— Ой, у вас четверо? Все девочки??? Да вы, наверное, мальчика хотели?

— Ой, какие молодцы, вы, наверное, детей любите, еще будете рожать?

Эти вопросы уже не вызывают ни удивления, ни раздражения, да вообще никаких особых эмоций. Отвечать на них уже вошло в привычку и получается механически. «Нет, мы не хотели и не хотим мальчика. Нет, я не могу сказать, что люблю детей. Нет, больше рожать не собираемся». Обычный мой ответ – «Так получилось» 🙂

Я уже давным-давно не вступаю в беседы, а уж тем более, в дискуссии на эту тему. И научилась отвечать максимально кратко на всякие вопросы. Когда узнают, что мы православные, то обычно говорят – а, понятно, вы верующие, поэтому у вас так много детей, вам же нельзя предохраняться. На что я обычно отвечаю, что у всех по-разному и предохраняться можно, а если б я не предохранялась, у меня уже 10 было бы, а не четверо. Если б здоровья хватило…


Но момент «вы верующие, и потому у вас детей много» напрягал меня всегда и напрягает сейчас. Это рождение по долгу, потому что так правильно. Нет-нет, я рада, что у меня четверо, я очень люблю своих девочек, и, наверное, я потянула бы и пятого, сильно напрягши свои физические и душевные силы. Но вот вопрос – а надо ли это кому — «потянуть»? Надо ли это мне, мужу, уже имеющимся детям, в конце концов, Богу ЭТО от меня надо? У меня возникает масса сомнений по этому поводу.

Есть многодетные неверующие семьи, и вот там люди точно рожают, потому что хотят! Да, пожалуй, сейчас, «попробовав» многодетность (хотя, откровенно говоря, я 3-4 ребенка не могу особо и за многодетность посчитать), я бы снова ее выбрала, даже и без веры. И это было бы уже сознательно. Потому что это увлекательно и весело 🙂 И все равно – не 8, не 10, а максимум 4-5 детей.

Меня все время смущает момент, что я рожала потому, что положено, а не потому, что я детей люблю и хочу. И был в моей жизни момент, когда я так и не смогла заставить себя порадоваться очередной беременности и даже просто принять ее смиренно. Дети болели, не прекращая, и я с ними. Мне было плохо, тяжело и физически и душевно, мне просто не хотелось этого ребенка. Это было ужасно и мучительно, чувство вины совершенно задавило меня, особенно после того, как беременность замерла.  Хотя всему были чисто физические причины, вирусы на раннем сроке, общая физическая измотанность, а совесть мучила за мысли.

А что делать-то, если не хочешь? Да, я молилась, просила Бога не слушать мое нытье и не слушать моих желаний, но в глубине души все равно была не против того, чтобы ситуация разрешилась как-нибудь… не рождением очередного ребенка.  Это была борьба с помыслами, которую я проиграла… А когда я носила последнего ребенка, у меня, извините за выражение, просто начало сносить крышу. Бесконечные страхи, уныние, депрессия, чувство, что все в жизни получилось не так, как надо, вымотали все силы. И вот после этого ужаса (двух последних беременностей) я окончательно поняла, что всех под одну гребенку чесать и обязать всех рожать «сколько Бог даст» просто нельзя. У каждого свой запас прочности – физической, душевной и духовной. У каждого свои данные: у кого для детей, а у кого еще для чего-то. И православные имеют право НЕ хотеть детей. По крайней мере, не хотеть 4-10 и более детей.

Представляю, как возмутятся многие от моих следующих слов, но не могу молчать. Наконец уже я должна высказаться честно: не все женщины созданы для того, чтобы быть прежде всего матерью! Вот у меня четверо и я не мать по натуре. Понимаете? Я матерью ощущаю себя в последнюю очередь. Женой – да, женщиной – да, личностью – да, даже учителем – да. И только потом матерью. Материнское во мне идет через силу, потому что это не мое. Это, впрочем, не значит, что я не люблю своих детей, в меру своих душевных способностей, конечно. Когда они уже есть, как можно их не любить? Но все равно – я вот не люблю всякие нежности с детьми, разве только с младенцами. Всякие объятья и ласки идут у меня через силу, и, уверена, дети это прекрасно чувствуют. Я могу неплохо делать все, что нужно для семьи, кое-что даже хорошо. Готовить, убираться, что-то даже придумать интересное, поговорить с детьми, в чем-то им помочь, но это ни разу не мое призвание.

