Иногда, когда начинаешь вглядываться в суть вещей, оказывается, что тонкая поверхность скрывает очень многое. Так, например, монстр кинопроизводства, знакомый всем хотя бы одним кусочком сериал «Санта Барбара» — казалось бы, что общего он может иметь с темой сегодняшнего разговора? Тем не менее, этот американский город был назван именно в честь святой Варвары! Так же, как внезапно открытый еще в XIX веке астероид. Почему? Да слишком нетривиально житие – хотя поначалу оно кажется буквально калькой с многочисленных историй других святых, столько там общих мест. Впрочем, не всё так просто… Икона XVIв *** Святая великомученица Варвара жила в царствование Максимиана, в III веке. Она была единственной дочерью знатного и богатого вдовца, язычника Диоскора, который любил свое дитя больше всего на свете. Он считал ее настолько красивой, что приказал построить высокую башню, в которой и поселил девочку, объясняя свое решение тем, что простые и незнатные люди не достойны видеть такую удивительную красоту, какую являла собой Варвара. Поразительно, но именно это заточение и привело будущую святую к вере во Христа. Девушка росла, и ее единственным развлечением и усладой было обозревание окрестностей с высоты своей башни. Она смотрела на тот дивный мир, что открывался ее взору, наблюдала красивейшие рассветы и закаты, восхищалась звездным небом – и, конечно, рано или поздно, она должна была задать логичный вопрос: кто все это создал? Что могли ответить Варваре приставленные к ней немногочисленные служанки-язычницы? Что это мир создан их богами, которым поклоняется и отец девочки Диоскор. Это объяснение не удовлетворило Варвару, она понимала, что созданные людскими руками идолы не могли создать такую красоту и величие. Чем дольше она размышляла обо всем этом, тем крепче утверждалась в мысли, что должен быть какой-то Единый Бог, Который и создал всё, включая человека. «Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца», — говорит об этом в ее житии святитель Дмитрий Ростовский, и, пожалуй, нельзя точнее описать эту историю. Постепенно девица в своей башне уверовала в Бога, все еще не зная и не понимая, какой Он. Наконец Диоскор счел, что пришла пора не только показать дочери окружающий мир, но и миру показать дочь – наступило время подумать о ее замужестве. Поначалу отец хотел избежать необходимости отправлять Варвару на прогулки, надеясь передать ее «с рук на руки» мужу, но всем женихам, которые в большом количестве осаждали дом Диоскора, девушка отвечала отказом. Мужчина пытался увещевать дочку, рассказывал ей о браке, о семейной жизни, но тем самым лишь больше отвращал девицу от идеи замужества. В конце концов, она заявила отцу, что скорее покончит жизнь самоубийством, чем отдаст себя какому-нибудь мужчине. Диоскор пришел в ужас и решил действовать иначе. Сам он отправился в далекую поездку, а дочери разрешил выходить из башни и гулять недалеко по окрестностям, надеясь, что знакомство с молодыми девушками, готовящимися к замужеству, или с уже вступившими в брак женщинами подтолкнет Варвару к изменению своего отношения. Однако именно возможность беспрепятственно гулять по своему имению и даже за его пределами поставило точку в деле богоисканий девушки: она познакомилась с девицами-христианками и наконец-то узнала настоящего Бога. Варвара тайно приняла крещение и чувствовала себя неимоверно, несказанно счастливой. Конечно же, теперь ей хотелось во всем проповедовать обретенного Христа. Гуляя по саду, она увидела, что рабочие строят новую баню, в которой делают два окна. Варвара обратилась к ним с просьбой поступить иначе и прорубить три окна – девушке хотелось прославить таким образом Святую Троицу. Услышав их возражения – они боялись гнева Диоскора, давшего четкие указания про количество окон, – девица обещала, что сама поговорит с отцом. Когда строительство было завершено, вернулся Диоскор и, будучи человеком вспыльчивым, впал в ярость, увидев постройку. Варвара объяснила родителю, что изменения были сделаны по ее повелению, – и в этот момент она впервые открыто заговорила о своей вере, споря с отцом и называя его языческих богов глупыми идолами. «Ты повелел сделать два окна в соответствии солнцу и луне, Ваалу и Астарте, а я велела сделать третье