Учиться на отлично и сохранить здоровье От редакции: зимние каникулы закончились, наступили будни интенсивной школьной учебы. На вопросы родителей о том, как следить за здоровьем ребенка, чтобы он не заболел в разгар самой ответственной четверти, отвечают специалисты «Центра традиционного акушерства и семейной медицины». Во время школьной диспансеризации все внимание врачей направлено на выявление грубой патологии. А вот давать советы родителям в целом здоровых детей – за эту работу специалисты чаще всего не берутся, несмотря на то, что профилактика, как известно, – это основа основ здравоохранения. Попробуем восполнить этот пробел. Наши специалисты отвечают на вопросы тех мам и пап, которые стремятся сохранить здоровье детей, весьма успешно обучающихся в начальной школе и на дополнительных занятиях. Почему ребенок часто болеет, хотя летом у него все в порядке со здоровьем? Отвечает врач-педиатр Мария Красовская: — Иммунный сбой в осеннее-зимне-весенний период, увы, практически норма для учеников начальной школы. В этом состоянии «виновны» не одна, а целый комплекс причин. •Во-первых, на иммунитет ребенка в детском коллективе нападает большее число различных инфекций. •Во-вторых, учебный год – это повышенные нервно-психические нагрузки, которые также способствуют снижению иммунитета. •В-третьих, во время учебного года дети нередко ведут не самый здоровый образ жизни: мало спят, нерационально питаются, мало двигаются. Что же предпринять родителям, если их дети начинают болеть слишком часто? Прежде всего, нужно понять, что перед нами: «простуда», аллергия или хроническое заболевание. Ребенок, у которого насморк практически не проходит, требует пристального внимания хорошего педиатра или лор-врача. Постоянная заложенность носа – это не только провокация дальнейших хронических болезней, но и гипоксия (нехватка кислорода), в результате которой у ребенка повышается утомляемость, а в особо тяжелых нелеченных случаях могут пострадать внутренние органы. Так что не стоит самостоятельно разбираться с насморком, который тянется два и больше месяцев – нужен врач. Во многих случаях вашему ребенку сможет помочь врач-гомеопат. Второе, не менее важное, ребенку нужно установить режим дня. Это значит, что ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов в сутки, крайне желательно, чтобы он ложился и вставал в одно и то же время и в будние дни, и на выходных. К режимному моменту также относится и смена рода деятельности. Если ребенок сидит за партой, затем сидит за обеденным столом, потом за письменным, следом перед телевизором, а потом ложится спать, то он рискует довольно быстро растерять запас здоровья. Чередуйте физическую и умственную работу ребенка. После школы важна прогулка, после выполнения домашнего задания – спортивная секция и т.п. И не забудьте о правильном питании. Своими силами, при помощи школьной столовой, с помощью няни или бабушки – организуйте регулярное питание здоровой пищей. Регулярное – это значит завтрак, второй завтрак (в школе), обед, ужин. Здоровое – это значит, что в рационе ребенка должно быть как можно меньше пустых углеводов (булочки и т.п.) и сладкого и как можно больше овощей, фруктов, нежирного мяса, птицы, рыбы. Ребенок, который ведет здоровый образ жизни, с легкостью справится с интеллектуальными задачами. Как понять, что ребенок устает, и как ему можно помочь? Отвечает психолог Анастасия Ашихина: — Родители нередко не могут вовремя заметить того, что ребенок перегружен занятиями. Причина такой невнимательности – и родительские амбиции, и неумение заметить разницу между интеллектуальным потенциалом и способностью выкладываться по школьным требованием, и нежелание самих детей ударить в грязь лицом перед родителями. Вот признаки, которые говорят о том, что нагрузки для ребенка чрезмерны: •У ребенка появились навязчивые движения (грызет ногти, теребит что-то, кусает губы и т.п.). •Ребенок плохо спит, плохо засыпает, просыпается в слезах. •Ребенок стал плаксивым или проявляет агрессию, которой раньше не наблюдалось. •Ребенок чаще болеет, чем обычно. •У ребенка появились аллергические реакции, проблемы со стулом или мочеиспусканием. •Ребенок жалуется на слабость и головные боли. Все эти симптомы говорят о том, что адаптационные возможности ребенка на пределе, что ему сложно справиться с психо-эмоциональной нагрузкой, которую на него возлагает школа. Даже ребенок, у которого нет интеллектуальных затруднений, может перенапрячься в школе по массе причин: •Личный конфликт с педагогом или школьным коллективом. •Слабые навыки самоорганизации, которые требуют больших энергозатрат на организацию учебной деятельности. •Проблемы с режимом дня и чередованием нагрузки. •И т.