И не приводите мне в пример: а как вот раньше все рожали и никто не думал – мать, не мать – Бог дал, родила. Ну, давайте уж тогда по-честному – не будем тогда требовать с матери, чтобы она уделяла детям все свое время. Пусть, как на Руси в деревне, растут как трава. Выжил — так выжил, помер — так помер: естественный отбор. Умный – сам выучишься, не дал Бог ума и талантов – перебьешься как-нибудь, нечего и время на тебя тратить. И так далее, все в таком ключе. А ведь так и было. Родила, выкормила и без всяких сюсюканий – свободен. Никаких излишних материнских чувств и терзаний, скорее, просто процесс воспроизводства.

И я уверена, предложи любой женщине тогда альтернативу, возможность НЕ рожать (по крайней мере, больше определенного количества) – всякая с радостью бы ухватилась за это! И тут встает один из самых больных и замалчиваемых вопросов — вопрос контрацепции. Это ведь буквально как что-то совершенно неприличное воспринимается. Да как ты смеешь, червь, иметь свои желания и свою волю! Рожай, сколько будет! Да хоть сдохни на этом поприще! А чего, будешь мученица, и дети твои будут сироты-мученики…

Ну что ж, давайте уж идти до конца тогда. Болеешь – не лечись. Мало ли, до чего наука дошла, все это нам не нужно. Господь и так спасет, если надо. Или нет, лечись, но только природными способами, травки пей, примочки делай. (И предохраняйся, пожалуйста, но только календарным методом, от которого никакого толку). Но ведь мы лечимся и не считаем это грехом. А кто сказал, что неабортивные методы предохранения не сродни лечению? Если мы считаем, что врачей и лекарства нам посылает Господь, то отчего бы не считать, что и средства контрацепции Он же посылает. По нашей немощи, по нашим телесным и душевным болезням. Это такая милость к нам, слабым. Он нас жалеет. И почему, если мы считаем медицину не противным Богу делом, а полезным, контрацепция (разумная) вдруг становится каким-то ужасным грехом? Если уж так рассуждать, то ребенок, который ДОЛЖЕН родиться по Божьему замыслу, родится все равно, несмотря на предохранение.

Это бесконечное чувство вины, которое давит на православную женщину за то, что она не рожает… Как будто мало забот конструктивных, полезных и нужных забот – воспитывать тех детей, которые уже есть, заниматься домом, творчеством, работой, если есть, учиться, молиться, да множество всего. Но нет, вместо конструктивного и жизнеутверждающего действия, с радостью – мысли о греховности, потому что не рожаешь, сколько Бог даст. Какой-то больной бред. И заметьте – только женщины мучаются этим чувством вины по-настоящему. А ведь под многодетность должны быть заточены оба родителя. И еще неизвестно, кто больше, мать или отец. И вот, например, женщина, которая рожает 5-8-10-го ребенка от мужа, который нормально не работает, или пьет, или гуляет, или же просто банально не уделяет семье нужного внимания, почему-то не кажется мне героиней веры, а кажется несколько безответственным человеком. А если ее на это благословляет духовник, то хочется пожелать этому духовнику принять на себя все заботы по обеспечению ее семьи.

