Вряд ли будет преувеличением сказать, что имя Клеопатра даже у самого-пресамого супермегахристианина, скорее всего, в качестве первой ассоциации вызывает образ не христианской святой, а вовсе даже египетской царицы. Однако, оказывается, есть и святая вдова, носящая именно это имя. Ее жизнь и отношения с другими людьми — как живыми, так и мертвыми! — при этом куда как интереснее самых смелых похождений ее царственной тезки. Интересно, что святую Клеопатру и на иконах, и в святцах порой называют мученицей, хотя блаженная вовсе не подвергалась никаким гонениям или казням, несмотря на то, что, в определенном смысле, была их участницей. Дело было так. В царствование императора Максимиана в Александрии совершались очередные гонения на христиан. В числе прочих страдальцев во славу Христа был и местный военачальник по имени Уар — вчерашний язычник, познавший Истину и принявший мучения во имя Господа. Пытки и казнь этого святого наблюдало много народу и, в частности, женщина по имени Клеопатра. Она была родом из Палестины и в свое время приехала в Египет вслед за мужем-военачальником, который к моменту начала этой истории уже скончался, оставив жене нежно любимого сына-подростка по имени Иоанн. Именно эта вдова и пробирается ночью за город, куда мучители бросили тело убитого Уара, с помощью слуг подбирает его и приносит к себе домой, где погребает прямо у себя в спальне, вырыв могилу буквально в изголовье кровати. Она начинает каждый день молиться этому человеку, уже почитая его как святого, зажигает свечи, совершает каждение и обращается именно к нему за помощью и ходатайством ко Творцу Небесному. Так проходит несколько лет, в ходе которых Клеопатра истово почитает святого Уара и его мощи. Тем временем гонения на христиан утихают, и женщина принимает решение вернуться к себе на родину. Перед ней встает вопрос, как вывезти с собой дорогие для нее мощи — и житие объясняет эту тревогу так: «Христиане, узнав, что она выносит из их города мощи святого мученика, могли бы воспрепятствовать ей в том и отнять у нее драгоценное сокровище». Чтобы не лишиться своей святыни, Клеопатра идет на подлог, причем действует через официальные инстанции: она собирает дорогое подношение и отправляется к наместнику с таким рассказом: «Муж мой был военачальник и умер здесь на царской службе; окончательному погребению он еще не предан, ибо в чужой стране нельзя его похоронить так, как прилично хоронить важного военачальника; я же, оставшись вдовою в чужой стороне, хочу возвратиться в свое отечество к своим родным. Посему позволь мне взять с собой останки любимого мужа моего и предать их с почетом погребению в моем отечестве, в гробнице моих предков, ибо я не хочу и по смерти с ним разлучаться». Наместник проникся такой горячностью просительницы и разрешил ей вывоз тела усопшего супруга. Естественно, вместо покойного мужа Клеопатра вывезла с собой мощи мученика Уара. В своем родном селении Эдра, находившемся недалеко от горы Фавор, она положила тело святого в свою семейную гробницу и снова ежедневно возжигала там свечи и ладан, совершала каждение. Постепенно и другие христиане, от которых она уже не скрывала истинного положения вещей, стали присоединяться к ней в этом почитании, причем кто-то получал исцеление, кто-то — иную помощь. Слава о святом стала распространяться по всем окрестным поселениям, и Клеопатра, видя, что всё больше и больше людей присоединяются к почитанию мученика Уара, решила построить в его честь храм. Строительство было очень быстрым. Во-первых, женщину подгоняло благочестивое нетерпение, ей хотелось скорее возвести церковь во имя святого мученика, а во-вторых, она дала обет, что ее сын Иоанн, которому к тому моменту исполнилось уже 17 лет, до тех пор не заступит в только что пожалованную престижную должность в царском войске, пока строительство не будет окончено. Когда храм был возведен, мощи с большими почестями перенесли туда, положив в специально отведенное место, а Клеопатра устроила большое празднество. Торжество шло своим чередом, а женщина молилась у святых мощей, говоря так: «Молюсь тебе, страстотерпче Христов, испроси для меня у Бога то, что будет угодно Ему и полезно мне, а также и единственному сыну моему; я не имею просить более того, что хочет Сам Господь; Он Сам знает, что нам полезно, и пусть совершается над нами Его благая и совершенная воля!» После этой молитвы Клеопатра удалилась на праздник, а после роскошного ужина с ужасом увидела, что ее сын заболел и мечется в горячке. Ровно в полночь Иоанн скончался, а безутешная мать обратилась к святому Уару с речью, исполненной укоров: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что я столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне, тогда как я для тебя презрела своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду? Ты допустил умереть моему единственному сыну, погубил мою надежду, отнял у меня свет очей моих. Отдай же мне моего сына, как некогда Елисей Соманитянке, или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой моей печали жизнь стала в тягость». Выплакавшись, Клеопатра заснула прямо там, в гробнице святого — и в сновидении ей явился мученик Уар, державший за руку ее сына Иоанна. Они оба были облачены в сияющие и прекрасные одежды, а на головах сверкали венцы удивительной красоты. Пораженная этим зрелищем, безутешная мать бросается к ногам святого, на что тот говорит ей: «Что ты жалуешься на меня? Ужели я забыл твои услуги, какие ты оказала мне в Египте и во время путешествия? Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи. Потом я взял в служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама просила меня здесь, чтобы я испросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну? Если же хочешь, возьми его обратно и пошли его на службу к царю земному и временному». В ответ на эти слова, Иоанн стал умолять Уара, чтобы тот не слушал просьб Клеопатры и не возвращал его обратно в земной мир, а оставил в райском блаженстве с собой и прочими святыми. Потом юноша обратился к матери с увещеваниями не скорбеть, а возрадоваться о том, что ее сын уже предстоит на небе в ангельском воинстве. Женщина обратилась к Уару с просьбой и ее взять с собой, потому что ничто больше не держало ее на земле, но святой ответил так: «И здесь, на земле оставаясь, ты всё таки с нами, иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя». Клеопатра послушалась и, возрадовавшись несказанной радостью, очнулась от сна. Она раздала всё своё имущество и скромно жила при церкви святого Уара, проводя свои дни в посте и молитве. Каждый воскресный день был наполнен для святой особой радостью: во время молитвы ей всегда являлись Уар и Иоанн в сияющих красивых одеждах. Так прошло семь лет, за время которых святая Клеопатра беспрестанно подвизалась в молитве, а потом спокойно и радостно отправилась на встречу с Уаром и Иоанном уже в райских селениях. Мощи всех троих святых были положены в той самой церкви, со строительства которой началась вторая половина этой истории. Лично меня в этой истории больше всего радует та наивная, чистая и безграничная вера, которая была присуща Клеопатре. Ведь только человек, обладающий поистине полной уверенностью в том, что мир наш и мир духовный неразрывно и воедино связаны, может обращаться к святому с претензиями: «Так-то ты платишь мне за заботу!» — и получать в ответ слова: «Я ничего не забыл, когда ты взяла мое тело из груды бычьих трупов». И вот этой вере, этому бесконечному вверению себя в руки Божьи и упованию на помощь Его угодников надо поучиться у святой блаженной Клеопатры каждому из нас.