Спрашиваю на днях Матвея: — Сынок, а ты умный? — Да-а-а, — отвечает. Смущается немного, улыбается стыдливо, а в глазах бегают чертята. — А красивый? — Да-а-а… — А добрый? — Да-а-а… — А щедрый? Тут надо сказать, что с щедростью у нас явно проблемы. Делится Матвей с огромной неохотой, а перед приходом гостей прячет самые ценные игрушки повыше на полки. — Ну-у-у… достаточно, — уклончиво отвечает сын, памятуя наши с ним разговоры на эту тему. — А смелый? — Ну-у-у… достаточно. Я уже смелый, но могу быть еще смелее. Таким нехитрым образом я стараюсь проверить самооценку ребенка, которая в его шесть лет должна быть довольно высокой. На самом деле, все это от того, что я случайно натолкнулась на исследование, в котором говорится, что практически 100 % пациентов детской суицидологии — люди с резко заниженной самооценкой. Страшные цифры! Прямая взаимосвязь! И я лезу смотреть, что там с самооценкой у высокочувствительных детей. А у них там группа риска, между прочим. Связано это с тем, что внутри них с самого раннего детства живет строгий критик. Ребенку бы с ним разобраться, но куда там, ведь из внешнего мира поступает наша, родительская, учительская, случайно-прохожистая, критика. Мы умело давим все виды их самооценки: от социальной (как дети заводят друзей, общаются, выступают на публике) до физической (внешний вид, физические возможности) и даже интеллектуальной (умение учиться). Мы дергаем, наставляем, сыплем перечислением того, что надо исправить. А он и так знает… Он уже сам все обдумал, обмусолил со всех сторон и решил, что он плохой. Хуже остальных. Итак, как же поднимать самооценку высокочувствительного ребенка? Научиться уважать себя. Да-да, ваш наблюдательный ребенок считывает именно ваше отношение к себе и принимает его за норму. Поэтому, как всегда в психологии: начинаете работу с себя, укрепляем собственную самооценку. Уважать его чувства. Любому ребенку важно, а тому, чьи чувства тоньше и их невероятное количество, особенно. Тебе больно. Тебе страшно. Ты злишься. Тебе весело. Тебя переполняют эмоции. И это НОРМАЛЬНО. Проводить с ребенком больше времени: играть, гулять, разговаривать, готовить вместе ужин… Качественно проведенное время со значимым взрослым — отличный фундамент. Объяснять ребенку то, как устроены не высокочувствительные люди, ведь для ваших ранимых сына или дочки «просто так» ничего не происходит. Им будет проще принимать поступки людей, если они будут знать возможные причины. Может быть, тот человек устал, может быть, у него сегодня плохое настроение. Дайте ребенку набор возможных объяснений. Отдельным пунктом — «повышать громкость» высокочувствительного ребенка. Дело в том, что им кажется, что люди должны чувствовать так же, как и они сами, понимать с полувзгляда, ловить с полуслова. Однако его задача — научиться обозначать свое желание и нежелание более четко и твердо. Сейчас моя очередь ехать с горки. Остановись, я не хочу так играть. Стоп, мне неприятно. Это будет его первым шагом в умении отстаивать свои границы. Если неудача все же произошла, не пытаться «замять» дело, приукрасить правду или обесценить чувства. Хорошо найти что-то положительное в любой ситуации. «Да, ты получил двойку, и тебе, наверное, очень обидно. Но я обратила внимание, что первое задание сделано совсем без ошибок, а оно самое сложное, на мой взгляд». Только здесь честность крайне важна: если то самое первое задание было совершенно простым, то намеренно «усложнять» его не стоит. Не бойтесь завысить самооценку высокочувствительного ребенка. По статистике, их отношение к себе либо реалистичное, либо заниженное. Так что с ними не страшно перегнуть палку в другую сторону. А что у вас? Если после этой статьи вы захотите узнать, какова самооценка у вашего ребенка, то можете воспользоваться тестом «Лесенка». Нарисуйте на листе бумаги лестницу, состоящую из семи ступенек, объясните ребенку, что на верхней ступеньке стоят самые умные, послушные, хорошие ребята, а на последней — самые плохие, глупые, драчливые и так далее. Попросите вашего ребенка показать, где на этой лестнице стоит он сам. Обратите внимание, что самооценка дошкольника в норме должна быть завышенной или адекватной. Интерпретировать результаты достаточно просто: Первая (верхняя) ступенька — неадекватно завышенная самооценка. Вторая ступенька — завышенная самооценка. Третья ступенька — адекватная самооценка. Четвертая ступенька — немного заниженная самооценка. Пятая ступенька — заниженная самооценка. Шестая ступенька — низкая самооценка. Седьмая (нижняя) ступень — резко заниженная самооценка. Фух, мой сын поставил себя на третью ступеньку. А ваши дети?