Последние дни на портале много говорят о патриархате, некоторые сожалеют о том, что он остался в далеком прошлом, а вот когда все было «как надо», то и не было никаких проблем в семьях, как сейчас, разводов не было и все было замечательно. Существуют три вида семей: патриархального типа, в которых главенство отдано мужчине, матриархатного типа, в которых главенствует жена, и демократического типа, при котором супруги равноправно руководят делами семьи. Патриархат – это Богом установленная иерархия. Господь отдал главенство мужчине. Мужчина решал все семейные вопросы: где будет семья жить, сколько скотины держать, что надо продать или купить и по какой цене. Такие примеры мы видим и в Библии: решение всех определяющих вопросов возлагалось на мужчин, а женщины вроде как ничего и не делали, разве что поесть готовили. Нам, христианам, было дано еще более конкретное указание: жена да убоится мужа своего (Еф 5:33). И даже русское слово «замуж» сложено из двух слов: за и муж. То есть женщина выходит за муж, а не перед муж. Муж должен создавать жене условия, при которых она чувствовала бы себя за мужем, как, простите за банальность, за каменной стеной. Все правильно – женщина слабее физически, эмоции хлещут через край, ее проще обидеть, она то беременна, то кормит, она нуждается в защите. Но стоит ли идеализировать патриархальные отношения в том виде, в каком они имели место в дореволюционной России? Насколько радужной была жизнь женщин, полностью подчиненных мужчинам? Да, все не так просто, как выясняется. Испорченная человеческая природа сделала свое дело. Главенство и физическое превосходство позволило мужчинам относиться к женщинам как к недочеловекам, как к недалеким неполноценным существам, только и способным производить на свет новых человечков. Чего уж там кривить душой, достаточно вспомнить старинные русские поговорки на этот счет: Курица не птица, баба не человек У бабы волос долог, а ум короток Баба с возу – кобыле легче Бабью работу не видать Бабе дорога – от печи до порога Бабе хоть кол на голове теши От нашего ребра не ждать добра У бабы да у пьяного слезы дешевы Кстати, еще Дарвин говорил, что на женщине эволюция остановилась. Старинный уклад в русской семье тоже был весьма печален для женщины. Во-первых, молодая жена приходила, как правило, в дом к свекрам. Не к мужу, а к свекрам, и в гораздо большей степени была подчинена не мужу, а его родителям. И была там самым бесправным человеком. В старину избы и терема делились на мужскую и женскую половины. Мужчинами командовал старший дееспособный мужчина, женщинами – старшая дееспособная женщина. Обычно свекровь, но могла быть и старшая невестка или старшая сестра мужа. Старшуха (большуха) определяла фронт работ для всех женщин на текущий день. Ослушание было равносильно святотатству. Если женщина не справлялась с дневной нормой труда, ее и ее детей могли урезать в пище. Никаких «погулять» и «отдохнуть»: праздно шатающаяся женщина — позор для всей семьи. Выйти в хоровод с молодежью дозволялось молодухам – женщинам, недавно вышедшим замуж и еще не успевшим родить. И то она должна была отпроситься сначала у свекра, потом у свекрови, потому у мужа. Если хоть один человек из них высказывал несогласие – о гулянии можно было забыть. В средние века замужним женщинам без разрешения запрещалось покидать терем, почему их часто называли теремными затворницами. Даже жены князей за редким исключением фактически были всего лишь прислужницами у своих мужей. Позднее женщина должна была спрашивать разрешения у мужа покинуть пределы своего двора. Мужу дозволялось бить жену, если она плохо выполняла свою домашнюю работу или, не приведи Господи, пошла «на сторону». Долгое время женщины не имели права владеть никаким имуществом, и даже овдовев, они были вынуждены оставаться в семье родителей мужа ради своей доли в земельном пае. Позднее за молодоженами немедленно после свадьбы стал закрепляться кусок земли, выделяемый из владений свекров, а по вдовстве женщина становилась собственницей этого участка. Ни о какой общественной деятельности для женщины не могло быть и речи. Женщины были значительно ограничены в правах и свободах, законодательно только в 1912 году права женщин на наследование имущества были уравнены, и то не до конца, с правами мужчин. Непосредственно до революции 17 года при наследовании земельного участка женщина получала долю в 7 раз меньшую, чем мужчина. Имущественные права женщины определялись ее вкладом в общее крестьянское