п. Если родителям не удается понять, в чем причина, стоит обратиться к специалистам. Педиатр оценит состояние здоровья ребенка, а психолог разберется в том, какие трудности возникают у него в школе. Скорее всего, организующая помощь и эмоциональная поддержка помогут решить проблему. Мне кажется, что ребенок постоянно криво сидит на стуле и неуклюже двигается. Что с этим можно сделать? Отвечает врач-остеопат Александр Малеванный: — Прежде всего, нужно убедиться, что ребенок достаточно играет в подвижные игры, чередует физическую и интеллектуальную работу, занимается спортом. Если с этим аспектом режима дня все в порядке, то следует выяснить, почему у него возникают спазмы мышц, которые приводят к искривлению позвоночника и скованностью в движениях. К сожалению, определенный дисбаланс может возникнуть как при недостатке физической нагрузки, так и при избытке, например, при перенапряжении определенных групп мышц у юных спортсменов. Причина спазмов может крыться в психологическом стрессе: ребенок по каким-то причинам не может «расправить плечи» в прямом смысле слова! Иногда проявляют себя врожденные неврологические заболевания: нередко нам кажется, что мы скомпенсировали повышенный тонус, врожденный парез и т.п., но стоило ребенку сесть за парту, как дисбаланс вновь проявил себя. Что же делать? Прежде всего, нужно поговорить с хорошим педиатром, провести комплексную оценку физического развития ребенка и подобрать ему режим регулярных физических нагрузок: ЛФК, любительская спортивная секция, профессиональный спорт и т.п. Затем регулярно нужно посещать врача-остеопата для коррекции спазмированных мышц, а также психолога, если спазмы вызваны стрессом или психоэмоциональными школьными перегрузками. Работа должна вестись во всех направлениях, поскольку проблема – комплексная. Простые требования «не сутулься!» для ребенка со спазмами мышц – невыполнимы. А без должного лечения все эти симптомы могут привести к серьезной деформации опорно-двигательного аппарата. Как настроить первоклассника на успешную учебу? Советует психолог Анастасия Ашихина: — Здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько успешным и благополучным он себя ощущает. В начальной школе – ему очень важны его школьные результаты и отношение родителей к его усилиям. Вот о чем вам стоит помнить, если вы хотите, чтобы ребенок чувствовал желание идти в школу и ощущал психологическую защиту в семье. •Начинайте утро с чего-то хорошего – вкусного завтрака, приятного разговора. Рассказывайте ребенку истории про то время, когда вы сами были школьниками, как вы собирались по утрам (тоже не всегда бодро и быстро), провожал вас кто-то или нет. Постарайтесь не ругаться и не раздражаться, если детка собирается медленно, лучше придумайте что-то вроде конкурса – кто успеет собраться за 20 минут – получит приз! Пусть утро заряжает хорошим настроением! •Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, расспрашивайте его о школьных делах – уроках, переменках, о школьных друзьях и не расстраивайтесь, если он не будет рассказывать много. Это как раз нормально, ему надо научиться описывать, обобщать и облекать в слова свой новый опыт. •Если у учителя есть претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша ни мысленно, ни эмоционально. Даже если ваш ребенок действительно набедокурил. С учителем, конечно, спорить не нужно. Все выслушайте, уясните для себя точку зрения учителя, а с ребенком поговорите дома. Помните, у него дома должен быть надежный тыл, место, где он может отдохнуть душой и набраться сил. •Очень важно объяснить первокласснику (а заодно и хорошенько усвоить это родителю), что не надо бояться ошибок, что ошибки – это хорошо! Ошибки всегда и все совершали и совершают, и здорово уметь учиться у ошибок, уметь анализировать причины ошибок. Можно почаще повторять такие крылатые фразы, как «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка учит», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить их». •Чаще хвалите ребенка и верьте в него! Отмечайте все его успехи, даже самые маленькие. Пусть ребенок растет с ощущением, что всё у него обязательно получится, что все трудности преодолимы. Чтобы ребенок рос успешным и уверенным в себе, важно, чтоб вокруг него звучало много разнообразной позитивной лексики, а не только «молодец» и «хорошо». «Сегодня ты повел себя очень смело», «Знаешь, а ведь ты совершил такой благородный поступок», «Дорогой мой, ты так мудро ответил на этот вопрос», «Надо же как здорово и быстро ты научился это делать» – пусть похвалы будет много и разной. •Пусть в жизни ребенка будет что-то интересное, приятное и увлекательное, что не связано ни со школой, ни с семьей. Прекрасно какое угодно хобби – катание на роликах, коньках или лыжах, рисование, шахматы или фотография. Пусть даже увлечения меняются – лишь бы они были. Ради того, чтобы заняться своим собственным интересным делом, ребенок научится концентрироваться и делать уроки гораздо быстрее. Источник: сайт «Центра традиционного акушерства и семейной медицины»