Много слышу, читаю о неофитстве, встречаю неофитов на просторах православного рунета. Тема неофитства мне крайне интересна потому, что в моем личном и семейном опыте ничего подобного не было:  мы пришли в церковь в достаточно сознательном возрасте, спокойно, плавно, без перегибов.

Супруг пару раз порывался поститься строже, чем это необходимо, но жизнь так или иначе расставляла все на свои места. Но во всяком случае — я надеюсь на это — никто из наших родных и близких не ощутил «всей тяжести» нашего воцерковления, не пострадал от «истовости», разве что от восторженных разговоров на религиозную тему :))) Но насколько я понимаю, часто все происходит совершенно не так.

Ладно, когда дело касается совсем еще молодых людей – у которых восторг от открытия для себя Бога накладывается на чисто юношеский «экстаз страстного порыва»  и одновременную неуверенность в себе.  Но в юном возрасте это касается не только воцерковления, а вообще чего угодно. Такой максимализм, как правило, скоро проходит и в принципе адекватно воспринимается окружающими.

Что мне искренне совершенно не понятно, это — назовем их условно – «зрелые» неофиты, то есть люди, часто перешагнувшие уже возраст Христа, имеющие семьи, какой-никакой жизненный опыт. Что заставляет этих, часто почтенных и состоявшихся людей, далеко не всегда пришедших к  Богу от горя, вдруг впадать в вызывающее недоумение у окружающих «истовство» веры, мучить и истязать своих близких, впадать в такие небывалые крайности, от которых даже у священников иной раз волосы дыбом встают?

Приведу такой пример. У меня есть знакомый, назовем его, скажем, Олег – прекрасный человек, успешный бизнесмен, муж и отец. Возраст его подбирается к 50, жизнь в целом и в общем сложилась весьма удачно – до сего дня не было у него  каких-то невыносимых обстоятельств, запредельного горя, тяжких испытаний. Нет, все было, конечно, – как у каждого из нас – но без крайностей, как говорится. Уже имея любимую жену, детей, достаточное количество средств к существованию, пришел Олег к вере в возрасте примерно лет 40 – и понеслась душа в рай. Теперь он краснеет и говорит, что воцерковление его проходило крайне тяжело для его жены и детей, что ему стыдно, как он их мучил и не давал жить. «Почему?» — спрашиваю.  «Я и сам не знаю»… Мне неловко как-то выспрашивать подробности, но я знаю, что жена его не питает никакого сочувствия к Православной вере, детям ходить в храм не препятствует, но и восторга по этому поводу не испытывает. Когда Олег рассуждает о своем воцерковлении, лоб его супруги напряженно морщится – мне кажется, не в последнюю очередь благодаря этому эта женщина, которая моложе Олега на 8 лет, выглядит почти как его ровесница. Когда Олег с энтузиазмом рассуждает о воздержании в пост, взгляд жены очень грустнеет, а когда он жалуется, что семья «посягает» на его постное меню, под которое отведено специальное место в холодильнике, даже мне, постороннему человеку, становится как-то неловко.

Вообще-то Олегу очень повезло – его супруга, которая не хочет иметь ничего общего с Православием, для меня является образцом терпения и смирения. Она его никогда не корит, не осуждает, безропотно принимает любые его решения и «терпит выходки». И не спорит с мужем ни по какому поводу, до чего лично мне, например, далеко как до звезды.

Олег —  руководитель собственноручно выстроенного бизнеса, он знает и умеет выстраивать отношения с людьми. Каким образом такой человек вдруг стал пламенным неофитом и терроризировал семью? Почему вообще люди вдруг становятся такими «ревнителями» веры, что готовы несогласных ближних чуть не на кострах жечь? Ведь уже к 23-25 годам человек уже обычно овладевает элементарными навыками общения с окружающими и уже не бросается сломя голову в новую авантюру, которой в данном случае является открытие Православной веры. Тем более, что это не авантюра вовсе, а новое качество бытия, требующее от нас помимо веры еще и трезвения, разумения и спокойного рассуждения. А также особого милосердия и любви к ближнему, который еще пока не пришел к Богу.

