Роскошь – это не вызов бедности, это вызов вульгарности. Коко Шанель Сама мысль оказать поддержку профессиям, которые создают продукцию на один сезон — полная чушь. Нельзя поддержать то, что может прожить лишь мгновение. Коко Шанель Помните, как в конце фильма «Шопоголик» главный редактор журнала «Alette» говорит Ребекке, предлагая ей вести колонку «Доступная мода»: «Мы в «Alette» пишем цены очень мелко! Ну и потом, кредитки нам на что?..», и Бекки, мечтавшая об этой работе на протяжении целого фильма, вдруг неожиданно ответила отказом, не захотев больше быть в рабстве у машины потребления и дурачить других девушек. Она не перестала быть стильной, просто ей расхотелось скупать всё на прилавках, как пылесос, и мучиться от неоплаченных счетов… Мы живём в интересное время: огромный выбор товаров и услуг, и ещё больший соблазн покупать и покупать без остановки… Яркая реклама, глянцевые журналы, распродажи и телевидение — всё это притягивает современного человека, указывая ему на то, что на свете много всего такого необходимого, без чего он просто не сможет дальше жить. Эпоха потребления опасна именно тем, что иногда человеку очень сложно остановиться, ведь на полном серьёзе кажется, что всё это нам очень нужно. В итоге даже появилась отдельная болезнь-зависимость под названием шопоголизм (шопомания/ониомания) – непреодолимое желание скупать всё подряд в больших количествах, без учёта необходимости покупки и понимания последствий своих бесчисленных трат. В Европе и Америке шопоголиков лечат в специальных центрах, потому что они спускают целые состояния ради огромного количества одежды и обуви, которые они никогда не носят. Нередко шопоголизм разрушает семьи, приводит к финансовому краху, депрессии и даже суициду. Шопоголизм не решает проблем с одеждой, а усугубляет их – вещи могут стоить дорого, но при этом они не сочетаются между собой, и сколько бы вещей ни было, чего-то постоянно не хватает. Что касается России, то нам в наследство досталась советская привычка делать запасы вещей «на черный день». Так, я недавно нашла на антресолях в маминой квартире десятки новых курток разных цветов, фасонов и размеров, которые пролежали там 20 лет на всякий случай. Они были куплены в эпоху дефицита, но она благополучно прошла, а мама до сих пор делает запасы из одежды и обуви. Эти вещи живут в квартире, не оставляя места и воздуха своим хозяевам. Плюшкинство – это «шопоголизм наоборот», но и то, и другое ловит нас на крючок, наполняет шкафы огромным количеством ненужных вещей и делает невосполнимые дыры в бюджете. В эпоху потребления люди привыкли иметь избыточное количество вещей и без сожаления расставаться с ними, покупая всё новые и новые. Многие не заботятся об экологии. Некоторые даже не довозят вещи до благотворительных центров, а оставляют у помойки или подъезда. Вещь теряет ценность, надоедая, как старая игрушка, а человек продолжает всё больше потреблять, не останавливаясь. Нам сложно представить сейчас, как наши бабушка или мама двадцать лет носили платье из кримплена или любимое твидовое пальто, при этом выглядя модно и привлекательно. Вещи ценились, передавались по наследству, были изготовлены на совесть. Есть несколько проверенных на собственном опыте способов перехитрить нашу непростую эпоху потребления, но при этом всегда выглядеть идеально! Стильные секреты экономии Кадр из к/ф «Шопоголик» Для того чтобы обмануть наш стремительный век потребления, но при этом всегда стильно выглядеть, предлагаю вспомнить об очень ценных моментах: Необходимость – мне нужна эта вещь? При всём скептицизме некоторых девушек относительно таких терминов, как базовый гардероб, капсулы для одежды, цветотип, и тому подобных, это — не просто модные выражения, но и реальные ключи к экономии и своеобразная таможня в эпоху потребления. Если девушка знает, что именно ей необходимо докупить для своего базового гардероба или капсулы, она будет искать именно это, а не приобретать много ненужных вещей в надежде, что какая-нибудь из них подойдёт. Планирование – готовь сани летом! Планируя свои траты и гардероб, мы можем покупать вещи именно тогда, когда на них наиболее выгодные ценовые предложения. А именно: не стоит покупать зимнюю обувь зимой, когда на неё повышенный спрос и заоблачные цены. Обычно добротная одежда и обувь носятся не один сезон, а потому её покупку можно выгодно спланировать. Например, если вы знаете, что по работе будет командировка в город, в котором распродажи куда более похожи на правду, запланируйте покупку осенних сапог там – качество кожи будет превосходное, и цена не такая высокая, как там, где вы живёте. Собственный стиль, цвет, фасон – чтобы вылечить шопоголика, нужно отправить его к стилисту! Если девушка знает свои цвета, свой идеальный фасон и стиль, она без труда пройдёт мимо ненужных ей (пусть и очень красивых!) вещей. Многие стилисты часто называют шопоголизм болезнью незнания. Когда я училась в школе, многие дети, чьи родители имели возможность покупать им вещи в магазине «Березка» или заграницей, одевались гораздо менее стильно и красиво, чем моя подруга из довольно бедной семьи. Почему? В её гардеробе всё прекрасно комбинировалось, идеально подходило лично ей по фасону, стилю и цвету. Поэтому, на мой взгляд, говорить о том, что только богатые могут позволить себе думать о сочетаемости вещей – неверно. Как раз менее состоятельные люди не вправе не разбираться в стиле, ведь бюджет ограничен. Эти три важных пункта – как базовый гардероб — должны быть всегда в сознании стильной