Читайте также: Помочь ребенку организовать учебный процесс Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Любые экзамены — страх и ужас для большинства семей. Они занимают ум и мысли, о них разговаривают, их обсуждают. В итоге они переполняют нас таким стрессом и волнением, что результатом зачастую становится неудача. В период школьных экзаменов можно было бы чувствовать себя спокойнее, не столь сильно нервничать, но мы умудряемся даже самый простой тест превратить в пугало и источник стресса. Ребёнок, ни о чём не подозревающий и наивный, идёт в первый класс. У него есть учительница, он созидательно проводит утренние и дневные часы вместе с другими детьми, и нет причин для страха и волнения. Но мама волнуется за его достижения и успеваемость и начинает задавать разные вопросы: «Кто из ребятишек лучше всех сегодня занимался?», «У тебя было много ошибок в орфографии?», «Учительница тебя вызывала к доске?», «Ты был внимательным на уроках?», «Кто из вас красивее всех пишет буквы?» И вот простодушный ребёнок познаёт дух соперничества и конкуренции, сильной зависти и ревности, враждебности и недоброжелательности. Как только начинаются самые простые тесты или упражнения на повторение, мама уже наготове. Из ответов ребёнка на её вопросы ей известны имена его «соперников» в классе. «Что сегодня поставили Мише?», «Мария ответила на все вопросы правильно или ошибалась?», «Кто лучший ученик у вас в классе, ты или Паша?» День ото дня ребёнок всё больше погружается в предэкзаменационный стресс, поскольку мама постоянно предупреждает его: «Имей в виду, завтра пятница, и вам могут дать самостоятельную работу по словарным словам!» Таким образом, через один-два года мать, — а может быть, даже оба родителя, — сами того не осознавая, приучают своё чадо к тому, что учебный процесс всегда связан с огромным количеством стресса и волнения. Стресс буквально врастает в ребёнка, становится его постоянным спутником. Если к тому же ему встретится какой-нибудь резкий, враждебно настроенный по отношению к детям учитель, тогда школа, контрольные работы, тесты и экзамены станут настоящим кошмаром для ребёнка. В выпускном классе «экзаменационный страх» захватывает уже не только подростка, но и всю его семью. К каждому экзамену относятся как к военному столкновению, в котором необходимо бороться с противником, чтобы остаться живым и невредимым. Но что такое письменные или устные экзамены? Это всего лишь доказательство того, что мы занимались и усвоили конкретный учебный материал. Каждый человек проходит в своей жизни через множество экзаменов, а значит, это самый обычный факт школьной и студенческой повседневной жизни, и именно так мы и должны к ним относиться. Правильнее всего было бы убедить детей, что экзамены — это нечто простое, рутинное, повседневное и обычное, не обладающее никаким эмоциональным подтекстом. Для того чтобы успешно сдать экзамен, надо интересоваться предметом, готовиться, много заниматься и доверять своим силам. И всё же, несмотря на наши усилия, всегда есть вероятность неудачи, провала. Практически всегда неудача, если посмотреть на неё с нужной стороны, — это полезный жизненный урок. Отрицательный опыт помогает нам выявить и понять свои недостатки и слабые стороны. К сожалению, довольно редко родители относятся к школьным неудачам своих детей подобным образом. В нашем обществе существует предубеждение, будто родители, которые ведут себя хладнокровно и не очень вмешиваются в школьные дела своих детей, — бесчувственные и равнодушные! И вот уже мы считаем, что истеричность и гиперопека отражают наш интерес к ребёнку. И чтобы не показаться равнодушными, мы начинаем давать место страху, стрессу, беспокойству, волнению и нетерпению, нагнетать атмосферу, задавая своему чаду назойливые вопросы и давя на него. Постепенно всё это становится нашим alter ego, вживается в поведение, а также воздействует на поступки ребёнка. Мы сильно поможем своим детям, если убедим самих себя, что экзамены касаются только них самих, и насколько более ответственными будут чувствовать себя дети, настолько лучше они станут справляться с ними. А наш интерес можно выразить другими, куда более эффективными способами: с помощью заботы, доброго слова, доверия к детям и уверенности в их силах и достоинстве, постоянной готовности помочь им найти верное решение в любых затруднениях. Пытаясь защитить своего ребёнка от чрезмерного страха и экзаменационного стресса, желательно избегать любого сравнения с его братьями и сёстрами, одноклассниками, соседскими детьми и, разумеется, с нами самими. Мы, родители, иногда хвастаемся, причём делаем это с раздражением и при помощи совершенно антипедагогического метода под названием «я в твои годы…». Этот способ мешает нашему ребёнку становиться лучше и мужественно справляться с возникающими проблемами, например, с экзаменами. Лучше всего сравнивать ребёнка с ним же самим, указывая ему на то, как он развивается и изменяется, каких успехов достигает со временем. «В прошлом году ты говорил, что, когда сдавал тест, у тебя дрожали колени от страха, а в этом году ты выглядишь гораздо более спокойным». «В прошлом семестре ты страшно переживала, когда готовилась к контрольным работам, а в этом семестре ты занимаешься более уверенно». «Раньше ты не умел составлять план занятий и следовать ему, а сейчас стал таким организованным!» Таким образом, экзамены превращаются в часть повседневных занятий, становятся рутиной, перестают нести в себе эмоциональную нагрузку, а значит, позволяют ребёнку сохранять хладнокровие и показывать свои знания в лучшем свете. Кроме того, удача на экзаменах никак не связана с удачей в жизни! Эмоциональная нагрузка лишает ребёнка спокойствия, рассудительности и уверенности в себе, а все эти качества необходимы, чтобы человек мог собрать все душевные силы, использовать полученные знания не только на экзамене, но и в жизни. И вместо добра мы творим зло: благими намерениями, как известно… «Мой двоюродный брат — талантливый врач, и он убедил свою дочь, несмотря на то, что сначала она сомневалась и сопротивлялась, сдавать экзамены для поступления на медицинский факультет. Девочка много занималась с репетиторами в последних классах школы, и весьма успешно. Первый экзамен был по физике. Она пошла на него, будучи очень хорошо подготовленной, но из-за пережитого ей страха, постоянного давления на неё и стресса не смогла написать даже своё имя! Она отказалась продолжать сдавать экзамены, не захотела даже сделать вторую попытку. В итоге она поступила на совершенно другой факультет и занимается историей искусства!» Ирина, 56 лет «Я окончила колледж и один год работала, прежде чем решилась сдавать вступительные экзамены на юридический факультет. Всю зиму я занималась самостоятельно, а также посещала курсы, чтобы повторить древнегреческий и латинский языки, необходимые для поступления, и отправилась сдавать экзамены с ребятами, которые были на три года младше меня. До начала экзаменов они стояли небольшими группами и разговаривали друг с другом, задавая вопросы по экзаменационному материалу, а я чувствовала себя совершенно не у дел и решила, будто ничего не знаю. В то же время, я абсолютно не волновалась, потому что у меня уже была профессия и работа. В итоге я прошла на юридический факультет Афинского университета с очень хорошими баллами, а многие из тех ребят, которые хвалились друг перед другом своими знаниями, никуда не смогли поступить». Харуля, 50 лет «С начальной школы я так боялась математики, что всякий раз, когда у нас была контрольная или самостоятельная работа, моя нога сильно тряслась под партой, и я не могла успокоиться!» Мэри, 45 лет