Через несколько дней закончится лето, которое в наших широтах сменится самым длинным временем года, имя которому «серость и холод». Самое время поговорить об отпуске! Вернее, о возвращении из него в суровую реальность. Кому-то еще предстоит насладиться бархатным сезоном, а кто-то отдыхал в начале лета и уже не помнит, а был ли он, отпуск, вообще? В любом случае, каждый из нас сталкивается с ситуацией возвращения из беспечных каникул, когда переключение на рабочий ритм происходит долго и, зачастую, мучительно. Что это – недостаток отдыха или сигнал о том, что в жизни пора что-то менять? Что же делать, если за две недели отпуска (возьмём этот промежуток для ориентира, поскольку средний отпуск в России длится именно столько) удалось забыть о работе расслабиться так, что сами мысли о возвращении «к станку» вызывают отвращение, уныние и протест. Своим мнением с читателями журнара Матроны.РУ делятся психологи. Задать себе вопрос: почему так происходит Ирина Лешкова, гештальт-терапевт, системный семейный психолог, сотрудник Центра Семейной Системной терапии Как мне кажется, проблема здесь «зарыта» довольно глубоко. Когда человека так «вышибает» на отдыхе, что он не в состоянии концентрироваться и вернуться к нормальной жизни, даже думать о ней не хочет, а уж тем более – к ней возвращаться, это говорит скорее всего о том, что в его жизни очень высокая степень неудовлетворенности тем, чем он занимается. Я, например, очень удивилась Вашему вопросу, потому что у меня тоски после отпуска обычно не возникает. Я могу две недели наслаждаться отдыхом, но вот он заканчивается, и я с радостью думаю о том, что я здорово отдохнула, но я сейчас приеду, и у меня будет что-то другое, радостное, работа, обычные семейные будни. Это говорит о том, что мне нравится то, что я делаю. Получается, что само возникновение такой ситуации – это уже повод задать себе вопрос, из чего состоит моя жизнь, чем я ее заполняю, нравится ли мне моя работа. Понимаете, само по себе возникновение такой проблемы довольно диагностично. Если я не хочу возвращаться в свою реальность, то у меня какие-то проблемы с этой реальностью. Это говорит о том, что человек выбирает себе или работу не ту, или окружение не то. Как же он организовывает свое жизненное пространство, что возвращаться в него тошно? Конечно, иногда не все так категорично. Есть люди, которые с трудом переключаются между разными видами деятельности, как пример – между работой и отдыхом. Например, процесс торможения и возбуждения у человека происходит очень медленно, то есть он медленно переключается с одного процесса на другой. Пошел чем-то заниматься, а остановиться не может. Это про что? Про ригидность или про физиологию, или про защитные реакции? Однозначного ответа нет, все очень индивидуально. Потому что, действительно, есть ригидные люди, которые тяжело меняют обстановку. — Возможно ли с этой ригидностью что-то делать? Как с такой особенностью психики жить? Притом, что обстоятельства жизни меняются часто, нас не спрашивая, а человек существует в коконе, из которого ему тяжело каждый раз выбираться. — У нас у всех есть какие-то особенности, защитные механизмы, свои установки, которые могут быть кем-то расценены как положительные или отрицательные, не суть важно. Все дело в том, как мы к этому относимся. Если от этого действительно тяжело жить, если от этого страдаешь, тогда, наверное, мотивация что-то делать, менять, повышается. Но есть люди, которые от этого не страдают. Если человека устраивает то, как он устроен, какой у него медленный темп переключения, то проблем у него, в принципе, может не возникать. Если человека его устройство не удовлетворяет, если человек начинает себя очень сильно ругать, критиковать, обесценивать, то есть: «Я такой-сякой, это всё ужасно, сколько можно? Я себя изматываю» – скорее, он себе вряд ли поможет. Потому что он от своей проблемы отщепляется, образно говоря, переходит на другую сторону улицы и начинает кидать в себя камни. С этой точки зрения, помочь себе невозможно. Скорее, можно сделать только хуже. Когда я начинаю с пониманием относиться к тому, как я устроен, с сочувствием: «Да, я такой, небыстрый, я медленно переключаюсь, но что ж поделать?» – это, скорее, вызывает у меня не злость и агрессию по отношению к себе, а сожаление и желание позаботиться о себе. Только