Много слышу, читаю о неофитстве, встречаю неофитов на просторах православного рунета. Тема неофитства мне крайне интересна потому, что в моем личном и семейном опыте ничего подобного не было: мы пришли в церковь в достаточно сознательном возрасте, спокойно, плавно, без перегибов. Супруг пару раз порывался поститься строже, чем это необходимо, но жизнь так или иначе расставляла все на свои места. Но во всяком случае — я надеюсь на это — никто из наших родных и близких не ощутил «всей тяжести» нашего воцерковления, не пострадал от «истовости», разве что от восторженных разговоров на религиозную тему :))) Но насколько я понимаю, часто все происходит совершенно не так. Ладно, когда дело касается совсем еще молодых людей – у которых восторг от открытия для себя Бога накладывается на чисто юношеский «экстаз страстного порыва» и одновременную неуверенность в себе. Но в юном возрасте это касается не только воцерковления, а вообще чего угодно. Такой максимализм, как правило, скоро проходит и в принципе адекватно воспринимается окружающими. Что мне искренне совершенно не понятно, это — назовем их условно – «зрелые» неофиты, то есть люди, часто перешагнувшие уже возраст Христа, имеющие семьи, какой-никакой жизненный опыт. Что заставляет этих, часто почтенных и состоявшихся людей, далеко не всегда пришедших к Богу от горя, вдруг впадать в вызывающее недоумение у окружающих «истовство» веры, мучить и истязать своих близких, впадать в такие небывалые крайности, от которых даже у священников иной раз волосы дыбом встают? Приведу такой пример. У меня есть знакомый, назовем его, скажем, Олег – прекрасный человек, успешный бизнесмен, муж и отец. Возраст его подбирается к 50, жизнь в целом и в общем сложилась весьма удачно – до сего дня не было у него каких-то невыносимых обстоятельств, запредельного горя, тяжких испытаний. Нет, все было, конечно, – как у каждого из нас – но без крайностей, как говорится. Уже имея любимую жену, детей, достаточное количество средств к существованию, пришел Олег к вере в возрасте примерно лет 40 – и понеслась душа в рай. Теперь он краснеет и говорит, что воцерковление его проходило крайне тяжело для его жены и детей, что ему стыдно, как он их мучил и не давал жить. «Почему?» — спрашиваю. «Я и сам не знаю»… Мне неловко как-то выспрашивать подробности, но я знаю, что жена его не питает никакого сочувствия к Православной вере, детям ходить в храм не препятствует, но и восторга по этому поводу не испытывает. Когда Олег рассуждает о своем воцерковлении, лоб его супруги напряженно морщится – мне кажется, не в последнюю очередь благодаря этому эта женщина, которая моложе Олега на 8 лет, выглядит почти как его ровесница. Когда Олег с энтузиазмом рассуждает о воздержании в пост, взгляд жены очень грустнеет, а когда он жалуется, что семья «посягает» на его постное меню, под которое отведено специальное место в холодильнике, даже мне, постороннему человеку, становится как-то неловко. Вообще-то Олегу очень повезло – его супруга, которая не хочет иметь ничего общего с Православием, для меня является образцом терпения и смирения. Она его никогда не корит, не осуждает, безропотно принимает любые его решения и «терпит выходки». И не спорит с мужем ни по какому поводу, до чего лично мне, например, далеко как до звезды. Олег — руководитель собственноручно выстроенного бизнеса, он знает и умеет выстраивать отношения с людьми. Каким образом такой человек вдруг стал пламенным неофитом и терроризировал семью? Почему вообще люди вдруг становятся такими «ревнителями» веры, что готовы несогласных ближних чуть не на кострах жечь? Ведь уже к 23-25 годам человек уже обычно овладевает элементарными навыками общения с окружающими и уже не бросается сломя голову в новую авантюру, которой в данном случае является открытие Православной веры. Тем более, что это не авантюра вовсе, а новое качество бытия, требующее от нас помимо веры еще и трезвения, разумения и спокойного рассуждения. А также особого милосердия и любви к ближнему, который еще пока не пришел к Богу. На деле все получается часто наоборот. Складывается впечатление, что люди вообще не понимают, о чем говорит с нами Господь, и из спокойных, доброжелательных и приятных людей превращаются в каких-то нетерпимцев, которые готовы со всеми и каждым спорить до тошноты, грозить геенной огненной, возноситься – и при этом тут же цитировать недавно прочитанные отрывки из Отцов о смирении, терпении, самоуничижении. Невольно задаешься вопросом: а вы вообще смысл того, что цитируете, понимаете? Не удивительно, что такое, мягко говоря, неадекватное поведение, не приносит добрых плодов – люди отворачиваются как от самого неофита, так и зачастую – и это особенно досадно – и от Православия. «Вон, посмотрите, наш Семен Иваныч стал в церковь ходить, и что с ним теперь стало! Что уж ему там эти попы нашептали, что человека как подменили…» И это, к сожалению, сплошь и рядом. Жил человек 40 лет на свете, мясо ел по средам, перемывал косточки знакомым за рюмкой чая, о постах и Святых отцах ни слухом ни духом. И тут привел его Господь к вере, открыл глаза, наполнил смыслом его жизнь, расцветил ее новыми красками. И почему вдруг мы ломаем в одночасье все устоявшиеся привычки (ладно вредные, а то ведь и вполне безобидные), переворачиваем свою жизнь и жизнь близких с ног на голову, разрываем с привычным кругом общения? Ведь казалось бы – обрел веру – живи и радуйся: молись, постись, раскаивайся в своих грехах, посещай Храм, люби ближнего, помогай ему, а новообретенный Бог поможет тебе кротостью и хорошим примером и близких постепенно обратить. «Нет, с сегодняшнего дня по средам и пятницам в нашем доме больше не будет мяса!» — непреклонно заявляет новоиспеченный «христианин», — «А тебе нечего джинсы в облипку носить и губы красить. Детям телевизор вечерами больше не смотреть – это грех, и вообще, чтоб вечером в доме было тихо — не мешайте мне молитвенное правило читать!» Хорошо если, по прошествии времени, человек, как мой друг Олег, одумывается и искренне сожалеет о периоде своего неофитства. Счастье, если удается сохранить семью и друзей, которым Бог дал силы и терпение пережить все это. Возможно, одна из причин такого «воинствующего» неофитства как раз и кроется в том, что мы знаем, что нас окружают близкие и любящие люди, которые должны, нет, просто обязаны принимать нас в новом «свежевоцерковленном» качестве? Такая своеобразная проверка: любят ли меня? Готовы ли терпеть теперь таким? Жаль, что вроде бы приближаясь к Богу, мы на самом деле удаляемся от него. Вычитывать полностью молитвенное правило, но при этом забывать проводить вечер с детьми, воздерживаться весь пост, несмотря на протест супруга, который не готов к такой мере воздержания и активно протестует, донимать друзей и родственников бесконечными проповедями собственного производства, разве в этом суть нашей Православной веры? В конечном итоге, Господь никого не принуждал к вере, и нас не призывал никого насильно воцерковлять. И даже если мы искренне уверовали, искренне считаем, что наша новая жизнь во Христе лучше прежней, какое мы имеем право решать за других и навязывать им свою, пусть даже трижды правильную волю? А вы как считаете?