Искусство признает себя как главное и говорит:
я указываю человеку красоту,
а что может быть выше и совершеннее красоты, —
видящий меня, не видит греха.
(Казимир Малевич. Бог не скинут. 1921).

Итак, сегодня говорим о Малевиче. Да, о том самом Казимире Севериновиче Малевиче, авторе «супрематических квадратов». О человеке, которого трижды не принимали в художественное училище и который стал потом классиком отечественного авангарда, натурфилософе, который пытался силой искусства преодолеть природное тление и выйти в некое четвёртое измерение – хотя и сам, пожалуй, не понял, куда; великом мистификаторе, под половиной картин которого авторской рукой поставлена дата, не имеющая ничего общего с подлинным временем их создания, и вымышленная творческая биография которого, буквально созданная автором специально к выставке 1929 года, до сих пор имеет хождение в рядах специалистов наряду с подлинной.

Но сначала – маленькое лирическое отступление, как говорилось у драматургов Просвещения, пролог к читателю. Основная вообще идея, которую мне хотелось бы сделать лейтмотивом этих заметок, — необходимость понять. Можно любить или не любить то или иное произведение, можно даже его принимать или не принимать – поверьте, не всё, о чём я пишу здесь, висит у меня дома на стенке или лежит в любимых альбомах. Но вот позиция, когда отношение к искусству сводится к ярлыкам вроде «Малевич – святотатец» или «что курил Дали, когда писал это» (а хоть бы и курил) – кажется мне не то, что неприемлемой – непродуктивной. У каждого из нас есть свои художественные предпочтения, произведения, которые нам понятны и почему-либо близки. Однако это не повод объявлять всё остальное искусство «неправильным». Во-первых, искусство – это такая штука, которое правильным или неправильным быть не может – оно может быть другим, построенным на неблизких для нас идеях или эстетических принципах. А, во-вторых, выяснение подобных отношений с картинами и скульптурами – это даже не категоричное требование, сходу предъявленное другому человеку: «стань таким, как я хочу». Результат подобного общения предсказуем… Ну да, хватит об этом.

Говоря о супрематизме Малевича, в пример часто приводят картины из его «второго крестьянского» периода, и тогда получается, что весь смысл основанного художником направления состоит в преодолении индивидуальности, в выделении главного. В таком случае, его «жнецы», «спортсмены» и крестьяне оказываются словно бы прообразами героев-масок соцреализма, что наводнят живопись и скульптуру десятилетием позже.

И даже в этом случае стремление художника уйти в своих полотнах от индивидуального, выделить в человеке нечто supreme – высшее и главное, что превращает его изображение почти что в детский рисунок – руки-ноги-голова, «палка-палка-огуречик» — кажется пугающе-пророческим. Пока цвета в этом мире яркие и настроение радужно, но далеко ли до времени, когда прозвучит решительная фраза: «Незаменимых у нас нет».

Впрочем, некоторые исследователи отмечают и зловещие тона и сложную динамику «Головы крестьянина», сочетающую беспокойство разнонаправленных цветных полос с неким монотонным ритмом повторяющихся почти одинаковых фигур на заднем плане. Так что, можно почти с уверенностью сказать, что настроение, которое художник «чувствовал в воздухе», было сложным.

Впрочем, верно и то, что возвращение к контурам человеческих фигур было своеобразным возвратом художника к конкретике,  творческим компромиссом по сравнению с абстракциями второй половины 1910-х годов. Так что говорить-то я хотела не о спортсменах, а о знаменитых малевичевских «квадратах». И, в первую очередь, — о чёрном.

Для начала скажу, что произведение это, ставшее для людей, не понимающих его сложности, неиссякаемой темой анекдотов, не так просто. «Супрематический четырёхугольник» преследовал своего создателя всю его творческую жизнь – ведь, помимо первоначального варианта, датированного 1913, но написанного, судя по всему, летом-осенью 1915 года, существуют ещё три авторские копии 1920-х годов. Впервые же образ чёрного квадрата появился в декорациях к опере М. В. Матюшина «Победа над солнцем», над которыми Малевич работал в 1913 году.

