Читайте также: О профессиональной ориентации и многом другом Выбирая учебное заведение, подростки и их родители в первую очередь должны думать не о том, куда поступать. Главный вопрос, на который нужно искать ответ: «Чего я хочу от жизни, и каковы лучшие варианты, позволяющие это получить?» Данная постановка вопроса дает простор для выбора лучших вариантов, и, только ответив на него, можно искать учебное заведение. К тому же, их много – как колледжей, так и вузов. И среди них есть много хороших заведений, часто не уступающих по качеству преподавания ведущим колледжам и вузам страны. Процесс принятия решения протекает в четыре этапа: — необходимость выбирать; — анализировать варианты; — сделать выбор; — жить с этим выбором. Но на каждом этапе мы сталкиваемся с препятствиями. — Нам необходимо выбирать, но иногда мы сами устанавливаем узкие рамки, из-за которых некоторые варианты даже не рассматриваются. Мы врачи в третьем поколении, в какой технический вуз ты собрался? Только медицинский, потом спасибо скажешь. — Мы анализируем разные варианты, но на многое мы смотрим предвзято и поэтому выбираем только ту информацию, которая подтверждает нашу точку зрения. Да знаю я, знаю, что это хорошая профессия, но в нашем городе такого производства никогда не будет, значит, мой сын по окончании вуза уедет от меня, у него будет своя жизнь, и он не будет нуждаться во мне. Вот этого я никогда не допущу, пусть идет учиться, куда я скажу, стерпится-слюбится, я мать, я лучше знаю. — Под воздействием эмоций мы можем сделать неверный выбор. Когда возникает необходимость принять решение, особенно если давалось оно нелегко, наши чувства бурлят, мы прокручиваем в голове различные аргументы, мы неоднократно меняем свое мнение. В таких случаях лучше взять небольшой тайм-аут и составить таблицу «плюсов-минусов». — Затем мы живем с нашим выбором, но часто бываем слишком самоуверенными по поводу того, как ситуация сложится в будущем. Большая часть жизни взрослого человека проходит достаточно рутинно, на автопилоте, мы не замечаем этого, но ежедневно выполняем очень маленький процент дел обдуманно и осознанно. Это не хорошо и не плохо, просто данность, но в этой жизни бывают повороты, решающие в конечном итоге, где мы окажемся. Выбор профессии вместе с ребенком является именно таким поворотом, и, чтобы благополучно миновать его, вырулив на хорошую дорогу, нужно знать, как нейтрализовать вышеуказанные препятствия. Выбирая профессию, нужно максимально расширить количество рассматриваемых вариантов, руководствуясь вопросом: «А я могу сделать и это?». Не или/или, а именно и. Мы уже говорили о том, что мир профессий насчитывает более 5000 наименований. Так почему мы соглашаемся с тем, что «Подруге нравится, и я за компанию». Ей-то, может, и нравится, а, может, мама с папой настояли, а причем здесь наш ребенок? С появлением Интернета знакомство даже с 1% профессий позволяет сильно расширить поле выбора. Анализируя разные варианты, можно: — пообщаться с психологом (увы, такая возможность существует пока не везде); — преподавателем, хорошо знающим вашего ребенка; — познакомиться со специалистами в той или иной профессии, чтобы подросток мог услышать их рассказ о своей деятельности. Во времена СССР к нам в школу несколько раз в год, начиная с 7 класса, приглашали разных специалистов, они рассказывали, в чем суть их профессии, ее плюсы и минусы. Кажется, сегодня такое не практикуется, по крайней мере, пока учились в школе мои дети, таких встреч не было. Чтобы нейтрализовать эмоции, возникающие в процессе обсуждения и принятия решения, необходимо немного дистанцироваться. Это поможет сделать правильный выбор. Порой достаточно задать себе вопрос: «А чтобы я посоветовала, если бы это был не мой ребенок?», или «А как бы поступила в этой ситуации бабушка (мама)?». Моей мамы нет на свете более 15 лет, все недопонимания, обиды умерли в тот момент, когда застучал молоток, забивающий крышку гроба, и с тех пор я многие решения пропускаю через вопрос: «А что сказала бы мама?». Эмоции отходят на второй план, а на первый выходит решение, которое в данной ситуации является единственно верным. И последнее – нужно быть готовым к возможной ошибке. Наше будущее имеет поразительную способность удивлять, и невозможно увидеть то, о чем мы пока даже не догадываемся. 1 января 1962 г., музыкальная группа из четырех молодых людей под названием «Битлз» была приглашена на прослушивание в Лондон, на одну из самых крупных звукозаписывающих компаний Decca Records. Джон Леннон вспоминал: «Мы были в восторге, это же Decca!» В течение часа они сыграли пятнадцать разных песен, в основном каверы. «Битлз» и их менеджер Брайан Эпштейн надеялись получить контракт и с тревогой ждали реакции. И она не замедлила появиться: Decca решила их не записывать. Известный охотник за талантами Decca Records, Дик Роу, в письме менеджеру группы так объяснил решение компании: «Нам не понравилось, как звучат ваши мальчики. Группы уже не популярны, особенно группы с гитарами из четырех человек, их время проходит». До 1963 г оставался год. Я уверена, что Дик Роу очень бы хотел вернуть 1 января 1962 г. и свои слова обратно.