тогда человек действительно может себе начать помогать: либо увеличивать себе время отпуска, либо увеличивать время адаптации, либо бережно относиться к себе во время адаптации. Если у меня есть болезненная точка, что-то болит – рука или нога – можно начать себя бить по этому месту: «Ах ты, проклятая рука!» А можно начать ее лечить, нежно заботиться, тогда будет легче. Это, пожалуй, единственный шанс себе помочь. — Я когда-то давно читала, что есть традиционная грусть, которая сопровождает человека при выходе на работу после отпуска. Она нормальная, и к ней надо относиться спокойно. Это правда? — Легкая грусть – это не патология, не беда и не проблема, это нормально. Когда мы что-то теряем приятное, а закончившийся хороший отпуск – это такая маленькая потеря, то легкая грусть в этом месте вполне понятна и объяснима. Ничего с этим специального делать не нужно. Если я легко грущу и ностальгирую, это, в общем, не признак того, что моя работа мне опостылела. Ну, а если мне физически тошно выходить на работу, если я саботирую ее, если мне там плохо, наверное, это звоночек, что что-то не то происходит. Все дело в степени выраженности этой грусти. Не хватило времени всё успеть Константин Логинов, член Общества практикующих психологов «Гештальт-подход», сотрудник психологической мастерской «Хорошие отношения» — Я думаю, что сама по себе идея «отпуска» достаточно сильно противоречит нашей естественной потребности в отдыхе. Например, как происходит удовлетворение наших физиологических потребностей? Мы что-то съели, и довольно скоро нам нужно сходить в туалет. Так же и эмоционально – мы среагировали на какое-либо событие, и через небольшое время нам надо выразить свои эмоции и получить на них ответ. Если мы долго терпим, то это не дает нам возможности полноценно что-то выразить, потому что фаза терпения затянулась и нам сложно из нее выйти. Система отдыха у многих людей довольно однообразна: они работают 11 месяцев с праздниками, а потом месяц отдыхают, или, например, две недели каждые полгода. Только человек может посчитать такую ситуацию для себя благостью или радостью. Потому что для того, чтобы нам переключиться на отпуск, нам нужно две недели, чтобы просто осознать, что мы сейчас не включены в какие-то отношения, обязательства, что перед нами не каменные стены города, а даль моря, и мы можем получать от этого удовольствие. Особенностью нашей психики является достаточно медленное переключение. Люди, в основном, не могут отдохнуть потому, что на две недели берут отпуск, только начинают переключаться, и тут, как в сказке про Золушку, бой курантов, и срочно надо убегать – в рабочую ситуацию, и это случается именно в тот момент, когда они только-только начали расслабляться. Включиться в работу становится просто невыносимо, потому что открываешь процесс, где начинаешь чувствовать свое собственное «я», как-то по-другому себя ощущать, и тебе опять надо делаться каким-то работником, выполнять свои функции. По моему опыту, есть две ситуации, которые часто появляются в рассказах клиентов об отпуске: а) Не хватило времени на переключение, от чего граница между работой и отпуском размыта; б) Не было пауз во время работы. Человек так организовал свою жизнь, что не давал себе абсолютно никакой возможности отдыхать. Во время выходных думал, что не хватает денег; встречался с друзьями и обдумывал незаконченный отчет. Тогда отпуск – это возможность в один присест «наесться» за все дни, которые он «голодал». Конечно, ему будет плохо. — Получается, что все люди, которые существуют в жестком формате двухнедельного отпуска не раньше, чем через полгода работы, подвергают себя регулярному стрессу и накапливают напряжение? — Да, именно так. Как можно ускорить процесс «переключения»? Что происходит на курортах? Люди приезжают в отель и начинают выпивать, потому что это отлично отключает зону контроля, и попадают беспамятное состояние «типа я уже в отпуске». Потом в отпуске можно запланировать себе кучу дел, которых ты никогда не делал бы в городе – экстремальный туризм, сплав, дайвинг. Это ускоряет процесс переключения, но это не дает нам ощущения разгрузки, скорее, ощущение, что у нас поменялась картинка реальности, мы стали жить как-то по-другому. — Что о человеке можно сказать по типу отдыха, который он выбирает? Даже близкие люди, зачастую, не