Странное сочинение Матюшина, написанное нарочитой алогичной заумью (пролог к опере писал знаменитый Велимир Хлебников), находилось вполне в мейнстриме творческих поисков футуристов начала XX века, в своих произведениях по-своему реагировавших на культурный кризис того времени и стремившихся отыскать новый художественный язык, не связанный рамками логики и традиционной эстетики. Сам М.В.Матюшин о замысле оперы писал:  «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием. Вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».

Тогда же, по-видимому, у Малевича возникла идея применить тот же принцип к живописи, по возможности максимально освободив её от конкретного образа. Позже, в своей брошюре «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич напишет: «Художник освободился от всех идей, образов и представлений и проистекающих от них предметов. Такова философия супрематизма, выводящая искусство к самому себе. Беспредметность Искусства есть Искусство чистых ощущений, это есть молоко без бутылки, живущее само по себе в своем виде, и оно не зависит от формы бутылки, которая вовсе не выражает его сути и вкусовых ощущений». Таким образом, в «Чёрном квадрате» публика впервые столкнулась со «сверхреальным» — супрематическим миром картин Малевича, в котором образ, до конца логически осмысленный автором, отсутствовал, а главными действующими силами оказывались форма, динамика и цвет.

Кстати, о форме. При ближайшем рассмотрении оказывается, что «квадрат» на деле не столь уж и квадратен. Женщинам хорошо известен постулат «чёрное – стройнит», основанный на том оптическом эффекте, что тёмные предметы в средней части кажутся уже и тоньше. Вот с ним-то художник целенаправленно боролся, делая края своего объекта выпуклыми, а углы – непрямыми. То есть, визуальная «квадратность», придававшая образу однозначность и лаконичность, была для него гораздо важнее реальной. Не случаен и непрост, по-видимому, и чёрный цвет объекта, так как со временем кракелюры на поверхности картины позволили увидеть глубинные цветные слои – следы более ранних художественных решений.

Обычно произведение искусства представляет собой гармоничное сочетание формы и содержания, однако у Малевича это равновесие оказалось нарушенным. Бедность, лаконичность формы созданного им артефакта неминуемо привела к тому, что он подразумевал большое сложное содержание, которое, к тому же, осознавалось художником в большей степени интуитивно. Поэтому письма Малевича конца 1910-х и его манифесты и трактаты 1020-х годов оказываются наполнены многочисленными толкованиями квадрата и шире – авторского понимания природы искусства. Так возникает своеобразная теория художника о мировой дисгармонии, которую человек пытается преодолеть, то совершенствуя себя духовными поисками, то пытаясь перестроить общество и мир вокруг с помощью достижений науки, но которую способен преодолеть только художник, силой творческой интуиции выйдя за рамки обыденности к новой высшей гармонии.

Чем же является в итоге «Чёрный квадрат» — самой экономной формой, позволяющей художнику сберечь энергию для рывка в некое метапространство за рамки окружающего мира; этапом развития мира и человека, зафиксированным в рамках т.н. «супрематической триады» — трёх разноцветных квадратов, из которых каждый символизировал определённое состояние (чёрный – экономию, красный – революцию и белый – действие в чистом виде), или же просто окно в мир неведомого, —  похоже, до конца не определился и сам Малевич. И вот здесь, на мой взгляд, наступает время обратиться ещё к одному из базовых принципов искусства, которое отнюдь не заканчивается с последним мазком или последним движением резца художника, но всегда подразумевает активное сотворчество зрителя в восприятии. Иными словами, если образ на картине многозначен, а авторские объяснения по его поводу туманны, зритель имеет право, уважая художника, тем не менее, возвысить голос и сказать: «А я понимаю и трактую так!».

Итак, чем же является для меня «Чёрный квадрат» Малевича? Что обеспечило этой несложной форме такую популярность и знаковость в искусстве XX века? На мой взгляд, квадрат, с его подчёркнуто рукотворной формой (которая, в отличие от круга в чистом виде в природе не встречается) – это – ни много ни мало – своеобразный символ человеческого творчества. При этом поступок автора, создавшего своё произведение что называется «из головы», безо всякой опоры на видимую реальность, можно уподобить, пожалуй, поступку древнего человека, которому вообще впервые пришло в голову взять краски и нарисовать нечто на стене пещеры.

