Каждый человек устраивает свою жизнь, руководствуясь определенными ценностями и установками, которые он сам выбрал. Когда мы становимся родителями, эти же факторы оказывают огромное влияние на наше общение с детьми. Что это за установки, как они влияют на нашу жизнь и как воздействуют на контакт с ребенком? В один из дней на прошлой неделе Яэль, мама дочери Линор 5,5 лет, трудилась над приготовлением десерта, который планировала предложить гостям. Во время готовки она дала попробовать одно пирожное дочери. Спустя несколько минут Яэль заметила, что с противня исчезло еще одно. Она спросила у Линор, взяла ли та пирожное. Ребенок ответил, что нет. Рассердившись, Яэль громко отчитала дочь и сообщила, что та ее глубоко разочаровала, потому что соврала. Линор, сильно расстроенная, расплакалась и убежала в свою комнату. Спустя какое-то время после происшествия Яэль объясняла своей подруге, что, с ее точки зрения, две самых главных вещи, которые нужно воспитывать в детях, это честность и уважение. Как следствие их комбинации, получается, что честное поведение — это то, при котором уважаются обе стороны. Но, вспомнив произошедший инцидент, Яэль поняла, что хотя и осталась верна принципу воспитания честности и пресечения лжи, повела она себя некрасиво и неуважительно по отношению к дочери. Быть родителем — это сложная задача, складывающаяся из многих составных частей, которая к тому же не перестает изменяться и расширяться. Дети растут, а вместе с ними растет и количество наших вопросов. Часто родители чувствуют, что они заблудились в поисках наиболее верного пути в воспитании ребенка, особенно когда речь заходит о детях с проблемами обучаемости и синдромом дефицита внимания. Во многих случаях, когда родитель затрудняется в принятии решения, причина заключается в противоречащих друг другу принципах и ценностях, которые для него важны, как в истории с Яэль и Линор. Но также во многих других случаях родители действуют, не отдавая себе отчета в своих поступках. Наша система ценностей зависит от культуры, в которой мы живем: каждое общество основывается на идеях и нормах поведения, общих для всех и передающихся из поколения в поколение. Устоявшиеся в определенной культуре ценности закрепляют определение того, что морально и что аморально, справедливо и нет, правильно и неправильно. Эти же установки управляют нашим поведением и помогают выбирать, как поступать в различных ситуациях. Когда мы выбираем между двумя вариантами поведения, обусловленными двумя разными ценностями, любое решение, которое бы ни было принято, будет связано с отказом от одной из них. Требование выбрать что-то одно между двумя одинаково важными принципами создает внутренний конфликт у родителя. Например, когда мать требует от сына, чтобы тот сел за уроки немедленно после возвращения из школы, она тем самым провоцирует этот конфликт. С одной стороны, она говорит да своей родительской ответственности и заботе о будущем ребенка. Ей важно, чтобы он хорошо учился и приобрел навыки и качества, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Но с другой стороны, она в то же время говорит нет своей эмпатии к сыну и признанию его права на выбор. Одна мама рассказывает: «Когда я позволяю своей дочери идти спать, когда ей хочется, я проявляю свое терпение, сочувствие и мягкое отношение к ребенку, признаю за ним свободу выбора. Однако в то же время я понимаю, что ее расписание нарушается и она может не получить достаточно часов сна, чтобы рано встать в школу и быть на уроках собранной и внимательной. Кроме того, я чувствую, что наношу удар по своему родительскому авторитету». Чтобы прийти к согласию между тем, что важно для родителей, и тем, что важно для детей, необходимо создать условия для открытого диалога. С помощью разговора с ребенком родители смогут понять, какие вещи и понятия он считает важными для себя и как они сказываются на его поведении, а также объяснить, какими принципами руководствуются они сами и почему считают их значимыми. В такой беседе есть место для объяснения через личный пример родителей, для взаимного уважения и огромной любви, которые помогут построить мосты через непонимание и установить крепкий и позитивный контакт между родителями и ребенком. Перевод выполнен Екатериной Кузнецовой специально для портала Матроны.Ру. Материал изначально опубликован на сайте www.bwoman.co.il/articles/news/ex/index.php/2015/04/28/2511.html