Продолжая работу, начатую в предыдущих статьях, мы переходим на следующую ступень, основная задача которой – определить людей, оказавших огромное влияние на формирование вашего Я. Среди этих людей могут оказаться родители, учителя, друзья и даже ваши дети, кто-то сыграл в вашей жизни положительную роль, кто-то – отрицательную. Именно от влияния этих людей зависит, живёте ли вы гармонично, в согласии с собственным Я, или балом правит вымышленное Я . За свою жизнь взрослый человек встречается с сотнями людей, но ключевыми являются не более десяти, пусть эта цифра станет вашим Рубиконом, за который вы переходить не будете. Если этот список будет меньше, ничего страшного. Для работы по выявлению ключевых фигур вам необходимо вернуться к статье «Ключевые моменты в формировании личности», перечитать свои записи, и если они были выполнены подробно и честно, то большого труда составить список важных людей не будет. Когда вы обнаружите этих людей и установите источник их воздействия на вас и проявившиеся последствия, то существует возможность эти последствия изжить, снять их отрицательное влияние на вашу жизнь. Вспомните, мы говорили о том, что прошлое определяет настоящее и пронизывает будущее. Если в прошлом была получена психотравма, то она влияет на вас сегодня, и ее отголоски будут слышны и завтра, если только вы ее не нейтрализуете. Как уже указывалось, одни люди оказали на вас положительное влияние — те, кто поддержал в критической ситуации, подарив вам любовь и участие, кто разглядел в вас способности и таланты и подтолкнул к их реализации. Также это могут быть люди, с которыми вы, может быть, и незнакомы, но вы наблюдали, как они живут, действуют и тем самым подтолкнули вас к переменам в жизни. Через четырнадцать лет брака муж ушел из семьи, оставив без материальной помощи жену с двумя детьми. Все окружение, состоящее из его родственников и друзей, давило на то, что нужно смириться, терпеть, прощать и вообще, она сама виновата в сложившейся ситуации, ведь от хороших жен не уходят. На этом фоне резко выделялась только одна подруга жены, она звонила каждый вечер, говорила о, казалось бы, на тот момент незначащих вещах, о чем-то спрашивала, советовалась. Оглядываясь в прошлое, женщина говорит, что именно подруга удержала ее тогда на плаву, не позволила потерять уважение к самой себе и помогла выстоять. Также серьезное влияние на вас оказывают люди, сыгравшие негативную роль в жизни. Влияние этих людей нанесло кому-то травму, а кто-то, пройдя через негативный опыт, стал сильнее и значительную часть своих достижений в жизни припишет именно этому человеку. «Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был. Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку. — Пущай-де переймут всё до тонкости. Только Прокопьич, — то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, — учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет да и говорит приказчику: — Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет. Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича. — Не гож, так не гож… Другого дадим… — И нарядит другого парнишку. Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-метерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, — выгораживать стали свои-то, кто как мог. Приказчик Данилушку призвал да и говорит: — Иди-ко теперь к Прокопьичу — малахитному делу обучаться. Самая там по тебе работа. Ну, что сделаешь? Пошел Данилушко, а самого еще ветром качает. Прокопьич поглядел на него да и говорит: — Еще такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учеба не по силе, а с такого что взыщешь — еле живой стоит. Пошел Прокопьич к приказчику: — Не надо такого. Еще ненароком убьешь — отвечать придется. Только приказчик — куда тебе, слушать не стал: — Дано тебе — учи, не рассуждай! Он — этот парнишка — крепкий. Не гляди, что жиденький. — Ну, дело ваше, — говорит Прокопьич, — было бы сказано. Буду учить, только бы к ответу не потянули. — Тянуть некому. Одинокий этот парнишка, что хочешь с ним делай, — отвечает приказчик». Бажов П.