Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой. Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение — это не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией. Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид: надо убрать или снять, а лучше выбросить все языческие вещи (например, привезенные из Турции обереги «турецкие глаза», различные изображения и фигуры знаков Зодиака и так далее). Если эти вещи будут находиться в доме, то Вам, скорее всего, откажут в освящении. Также следует приготовить святую воду и специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам освящаемого дома (такие крестики можно купить в церковной лавке). Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. В доме необходимо иметь иконы, обязательна икона Спасителя. Надо объяснить Вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходу батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту. Священник перед иконами предложит Вам вместе с ним помолиться. Молитесь вместе с ним, если знаете иконы и песнопения, то подпевайте, осеняйте себя крестным знамением. После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается девяностый псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Девяностый псалом испытан многими поколениями христиан как сильное оружие против демонов. Затем поется или читается тропарь. Священник молит Господа Спасителя: «Как с Твоим входом пришло спасение дому Закхея, так и теперь, со входом Твоих священнослужителей и с ними Твоих святых ангелов, пошли Твой мир и этому дому и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, желающих в нем жить». Преподав «мир всем», священник призывает всех присутствующих преклонить головы, чтобы внимать словам молитвы. Обратившись к Господу, благословившему дом Лавана с поселением в нем Иакова и дом Потифара с поселением в нем Иосифа, благословившему дом Аведдара внесением в него Ковчега Завета и даровавшему спасение дому Закхея в дни пришествия во плоти Господа Иисуса Христа, священник просит: «Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем». Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах (часто освященное масло священник уже приносит с собой). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения. Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение. Окропляются и балкон, и санитарные помещения. Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт. После помазания читается Евангелие от Луки. При этом он может возложить Евангелие на ваши склоненные головы, как на водосвятном молебне. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям. Затем священник окропит жителей святой водой и даст поцеловать свой наперсный крест. Сначала мужчинам, потом женщинам. После чтения Евангелия совершается каждение всего дома (но не всегда). Оно имеет не только символическое значение. Каждение является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия. На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят двеяностыйй и сотый псалмы, а также читают молитвы «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог». Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой. В конце молебна священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла и наставляюща к деланию всех добродетелей и ко исполнению святых Христовых заповедей». После священник благословит живущих: сначала мужчин, потом женщин. Благословения надо попросить. Немалая духовная польза будет для Вас и для Ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — это прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие». Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику. Можно просто подойти лично к священнику, например, к тому, кто Вас исповедует. Продолжительность чина освящения составляет около тридцати минут, иногда бывает и меньше. Что касается платы, то требы вообще-то совершаются бесплатно, деньги — это Ваше пожертвование Богу, а также благодарность священнику за то, что он потратил на Вас свое время. Сумма пожертвования еще зависит от Вашего благосостояния. Стыдно богатой семье совать батюшке сотку рубликов, а вот для бедной семьи даже сотня — слишком богатый дар. Освящение дома рекомендуется всем православным, даже если не все, кто живет в Вашем доме верующие. Вы можете сделать этот обряд тайно, если кто-то из Ваших ближних против. Освещение изгоняет из дома бесов, которых зовут «барабашки», «домовые». Тем, у кого дома происходят всякие потусторонние явления, обязательно надо освящать дом. Даже среди воцерковленных людей существует такое мнение,что освящение не нужно. Многие верующие пытаются заменить его, обходя дом с пасхальной свечкой, брызгая святой водой на Крещение, сжигая ладан, возжигая лампады и свечи, помещая во все комнаты иконы. Это, конечно, обычаи благочестивые и нужные, но чин освящения они не заменят. Да благословит Бог Ваши дома!