На деле все получается часто наоборот. Складывается впечатление, что люди вообще не понимают, о чем говорит с нами Господь, и из спокойных, доброжелательных и приятных людей превращаются в каких-то нетерпимцев, которые готовы со всеми и каждым спорить до тошноты, грозить геенной огненной, возноситься – и при этом тут же цитировать недавно прочитанные отрывки из Отцов о смирении, терпении, самоуничижении. Невольно задаешься вопросом: а вы вообще смысл того, что цитируете, понимаете?

Не удивительно, что такое,  мягко говоря,  неадекватное поведение, не приносит добрых плодов – люди отворачиваются как от самого неофита, так и зачастую – и это особенно досадно – и от Православия. «Вон, посмотрите, наш Семен Иваныч стал в церковь ходить, и что с ним теперь стало! Что уж ему там эти попы нашептали, что человека как подменили…» И это, к сожалению, сплошь и рядом.

Жил человек  40 лет на свете, мясо ел по средам, перемывал косточки знакомым за рюмкой чая, о постах и Святых отцах ни слухом ни духом. И тут привел его Господь к вере, открыл глаза, наполнил смыслом его жизнь, расцветил ее новыми красками. И почему вдруг мы ломаем в одночасье все устоявшиеся привычки (ладно вредные, а то ведь и вполне безобидные), переворачиваем свою жизнь и жизнь близких с ног на голову, разрываем с привычным кругом общения?  Ведь казалось бы – обрел веру – живи и радуйся: молись, постись, раскаивайся в своих грехах, посещай Храм, люби ближнего, помогай ему, а новообретенный Бог поможет тебе кротостью и хорошим примером и близких постепенно обратить. «Нет, с сегодняшнего дня по средам и пятницам в нашем доме больше не будет мяса!» — непреклонно заявляет новоиспеченный «христианин»,  — «А тебе нечего джинсы в облипку носить и губы красить. Детям телевизор вечерами  больше не смотреть – это грех, и вообще, чтоб вечером в доме было тихо — не мешайте мне молитвенное правило читать!»

Хорошо если, по прошествии времени, человек, как мой друг Олег, одумывается и искренне сожалеет о периоде своего неофитства. Счастье, если удается сохранить семью и друзей, которым Бог дал силы и терпение пережить все это.  Возможно,  одна из причин такого «воинствующего» неофитства как раз и кроется в том, что мы знаем, что нас окружают близкие и любящие люди, которые должны, нет, просто обязаны  принимать нас в новом «свежевоцерковленном» качестве? Такая своеобразная проверка: любят ли меня? Готовы ли терпеть теперь таким?

Жаль, что вроде бы приближаясь к Богу, мы на самом деле удаляемся от него.  Вычитывать полностью молитвенное правило, но при этом забывать проводить вечер с  детьми, воздерживаться весь пост, несмотря на протест супруга, который не готов к такой мере воздержания и активно протестует, донимать друзей и родственников бесконечными проповедями собственного производства,  разве в этом суть нашей Православной веры? В конечном итоге, Господь никого не принуждал к вере, и нас не призывал никого насильно воцерковлять. И даже если мы искренне уверовали, искренне считаем, что наша новая жизнь во Христе лучше прежней, какое мы имеем право решать за других и навязывать им свою, пусть даже трижды правильную волю?

А вы как считаете?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Живу и работаю в Москве. Имею два высших гуманитарных образования, семью и двоих детей.

