От редакции: на Страстной Седмице предлагаем вашему вниманию вторую часть проповеди митрополита Лимассольского Афанасия о смысле страданий и цели духовной жизни. Первая часть была опубликована в день памяти Сорока мучеников Севастийских: Подвиг безымянной матери. Христос, однако, пришел не для того чтобы перевернуть этот мир, пришел не для того, чтобы перевернуть весь порядок вещей. Христос не испытывает неуверенности, как испытываем мы. Не волнуется, что что-то нарушит Его планы. Христос действует с Божественным величием и великодушием и повелевает этим миром Своим разумением. Не оставляя этот мир без Своего контроля, Он однако действует в рамках свободы людей и вещей. Он как Всезнающий, Всеблагий и Всемогущий имет власть, мудрость, любовь и силу, чтобы дать людям путь выход из их тупика. Потому что Он Сам есть выход. Для Него невозможно оказаться в безвыходном положении: Он не испытывает трудностей этого мира, Он не спрашивает: что же делать, не жалуется на то, что тут все очень сложно. Это мы ищем выход, это мы попадаем в тупики. Несмотря на это, Бог попускает этому миру развиваться как он развивается. Что однако происходит с Его людьми? Для Своих людей Христос имеет другую логику. Это логика Евангелия, которая во многом отличается от логики этого мира. Логика этого мира хочет изменить порядок вещей тут. Видите, мы устраиваем революции, демонстраци, выражаем протест против данности нашего мира. Иногда эти революции необходимы, чтобы мир услышал нашу точку зрения – это часть наших человеческих прав. Но главный смысл Евангелия, духовной жизни в другом. Христос меняет не природу этого мира, но природу каждого человека и приглашение Христа – это покаяние – для каждого человека отдельно. Это мы призваны изменить настоящий порядок вещей – не внешних, а внутри нас, в собственном сердце и собственном разуме. Призыв Христа – призыв к покаянию, Христос дает каждому из нас свой, уникальный способ последовать за Ним. Покаяние — это изменение способа мыслить. Покаяние начинается с изменения собственного образа мыслей и продолжается до тех пор, пока мы не достигаем точки, с которой вступаем в противоречие с этим миром. То, что с мирской точки зрения кажется сложным, с точки зрения духовной — легко, что для мирского человека кажется черным, с позиций духовного человека – белое, что для мира – яд, для нас – лекарство, то что ужасно трудно – становится легким и желанным. Так святые мученики не просили у Бога избавления от страданий. Они не просили избавить их от этого пути, трудного пути, от холода, страха, и мучительной смерти. Они не просили: дай немного теплоты. Единственное, что их интересовало – это не потерять Христа, не потерять Царство Небесное. Что же они сделали? Мужественно претерпели. Они говорили бесстрашно другим: будьте внимательны, нам нельзя потерять Христа. Ужасна зима, и конечно они боялись холода, ведь смерть от холода, обморожения очень мучительна, ужасно болезненна. Страшна зима, но желанна небесная награда. Противовес холоду – сладость обретения Царства Небесного. И насколько мучительно замерзание, настолько желанно и прекрасно наслаждение воссоединения с Христом, Который остается с теми, кто остается с Ним. Остается немного потерпеть преходящие страдания и получить свой венец победы. Часто в нашей жизни, возлюбленные мои, нам даётся много горя, много испытаний, мы не найдем ни одного человека в этом мире, который бы прожил жизнь без лишений и испытаний. Если бы существовали такие люди, у которые в жизни не было даже маленького горя, их жизнь была бы беззаботна и состояла из сплошных радостей и удачи. Давайте предположим, что такие люди могут существовать. Не попробовав горя в этой жизни, они все равно испытают горе окончания земного пути. В чем же тайна мучеников? Что за тайна давала им силу все выдержать, и не просто выдержать, а победить, многие победы души и мирное устроение духа противопоставить преходящим мирским вещам. Это пример того для нас, как менять не обстоятельства вокруг, но самих себя, не опускать руки перед трудностями, поддерживать себя до тех пор, пока сложное не станет для нас легким. Это тайна, которую описывает апостол Павел в своем послании к Евреям. «Братие, — говорит он, — посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей (в греческом оригинале — мучеников — прим. ред.), свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще…» Мученичество во времена апостола только начиналось, но и тогда уже существовало целое «облако свидетелей», с тех пор явился неисчислимый сонм из сотен тысяч мучеников, которые существовали, существуют и будут существовать в Церкви. Легко сбросить с себя бремя греха, эту тяжесть, в которую так легко впадает человек. Достаточно захотеть, и если захотеть, это легко, а в нашу эпоху кажется еще легче. Мы говорим: бежать мирской суеты, и слово «бежать» неслучайно. Кто бежит? Тот, у кого есть бодрость, радость. Не идет, шатаясь из стороны в сторону, не плетется, а именно бежит по выбранному пути. За что борется каждый из нас? За свой дом, свою семью, экономику, работу, здоровье. Тысяча вещей, за которые каждый из нас должен бороться. И апостол не говорит: оставьте борьбу, избегните трудностей этой жизни, идите по самому легкому пути. Нет! Но нужно снять с себя тяжесть греха, которая преклоняет нас к земле. И мы пойдем, вернее побежим по этому пути, с терпением, но и с большой радостью. Не думайте, что мученики страдали так легко. Да, они отдали себя в руки Христа. Но они действительно мучились и страдали — до самого последнего часа. Они не шли на свой подвиг с песнями и плясками, а шли со всем, что свойственно человеческой природе: с болью, ужасом перед смертью, страхом и трепетом… Здесь и разгадка тайны, описанная апостолом Павлом: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Это мои возлюбленные, ключи ко всем дверям, залог успеха в борьбе каждого человека. Как добиться успеха в нашей жизненной борьбе? Видеть перед собой Христа. Святые постоянно видели Христа перед собой. Если мы потеряем Христа из виду, если мы будем смотреть на все только человеческими, не духовными глазами, нам начнет казаться, что во всем виноваты не мы. Это касается всех нас, и монахов, и мирян, и прихожан. Если мы хотим действительно познать себя, свои ошибки, становимся действительно благоразумными и скромными, то уже ничто не властно нас изменить. Это удивительная вещь, как Христос меняет этот мир, освещает каждого человека, потому что где Он – там свет истины. Мы можем жить во дворцах, иметь все что можно вообразить, все возможности, все силы, но без Христа жизнь невыносима, так говорил один современный отец: невыносима жизнь без Христа! Итак это то, что нам говорят святые мученики, и те самые Сорок мучеников. Мы испытываем множество трудностей в нашей жизни: личной, семейной, жизни нашего района, и жизни родины, и всего мира, со всеми общемировыми, острыми проблемами человеческой реальности. Мы как дети Церкви призваны решать эти проблемы не так, как решает их мир, но так как решает Евангелие, тем способом, который принес в этот мир Христос. И это – не борьба с темными силами и привидениями, не борьба с ветряными мельницами, воображаемыми Дон Кихотом, но борьба с самими собой, со своим самолюбием и страстями. Мы стараемся изменить самих себя, чтобы преходящее мужественно претерпеть. Заканчивая, вспоминаю одного нашего старца, вечная ему память. Когда в трапезной слушали житие святого Георгия, никто из нас не мог есть. Это так важно, так реально для всех. Св. Георгий был молодым военным 22-х лет, и губернатор приказал изготовить ему железные сапоги с гвоздями внутри. Вы знаете, если в обувь попадет даже просто камушек, мы теряем всю стеснительность и скорее лезем в ботинок вынимать его – представьте, каково ходить в сапогах с гвоздями. Этого было недостаточно, сапоги раскалили на огне, одели на ноги святому, привязали его к арабскому скакуну и стали погонять, чтобы измучить его. В житии написано, что св. Георгий, видя перед собой только Христа, не думал о сапогах и скакунах, и только говорил себе: беги, Георгий, и награда тебе – Господь. Крики, ипподром, боль – все исчезло, остался только Георгий – и Бог. Для того чтобы найти душевный покой и ничего не бояться в этом мире, мы должны сказать себе: мы и Господь – один на один в этом мире. Все остальное, суета этого мира, которой мы занимаемся, теряя свое время, растрачивая свою душу, потому что в мире только мы и Господь. И ничего не остается в конце – только мы и Господь. Перевод с новогреческого Анны Леонтьевой