На днях, стоя в очереди в отделение банка, я стала случайной свидетельницей разговора, который вели между собой две молодые женщины. Одна сетовала на то, что ее ребенок-школьник не вылезает из «болячек»: неделю учится, а еще две болеет. И так целый год: простуды, ОРЗ, ОРВИ, тонзиллиты и даже ангины… Не успевают одно вылечить, как снова приходится идти на больничный. Хорошо, что бабушка жива-здорова. А то как бы справились? На работе с таким количеством бюллетеней сегодня держать не будут. Слушая эту беседу, я тут же вспомнила свою недавнюю встречу с мамой одноклассницы своей дочери. Наши девочки учились вместе до десятого класса, а потом дочь знакомой ушла из школы и поступила в техникум. Так вот, мама делилась искренней радостью, что дочь свою просто не узнаёт. Если в школе она по болезни пропускала столько уроков, сколько весь остальной класс вместе взятый, учиться не хотела совершенно (скучно, сложно) и еле-еле некоторые предметы дотягивала до троек, то в техникуме стала чуть ли не отличницей, а за учебный год болела всего дважды. Вот такая метаморфоза. Знакомая моя, конечно, понимала, что причины школьной неуспеваемости и какой-то беспросветной многолетней «болезности» дочери были отнюдь не по слабости ее ума или здоровья. Просто не хотелось ей там учиться… Почему? Дочка и сама толком не знала. Просто все шло как шло. А ведь, наверно, могло быть иначе… Термин «психосоматика» в медицине появился без малого 200 лет назад. Образован он от двух греческих слов: «Psyche» — душа и «soma» — тело. Психосоматические болезни — это такие недуги, когда болеет тело человека, но причину нужно искать в психике. Согласно некоторым источникам, почти 80 процентов всех заболеваний — психосоматические. Если это действительно так, то наше здоровье напрямую зависит от наших мыслей, от настроения, от любви или её отсутствия, от умения находить вокруг нас красоту и наслаждаться жизнью… О причинах и следствиях психосоматическихих заболеваний беседуем с семейным психологом Евгенией Андреевой. — При любой болезни, какой бы она ни была, существует вторичная выгода. Особенно заметно это, когда болезнь возвращается снова и снова. Можно увидеть, как меняется жизнь человека в этот момент, что происходит в его отношениях с другими людьми. Ни в коем случае я не говорю, что человек сознательно выбирает болеть. Часто больной вообще не замечает тех выгод, которые привносить в его жизнь недуг, но заметить их бывает очень полезно, в том числе для поддержки процесса выздоровления. Самое очевидное: для детей ситуация болезни может быть выгодна, во-первых, освобождением от школы или детского сада. Во-вторых, мама часто находится дома, покупает что-то вкусненькое, читает вслух, сидя на кроватке, гладит по голове, вообще уделяет больному ребенку повышенное внимание, а на какие-то вещи, наоборот, внимания не обращает, ей уже не до этого. Ребенку забота приятна, кроме того, может быть, это единственный способ ее получить. Бывает и такое, что ситуация между двумя людьми становится напряженной и возникает необходимость в чем-то или ком-то третьем, что позволяет переключаться, и основное напряжение временно снижается. Болезнь ребенка может быть, например, способом переключения родителей от конфликта, существующего между ними, либо способом, наполняющим жизнь мамы особым смыслом, и так далее. С другой стороны, болезнь может быть способом избегания различных некомфортных ситуаций, связанных с социумом: сложностей в отношениях с одноклассниками или педагогом, нелюбимых дополнительных занятий; иногда это просто способ отдохнуть и ничего не делать. Получается, что болезнь часто помогает избежать психологического дискомфорта в разных сферах жизни человека. Это уход в зону уже физического дискомфорта, уход, конечно, неосознанный, потому что организм в какой-то момент просто понимает, что психоэмоциональное напряжение уже на грани, и переключает внимание человека на другую проблему — болезнь физическую. Если болезнь — то же респираторное заболевание или какое-то другое — носит хронический или часто повторяющийся характер, можно предположить, что заболевание это психосоматическое, а реальная причина внезапно заболевшего горла или сильного насморка — не переохлаждение, а некая нерешенная психологическая проблема. Обращая внимание на конкретное заболевание, можно сделать предположение о том психологическом напряжении, которое у ребенка проявляется через симптомы. В литературе по психосоматике можно найти таблицы, устанавливающие взаимосвязи между видами болезней и их возможными психологическими причинами. Так, например, ангина может свидетельствовать о том, что человек сдерживается от грубых слов, чувствует неспособность выразить себя. Вообще болезни горла часто говорят о неспособности постоять за себя, о «проглоченном» гневе. А вот, к примеру, гастрит, скорее всего, укажет на затянувшуюся неопределенность, чувство обреченности. Но в любом случае, я бы не стала рассматривать эти вещи как некую абсолютную истину и уподобляться соннику, где рыбы снятся к беременности, а горло болит из-за невысказанных обид. В каждом конкретном случае психологическая составляющая болезни может быть своя. Также не стала бы рассматривать любое заболевание только как следствие нерешенных психологических проблем и лечить их соответственно; психотерапия — не панацея. Но если недуг носит часто