В начале моей семейной жизни у меня возникли все эти вопросы. И Господь ответил на них — да, именно так я считаю. Когда я, пылая неофитством, стала сомневаться в словах священника, у которого окормлялась, и который (о, слава Тебе, Господи за таких священников!) на удивление трезвые и правильные советы давал всегда по семейным вопросам. А совет был – некоторое время предохраняться, средствами неабортивными, естественно, чтобы дать организму отдохнуть от вторых родов и войти в режим с двумя детьми. И вот я засомневалась – да как же это, надо же, сколько Бог даст! И пошла я к мощам прав. Алексия Мечева и помолилась там, чтобы Господь мне показал, как поступать. Попросила позвать первого попавшегося священника и честно у него спросила. Ответ был коротким и исчерпывающим: сколько у тебя детей? Двое? Грех – когда уклоняешься от рождения детей, а ты разве уклоняешься? И я принимаю этот ответ за образец и сегодня.

Действительно, можно ли сказать про женщину, родившую пусть даже только одного ребенка, что она уклоняется от рождения детей? По-моему, нет. Еще раз повторюсь, что силы и возможности у всех разные. Слава Богу за то, что Он с возрастом дает увидеть и более трезво оценить некоторые вещи. В неофитском пылу я думала – ах, подумаешь, трое, четверо, пятеро детей, да кто угодно может! И нечего, мол, отговариваться, что здоровье не позволяет и тому подобное. Хорошо мне было говорить (и родить четырех), имея, хоть и небольшую, но свою квартиру, маму с папой под боком в соседнем доме, кучу друзей и знакомых, готовых помочь, и, в общем-то, довольно приличное здоровье.

Но, взрослея, приобретая опыт, начинаешь по-другому ко многому относиться. Начинаешь жалеть людей и понимать, что совсем не каждой женщине нужна и по силам многодетность. Что делать, например, хроническим гипотоникам, которые иногда подняться не могут? Никто ведь за них не будет воспитывать их многочисленных детей (если хватит сил родить. Я знаю женщин, которым реально, честно, без всякого самооправдания, ужасно тяжело дается даже один ребенок. Не в смысле, что больше им нельзя рожать под страхом смерти, а в смысле, что они не имеют на это физических или моральных сил. А если и смогут родить, то не факт, что смогут воспитать и уделить достаточно внимания. И не впасть в ужасную депрессию, из которой не выползти.

Или как рожать много детей в однокомнатной квартире? Я насмотрелась на подругу, живущую с тремя погодками в однокомнатной хрущовке, где нечем дышать и не развернуться. И жизнь в таких условиях ни разу (при всем желании и благочестии) не располагает к семейному миру… К тому же у детей есть такое свойство – расти. И пространства им нужно все больше. И внимания, и занятий, и одежды, и тому подобное. И как, скажите, например, расти в однокомнатной квартире? Или даже в двухкомнатной, когда в семье и девочки и мальчики? Да, я знаю, некоторые знакомые семьи выходят из положения хитрым способом – девочки живут в комнате с мамой, а мальчики с папой. А что делать? Только этот способ почему-то тоже не кажется мне удачным, потому что не очень-то располагает к нормальному отношению супругов.

Знаю случаи, когда благочестивый и правильный муж все время говорит жене – надо нам еще детишек. А жена, уже родившая двух (трех и т.д.) детей с разницей в полтора-два года хочет только одного – хотя бы немного отдохнуть! Потому что она несет основные тяготы, как ни крути. Во-первых, физические – выноси, роди, выкорми, и так порой без перерыва несколько лет. А во-вторых, это колоссальная моральная нагрузка  — все время находиться с детьми, часто в тесном неприспособленном пространстве, 24 часа в сутки. И это вам не как на Руси – мама в поле (или по дому), а дети сами по себе, нет. Изволь еще на всех обратить внимание, а иначе грех!

