У Елены и Юрия Дмитриевых трое детей — Маша, Ваня и Аня, и все трое — математики. Имя старшей дочери, Маши Дмитриевой, уже известно в школьной математической среде, потому что Маша многократный победитель олимпиад, отличница лицея «Вторая школа», но младший брат и сестра, судя по всему, достигнут не меньших высот. Лена рассказала «Матронам» о том, как воспитать детей-победителей, как научить их трудолюбию и что для нее критерий успешности ребенка. Достижения детей Елены и Юрия Анна Дмитриева, 10 лет Диплом I степени математической олимпиады лицея «Вторая школа» для четвертых классов Диплом I степени интернет-олимпиады по математике 2Х2 Победитель «Олимпиады Плюс» Диплом II степени математического конкурса «Осенний олимп» Иван Дмитриев, 13 лет Похвальная грамота заключительного этапа математической олимпиады им. Леонарда Эйлера Диплом I степени XXV турнира Архимеда Диплом I степени XIV городской устной олимпиады для 6-7 классов Диплом II степени личной олимпиады XLVI Уральского турнира юных математиков Диплом II степени личной олимпиады XLV Уральского турнира юных математиков Мария Дмитриева, 16 лет Абсолютный победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике 2016 г. Абсолютный победитель V Европейской математической олимпиады для девушек Золотая медаль 15 Китайской математической олимпиады для девушек Серебряная медаль 14 Китайской математической олимпиады для девушек Серебряная медаль 12 международной Жаутыковской олимпиады Серебряная медаль Олимпиады мегаполисов 2016 г. Диплом I степени Белорусской олимпиады школьников Призер Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015 г. Диплом I степени LXXVIII Московской математической олимпиады Специальная премия за решение сложной задачи по комбинаторике LXXIX Московской математической олимпиады Дипломы I степени устной городской геометрической олимпиады 2015 и 2016 гг. Диплом II степени геометрической олимпиады им. И.Ф. Шарыгина Слева направо: Маша, мама Елена, Аня, капитан корабля, Ваня, папа Юрий Лена, одна из самых частых родительских жалоб — ребенку ничего не интересно. Расскажите, пожалуйста, как увлечь ребенка — в частности, математикой? Очень сложно увлечь ребенка тем, чем не увлечен ты сам. У меня, например, не получилось приобщить Машу к музыке, потому что занятия музыкой не доставляли мне никакого удовольствия. А математика — это то, что нам с Машиным папой, который с красным дипломом закончил мехмат и защитился там же, интересно, мы понимаем, что это очень круто, красиво, смело. Математика — это что-то прекрасное и это бесконечный вызов, а каждая новая задача — это преодоление себя. Как у Маши проявился интерес к математике? Вы пытались ее в этом направлении повернуть, показать ей, что здесь интересно, или вы разложили перед ней много разных возможностей, она пробовала то и это и остановилась на математике? Она пробовала разное: учила языки, занималась рисованием и лепкой, и, надо сказать, у нее все получалось. Учительница русского языка считала, что Маше надо заниматься филологией. Но мы решили поменять школу, потому что возник кризис: объединили два класса, и начались сложности, например, появились дети, которые стали срывать уроки. И мы отправились в маткружок во Вторую школу. Маша была очарована и педагогами, и детьми. На тот момент было еще не очевидно, что математика — это наше, но мы решили посмотреть, потому что Маше всегда нравилась математика и хорошо у нее получалась, и буквально за три месяца кружков во Второй школе она совершила существенный рывок. «Надо сделать» нужно прививать Можно ли разложить по процентам составляющие успеха в вашем случае: здесь помогла генетика, здесь — влияние семьи, а вот тут — хорошие учителя и методики? Сложно определить доли, но, безусловно, работало все: и учителя, и родительский вклад — папин в нашем случае, и любимого старшего брата, сына Юрия Ивановича от первого