Но, честно говоря, больше всех других работ Малевича я люблю квадрат белый. Для меня он подобен минимальной мере искусства – тому, что Борис Пастернак называл «апеллесовой чертой». Вот он, почти бестелесный, словно бы парит на более плотном желтоватом фоне холста; растаял – и нет совсем.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Марина

Не признаю Малевича. Пародия на искусство. Якобы его работы заставляют думать и размышлять. О чем только, вопрос…

La_gata

А Вы его манифесты читали? Редкий случай, когда художник оставил размышления не только в красках, но и в словах. Эпатажен, да, но…

Любовь

На мой взгляд Малевич — это как "платье голого короля". То бишь, если я не вижу смысла в этих "картинах", то я не способна понять их глубокое содержание. Кстати, Дали я уважаю. Там есть форма, цвет, настроение. А у Малевича я их не нашла, даже прочитав статью.
На мой взгляд, живопись — это то, что должно будить чувство прекрасного. Вспомните хотя бы Васнецова с его сказками, Шишкина с великолепными пейзажами русской природы, или же "девочку с персиками" Серова.
А "квадрат" наводит меня на мысль, что Малевич не умеет рисовать.

La_gata

Ну, не умеет вряд ли.) У него есть ряд ранних работ, "первого крестьянского периода",своеобразных, но слегка похожих по манере на импрессионизм.

з1з1з1

Точно, С. Дали — рулит!

Ольга

Мунк, Брейгель,Перов и даже Дали никак не вызывают чувство прекрасного. Любой памятник надо ставить в свое время и в свое место . Могло ли быть другим искусство России начала 20 века?

Анастасия

Любовь, согласна с Вами. Даже после этой статьи статьи мнение не изменилось. У меня один родственник тоже любил мазню рисовать и что-то свое в ней видеть и тешиться этим. Я тоже пыталась "что-то увидеть", пока не познакомилась с его попытками написать портреты, пейзажи и т.п. — он просто не умел этого делать, все получалось вкривь и вкось. Поэтому и переключился на махание кисточкой "туда, не знаю куда о том, не знаю о чем". Когда он увидел, что никто не испытывает эстетических восторгов в отношении его "творчества", успокоился и больше не занимается не своим делом.

Dusineya

Насколько мне известно, "Черный квадрат" выставлялся на футуристической выставке как икона, повешенным в "красный угол". Что вы думаете по этому поводу?

La_gata

"Супрематический четырёхугольник" впервые выставлялся в 1916-17 годах на выставке "0.10", где был повешен на углу зала, противоположном от входа. Место это выбирал Малевич, однако какие-либо его комментарии по поводу именно такого выбора мне не встретились. Сравнение "Чёрного квадрата" с иконой принадлежит Александру Бенуа, который написал рецензию на выставку "0.10". Разгромную.

Dusineya

Ну, допустим, комментарии не встретились. Но хотелось бы услышать(увидеть) именно Ваше мнение, а не фактологию.

La_gata

Мнение о чём? Поскольку сам Малевич не называл "Квадрат" иконой, то и я этого утверждать не могу. Из его трактата (цитата из которого в эпиграфе) я могу сделать вывод, что у него вообще было своеобразное понимание природы искусства. Видимый, зримый, предметный мир (в письмах к Матюшину Малевич называл его "зелёный и животный" представлялся ему вообще чем-то ненадёжным — с одной стороны, подверженным тлению, с другой — потонувшим во множестве частных восприятий и мнений. И только искусство казалось ему способным выйти из плена предметов в какое-то принципиально иное измерение, лишённое плена образа. Честно говоря, сомневаюсь, что икона, задача которой как раз… Читать далее »