Еще вопрос – а желание старших детей надо учитывать? Имеют они право голоса или нет? И если старший ребенок в семье говорит – если вы родите еще одного, я уйду из дома, как к этому относиться? Понятно, что это может быть только поза, но сам факт… Насколько правильным будет плевать на мнение старших детей? И насколько правильно будет плевать на откровенное ущемление старших детей при постоянном рождении младших? Почему вдруг из-за нашего благочестия должны страдать уже имеющиеся дети, надо ли это Богу вообще-то? Есть семьи, где этот вопрос не стоит, и слава Богу. Но в других-то семьях он стоит… И мне кажется, что нужно разумно подходить к рождению детей все-таки. И не стараться взять количеством, лучше качеством. И, как во всяком деле, уметь вовремя остановиться. Я знаю, о чем говорю, знаю, что такое любовь к младенцам и гормональная эйфория. Хорошо хоть, что мужчины ей не подвержены и могут трезво оценить обстановку.

Вопросов много, только вот ответы на них давать в Церкви не любят. И повезло тому, кто попал к трезвому и благоразумному священнику под крыло, который не накладывает на паству бремена неудобоносимые. Но, ох как не хватает громкого голоса Церкви по этим вопросам. Глядишь, и семьи не разваливались бы, многодетные да благочестивые, от того, что не вынесли непосильного бремени. А за тех, кто рожает не по долгу, а по желанию, я очень и очень рада. Как и за талантливых художников, за ученых, за спортсменов. Но все разные, правда?

Поэтому и по многим другим причинам лично я — за планирование семьи! Каждая семья имеет право сама решать, сколько и когда ей рожать детей. Это свобода выбора, а не грех. Причем, право решать имеют оба. Не может жена рожать против воли мужа, не может и муж принуждать жену рожать. И, если семья честно перед Богом, не жалея себя, но и не загоняя в полную яму, физическую и моральную, решает, что может понести только одного-двух-трех детей, и сколько там еще, то так тому и быть!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
MaX

Хорошо, что такую тему обсуждают. Действительно, и на мой взгляд, подходят к таким вопросам как многодетность, предохранения, планирования как-то без особого рассуждения, особенно в наше время, когда серьёзные проблемы со здоровьем уже в 20 с небольшим лет — норма. У меня всегда возникал вопрос, а что же себе думали родители, когда встречаю объявления типа "многодетная семья просит помощи". А если бы все были так же многодетными бездумно, то у кого тогда все просили бы помощи?! (Конечно, вопрос несколько лукавый, но всё же.) Только вот статья в первой половине слишком уж эмоциональна, а не идёт нейтральное обсуждение проблемы, что создаётся впечатление,… Читать далее »

MaX

Конечно, статья не про родительские чувства. Те мои слова были лишь в отношении упрощённого понимания того, что "было на Руси". Ну моя мама — век 20-ый, да не совсем. Она 1942 года рождения, последняя в их семье. Да и все "блага революции" до их местности дошли лишь уже в 30-е. Её отец — это начало 20-го века, образование — 3 класса церковно-приходской школы до революции ещё. Всё остальное — природный ум, таланты (он был каким-то начальником по сельхозтехнике, да и с фронта его пару раз возвращали, как самого опытного в их краях в сельском хозяйстве, а то всех мужчин забрали… Читать далее »

Helga

Согласна с Елизоветой. И я знаю батюшек, которые благословляют предохраняться неабортивными средствами. Думаю, это правильно. Тем более, что если Господу будет угодно, то или таблетку "забудешь" принять, или она не сработает, или презерватив порвется….)))) В общем, есть много способов исполнить волю Божию и при этом не быть самонадеянным дураком: "Я рожу, а остальное уж как-нибудь само устроится…"

Но если уж беременность наступила — будь добра в любых условиях отвечать за малыша и как минимум выносить. Часто бываю на сайтах, посвященных абортам, и приходится иногда вступать в нешуточные баталии с защитниками убийств детей.

kristina

Я не согласна здесь, что забыв выпить таблетку это значит выполнить Божью волю. Это не выполнить уже, а прото смириться с последствиями, что убить то нельзя. Мне очень все это понятно, что автор пишет, сама многодетная мама. Но все таки мне кажется что мы находим тут себе оправдание из -за нашего маловерия , и желание все это как -то оправдать. Каждому человеку дан талант чтобы использовать его , а не зарыть ,как в той притче. Кому-то дано 1 родить, а кому-то 10. Смысл в том что Бог не заставляет человека что- то делать, но дает свободную волю. И если человек… Читать далее »

Anzhelika

Очень хорошая и своевременная статья. А что до эмоциональности — женщине в таких вопросах без эмоций сложно. Лично я Вам очень благодарна. Вы подняли тему, которую. мало обсуждают и которая действительно волнует.

