В книжных магазинах появилась книга Карла Седестрома и Андре Спайсера «Синдром здорового образа жизни». Авторы утверждают, что погоня за идеальной формулой здорового образа жизни совершенно не приносит обещанных благ. «Фигаро Мадам» поговорил об этом со специалистом по социологии спорта Патриком Миньоном. Авторы книги говорят о синдроме как тирании здорового образа жизни. Это явление действительно существует? Стремление к здоровому образу жизни само по себе нормально, это распространенное явление; проще говоря, люди предпочитают жить хорошо, а не плохо. Но не надо забывать, что любые стремления и искания рискуют обернуться зависимостью. Это можно наблюдать на примере бега или, скажем, здорового питания. Когда к услугам ищущего, к тому же, множество готовых ему помочь специалистов, увлечение здоровым образом жизни может превратиться в болезнь. Когда это явление получило распространение? Тема здорового образа жизни появилась в США в 60-е годы. Тогда она интересовала, прежде всего, хиппи, которые вовсю протестовали против сложившихся культурных практик. Они развивали идею, что общество в его привычном виде использует людей, атомизирует их и проповедовали возвращение к природе, духовным основам жизни. В 80-х годах этим явлением заинтересовались широкая публика и медиа, о нем заговорили психологи, врачи, оно стало коммерциализироваться. Началась рационализация: если хиппи считали, что для самооздоровления необходимо радикально изменить образ жизни, то теперь речь идет скорее о том, чтобы в обычной повседневной рутине найти способ хорошо себя чувствовать. Одержимость здоровым образом жизни как-то коррелирует с ростом средней продолжительности жизни? В прошлом люди знали, что скорее всего умрут, не состарившись, что смерть неизбежна, и стремились в большей степени подготовиться к смерти, а не найти способ жить лучше. В сегодняшнем обществе можно жить дольше благодаря развитию медицины, и запросы тоже меняются. Связан ли синдром здорового образа жизни с ощущением нестабильности и незащищенности отдельного индивида? Ситуация социальной, политической и экономической нестабильности и порожденная ею тревога могут усугубить болезненную озабоченность. Человеку нужно чувствовать свою успешность. Для тех, кто жил в «славное тридцатилетие»*, благополучие означало работать меньше, чем предыдущее поколение, иметь жилье и возможность куда-то поехать в отпуск. Сегодня меньше работать означает иметь срочный трудовой контракт, временно замещать чью-то должность или работать на неполную ставку — то есть ощутимо терять в доходах. Люди ищут другое средство получать удовлетворение от жизни. *«Славное тридцатилетие» — послевоенный период, длившийся с 1945 по 1975, когда в большинстве развитых стран наблюдался бурный экономический рост и повышение уровня жизни. Термин впервые употребил французский демограф Жан Фурастье в своей работе «Славное тридцатилетие или невидимая революция с 1946-1975 годов». Не наносим ли мы вреда сами себе, возводя здоровый образ жизни в категорию нравственного закона? В том-то и проблема. Здоровый образ жизни можно рассматривать двояко. С одной стороны, это способ просто искать пользу в каждом моменте, иначе говоря, делать то, что приносит удовольствие. Другая трактовка требует скорее аскетизма, абсолютного контроля над собой. Человеку начинает казаться, что он делает недостаточные усилия и не справляется с задачей «жить правильно». И это совершенно контрпродуктивно, ведет к постоянному самообвинению и, в конечном счете, нездоровью. Какие последствия влечет за собой второй подход? Контроль лежит в основе общественного устройства, но чрезмерный контроль общество убивает. Человек, который все контролирует, невыносим. Бывают случаи, когда поведение таких людей смахивает на сектантство. Те, кто не разделяют их взгляды, становятся «богохульниками», представляют собой искушение, их надо сторониться, чтобы не изменить своим верованиям. Человек теряет контакт с окружающими и забывает о реальных потребностях своего тела и ума. Иногда для нашего удовольствия и здоровья полезно есть, например, что-то жирное. Здоровый образ жизни и благополучие — это равновесие между удовольствием и самоограничением. Усилия по изменению своей жизни нормальны и правомерны, но иногда надо уметь ослабить хватку, допустить в свою жизнь немного спонтанности. Мы все-таки не в монастыре живем. Le Figaro Madame Перевод с французского Веры Зубовой