брака, который окончил с красным дипломом мехмат и с отличием — Гарвард. Хотя они не очень часто видятся, его ролевая модель сыграла огромную роль: он умница и замечательный во всех отношениях, поэтому Маша хочет на него походить. А кроме того, когда брат приходит, у них есть замечательные темы для разговоров: вот у нас поля, вот у нас гомоморфизм, а тут такая классная задача! Получается, что детям есть о чем поговорить на равных с взрослыми уважаемыми ими людьми, и в этом тоже есть элемент учебы. А до этого по вечерам были математические сказки: папа приходил к ним вечером в спальню и рассказывал что-то такое. А что именно? Жил-был ежик, и он подарил зайцу два яблока…? Нет, более сложное, но он сочинял это на ходу и сразу забывал. Математика — это занятие не для всех? Мне кажется, для всех, просто, возможно, кому-то повезло с педагогами, кому-то нет, с кем-то начали заниматься очень рано, а кого-то напугали, и возник зажим. Возможно, есть люди с какими-то органическими проблемами, которым очень сложно что-то усвоить, но, наверное, их мало. Вы не верите в это разделение — гуманитарий и математик? Абсолютно нет. Мне кажется, человек либо талантлив во всем, либо нет. Те примеры, которые я наблюдаю в жизни, мне показывают, что либо и то, и другое получается хорошо, либо не получается. Мой папа, например, в выпускном классе выбирал между медициной, журналистикой и инженерным образованием. Выбрал последнее, стал одним из лучших профессионалов в своей области, при этом прекрасно пишет и идеально чувствует людей: у меня нет сомнений, что, выбери он что-то другое, то достиг бы не меньших высот. А трудоспособность — это качество, которое в ребенке можно воспитать. Для меня это очень интересный вопрос, потому что, наблюдая, как процесс обучения в дошколке и начальной школе стал игровым и развлекательным, я, с одной стороны, радуюсь, а с другой — опасаюсь, что дети из-за этого не приучатся к монотонной однообразной работе, которая в будущем неизбежна. Вы не видите такой проблемы? Мне кажется, что огромную роль играет энергетика, излучаемая педагогом, потому что даже достаточно занудные вещи можно сделать увлекательными, веселыми, динамичными, и я знаю учителей, которые умеют превратить скучные с виду примеры в увлекательный квест. Но я считаю, что умение монотонно работать, заниматься рутиной — это важный жизненный навык, без него никуда, и школа его волей-неволей воспитывает. А семья его как-то воспитывает? Да, конечно, ведь в нашей жизни много рутины: чистка зубов по утрам, душ, уборка постели, сборы в школу — это все рутина. Куда без этого? Бывали ли случаи, когда Машу приходилось заставлять что-то делать? В начальной школе — конечно. Речь не о каких-то конкретных предметах, а о том, что ребенок хочет читать, играть, а мама говорит: надо сделать упражнение по русскому. Это тоскливо, но без этого никак, потому что домашнее задание должно быть сделано. Но это было только в начальной школе. Сейчас нагрузка такова, что делать абсолютно все домашние задания идеально и вовремя просто физически невозможно. Маше приходится лавировать, и ей как-то удается это делать, часто вместе с учителями: они помогают понять, на что нужно потратить силы, а что можно оставить в стороне, без чего обойтись. То есть в начальной школе вы сидели с детьми за уроками. А что бы было, если бы вы с ними не сидели? Ваня в первом и втором классе просто не делал бы уроки — он бы играл, читал. Мне кажется, что помощь детям с домашними заданиями очень напоминает обучение ребенка езде на велосипеде: сначала он едет на двухколесном велосипеде с двумя маленькими дополнительными колесиками, потом вы снимаете одно боковое колесо, потом снимаете второе и держите руль, потом бежите рядом, а потом вы его отпускаете. Постепенно мы давали ребенку все больше самостоятельности, но это происходило очень плавно. Думаю, плавность — это залог отсутствия