Давайте-ка по-чесноку. Честно то есть. Болшие семьи хороши в среде, где сами по себе крепки семьи, семейные кланы. Где все живут большми семьями, и все родственники друг другу помогают. Цыгане, лица кавказской национальности, среднеазиаты особенно не парятся по поводу многодетности. У нас в России пытаются восстановить старую культуру семьи. Модель родственных отношений. Начинать надо не с чадородия. Начинать надо с семьи. Чтобы разводов не было, чтобы мамы и папы считали своей обязанностью поддерживать семьи молодых, чтобы сестры, тетки и мамы сидели с детьми, чтобы вместе все делами занимались и ходили друг ко другу в гости. Тогда можно о большом количестве… Читать далее »

ytro_v_lesu

Согласна с Вами. Планирование семьи — это какая-то подмена понятий, на мой взгляд. И именно советским временем воспитанная, а истоки берущая еще во французской социальной революции. Самореализация, творчество… Разве в Библии что-то говорится о САМОреализации или она стала одной из 10 заповедей? У нас появилось слишком много "само" и "Я". На других не хватает =( Трудно, очень трудно растить детей, если этим тяготишься и воспринимаешь это, как долг. А с другой стороны, ведь и на работу не всегда из удовольствия ходят… Мне трудно говорить за всех, говорю за себя — я не могу согласиться с таким "биением себя пяткой в… Читать далее »

ytro_v_lesu

Ну согласитесь, что радость и счастье — это не только и не столько плотские отношения. Да и не только фригидным людям возможно воздержание — посты-то ведь все равно есть? Главное за радостью и счастьем не уйти на дорогу просторную. Зачем каждый день говорить "да будет воля Твоя", если на самом-то деле хочется исполнения своей собственной воли..? Вот здесь, Господи, я тебе верю и Ты мною руководи, а вот тут я уж как-нибудь сама подстрахуюсь. Не лукавим ли тут? Отношения мужа и жены — прекрасны, но отношения без возможности последствий — это уже немного суррогат. Нам только удовольствия, пожалуйста. Может быть… Читать далее »

EJIEHA

Согласна с Вами. Тоже написала коммент, но вот про удовольствия и отношения без последствий упустила. это "частичные" отношения, логичные у людей с "частичной верой" (про "да будет воля Твоя" или моя воля-право-свобода выбора)

Anzhelika

Очень правильная мысль. Про счастье и радость в семье.

Утро в лесу! Не соглашусь насчет /////Он на меня посмотрел и сказал: “Ну, я понимаю, стояла бы передо мной такая изможденная, а тут кровь с молоком”… И я поняла, что все мои болячки хоть и реальны, но преувеличенно воспринимаются. неправда!!! многие болячки на лицо не видны, а женские тем более. Это по меньшей мере огульно такие выводы делать на основании внешнего вида своей подопечной. Простите меня за резкие слова, но сама я много раз слышала от некоторых батюшек нечто подобное, когда просила послабления или чего-то в этом духе. В результате посадила себе желудок и добавила проблем со здоровьем. Внешний как… Читать далее »

Winter Night

О, как я с вами согласна! Читаешь все статьи на эту тему — и вот думаешь, что рожать детей — это такая трудовая повинность. Это не тяжкая обязательная для всех повинность — особенно раз ты православная — то значит просто обязана рожать! И православным женщинам не всегда даются дети. Это не повинность, это Дар, один из самых величайших Даров Господа. Этот Дар требует ответственности и огромных трудов, но это все-таки Дар. При этом мы свободны, как и во всем, принять этот Дар или отвергнуть его со всеми вытекающими последствиями. Но если уж Дар принят, то и обращаться с ним нужно… Читать далее »