девушки. Но даже если современная красавица умело планирует и не покупает ничего ненужного, она всё равно хочет всегда оставаться стильной, модной и привлекательной. Чтобы в квартире помещались не только ваши вещи, а затраты не сильно ударяли по бюджету, есть несколько интересных идей, которые не только экономят средства, но и являются весёлым и энергичным времяпровождением. Гаражные распродажи Гаражная распродажа (Garage Sale) – это западная традиция, и одно из самых излюбленных времяпровождений европейцев и американцев. Люди устраивают их обычно в хорошую погоду на лужайке перед своим домом, чтобы каждый мог принять участие в этом полезном и развлекательном мероприятии. Хозяева даже ставят рядом с домом табличку с надписью Garage Sale, чтобы все проезжающие могли приобрести что-то для себя и тем самым облегчить хозяевам процесс инвентаризации и расхламления. Как правило, в гаражной распродаже принимают участие вещи, которые не носились полгода или год. Кстати, Бекки из «Шопоголика» вернула свой огромный долг именно благодаря такой распродаже! Гаражная распродажа – это очень весело и актуально, особенно хмурой осенью или холодной зимой, когда хочется взбодриться и устроить дома уборку. Мы с подругами частенько устраиваем такие распродажи, благодаря которым красивые, но уже надоевшие вещи получают новых хозяек за символическую плату. Купила замшевые сапоги оливкового цвета из лимитированной коллекции MEXX, относила их два сезона, но больше не влюблена в этот цвет – таким образом, их за полцены приобрела девушка, которая уже 2 года мечтала о таких же, но не могла купить. Вы можете спросить, почему все эти прекрасные и умные девушки не отдадут вещи в нуждающийся приют или многодетной семье. Занимаясь несколько лет благотворительными проектами, я заметила, что нуждающиеся семьи обычно предпочитают простые и не сильно модные вещи, к которым они привыкли в своей жизни. К брендовым вещам, модной асимметрии и ярким цветам они относятся скептически и настороженно, просят не приносить им то, о чём многие модницы только мечтают. Поэтому гаражные распродажи – это шанс для современной модницы получить брендовую вещь по низкой цене. Символическая плата за покупку – это не желание заработать, а скорее дополнительная мотивация, чтобы освободить пространство квартиры от тех вещей, которые просто лежат без дела. Вещь получает новую жизнь, а не выбрасывается на помойку, как обычно принято в эпоху потребления. Во время гаражной распродажи мы весело проводим время: чаёвничаем, общаемся, фотографируемся и сплетничаем о своём, о женском. Такой девичник обычно проходит у кого-нибудь дома, например, во время командировки супруга, или на даче. Было бы желание, а место всегда найдётся! Интернет сообщества: покупка-продажа брендовых вещей, бывших в употреблении. Мало кто может себе позволить приобрести вещи из последней коллекции какого-либо модного дома по указанным ценам. Поясню сначала, зачем девушкам покупать именно брендовые вещи. Дело даже не в моде, престиже или стиле. Человек платит не только за имя бренда, но и за то, что вещь идеально сидит по фигуре. Такие вещи шьют из хороших дорогих тканей и, следовательно, дольше служат хозяйке, не деформируются при стирке, не покрываются катышками, не выглядят дешево и неопрятно. Конечно, как и у всего в жизни, бывают исключения. Но причины, по которым девушки любят известные бренды – это не только модное имя, поверьте. Что дают модницам интернет-сообщества, и как мы можем перехитрить наш век потребления с их помощью? Во-первых, это большая экономия. Во-вторых, надоевшая или уже не подходящая по размеру вещь как бы передаётся по наследству, а не выбрасывается или не оседает в тёмном шкафу. Вечеринки обмена вещами Так же, как и гаражная распродажа, обмен вещами может превратиться в увлекательное времяпровождение. Отличие от гаражной распродажи в том, что в этом случае каждый хочет обновить свой гардероб. Конечно, можно совместить такую вечеринку с гаражной распродажей, но я предпочитаю их разделять, ведь праздников много не бывает. Интересно менять не только одежду на одежду, а проводить так называемые бартеры (взаимовыгодные обмены товарами и услугами, если быть точной). Например, моя подруга — успешный массажист, а другая шьёт авторские вещи на продажу. Они могут взаимовыгодно обменяться даже на этой вечеринке. Предоставив подруге купоны на сеанс массажа, девушка может приобрести интересующие её вещи. Благотворительные акции — меняем «своё добро» на деньги! Fundraising (от англ. сбор денег на благотворительные нужды) – это очень доброе и дарящее радость событие. Моей подруге требовалась трансплантация почки. Она получила 1-ю группу инвалидности и не могла работать. Мы с друзьями собирали ей деньги на дорогостоящие лекарства и устроили благотворительную акцию, в которой выставляли свои вещи на продажу, и эти деньги пошли на покупку лекарств. За границей такие проекты очень популярны и привлекают большое внимание. У нас в стране не меньше нуждающихся в помощи. Ваши вещи не только порадуют кого-то, но и превратятся в материальную помощь. Стоки и секонд-хенды Секонд-хендов многие избегают, брезгуют. Это можно понять. Но во многих из таких магазинов можно найти очень стоящие и совершенно новые вещи по смешным ценам. Эпоха потребления избавляется даже от новых вещей с бирками. А стоки – это клондайк для тех, кто без проблем будет носить вещи коллекций прошлого сезона. Цены стоков вас очень порадуют. Все вещи в них новые, просто не из последних модных коллекций.