Dusineya

Если "Черный квадрат" — это чистейший, дистиллированный супрематизм, выводящий за грань зримого мира, то зачем же сам художник втолкнул его в образ явный, читающийся? Может, это такая Малевичевская ирония?
Дарья, вы только не думайте, что я с подвохом вопросы задаю, но тут интересно именно Ваше мнение. Потому что я бы вообще писать о Малевиче не стала, мне он не интересен, а Вы — стали, написали большую статью, элементарно изучили вопрос так, как я его не изучала. Поэтому я вопросы и пишу)

La_gata

Я не усматриваю никаких подвохов, что Вы? Вопрос действительно интересный. Вытолкнул, потому что а как иначе? Пока мы в этом мире, мы иные миры, кроме как по рефлексам, вытолкнутым в этот мир воспринимать не можем. Только я вот тут задумалась, кто кого куда толкал. Судя по супрематам спортсменов и футболиста, отталкивался-то Малевич от предметов нашего мира (другое дело, что запутал критиков "супрематами, значение которых художнику неизвестно"). Но, судя по "супрематическому гробу" и ещё по вот этому отрывку из письма Матюшину (стиль, конечно, своеобразный): "Преображая мир, я иду к своему преображению, и, может быть, в последний день моего переустройства я перейду… Читать далее »

Dusineya

хм. Ну, в известном смысле, автопортрет, конечно.
как вариант: Малевич понимал, что делает, вешая свой "Квадрат" как икону. только он шел от нашего мира в мир голых идей, чистого супрематизма, а икона — это окно из того мира в этот. так и получилась икона наоборот, задник, если хотите. Не уверена, правда, что мир идей Малевича тождественнен миру горнему.

Juliana

АнтииконаИкона наоборот.

La_gata

Вот не уверена всё-таки, что икона. И мир, нет, не горний, что-то другое. Что-то отдалённо напоминает мир эйдосов Платона. Главное, Малевич сам себе противоречит иногда — то заявляет, что гармония искусства возможна только если не применять там ничего старого и привычного, а то тащит туда вполне земные вещи — "история авиации и покорения космоса, история искусств, создавших этих покорителей". Непонятно, Но это не штурм мира горнего, однозначно, и потому — не икона.

з1з1з1

Профессор МДА Осипов А. И. выразился жестче, что-то вроде "Чёрный квадрат Малевича как символ сатанизма", в этой лекции о культуре и искусстве http://odivizion.ru/a-i-osipov-o-kulture-i-iskuss
Люблю изобр. искусство, но в случае с Малевичем — мне близка точка зрения Осипова. И мой учитель из худ. школы, которого очень уважаю, отзывался о Квадрате как о подделке под искусство.

La_gata

Ну, это одно из мнений. Кроме того, Алексей Ильич, при всём моём к нему уважении, не искусствовед.
Как вариант ещё одного мнения — тоже не искусствоведа — могу напомнить статью К.С.Льюиса "Христианство и культура".
Да, в начале XX века было много странных нецерковных духовных искателей — Малевич, Андрей Платонов, Александр Грин. Да, теории их странны, а итоги поисков часто печальны. Но — лучше ли было бы, если бы их не было вообще?

Dusineya

"Но — лучше ли было бы, если бы их не было вообще?" — вопрос хоть и риторический, но по сути — о ценностной ориентации.

La_gata

Вопрос о качестве исканий начала XX века. Это был кризис европейской культуры, несомненно. И начались поиски каких-то самостоятельных духовных путей, и лишь самые бездарные из них вылились в политику. А дальше — много вопросов — и о том, что лишь трактовка всего происходившего именно как духовных поисков даст нам адекватное понимание этого времени. И о том, что ценнее — живое стремление к истине или стремление "правильное". Вот тут я бы с приговорами конкретным художникам не торопилась. Во-первых, оно как бы и за пределами предмета искусства, а, во-вторых, Господь уж без нас как-нибудь разберётся.

5julia68

по поводу литературы у него тоже есть моменты, которые никак нельзя принять. взять Гарри Поттера или волшебные сказки. резко отрицательное к ним отношение.