Winter Night

в продолжение моего предыдущего ответа: Господь не всем дает, абсолютно не всем дает детей. не существует какого-то обязательного плана по количеству детей, которое женщина просто обязана произвести. И если вы не хотите получать детей — ради Бога, никто не заставляет, только без абортов, предохраняйтесь неабортивными средствами, я за разумную контрацепцию — я это говорю автору статьи. Очень жаль, что автор поняла, что материнство — это не ее призвание только когда дети уже появились. Не последнюю роль, думаю, в этом сыграли обычные бытовые проблемы. Не надо относиться к детям, как к повинности, еще раз повторюсь — это не план, который надо… Читать далее »

Winter Night

И насчет рождения против воли мужа — в такой ситуации, когда против мужчина, а женщина — за ребенка, определяющим должно быть решение женщины. Если ты ребенка хочешь, то никто тебя насильно не выпотрошит. А если муж ребенка не хочет — то очень прискорбно, но это повод задуматься о некоторых моментах его "мировоззрения". А насчет старших детей и того, что младшими ущемляются права старших — это уже какая-то ерунда вообще.

yerma

нет ничего плохого в том, что женщина делает карьеру, а не торчит целый день на кухне с кастрюльками. всегда была сторонницей качества, а не количества.

MaX

Историю про Бетховина уже, наверное, многие знают, распиарили её уже. 🙂 Но статья не про аборты. И это не попытка оправдания противозачаточных. Статья женщины, которая переживает сейчас кризис (исходя из её слов в другой её статье "Инопланетянин и инопланетянка – контакт возможен?", да и тут видно), потому есть и перекосы, которые со временем будут решены, я думаю. Главное, о чём статья — это то, что нельзя требовать от всех равной меры, у каждого она своя. Если для человека, пробывшего в Церкви несколько лет становится понятным, что требовать от всех равной меры в молитвенном правиле, в посте нельзя, то вот вопрос… Читать далее »

NataliaCh

Елизавета! Если Вас не затруднит, ответьте, пожалуйста, оральные контрацептивы (противозачаточные таблетки типа Жанин и т.п.) — неабортивные или абортивные? Уже долгое время пытаюсь найти ответ на этот вопрос и те, что нахожу — противоречивые.

NataliaCh

Елизавета, спасибо за ответ!

MaX

Ну, раз так, то можно на вас "наехать" по полной за все те неправильности в статье. 😉 Вот только у меня на данный момент лимит свободного времени почти исчерпан, чтобы основательно "проехаться"…

Бедные ваши дочки… Кстати, могут быть с ними проблемы в подростковом возрасте, когда они посчитают себя вправе не любить вас, быть обиженными за то, что был период, когда вы их не любили, не желали. Для ребёнка это очень неприятный факт. Для некоторых характеров это может вылезти тем, что когда вам будет нужна помощь уже в старости, вам не помогут, отвернутся.

Дорогой Макс!
Модераторы напоминают:
1) «Наезды» на нашем ресурсе — запрещены.
2) Мужчины на наш ресурс допускаются только в виде редких исключений, и требования к их поведению предъявляются гораздо более высокие, чем к дорогим сестрам.

gerry

Дорогой друг! А если Ваши напор и МаХимализм использовать в мирных целях? Скажем, на просторах Интернета организовать движение "Мужчины России — за счастливую, здоровую, обеспеченную многодетную семью!!!" — чтобы руководящий пол не цыкал в сторону женщин, а взял на себя реальную ответственность за это? И с братьями по полу можете взять жесткий мужской тон, он там будет уместен. А здесь… Вы зашли в чужой лес, вековой инстинкт охотника и разведчика мог бы подсказать Вам, что ступать надо тише и с установлением своих порядков не торопиться.

Anita

На самом деле Бетховен — это как раз исключением из правил. Посмотрим правде в глаза — в 99,9% случаев рождаются дети хронически больные и нелюбимые как минимум. И тема не про аборты, к ним автор вовсе не призывает, а высказывает вполне здравомыслящую точку зрения, за что спасибо ей большое.