стресса. Это сидение за уроками, когда хочется играть, а надо делать домашнее задание, не вызывает отвращение к урокам? Это семейная установка: это твоя работа, ее надо сделать, у всех есть работа — у папы, у мамы. Я тоже не жажду мыть посуду, пылесосить, но надо, нельзя же оставить грязной кухню, надо убрать. Это может быть не очень весело, но это надо сделать, а когда мы закончим, мы можем заняться чем-то более увлекательным. Понятие «надо сделать» нужно прививать, с ним не рождаются. Юрий и Елена Лена, можно ли достичь результата такого уровня без вовлеченности родителей в процесс учебы? У меня вовлеченность, скорее, организационная. Я же не решаю с ними задачи — просто потому что не могу их решать. Моя функция была в том, чтобы предоставить детям максимум информации, помочь сделать выбор, найти хороших педагогов, организовать режим обучения, обеспечить условия для учебы, возить на кружки. Кроме того, я делала все, для того чтобы детей приняли в эти кружки, чтобы они могли поехать на математические бои. С Ваней это было очень большое усилие, например. Чтобы его взяли на матбои в Казань, а потом в Киров, я поехала единственной сопровождающей с шестью детьми, пятерых из которых я видела впервые в жизни, я за них полностью отвечала. Мне было очень страшно, это был серьезный стресс — ехать с мальчиками, которые высовываются из окна поезда, залезают в электрический счетчик и чего только не делают. Но усилие, безусловно, стоило результата — и Ваня, и его новые друзья получили бесценный опыт: и решения сложных задач, и командной работы. «Как я жила без этой красоты?» Лена, как выглядит Машин день? Стандартный Машин день начинается в 7 утра. Ребенок встает, умывается, завтракает, идет в школу. В школе обычно 7 уроков, из них две математики, физика. И школа, безусловно, дает очень хорошую математическую базу. Затем идут математические кружки — иногда в школе, иногда вне нее, и это обычно до позднего вечера. Время от времени Маша ездит на сборы — это двух-трехнедельные выезды в Подмосковье или в Сочи, и каждый день дети там решают, решают, решают, иногда до 11 вечера. Это такой марафон: иногда бывает полдня выходных, на разных сборах разный режим. Межнаровские сборы (сборы по подготовке к международной олимпиаде. – Ред.) — это двадцать дней, и в середине один день выходной, то есть десять дней дети решают задачи с утра до вечера. Маше это безумно интересно, и она получает удовольствие от самого процесса. В этом году она пошла в Независимый Московский университет заниматься вузовской математикой, и через некоторое время после того, как она начала туда ходить, сказала: «Мама, как я жила без этой красоты?» А как у Маши с нагрузкой и утомляемостью? Маша нашла свой замечательный способ снимать напряжение от тяжелых задач: после олимпиад она обычно смотрит фильмы на английском или французском — видимо, начинают работать какие-то другие доли мозга. Проблемы переутомления нет, но у Маши есть обратный эффект: когда она активно расслабляется, у нее резко портится настроение. Ей скучно просто лежать на пляже с книжкой. Она может себя заставить на день, два, а потом начинает считать часы до возвращения в Москву, когда она поедет в школу «Современная математика» и там, наконец, будет жизнь — и это при том, что на пляже она тоже решает задачи, потому что привезла с собой сборник. Но ей интереснее решать задачи в компании. А как у Маши с другими предметами? Она отличница. Как это получается с учетом сборов по две-три недели, олимпиад и прочего? Школа помогает, всячески идет навстречу: Маше разрешают что-то сдать с отсрочкой, на что-то закрывают глаза, что-то она может совсем не сдавать. Потом, когда олимпиадные дети приходят на школьную контрольную по математике после месячного отсутствия, если они пишут ее на пять — а они, конечно, пишут ее на пять, — их освобождают от домашних заданий: учителю понятно, что