В конце октября в витринах некоторых магазинов появляются зубастые тыквы, метлы, ведьмы и тому подобные атрибуты праздника Хэллоуин. Благодаря глобализации, он приобретает поклонников далеко за границами страны своего происхождения и становится таким же коммерческим проектом, как Рождество или день св. Валентина. Российские религиозные организации не одобряют его как чуждый нашей культуре. Что же это такое? Для начала разберемся со значением слова. «Хэллувин» — так в XVI в. шотландцы произносили английскую фразу All—Hallows—Even, что означает Вечер всех святых, канун праздника Всех святых. В православии этот праздник отмечается в первое воскресение после дня Святой Троицы, в католицизме – 1 ноября. Христианизация Британии совершилась в VII в. Естественно, она происходила не сразу и не быстро; языческие верования и традиции долго играли значительную роль. Кельты имели собственные представления о мире, которые отражались в их календаре. Зимнее и летнее солнцестояние были приняты как центральные поворотные точки соответствующих сезонов. Следовательно, начало сезонов приходилось на 1 ноября (Самайн) и 1 мая (Белтейн). Самайн был связан с аграрным циклом: завершались жатва и выпас скота, на следующие полгода в свои права вступала зима, темная часть года. Именно это время считалось у британцев началом следующего года. Как и всякое новолетие, оно сопровождалось многодневным фестивалем. Миссионерам, действовавшим на островах в VI в., дальновидный папа Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) велел не разрушать языческие храмы, а превращать их в христианские только путем освящения и установки алтаря. Точно также все народные обычаи подвергались не запрету, а переработке. Таким образом, в VIII в. Самайн стал Днем всех святых. Тем не менее, спустя четыре века кельтские традиции все еще были сильны: в Ирландии на холме Тара (древняя столица и священное место) 1 ноября широко отмечали старинными обрядами. «Раз в год собирались все улады* вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии». Сага о Кухулине, отрывок из повести «Болезнь Кухулина». *Улады – жители Улада, древней области в северной Ирландии. На холмах разжигались костры. Вокруг них водили хороводы и проводили скот. Огнем обносили поля для их освящения. Молодежь прыгала через затухающее пламя. В конце этим огнем освящали жилище. На Самайн пекли хлеб специальной формы, который кидали на пастбища для защиты стад от дикого зверя. Традиционным угощением праздника были яблоки и орехи, поскольку это время их созревания. Следует отметить, что у германских племен существовал схожий праздник. Во Франции и Германии он был замещен днем св. Мартина Милостивого (11 ноября), епископа Турского, много сделавшего для распространения христианства. С начала ноября отсчитывался и финансовый год: в это время происходило назначение чиновников, подводились итоги и вносились церковные подати. Хорошо, если это всего лишь новый год, то откуда берутся инфернальные загогулины современного Хэллоуина? Дело в том, что Самайн — не светский новый год с шарами и елками, а мистическая смена одного сезона другим. На их границе, по древним верованиям, открываются врата в другие миры и возможна встреча с потусторонним. Считается, что в Самайн и Белтейн на поверхность выходят сиды – высокие, невероятно красивые и мудрые эльфы. Они не вредят людям, однако один взгляд на них сводит детей Адама с ума. Особенно опасна в этом смысле их королева – златовласая голубоглазая Мебд. Сиды живут под землей, в пещерах или на затерянных островах. Только герои с необычной судьбой решались соперничать с ними. Кто-то из них погибал, кто-то попадал в рабство, а в случае освобождения становился целителем. В такие дни принято было гадать. Пытались увидеть будущее по сердцевине ореха, по капустным кочерыжкам, по воску, по яичному белку и так далее. Обычное стремление человека заглянуть в завтрашний день. Вспомните Татьяну, которой святочное гадание посулило жениха по имени Агафон! Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна… Чу… снег хрустит… прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон. Раз граница между мирами раскрыта, через нее могут пройти и предки с того света. Поэтому Самайн еще и время поминовения усопших. У каждого народа есть такие дни. В православии это Радоница и многочисленные родительские субботы. Однако надо понимать, что для средневекового сознания не все покойники упокоились, и не все возвращаются в мир живых с благими намерениями. Некоторые души не могут найти себе пристанища и шалят от неприкаянности; а некоторые вредят людям осознанно. Так что помимо молитвы о своих ушедших родственниках живые должны обезопасить себя от враждебных мертвецов. Для этого и зажигались священные костры. Для того, чтобы души нашли путь назад, ставились фонари. Тем не менее, Самайн не равно Хэллоуин. Большинства атрибутов Хэллоуина у Самайна не было. Они появились в позднее средневековье и наше время в результате смешения языческой и христианской традиций. Вероятно, произошло распределение функций по дням: 1 ноября стал днем Всех святых, торжеством Церкви (в католицизме праздник имеет высший ранг), 2 ноября стал Днем всех усопших верных, а 31 октября как канун триумфа светлых сил стал периодом разгула всякой нечисти. Устрашающие маски возникли как еще один способ отогнать злых духов. Заодно можно попугать односельчан и выпросить у них что-нибудь сладенькое. Колядки, да и только. Если хэллоуинские маски вам кажутся страшными, посмотрите, чем провожают зиму в венгерском городе Мохач: Сказать по правде, когда такое рогатое чудо (-вище?) идет прямо на тебя, забываешь, что это всего лишь ряженый человек. Автор видел это своими глазами и знает, о чем говорит. У тыквы со свечой длинная история. Она возникла из тех фонарей, что ставили для блуждающих душ. Кто придумал вырезать фонарь из овоща, неизвестно. В Великобритании его делали из репы или брюквы. В США, где традиция распространилась от эмигрантов, репу заменили на тыкву как более дешевую и эффектную. Такой фонарь называется Светильник Джека (Jack-o’-lantern — Джек-Фонарь). По легенде Джек – хитрец (ирландец, само собой), дважды обманувший дьявола. Как-то они выпивали вместе в кабачке, и Джек попросил нечистого превратиться в монету. Вместо того, чтобы оплатить счет, Джек сунул монету в карман, где лежал крестик. Дьявол оказался в ловушке. За освобождение он обещал не трогать человека целый год и не забирать к себе после смерти. Когда они встретились в следующий раз, ирландец предложил черту залезть на дерево за плодами. Нацарапав на стволе крест, Джек потребовал себе еще десять лет беззаботной жизни. К сожалению, он не учел божественные планы. Несчастный грешник вскоре умер, и, освобожденный от ада, но не принятый в рай, бродит по земле, освещая себе дорогу угольком. Попав в США, Хэллоуин обогатился местными традициями почитания покойников. У индейцев Центральной Америки есть День мертвых, который также приходится на 1-2 ноября. Главные атрибуты праздника – череп и скелет, одетый в красивую женскую одежду (Катрина). В древности черепа предков хранились в домашних алтарях. Теперь пирожным и другим сластям придают такую форму, и ни у кого это не вызывает содрогания. Помимо традиции посещения могил, существует также традиция яркого карнавала, который должен символизировать в конечном итоге победу жизни над смертью. Именно в таком, карнавальном, виде Хэллоуин приходит в другие, некельтские культуры. Чужд ли он русской культуре? Да, в том смысле, что у нас уже есть праздники с такими функциями, и в новых нет необходимости. Есть время для памяти об ушедших, есть день для нового года, есть даже период для шутовства и маскарада. Однако, и Коляда, и Масленица тесно сопряжены с православным календарем. Возможно, это делает их непривлекательными в глазах нерелигиозной публики. Трудно себе представить корпоратив с колядками; зато с тыквами и метлами – легко. Людям нужны повод для веселья и экзотика. Свои традиции кажутся отжившими, а вот чужие – очень привлекательными. Нужно ли с этим бороться, уже другой вопрос. Мы живем в стране, где человек волен выбирать, во что верить или не верить. Песня канадской певицы Лорины МакКеннитт (Loreena McKennitt) Samhain Night («Ночь Самайна»):