Полина Бондарева

Согласна с автором статьи. Мы живем в современном мире и у него есть свои специфические особенности. Нельзя применять мерки "а вот на Руси…"

gerry

Елизавета, все Ваши статьи читаю с удовольствием. Радует Ваша трезвость, самостоятельность суждений и человечность.

Из ваших статье женщины могут испортиться, и плохими матерями стать, ваши статьм портят хороших девушек не выклдавайте их пожалуйста больше

EJIEHA

Здравствуйте! У меня трое, и тоже частенько оказываюсь в неловкой ситуации: например, женщина выражает мне восхищение и спрашивает "как же Вы решились? да Вы герой" и т.п. в-общем, звучит это как "да Вы ненормальная!" ) а насчет предохранения и "православной многодетности" — тут уже моя очередь удивляться, как это удается женщинам рожать детей с разницей в полтора-два года — у меня и нескольких моих подруг, которые исправно (т.е. днем и ночью) кормили деток своим молоком, просто цикл не восстанавливается раньше, чем через года полтора — и никаких "заморочек" с календарным и др. методами контрацепции. кстати, когда говорят о контрацепции, называя… Читать далее »

EJIEHA

оксюмороном (исправьте, пжл)

EJIEHA

Можно сказать и что повезло 🙂 Фертильность, действительно, у всех разная — и мне кажется, это связано с большой жизненной силой, данной свыше… как Вы думаете, для чего? ) Вот я не думаю, что для того, чтобы писать диссертации или работать в офисе… ) По поводу творческой самореализации — по-моему, часто именно "выпадение из обоймы" с ее конвейером и пр. в декретный отпуск как раз очень способствует работе над своим творческим потенциалом 🙂 Просто жизнь очень меняется, согласна. Но я уверена, что путь многодетности верный — потому что отваливается наносное, становится виднее главное, происходит переоценка ценностей, конечно же, силы мобилизуются,… Читать далее »

Anita

Онан был наказан не за контрацепцию, а за то, что не исполнил конкретную волю Божию.

Maria Annushkina

Я думаю, что Елизавета подняла очень важную проблему. Она не против многодетности, она против несознательной и несчастной многодетности. В общем-то не секрет, что много детей — это действительно тяжелый крест. Можно, конечно, выступать с обвинениями в адрес использования контрацептивов, что в таком случае мы не уповаем на волю Божию. Но мы не уповаем, если честно, постоянно. Когда страхуем свое имущество, когда провожаем детей до школы, когда ставим сигнализацию, храним деньги в банке и т.п… По большому счету критиковать автора имеют право только те, у кого своих детей не меньше четырех (ну или хотя бы трое). У остальных просто по обсуждаемой… Читать далее »

Elenaspb

Согласна с автором статьи: все люди разные, и силы их различаются. Ведь даже в пост всех не гребут под одну гребёнку.

О себе: мама трёх дочек (почти 18, 16 и 14 лет) и очень рада этому! 🙂 Когда дети были маленькими, конечно, было непросто. Сейчас выросли, а я мечтаю родить ещё одного ребёночка., ощущаю физическую и психологическую в этом потребность.

Ksenechka

Полностью согласна с Марией Аннушкиной. Спасибо Елизавете за мужество и честность. А если в семье нет помощников, съемное жилье, муж работает с утра до ночи и у него два выходных в месяц? И ипотека? Все с Божией помощью идет хорошо, но вот мамочка заболела — себя не может обслужить, не то что двух маленьких. Это испытание для всей семьи. Автору огромная благодарность за то, что вслух сказала о том, что умалчивается. И ревностным блюстительницам православия хочется напомнить — будьте снисходительнее и добрее к чужим немощам, современное многодетное материнство в России — это подвижничество. Тяжелые полосы закончатся и уставшие мамочки снова… Читать далее »

Похожие статьи