La_gata

А икона Спаса-Вседержителя, за основу которой взят Зевс-Пантократор Вас не смущает? Успех Гарри Поттера построен на тупом пиаре, и протестов там, на мой взгляд, было гораздо больше, чем стоило. А сказки — имеют ровно тот смысл, который мы в них вкладываем. Не хотите актуализировать мифологический пласт — ну, так и не стоит.

5julia68

икона Спаса меня не смущает, она вызывает у меня высокие чувства, относящиеся к разряду духовно-интимных, о которых не говорят публично. Успех Гарри Поттера в том, что это гениальная проповедь Евангелия. нравится лично Вам это или нет. в этом вопросе я на стороне многоуважаемого диакона Андрея Кураева. он глубоко заглянул в это произведение.

Nika

имхо, о. Андрею еще 20 лет назад нравилось провоцировать публику, в те времена было модно спорить о том, можно ли читать Мастера и Маргариту.
Теперь адвокатами поттериане оба с Першиным. Дай о. Андрею волю он Карлсона опишет, что одная мать не узнает
Если Клайв Льюис, действительно, христианский писатель, то Роулинг та же "дарья донцова" для подростков. Зело плодовита, раскручена, если потратить столько же на рекламу другого автора, эффект будет не меньше

5julia68

моя голова , вроде, не соломой набита, подумать, что к чему,тоже способна)

Cordelia1981

Nika, я прочла Гарри Поттера в 30 лет запоем за 2 недели, мне очень понравилось. Сходства с Донцовой не заметила 🙂 К слову сказать, никакие другие сказочно-фантазийные книжки меня так не трогали со времен того же Льюиса и Толкиена. И темы Роулинг поднимает очень серьезные, я тут даже в свое время маленькую заметку публиковала на Матронах по этому поводу. Зря Вы так, с плеча 🙂

Juliana

Вы действительно считаете,что в сказках читаются только субъективные смыслы("те,которые мы в них вкладываем")?
Существуют общие базовые понятия добра и зла,которые ассоциируются с теми или иными образами(хотя бы в пределах одного народа).Зло-это зло.Добро — это добро.В сказках эти понятия(говоря обобщённо)-рельефны,не субъективны.Они воспринимаются большинством людей одной культурной общности одинаково.

Juliana

Икона Спаса. Говоря ,что"за основу взят Зевс-Пантократор",Вы имеете в виду,наверное,какие-то внешние приёмы:композицию изображения,ещё что-то(я не специалист). Но иконописец,создавая её имел в виду всё же первообраз-Христа.Важен-результат.Это икона Христа.
Какой первообраз"Чёрного квадрата",занявшего место в красном углу художника?
Восприятие его-чёрная дыра,сгусток тьмы "на месте святе". Антиискусство.
Возможно,впрочем,таким и был замысел.Но каков первообраз этого "образа"?(в духовном смысле).
Как Вы считаете(если не согласны с трактовкой богослова Осипова)?
Хотя,возможно,речь и не об этом.А просто о "чистом"искусстве,не связанном с духовным опытом…
Если верно то,что "дух творит себе формы",то какой дух нашёл эту форму антииконы?
(Это всё только вопросы)

La_gata

Юль, Вы исходите из идеи антииконы как данности. Но то, что имелась в виду икона, никто не доказал вообще.
Я так, когда закончила статью уже, вспомнила, что у Лема был, кажется, рассказ про то, как пару людей занесло в какое-то измерение, и казались они там себе двумя прямоугольниками, а ребёнок — сиреневой пирамидкой. Не знаю, знал ли Лем творчество Малевича, хотя — почему нет. Тем более, земляки.

Nika

это был Бредбери, и не людей занесло, а ребенок родился в другое измерение )) "Голубая пирамидка"
а на ним склонялись два белых пахнущих куба

Dusineya

По-моему, не Лем, а Бредберри. Занесло туда новорожденного ребенка, а родители сознательно стали синими параллелипипедами.

La_gata

Белым четырёхгранником и белыи цилиндром.))) Бредбери. "И всё-таки наш". Нашла.

Dusineya

совместными усилями установили истину!)))