повторяющийся характер и вскоре после проведенного лечения опять возвращается, либо если врачи не находят какой-то значительной физиологической проблемы, а болезнь возникает снова и снова, — то это, конечно, наводит мысль о некой психологической составляющей. В таком случае можно прибегнуть к помощи психолога. Во время консультации важно рассмотреть тот контекст жизни, в котором болезнь возникает, попытаться обнаружить те вещи, которые ее поддерживают, а также наметить возможное направление для работы. Приведу для примера семью, в которой у девочки почти с рождения очень сниженный иммунитет, она постоянно болеет несколькими болезнями сразу, с возрастом ситуация улучшается, но динамика очень медленная. При этом девочка хорошо учится и ходит в школу с удовольствием, когда может это делать по состоянию здоровья. Но если обратить внимание на семейную ситуацию, то можно обнаружить следующее: девочка живет с бабушкой и дедушкой, родители в другом городе, и так как они не могут заниматься лечением ребенка в должной мере, то этим занимаются их родители. Вся жизнь бабушки сконцентрирована на ребенке, она не работает, дедушка тоже всегда «на подхвате». Таким образом, когда у внучки появляется даже легкий насморк, бабушка, которая по характеру своему очень активна, приходит в «состояние полной боевой готовности». Боевой, потому что она борется с болезнями. А когда девочка здорова, то бабушке, вроде, и заняться нечем. И таким образом при помощи болезни девочка поддерживает некое равновесие в семье — неосознанно, конечно — дает возможность бабушке почувствовать свою значимость и незаменимость. По словам бабушки, она и с дедушкой то живет из-за внучки, а иначе она бы его терпеть не стала. Представьте на минуту, как бы изменилась ситуация в этой семье, если бы ребенок выздоровел — сколько напряжения, которое сейчас остается незаметным, где-то в фоне, возникло бы. А ведь взрослые искренне хотят ребенку здоровья, не замечая тех выгод, которые им приносит ее болезнь. Люди, обращаясь за помощью, часто видят прежде всего симптомы, существующие у ребенка. Однако перечисления одних симптомов для определения причин психосоматического заболевания бывает недостаточно. Нет на 100% готовых схем и рецептов. Симптомы — это способ организма приспособиться к окружающей его среде, к той ситуации, в которой он живет, способ адаптации ребенка к жизни. Важно понять, как ситуацию менять, чтобы в болезни отпала необходимость. Иногда картина может проясниться уже во время первого визита, иногда, чтобы дать какие-то рекомендации, нужно провести несколько встреч. Если есть готовность у родителей, то возможна терапевтическая работа, которая требует регулярности и определенного времени, но предполагает помощь ребенку в развитии других, более здоровых способов адаптации к его жизненной ситуации. В последнее время запросов на работу с психосоматикой стало больше. Однако часто люди не торопятся связывать физический недуг с какой-то психологической проблемой, а кто-то не готов признаться себе, что не справляется с лечением, боится нанести удар по собственному авторитету тем, что не в состоянии самостоятельно решить проблему и обратиться за помощью психолога. В результате ребенка (или взрослого) пичкают таблетками, «залечивают», но это приносит облегчение лишь на какое-то время. Ведь лечат-то следствие, а не причины. Психолог — это не конкурент родителям, а человек, обладающий неким профессиональным навыком, как врач, как IT-специалист или как механик. Задача психолога — обнаружить причину болезни организма, потребность, которая не удовлетворена, душевную рану, которая не залечена. Может быть, в жизни ребенка было некое значимое событие, потрясение, на которое никто не обратил должного внимания: няня поменялась или это был бездомный щенок, которого родители не разрешили взять домой, или, может быть, сверстники его как-то обидели или еще что-нибудь… Для родителей это все не имело никакого значения, а для ребенка имело. Как правило болезни психосоматического характера, если не заниматься их надлежащим лечением, имеют тенденцию переходить в хронические недуги. Та же бронхиальная астма считается заболеванием психосоматическим. К счастью, как я сказала выше, сегодня ситуация начинает меняться. Врачи-терапевты все чаще направляют пациентов на консультацию к психологу. Прошел человек обследование, сдал все анализы, а все равно непонятно, почему у него периодически воспаляется, к примеру, поджелудочная железа или нарушается сон. Одна моя пациентка так прямо и сказала, что ей врач посоветовал «голову полечить». Мы с ней посмеялись и начали разбираться. А что касается школьных психологов, которые на таких часто болеющих (или детишек с другими проблемами) зачастую не обращают должного внимания, то они настолько завалены всякой формальной бюрократической работой, что на индивидуальный подход у них, увы, совершенно не остается времени. От них требуются тесты, отчеты, а вовсе не конкретно направленная адресная психологическая помощь. Они отчетами и занимаются. И потом, детей в школе несколько сотен, и одному психологу действительно трудно за всеми уследить. Поэтому родителям важно обращать внимание не только на физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние своих детей, находить время и главное — желание во всем этом разобраться. Беседовала Ольга Щербакова