сходятся в планах на отдых: кому-то нужен только пляж и коктейли в баре, кто-то хочет потусоваться в клубах, кто-то не мыслит поездку без рыбалки, а иных за уши не оттащишь от родимой дачи… Можно ли какие-то выводы, хотя бы общие, сделать о человеке, послушав про отпуск его мечты? — «Отпуск мечты» — это наши надежды и ожидания. Реальность всегда будет отличаться от любой мечты. Например, можно ехать и думать: «Вот сейчас я буду ходить по магазинам, покупать вещи» – а я приехал, и мое состояние, оказывается, совершенно другое. Мне вдруг хочется просто лежать в комнате и никуда не выходить в течение двух дней. Если я буду себя принуждать к тому, что я запланировал, я вряд ли расслаблюсь, скорее, выполню план, который я себе поставил, но это мне не даст возможности отдохнуть. То, что Вы описываете, мне кажется, зависит от типа человека. Кому-то надо уменьшить количество контактов, а кому-то повысить. Если работа связана с большим количеством общения, то хочется приехать на отдых и лежать овощем, чтобы никто не подходил, никто ничего не говорил, потому что я перегружен общением. Такому человеку надо «обнулиться», прежде чем перейти в фазу активного общения. Есть люди, которые сидят за компьютером, работают с документами, и им не хватает того, чтобы их замечали, признавали и видели. Поэтому они приезжают на отдых и идут на какие-то тусовки, им надо обязательно общаться. Мне кажется, тут работает механизм компенсации: мы что-то недополучаем в обычной жизни, и в отпуск идем для того, чтобы это восполнить. — Можно ли себя как-то морально подготовить к обратному переключению? — Прежде чем рассказать об этом, важно отметить следующее: у каждого есть свой критерий того, что он отдохнул. Например, один из критериев может быть, таким — я соскучился по офису, по своей деятельности – это является хорошим знаком того, что сейчас можно выходить на работу. У всех этот интервал разный. Кому-то достаточно месяца, кому-то надо будет полтора. Поскольку мы живем в мире, где все строго фиксировано, то как правило никто в чужие графики не вписывается. Одни отдохнули в течение трех недель, им бы уже на работу, а у них еще неделя отпуска и они там маются, бедняги. А другим, наоборот – они отгуляли две недели, им не хватило, а они уже работают. Поскольку в жизни мы многое не можем изменить, то важно осознавать с чем связано наше недовольство. К примеру, заметить так настырно вползающие в голову негативно окрашенные определения про своё окружение. Я вернулся не в «паршивый офис», и люди вокруг не стали «гадами», а это мне недостаточно было времени, для того чтобы переключиться и отдохнуть. Нам нужен определенный буфер между возвращением из отпуска и работой. Нельзя приехать с курорта, и на следующий же день, загорелым, в шортах и шляпе с зонтиком, идти на работу. Даже если ты не надел эти шорты, а надел костюм, и зонтик с пляжным полотенцем оставил дома, все равно у тебя в руках они будут чувствоваться, внутри ты будешь ощущать себя идиотом в центре офисного дресс-кода. Поэтому желательно организовывать отпуск так, чтобы приезжать хотя бы за несколько дней до начала работы, чтобы побыть в привычной атмосфере города, хотя бы привыкнуть к ней. — Как-то в отпуске меня настигло странное ощущение: я так расслабилась и отвлеклась от привычной жизни, что, посмотрев на себя со стороны, подумала, что что-то в моей жизни идет не так и надо срочно все поменять. Работа какая-то скучная, отношения не те… На отдыхе было так хорошо, что захотелось это «хорошо» законсервировать и поселить в своей обычной жизни. Насколько можно доверять подобным мыслям? Это побочный эффект смены обстановки или реальный звоночек о том, что пора что-то менять? — Желание что-либо изменить — это сигнал, который дает нам возможность увидеть себя со стороны, но не надо это воспринимать как инструкцию к действию, потому что обычно это лишнее. Беда нашего времени в том, что все хочется ускорить. Люди думают, что если они быстро осознают, быстро изменят, от этого «будет им счастье». Как правило, это приносит еще новые проблемы. Думаю, что стоит с уважением отнестись к тому, что было создано до отпуска. Есть еще такой момент: когда человек уезжает на отдых, его близкие остаются работать. Потом, возвращаясь обратно, хорошо учитывать, что у тебя был один процесс, а у них свой, и вы