La_gata

И, да, говоря, "за основу взят Зевс-Пантократор", я имею в виду конкретную скульптуру, форму. Но, имейте в виду, таких переосмысленных, переприспособленных и получивших новое содержание форм — очень много. Так что мож и квадрат сразу не выкидывать — вдруг сгодится.)

La_gata

Ох, не будите во мне литературоведа. Сказки — это европейские мифы, потерявшие со временем своё первоначальное значение и отчаянно приспосабливаемые рассказчиками к новым реалиям. Иными словами, с точки зрения истории, там есть ряд разновременных напластований, иные из которых плохо уже прочитываются, а иные — довольно странно смотрятся в сочетании. Изо всего этого винегрета Вы вольны актуализировать тот пласт, который кажется Вам наиболее ценным. Иными словами, с точки зрения истории фольклора, "Кот в сапогах" может быть прочитан и как миф о домашнем тотеме времён распада минората, каковым он, по-видимому, изначально являлся, и как история о награде за доброту. Выбирайте.

Juliana

Спасибо за ответ!
Но я,конечно, не об истории, а просто о некоторых закономерностях восприятия.
Читая сказки,мы обычно не задаёмся темой исследования исторических пластов.Они -как наглядное пособие или притча.Всё о том же-о добре и зле.
:)но всё равно- спасибо.
Чем дальше ситаю Ваши пояснения,тем интереснее узнавать Ваш образ мыслей.
Ещё раз спасибо.

Juliana

Да-да.Полностью согласна.Хотя бы по первоначальной же реакции нормального человека на это изображение.Несомненный подтекст.

Juliana

(ответ выше-для з1з1з1)

Оля

я очень любила творчество Малевича до того как узнала в его взглядах, вот эта его фраза (жаль не нашла точной цитаты) что лучшее произведение искусства это то, в котором нет Бога
тут есть какая-то тонкая грань между свободой выражения и полным падением

La_gata

Вы не могли бы найти точную цитату, всё-таки? Пожалуйста.

Оля

я не нашла точную цитату, возможно что это и не была цитата, а просто чье-то мнение по поводу того к чему он стремился, сформированное из подобных высказываний: "Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка." а вообще я лично пришла к такому выводу что Малевич не черный не белый, не плохой не хороший, а просто человек, но очень талантливый человек, который искал и выбирал между добром и злом. Я нашла у него и такие цитаты "Покой есть единственная необходимость человека", " Мы не можем победить природу, ибо человек — природа." Кто его знает, этого Малевича)) действительно… Читать далее »

La_gata

Да, у Малевича своеобразный стиль — эпатажный. Плюс русским языком он владел не вполне. Сложно его понять, да.

Olha

да, Бог ему судья)
но вот мне, как архитектору очень нравятся его супрематические композиции, очень гармоничные и красивые

5julia68

Дарья, неискушенному человеку для понимания идеи Черного квадрата нужно,как минимум, прочитать Вашу статью. я прочитала, но это не приблизило меня к нему. а вот 2 строчки о Белом-да. Я его приняла. Спасибо.

La_gata

Спасибо, что задумались.)

Оля

Но такие картины в своем доме размещать не хочется.

La_gata

Дак, у меня тоже не висит. Витрину я тут видела как-то, оформленную по мотивам "Спортсменов" — хорошо смотрелось — ярко, броско.

Дарья

По сути, сейчас мнения разделяются. Одни утверждают, что он становится модным — посмотрите на современное искусство. Правда, оно часто создается далеко не так интуитивно, поверхностно. Но другие скажут, что оно — не искусство вообще. А вот взвешенного взгляда не хватает, спасибо за материал! Что за квадратом — идея, что у автора — теория.

з1з1з1

Все-таки квадраты эти ассоциируются со сказкой про голого короля, как ни крути…)

Juliana

🙂 В лучшем случае.

Анастасия

Был у Малевича еще и период после супрематизма, когда он вернулся к более традиционной живописи. И это после «Черного квадрата». Интересно, почему он переосмыслил свои идеи и как развивался этот процесс.