окно, в образ Троичного Света, просвещающего всякого человека». Роспись церкви Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. Отца смутили такие непонятные речи дочери, он не знал, как на них реагировать – и Варвара продолжила свою проповедь, отведя его в купальню, где на мраморной стене чудесным образом появился крест, который девушка нарисовала на камне пальцем. Показав Диоскору это чудо, она рассказала множество вещей, которые узнала от своих подруг-христианок и от крестившего ее пресвитера, но отец не обрадовался обращению Варвары, а пришел в дикую ярость. Настолько сильную, что язычник выхватил меч и погнался за родной дочерью, желая ее убить. Убегая от отца, девушка подбежала к скале, которая расступилась и впустила ее в свои каменные недра. Подбежавший Диоскор не мог понять, куда делась Варвара. Он спросил двух пастухов, не видали ли они беглянку. Один из них, движимый состраданием к девушке, ответил отрицательно, второй же указал в ту сторону, где скрывалась девица – и тотчас превратился в каменный столб. Диоскор схватил дочку и стал ее избивать, а потом потащил домой за волосы. Он посадил Варвару в темницу, без воды и пищи, а сам отправился к правителю той местности, которого звали Мартиан, и сообщил, что отрекается от дочери и не признает ее своей, пока она не оставит христианство и не вернется к языческой вере отцов. Поначалу Мартиан, впечатленный красотой Варвары, ласково увещевал девицу, но по мере ее ответов, в которых соединялись воедино проповедь Христа и обличение язычества, правитель разгневался. Он приказал обнажить девушку и в таком виде поставить перед толпой – для Варвары, которая всегда уклонялась даже от мыслей о супружеской жизни, такая пытка была ужасной. После такого стояния девицу положили на землю и стали бить воловьими жилами – одно из любимых истязаний того времени над молодыми христианками. Затем израненное девическое тело стали тереть грубой тканью, но и это не отвратило Варвару от исповедания Единого Бога. Девушку бросили в темницу и стали придумывать ей новые мучения, а ей, тем временем, явился Христос и укрепил такими словами: «Дерзай, невеста Моя и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на твой подвиг, облегчаю твои страдания и готовлю вечную награду в Моем небесном чертоге!». Господь исцелил Варвару от многочисленных ран и послал ей женщину, разделившую страдания девицы: христианку Иулию, которая при всем народе обличала правителя и проповедовала веру во Христа, желая пострадать вместе с Варварой. Когда девушку вывели из темницы для новых мучений, то все были поражены, увидев ее целой и невредимой. Правитель приписывал это чудесное исцеление своим языческим богам и пытался склонить Варвару к тому же, но вместо благодарности идолы и Мартиан удостоились только очередной отповеди. После этого святую подвесили на дереве и строгали ее тело железными когтями, опаляли свечами и били молотками. В этот-то момент из толпы и вышла Иулиания, восхваляя мужество Варвары и призывая Христа. Ее схватили и подвесили рядом с девицей на том же дереве, а потом их обеих водили обнаженными по городу – и по молитве святой Варвары, явился ангел со светлой одеждой. Видя, что христианок невозможно переубедить ни лаской, ни силой, Мартиан приговорил их обеих к обезглавливанию. Вмч. Варвара. Коптская икона Присутствовавший при этой Диоскор не только не стал оплакивать дочь, но, достав все тот же меч, выразил полную готовность закончить неудавшееся ему ране деяние: обезглавить ее. По пути на место казни святая молилась и услышала голос с неба, обещавший райское блаженство, так что вместо слез и скорби палач увидел лишь радость и нетерпение. Едва совершилась казнь, как разразилась гроза, в ходе которой и Мартиан, и Диоскор были убиты молнией. Основная часть мощей святой Варвары находится в Киеве (во Владимирском соборе Украинского патриархата), куда они попали еще в XI веке из Константинополя. *** Святая мученица Варвара считается покровительницей от внезапной смерти, изображена на картинах средневековых мастеров и гербах самых разнообразных городов, она же является небесной покровительницей российских Ракетных войск стратегического назначения. Наверное, в этом тоже есть какая-то своя особая красота познания мира и Бога…