рассинхронизировались. Могут появляться ссоры, недопонимания и обиды в тех местах, где их раньше не было. Поэтому нужно время, чтобы снова синхронизироваться и наладить прежний обмен. Это как с сотрудниками на работе бывает, так и с близкими, домашними. В этом есть некая «экология отношений», не надо про нее забывать. Не вовлекать ребёнка в свою тревогу Татьяна Пуйда, детский психолог, преподаватель Московского Института Психоанализа. — Татьяна, приближается сентябрь, дети приезжают с отдыха, от бабушек, готовятся к школе и детскому саду. Как помочь ребенку адаптироваться и настроиться на соблюдение правил учебного периода? — Вопрос актуален и для меня, потому что я тоже пытаюсь как-то подготовить моих детей к школе, они недавно вернулись с отдыха и пока не свыклись с мыслью о приближении осени. На мой взгляд, нужно всегда отталкиваться от ребенка. Детки есть разные. У кого-то повышенная гибкость к изменяющимся условиям, для такого ребенка какие-то специальные изобретать средства, может быть, и не нужно. Если родители видят, что ребенок спокойно оказывается в новых ситуациях, с новыми людьми, смена климата, смена мест проживания – тогда, наверное, никаких таких специальных, подготавливающих мероприятий и не придется делать. Есть детки, которым очень сложно из одного в другое прыгнуть, неважно, что это – место жительства, погода, новые люди, а уж, тем более когда меняется какая-то социальная ситуация. Тогда такого ребенка нужно заранее подготавливать. Это касается, конечно, в первую очередь режима. Если режим «разболтался» за лето, такое часто бывает, потихонечку, за пару недель до сентября, надо чтобы он не в 12 ложился, а 11, в 10. Ласково, постепенно возвращать его к графику, потому что ему будет очень сложно приехать 31 августа и лечь спать в девять, как роботу. Может быть, самый важный момент – это чтобы родитель к себе прислушивался и не генерировал тревогу, потому что очень часто родители, особенно мамы первоклашек, сами переживают: «Ой, как он пойдет? Как это все будет? Страшно-страшно!» – и начинают накручивать себя, и, как следствие – ребенка. Поэтому рекомендация родителям все-таки прислушиваться к себе. Если это я сильно тревожусь, как он пойдет, что с ним будет, то все-таки это стараться отделять, ребенка в свою тревогу не вовлекать. Саму подготовку к школьной или детсадовской жизни всегда можно превратить в маленький праздник для ребенка. «Пойдем тебе что-нибудь купим, какой-нибудь самый лучший пенал» – и так далее. Или какие-нибудь принадлежности в детский садик, чтобы ребенок сам выбирал, чтобы он получал, с одной стороны, радость от покупки, а, с другой стороны, чтобы он чувствовал себя непосредственным таким участником этого события: я сам выбирал, я сам хотел, вот оно у меня теперь здесь есть. Когда я в школе, если мне страшно, со мной тот пенал, который я лично выбрал – это какие-то моменты, которые дают возможность ребенку чувствовать себя более взрослым и более уверенным. — В начале сказали, что дети по-разному адаптируются. Отчего зависит способность к смене обстановки и смене ритма? — Я думаю, что это зависит от особенностей личности каждого ребенка. Кто-то очень легко переносит смену, кто-то очень тяжело, кому-то в каких-то ситуациях тяжелее, в каких-то легче. То есть ребенок уже сформировавшийся – со своей нервной системой, со своим темпераментом и так далее. Уже в нем что-то заложено, и он каким-то определенным образом реагирует на эту действительность. Он выбрал уже свои защиты и он в этом мире живет. — Какой перерыв между отдыхом и школой является приемлемым для ребенка, по-вашему? — Как я сразу сказала, все очень индивидуально. Родитель должен смотреть на своего ребенка. Кто-то спокойно приезжает 31 августа вечером и совершенно нормально идет в школу первого сентября. Раз – и уже перестроился, уже учится, все замечательно. Если ребенку это более тяжело, он тревожится, тогда хотя бы за неделю его точно нужно привезти, чтобы выстроить график, что-то пойти купить, навести в комнате порядок, как-то по-новому мебель переставить, в конце концов. Именно все эти внешние действия хорошо подходят для того, чтобы подготовить внутреннее состояние, то есть «сейчас будем учиться». Но самое главное при этом – родителям нужно отличать свою тревогу, и не навешивать ее на ребенка. Беседовала Вероника Заец