La_gata

После супрематизма был тот самый "второй крестьянский" период, работы из которого приведены в начале статьи. И ещё ряд работ, которые писались специально к выставке 1929 года, чтобы показать, что ПЕРЕД супрематизмом был якобы переходный "супремареалистический" период. Именно на этих работах авторской рукой проставлены ранние вымышенные даты создания. Вообще с Малевичем сложно — мало того, что сам он был неплохим мистификатором, к концу 20-х и власти его не жаловали. Эпоха больших экспериментов прошла, а для идеологически верного его творчество было слишком абстрактным. По сути умер он, будучи почти в опале. Пришлось приспосабливаться — для последней крупной выставки по факту создавать вымышленную… Читать далее »

Daria_Lar

А я что-то задумалась: вот у черного квадрата рама намного белее, чем у белого. (ох уж эта тавтология). Но если рассматривать цветовые теории, то там, где важен даже оттенок, Малевич ой как не прогадал. Все строится на контрасте, но во втором случае не на явном.
Если бы еще тогда был бОльший выбор материалов… Быть может, и у Малевича бы появились не красковые слои, а, например, пленочно-туманные или какие-то еще. Искусственно многослойные картины. Почему-то кажется, что так могло бы быть.

La_gata

У Малевича в периоде "белого супрематизма" (где-то 1918) была теория о белом цвете как изображении "чистой энергии". И белых супрематов у него довольно много, некоторые призваны были передать "пульсирование энергии". Так что, цвет у него действительно знаков, никогда не случаен.

Ольга

Спасибо за статью! Помню выставку Малевича где-то в конце 90 …Помимо квадрата у него много очень интересных работ -настоящее осмысление искусства.

з1з1з1

Квадрат искусствоведами понимается как живопись или графика??? Аж интересно.

La_gata

Живопись, однозначно. Это ж холст, масло.

Juliana

Спасибо.Очень приятно Вас читать.Профессионально. Поделюсь ещё некоторыми наблюдениями.О музыке,чтобы создать временнУю аналогию периодов,конечно-очень кратко. (сначала -примечание о себе:преподаватель,по первому образованию -музыковед,второе-"История и теория богослужебного пения"). В начале 20 века возникло несколько направлений в музыкальном искусстве,условно говоря,ломавших представление о традиционных формах развития.Ряд исследователей коротко назвали их: "искусство распада"."Философия распада"-такой термин тоже можно встретить. Мне запомнилась одна беседа с пожилым священником,который пришёл в священство в зрелом уже возрасте,будучи художником,искусствоведом.Он заинтересовался аналогичным периодом в музыке и высказывал своё аргументированное мнение,в том числе о творчестве Малевича.Его рассуждения совпали с термином:"искусство распада".К сожалению,за давностью лет,не смогу привести конкретные его умопостроения.Но для меня очень важен опыт… Читать далее »

Juliana

Но очень интересен опыт духовного осмысления подобных явлений в искусстве.
Ведь очевидно,что по сути это два разных лагеря-с одной стороны,искусство,как отображение красоты(простите,что слишком Обще говорю),и с другой стороны-"искусство рапада". Кого оно "поёт"?
И спасибо большое за публикацию.Думаю,популяризация подобных тем -это очень нужная вещь.Спасибо!

з1з1з1

Два подхода можно еще охарактеризовать — искусство "красивое" и искусство как "идеи, которые роятся в голове художника". Только в оценке понятии "красоты" больше определенности (золотое сечение, гармония цвета, и т.д. и …). А во втором подходе — нет вообще критериев для оценки произведения, кроме тех, которые автор придумал.

La_gata

Кого поёт? По-своему отражает окружающие настроения своего времени. Есть времена переходные, про которые просто невозможно написать чего-то цельного и красивого. Например, так литературоведы говорят про Чехова — ну, не получился у него роман — крупная форма — потому что время не наметило героя. Зато получился "Вишнёвый сад" — пьеса-катастрофа, по-другому не назовёшь.

La_gata

Спасибо. А в музыке "искусство распада" — это Скрябин?

Juliana

Нет,конечно:)
Скрябин,так сказать,(да и то -поздний)-новатор в рамках традиций.

La_gata

А кто тогда? Очень интересно. правда.