хозяйство. Овдовев, женщина сразу опускалась на самую низшую иерархическую ступень, что, естественно, накладывало отпечаток и на отношение к ней других членов семьи, и на ее благополучие: ей приходилось терпеть попреки ее вдовством, по традиции тех времен, она последней опускала ложку в общую миску, следовательно, получала худший кусок, как и ее дети. Несмотря на то, что она работала в прежнем объеме, а то и побольше, она все равно в глазах семьи была дармоедкой, поскольку не могла выполнять работу за своего мужа, которую теперь были вынуждены выполнять другие мужчины семьи. Полное право на имущество умершего мужа получала только вдова, имеющая выросших, работающих сыновей. Наличие взрослых дочерей такого права вдовам не давало. В крестьянских семьях на жену смотрели как на собственность мужа, в глазах мужа женщина была чем-то вроде коровы. Это породило чудовищные перекосы, муж мог сделать с женой что угодно, обходиться как угодно – она все была обязана терпеть. Немало случаев, когда мужья забивали жен до смерти. Развод по инициативе женщины был возможен только при согласии мужа. Если муж настаивал на совместном проживании, то никакая его жестокость по отношению к жене не считалась поводом для расторжения брака. Продолжать можно бесконечно. И я думаю, что ни одна здравомыслящая женщина не захочет возвращаться в такой кошмар. Мужчинам, с тоской вспоминающим прошедшие века, необходимопомнить о том, что правильный патриархат невозможен без выполнения ими, мужчинами, первого условия: любить своих жен. «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5; 33) Мужчинам необходимо понять, что женщина – живой человек, который переживает за судьбу своих детей, болеет, страдает, хочет защиты и любви. Слушаться мужчину женщина станет тогда, когда увидит, что на мужа можно положиться, что он не побежит за первой встречной юбкой, не пропьет домашнее имущество, обеспечит семью финансами, что он ценит и любит ее, а не считает безмозглой курицей. Идеализирование нашего дореволюционного уклада семьи – большая ошибка. Нет, и при патриархате не было всетак замечательно, как расписывают. Вспомните классическую русскую литературу, Лескова «Соборный бунт» и «Тупейный художник», «Капитанскую дочку» Пушкина, стихи Некрасова: Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Эти же строки не на пустом месте родились! Мне бы очень хотелось бы услышать от сторонников патриархата образца 1913 года: а вы хотели бы, чтобы ваши дочери были такими же бесправными и без гроша за душой? И тем более странно слышать рассуждения, что, мол, до революции была святая Русь, и народ был святой, и не грешили. Неправда. Было все — и блуд, и насилие, и убийство, и извращение, причем во всех слоях общества. Поэт Василий Андреевич Жуковский был рожден от турчанки Сальхи, которую отец поэта держал в наложницах. Дворянин Лев Измайлов держал при себе гарем из нескольких десятков молодых женщин. Надоевших выдавал замуж и пополнял состав похищенными девочками-подростками. Предок Пушкина Ганнибал, по словам самого поэта, приказывал собирать в своем доме молодых крестьянских девушек и заставлял их танцевать обнаженными. Феминизм – это протест против такого безобразного отношения к женщинам, которое, кроме как скотским, не назовешь. На фоне всего этого и с учетом умостроений современных мужчин весьма странно выглядит предложение наделить мужчин единоличным правом владения землей. А что сделает любой современный мужик с куском земли? Продаст и пропьет. В лучшем случае купит себе машину. В наше время существование патриархата возможно только при условии уважения к женщине и отношение к ней как к полноправному члену и семьи, и общества. Сейчас патриархат должен основываться не на имущественном неравноправии полов, а на правильных отношениях. Ведь и изначально патриархат не подразумевал ограничение женщины в правах и свободах, более того, Писание подчеркивает равноправие женщины. Тот наш патриархат, о котором так мечтательно говорят православные мужчины и некоторые женщины – это уродливое явление, совершенно далекое от христианства. Истинная христианская семья должна строиться на любви и уважении, а не на унижении и ограничении кого-то из супругов. Правильный патриархат должен поставить женщину не в зависимость от мужа, который, как известно, не святой и может порядком дров наломать, а в положение защищенной и обеспеченной мужчиной жены и матери его детей, чтобы она не металось между двумя работами, домом, мужем и детьми.