Другие статьи автора
новые старые популярные
gerry

А удаляемся ли МЫ (кто?) от Бога, проходя через период некоей поведенческой экзотики? Дров ломается — да, немалые поленницы, в зависимости, вероятно, от темперамента и живости-игривости ума, но удаление зависит, мне кажется, все же не от перекосов неофитских. В конце концов, об этом в притче Христос говорил — что-то попало на камень, что-то на добрую землю… Объяснить же неофитское рвение и легкое помешательство можно, наверное, тем, что человек ступил на неизвестную территорию, ее изучает, приспосабливается к ней, где-то преувеличивая с осторожностью разведчика ее опасности, а может, руководствуясь описаниями предшественников. Если эти описания будут четкие и понятные (Кураев, Осипов, митр. Антоний,… Читать далее »

Masha

Совершенно согласна! Могу сказать о личном опыте — меня от церкви в юности оттолкнули подобные неофиты с их экстремистскими мнениями. Когда с таким (иногда довольно агрессивным) напором убеждают, что ты не прав и надо делать так-то, это вызывает только отторжение. По моему это вполне естественная реакция! Но к счастью потом столкнулась с совсем иным примером христианина, который не осуждает, а принимает и любит ближних, вне зависимости от их вероисповедания. Живет по заповедям, а не проповедует их всем и вся. Ни к чему не толкает, не уговаривает, а просто живет так, что хочется ему подрожать. Как-то вот так 🙂

5julia68

Екатерина(приятно познакомиться с Вами снова)!"Жаль, что вроде бы приближаясь к Богу, мы на самом деле удаляемся от него. " я прошла через перекошенное неофитство. не думаю, что мы удаляемся. просто мы не знаем, как правильно к Нему приближаться. говоря словами свт.Иоанна Златоуста-"Господь и намерение целует". а раз целует-выведет! и если супруг не выдержал и дал деру, то вполне есть шанс,что он увидит уже не сумасшедшего неофита, а искренне верующего человека, живущего со светлым лицом, излучающего свет и тепло, от которого невозможно оторваться . бывшему неофиту это вполне под силу. хорошо об этом у митр Антония Сурожского. нужно время.

MarinaR

Главный герой — Олег — прям копия моего отчима! Они с мамой поженились,когда мне было 10 лет,а моей сестре 7. Телевизор был отключен практически сразу, были выброшены из дома какие-то наши книжки, на которых мог быть изображен дракон или автор которых не вещал о христианских ценностях. Хотя нет,даже такую книжку выкинули, которая до слащавости была вся христианская,но написана протестантом. И про мясо то же самое. И про молитвы бесконечные. Еще начались постоянные паломнические поездки, даже на море мы ездили по православной путевке. В этом ничего уж такого плохого нет, благодаря этим поездкам я повидала множество русских монастырей. Но обязательно надо… Читать далее »

Mama Dama

В принципе, я с Вами согласна во всем. Кроме одного момента — после того, как ты начинаешь менять свою жизнь, большая часть твоего окружения отсеивается. Так было у меня. Мне от этого становилось неловко, даже где-то стыдно. Друзья от меня стали отворачиваться. Я переживала, а знакомые, которые уже преодолели этот период неофитства, успокаивали. Через это прошли практически все. Ну не могу я теперь принимать в своем доме друга мужа с его любовницей. У него дома жена, дети. Получается я способствую греху. Не могу оставаться на корпоративной вечеринке, которая обычно превращается в пьянку. Не хочу покупать у хорошего знакомого ворованые на… Читать далее »

Nika

"Вера – дело сугубо эгоистичное. Главное, что я спасаюсь. До остальных мне дела нет." @Mama Dama, это он явно где-то не там вычитал. А как насчет "и тысячи вокруг тебя спасутся?" Этот бред и Евангелию противоречит. И подругу пожалеть стоит. Есть такая пакостная закономерность: чем больше мы осуждаем, не принимая, "а вот я бы не сделала, а как она могла", тем в более глубокую калошу садимся сами чуть позже. Зная, что бывает депрессия после аборта, да и после узнавания о беременности тоже бывает своеобразное психическое состояние, мягко говоря странно "не жалеть". Если у человека болит, а он сам руку в… Читать далее »

Anita

По поводу абортов… бррр… Лично сама я не сделала ни одного, но не берусь, Боже упаси, кого-то судить за аборт. Если женщина неверующая, то она в большинстве случаев не ведает, что творит, а если верующая…. наверное у нее были настолько "крутые" обстоятельства, что она на это пошла…