проверять школьные знания не имеет особого смысла. Но, конечно, какие-то предметы требовали дополнительных усилий, и Маше пришлось поднапрячься, чтобы досдать биологию и географию. Однако все это было очень по-доброму, хотя меня пугали, что во Второй школе всегда проблема, когда дети уезжают на сборы и олимпиады, потом сложно нагнать. Но я и по Ване вижу, что он легко нагоняет. Маша Кем вы видите Машу в профессиональном плане? Для меня это пока загадка. Я думаю, что у нее может получиться научная работа. Год назад казалось, что вряд ли, но она пошла в НМУ, и ей стало настолько интересно, что я допускаю, что ее увлечет исследовательская деятельность. Вы бы хотели, чтобы она занималась научной работой здесь? В России? Почему нет? Сидеть с компьютером можно где угодно, это же век интернета, открыты границы, работают совместные лаборатории. Машина мечта — пойти по пути старшего брата, в консалтинг, потому что во многом это тоже решение задач, и каждый раз нестандартных. Насколько я понимаю, эта работа требует серьезного интеллектуального напряжения, а это как раз то, что Маша ищет в жизни. И эта работа всегда очень многогранна: постоянно возникают новые задачи из различных областей, требующие самых разных знаний, заставляющие постоянно учиться. Для увлеченных детей условия второстепенны Сталкивалась ли Маша с тем, что ей завидуют? Да — это мы почувствовали еще в начальной школе, причем это больше шло от родителей. Маша выходила из школы, и ей в спину летели реплики: «Вот идет наша звезда». Но она довольно быстро научилась не обращать на это внимания. В нынешней школе все очень по-доброму, все искренне за нее радуются. То есть в ее математической школе у Маши, несмотря на то что она окружена математиками близкого ей уровня, нет этой конкуренции? Нет. Все понимают, что чтобы подняться на эти ступеньки, нужно очень много вкалывать. Не все готовы, да и не всем это нужно. Кто-то занимается музыкой, кто-то французским языком и собирается уехать в Сорбонну, кто-то хочет поступать на биоинженерию и активно занимается биологией… Нет, отношения очень добрые, зависти нет. Не предполагаете ли вы сложностей в связи с тем, что ваши дети находятся, по сути, в очень узком избранном кругу? Да, безусловно, это некий рафинированный круг. Но, с другой стороны, ребенок ездит в общественном транспорте, ездит в самые разные города на математические сборы и соревнования. Не возникает ли у Маши проблем с непривычной едой, условиями? Она постепенно привыкает и сейчас уже считает, что это вторично, хотя условия бывают самыми разными. В Китае, например, душ был на другом этаже, и в нем вообще не было горячей воды, а о туалете и говорить страшно. Местную еду они есть почти не могли — ребенок сбросил несколько килограммов за неделю. Но для этих увлеченных ребят условия второстепенны. Мне рассказывали чудесную историю про Саров. Там был финал Всероса по математике — Маша, правда, не ездила, она была еще маленькая, — дети жили в школе, спали в классах, был ли душ — не знаю, туалетов явно не хватало, но им было там хорошо, потому что в классе, где они спали, была доска, и они могли решать! Для меня бытовой вопрос был изначально очень важен — я трепетно относилась к тому, что будет есть моя девочка, где она будет спать, будет ли ей тепло. Но я поняла, что очень разные условия неизбежны, и если мы идем по этому пути, значит, надо научиться относиться к этому спокойно. Маша считает, что я много переживаю, хотя как не переживать, когда среди ночи из Китая звонит ребенок и говорит: «Мама, мы не можем спать, у нас тут гигантские тараканы!». С младшими детьми мы стали мягче Способствует ли взаимным отношениям ваших детей то, что у них общий интерес — математика, или, наоборот, это развивает конкуренцию между ними? Нет, ни о какой конкуренции речи нет — у них такое количество общих тем для разговоров, и они так поддерживают