит дома дистанционно, по мобильному гаджету. Так родителю будет гораздо спокойнее. Но тут возникает вопрос: кто будет реагировать. Вот на полу появилась вода, а ребенок не может впустить незнакомых, потому что взрослому человеку помощь от ребенка не потребуется, — мы об этом постоянно говорим, это основа безопасности. То есть позвонить в дверь должен кто-то знакомый, например, бабушка из подъезда, соседка, подруга. Но вы должны этому человеку доверять. Пугать ребенка, рассказывая ему об опасностях, уточняет Евгений Лапочкин, — нельзя, иначе ребенок вам потом это «вернет». Можно что-то объяснять словами, но дети совершенно иначе мыслят, слова для них — только слова. Должно задействоваться образное мышление и практика, то есть поговорили — и давай пойдем в лес, в парк на специально оборудованную площадку, я дам тебе зажечь костер. А дома это делать не надо по таким-то причинам. Только тогда слова будут работать. Прятать спички и зажигалки бесполезно, — заключает Евгений. Самые необходимые правила Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям. Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один. Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них». Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые». Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться». Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа. Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым. Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру. Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите. Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04. Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички. Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2018 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%. Основная инструкция при подозрении на пожар Если в квартире появился запах дыма, надо постараться найти источник. Пройди по квартире, закрывая все окна и двери — огонь не должен распространиться. Проверь не только квартиру, но и балкон, выгляни на лестничную клетку. Если в доме появился источник огня, но ты не можешь потушить его сам, уходи из квартиры. Береги дыхание, рот и нос закрой влажной тканью. Выйдя из квартиры, сразу вызывай пожарных по телефонам 01 или 112. Четко отвечай диспетчеру на вопросы: спросят твое имя, адрес, уточнят обстоятельства. Уходя из квартиры, закрывай за собой все двери, отключай электричество. Вещи с собой брать не надо. Предупреди соседей, после чего спускайся вниз по лестнице. Не пользуйся лифтом — это опасно для жизни. Выйдя на улицу, оставайся возле подъезда и жди пожарных. Вместо итога Резюмируя, составим пошаговый план, как подготовить ребенка (и себя) к такому важному этапу сепарации, как «один дома». Подготовьте ребенка к тому, что ему предстоит побыть одному. Здесь поможет проигрывание сценария, когда, обнимая ребенка и глядя ему в глаза, вы проговариваете, что будет происходить в тот или иной момент. Перед тем как уйти, оставьте малышу какой-то знак, чтобы вы любите его, «поцелуй в ладошке». Это может быть ваше фото или рисунок. Заранее подготовьте ребенка к столкновению с бытовым миром дома: огнем, газом, водой, техникой, ножами и вилками. Здесь должны действовать простые и доступные правила. Должны быть и запреты, например, в нашем доме дети не зажигают плиту, хотя она как раз «умная» и перекрывает поток газа, если огонь не загорелся. На стене рядом с дверью или на любом видном месте напишите ваш телефон, номера мужа, бабушек, соседки, а также номер 112. Научите ребенка пользоваться быстрым доступом на стационарном телефоне, чтобы в случае крайней необходимости малыш мог до кого-то дозвониться. Научите его не открывать дверь чужим. В этом могут помочь тренинги, организуемые «Лизой Алерт», а также книги Людмилы Петрановской из серии «Что делать, если». По возвращении поговорите с ребенком о том, что он чувствовал, пока вас не было, контейнируйте его страх и неуверенность, похвалите его. В любом случае, если вы не находитесь в крайней ситуации, в решении вопроса «оставлять ребенка одного или нет» надо отталкиваться от психологического состояния вашего малыша. Тогда отделение пройдет успешно и без травм.