Ирина

у каждого степень своя. Мы не становимся сразу святыми, увы, я вот тоже пожалеть не могу, я как узнаю, что человек делал аборт и не раскаивается в этом до сих пор (у некоторых это вообще обычное дело), то ну вот ничего не могу с собой поделать — неприятие этого человека, не приятно с ним дальше общаться.. Я не грублю, не оскорбляю, просто не общаюсь, хотя понимаю, что должна любить, но куда мне, я пока не способна, увы, я сама инвалид… Есть подруга, которая с свое время это сделала, о чем сожалеет, я ее очень люблю и жалею.. Не надо теперь,… Читать далее »

gerry

Я смотрю, народ смутили две фразы: про аборт и про то, что вера — дело эгоистическое. Было бы неплохо уточнить, что имелось в виду. Я так поняла, что про то, что дела нет до спасения других — это с долей шутки было сказано, игра слов, как раз и имелось в виду, что наше дело — не "спасать" усиленно других, а "эгоистично" себе внимать, и люди, видя свет, потянутся к нему.Тут уместно слегка пошутить в том же духе, как в высказывании: "Если видишь, что новоначальный усиленно лезет на небо, хватай его за тапки". Ни кощунства, ни эгоизма в светском смысле слова… Читать далее »

+много-много.

5julia68

Mama Dama, мне кажется, с подругой, сделавшей аборт, вы зря так. осуждать нужно грех, а человека-жалеть.

Anita

Дело в том, что все в жизни индивидуально у каждого. Ну произошла у человека личная Встреча с Богом в 40 лет, ну и что же? Да, не все выросли с рождения в верующих семьях, не все задумывались о Вечном в юности… А кто-то приходит к вере и в 60-70 лет, что же не приходить теперь прикажете? Период неофитства бывает у всех. Или практически у всех. И чем старше, тем он сложнее проходит, я так думаю, потому как гораздо больше всего приходится переоценивать человеку. Это же полная смена мировоззрения, с ног на голову! Конечно, человеку непросто. Непросто и его ближним, потому… Читать далее »

Marina Voskresenskaya

Если человек не предпринимал 40 лет никаких действий ко спасению — он "тёмной" стороне был неинтересен. И, посему, если и теребили его, то вовсе не так усердно. По крайней мере, касаемо Олега, упоминаемого в статье. Когда же человек решает выбираться, разумеется, на него ополчаются некоторые силы. А опыта борьбы с ними — никакого, коль уж речь идёт о неофитах. И. ( как удивительно, только что, до прочтения об этом размышляла…) даже читая святоотеческую литературу, или имея духовника ( что в наше время, к сожалению, складывается далеко не у всех), можно ознакомиться и знать всякие опасности и особенности неофитства. Но, все… Читать далее »

Татьяна

И я думаю, что далеко не каждый человек к 25 годам достигает "трезвения, разумения и спокойного рассуждения". Тем более, в новом для него "качестве бытия". Вот, хорошо если вас двое, а если — один или одна? "Ведь казалось бы – обрел веру – живи и радуйся: молись, постись, раскаивайся в своих грехах, посещай Храм, люби ближнего". Так-то так, а если раскрыть каждый пункт с точки зрения новоначального? Молись — вот тебе и "молитвы бесконечные" (да ведь так и написано во всех книжках); постись — значит нужно место в холодильнике, и отдельная еда, и отдельные продукты; раскаивайся в грехах — стало… Читать далее »

Elli

Отвечу уважаемому автору на слова "Что мне искренне совершенно не понятно, это – назовем их условно – «зрелые» неофиты, то есть люди, часто перешагнувшие уже возраст Христа, имеющие семьи, какой-никакой жизненный опыт" исходя из личного опыта. Мне кажется, что чем старше люди приходят к Богу, тем им тяжелее, так как уже много очень наломано дров, человек видит, что он бесконечно далек от того состояния, в котором должен находится, в случае если он мужчина — он узнает, что он ответственнен и за жену с детьми в полной мере, а дети уже выросли практически и ничего не изменить, по крайней мере, сразу,… Читать далее »

Похожие статьи