друг друга на всех этапах. Один приходит с задачами с олимпиады, второй кидается помогать, разбирать, причем иногда даже Ваня помогает Маше. Ваня на турнире Не будет ли Ване и Ане сложно достичь таких же результатов — ведь Маша задала очень высокую планку? Такая проблема была у Вани классе в пятом, он переживал, получится ли у него, но сейчас этого нет: во-первых, стало понятно, что у него получается, а во-вторых, они разные. Ваня, например, с большим интересом занимается физикой. Правда, физика, как утверждает Маша, — это в огромной степени математика, и нигде не занимаясь физикой, кроме как на уроках во Второй школе, не посещая никакие кружки и факультативы, она вышла в финал Всероса по физике. И… не поехала на него, потому что он совпал с олимпиадой по математике в Румынии. Нельзя сказать, что она не физик, потому что физику она знает хорошо, но, выбирая между физикой и математикой, она, конечно, выберет математику, более точную науку. Вы не задумывались о заграничных вузах? Мы думали, но решили, что на данном этапе это не имеет смысла, потому что математический факультет Высшей школы экономики — это очень сильный факультет, там дают прекрасную подготовку. К тому же Маше только 16 лет, она очень домашняя и не хочет никуда уезжать. На сборах и олимпиадах она скучает, звонит: «Мамочка, я хочу быть с тобой». В отличие от Вани, кстати, который, может быть, и скучает, но не стонет. Ваня играет в шахматы А Аня, младшая? Аня никогда еще от меня не уезжала, но мне кажется, она такая же домашняя и привязанная к семье, как Маша, они похожи. А вот Ивану я дозваниваюсь на сборы с одиннадцатого раза, слышу на заднем фоне шум гульбы: «Мама, я тебя почти не слышу, мы играем в «Мафию», у нас «Что? Где? Когда?». Ему некогда. Я считаю, значит, ему там хорошо. Он уезжал из дома на месяц, и ему было нормально. С Ваней и с Аней вы использовали те же методы, что и с Машей? С младшими детьми мы, наверное, стали мягче, особенно с Аней. Аню я больше балую. И тем не менее, для своего возраста они показывают впечатляющие результаты. Про Аню пока сложно говорить, она совсем маленькая. Она участвовала в олимпиадах для малышей, да, выступала достаточно успешно, но впереди у нее настоящая, серьезная проверка: весной она будет поступать во Вторую школу, посмотрим, как она сдаст экзамены, потому что конкурс там, конечно, будет серьезный. Туда идут мотивированные и подготовленные дети, очень высокая конкуренция. Старший сын Юрия Михаил, Маша, Аня и Ваня Лена, чему вас лично учит опыт Машиного, Ваниного, Аниного обучения? В первую очередь тому, что оценки несущественны. И тем не менее, Маша отличница. Она отличница, но это не самоцель — у нее так получается, но мы не ставим такую задачу. Хотя изначально, в первых классах и средней школе, задача перед ней стояла именно такая. Я сама училась на отлично, муж был отличником, все бабушки-дедушки с медалями, как же можно иначе, должны быть все пятерки, четверка — безобразие, тройка — ужас что такое, двоек мы не знали. А сейчас я заглядываю в электронный журнал, дай Бог, раз в месяц. То есть Ванина и Анина начальная школа шли уже не под этим лозунгом? Нет, этого уже совершенно не было, хотя Ваня учился очень хорошо, и Аня была отличницей, но это вообще не было критерием успешности. А что для вас критерий? То, как ребенок работает, с каким настроением он за уроки садится, как у него получается. А что за это поставили — несущественно. Какие еще накопились интересные выводы, помимо неважности отметок? Нужно внимательно смотреть на ребенка и понимать, когда надо отступить. Надо научиться быть гибким. Не нужно грузить ребенка по плану. Перед нами стоят некие задачи, но если я вижу, что не до того, ну и ладно. Иногда нужно расслабляться и пускать все на самотек — но до определенного предела, конечно. Если научиться балансировать, то все наверняка получится. Ксения Кнорре Дмитриева