Juliana

Если сказать обобщённо-это музыка,выходящая за рамки традиционных средств музыкальной выразительности.Например,разрушающая ладовую систему.Атональность.Додекафония.
Я специально говорю коротко,чтобы не потерять суть своих вопросов.
Если правда интересно,то например-Новая Венская школа(нач.20 века):Шёнберг,Веберн(не путать с Вебером:).Их позднейшие последователи.
Очень хочу быть правильно понятой,не углубляясь в споры о стилях. Предыдущее развитие серьёзного музыкального искусства было,так сказать,эволюционным.В рамках традиционных средств.
И вот-поиск новых средсты,новых форм.Он сопряжен с потребностью выражения новых реальностей,которые до этого,скажем так,не имели своего"образа"(возможно,что не имели"права"выражать себя-действовало определённое негласное табу).Теперь появляется реальность легализовать изображение сил "распада",разрушения.Отюда очень часто в анализе драматургии крупных форм музыковеды вводят понятие "внеперсонального начала".

Juliana

Продолжу. Не считаю,что то самое"внеперсональное"начало имеет право быть легализованным и изображённым просто так. Не все реалии жизни нужно воплощать в образах искусства безусловно.Без осмысления и нравственной оценки нельзя показывать глубины,например,демонических влияний-также,как упиваться изображением разрушения и распада,будь то катаклизмы-катастрофы,или распад человеческой личности. Традиционное искусство,даже изображая демонические сущности,делает это с определённой ЦЕЛЬЮ.И с определённой нравственной оценкой.То есть,через призму человеческого восприятия(человечности). И второе — оно понятно человеку.Оно не двусмысленно.А когда "внеперсональное" безличное начало выходит на поверхность само по себе — это нормальному человеку страшно. Отсюда термин-"распад".Оно колеблет мышление,стирает грани плохого и хорошего. Если верно,что "дух творит себе формы",то дух разрушения "творит",разрушая. Как пример,… Читать далее »

Juliana

Кстати,как пояснение,исторический экскурс:например,в Древнем Риме некоторые музыкальные лады были запрещены законодательно.Государство пеклось о воспитании чувств граждан.
В некоторых других (восточных)цивилизациях действовал закон смертной казни -за музыкальное произведение,не подчиняющееся законам традиционной культуры.
"Искусство-страшная сила":). Оно не только фиксирует в образах идеи,но и само их творит.
Не знаю,достаточно ли сказано?Могу много чего тут написать:)

Juliana

За рассуждениями не потерять бы мне смысла:)
Понятно,что специалисты найдут объяснение исканиям художника."Искусство ради искусства".
Мне кажется крайне важным опыт духовного осмысления того или иного явления искусства. И исходя из его идеи -нравственное, воспитательное его содержание.

Juliana

И простите за многословие и многомыслие
🙂

La_gata

Что Вы, очень интересно. Ну, если проводить аналогию с другими видами искусств, то, думаю, запреты Древнего Рима не стоит воспринимать абсолютно. В конце античности сформировалось представление о мире как системе, гармонии, норме. Отсюда система ордеров, но отсюда и идея Платона о том, что художников из идеального государства надо высылать. Нормативность была свойственна и Средневековью — это проявлялось не только в этике, но и в эстетике, и в системе жанров — во всём. Потом ещё была французская Академия и классицизм. Помнится, у нас критика аж "Грозу" Островского бранили за то, что "неправильная пьеса". Но XX век дошёл до грани, которая иногда… Читать далее »

з1з1з1

спасибо за ответ. Там цвета нет как такового — потому сомнения)) Всегда думала, что наличие цветового решения относит работу к разряду живописных…

з1з1з1

аа, квадрат — это типа грийзаль!

La_gata

Нет, классифицируют по материалу. Масло или акварель — живопись, графика была бы в карандаше, например.

Dusineya

я бы не была столь категорична в данном случае, учитывая авторские экзерсисы с формой квадрата. Форма, линия — это все-таки по-моему больше про графику, чем про живопись. Ни в коем случае не наставиваю, размышляю вслух.

Похожие статьи