П. «Каменный цветок» Таким образом, пережитые страдания смогли укрепить человека, заставить его работать больше, и появившиеся результаты позволили изжить негатив. Однако мы никоим образом не оправдываем жестокое отношение друг к другу, какие бы прекрасные результаты ни оказались на выходе. Исходя из всего вышесказанного, вам необходимо ответить на ряд вопросов: Кто эти люди, сыгравшие ключевую роль в формировании вашей личности? В какие критические моменты и на каком временном отрезке они появились? Какие конкретные поступки этих людей повлияли на вас? Обдумывая ответы на предложенные вопросы, вам необходимо использовать ранее сделанные записи и проведенный анализ. Ответы необходимо давать как можно более полными, конкретными. В процессе работы представьте ваш жизненный путь в виде прямой, с момента рождения и до сего дня, разбейте прямую на ряд отрезков и каждый закрепите за одним человеком, который, по вашему мнению, считается ключевым. Может быть, это вызовет определенные сложности, но проверкой служит такой момент: если какой-либо отрезок изъять, и вы понимаете, что в этом случае сегодня были бы совершенно другим человеком, значит эта фигура ключевая. Итак, если вы готовы, тогда, как и в предыдущих занятиях, берем свой дневник и уединяемся. Не стремитесь выполнить задание за один раз. В тетради запишем Имя и Фамилию ключевого человека, а под ним очень подробно двумя абзацами: Действие этого человека. Влияние этого действия на вас. Пример: Папа поддерживал меня во всех начинаниях, не отказывал в покупке книг, красок, ткани, ниток, интересовался моими успехами, успокаивал во время неудач, говоря, что без них не приходит успех. Он давал мне чувство защищенности, полного принятия меня как полноценного человека. Его отношение ко мне дало уверенность в собственных силах, поступках, внешней привлекательности. Благодаря папе я знаю, что я замечательная девушка, способная достигнуть всего собственным трудом. Результат выполненного упражнения будет зависеть от того, удастся ли вам словами выразить последствия. Опишите всё, в том числе и то, что, признав чье-то негативное влияние на свою жизнь, вы оправдываете этого человека, это не позорно. Вспомните Стокгольмский синдром: по мнению специалистов, это нормальная реакция человека на сильно травмирующую ситуацию. Это признание перед самим собой нужно не для того, чтобы играть роль жертвы в последующем, а чтобы знать, что именно предстоит нейтрализовать. Очень важный момент: вы должны отдавать себе отчет в том, что ключевые для вас люди могут не являться либо положительными, либо отрицательными. Все намного сложнее и интереснее. Нередко бывает, что люди достойные уважения и восхищения, тем не менее на вашу жизнь повлияли отрицательным образом, а человек, в глазах многих являющийся едва ли не изгоем, с помощью доброго слова или поступка изменил вашу жизнь в лучшем направлении. Безгрешен лишь Господь, поэтому в процессе работы вы не выносите приговор ключевым фигурам. В заключении сегодняшней статьи хочу обратить ваше внимание вот на что. Вы отобрали ключевые фигуры, записали, проанализировали их действия, в какой-то момент всплакнули от обиды, что всплыла в памяти: не стыдитесь , поплачьте, признайте, что человек, нанесший её вам, был неправ. Но не хватайтесь за телефонную трубку, чтобы высказать все, что всплыло — вас не поймут, это ваш критический момент, не усугубляйте ситуацию. Если в момент работы вы испытываете чувство благодарности к человеку, поблагодарите его в своей душе, скажите спасибо за его любовь и внимание к вам. Поблагодарите Бога, что Он послал в трудные минуты этого человека к вам. И еще один момент. А среди ключевых фигур есть Вы? Нет? Жаль, но это лишнее подтверждение тому, что ваша личность сформировалась под чужим влиянием, ваши силы, энергия уплывают совсем в другом направлении от вашего истинного Я. Наша с вами главная задача предыдущих и последующих занятий в том, чтобы в списке ключевых фигур ваше имя стояло на первом месте.