…Признаюсь вам откровенно: я иногда завидую красавицам эпохи Средневековья. Не потому, что жизнь женщин была в то время проще или легче. Но им, по крайней мере, никто не пытался преподносить ослиную мочу для осветления волос, уверяя, что «вы этого достойны». Бесспорно, каноны красоты, как и диктат моды, существовали всегда. Равно как и желающие на этом заработать. Но все-таки… красота оставалась красотой. Той самой, которую стремились запечатлеть художники, разглядев сквозь слои цинковых и свинцовых белил. Но сегодняшнее олицетворение красоты – это уже не загадочная дама с полотна неизвестного художника, а холеная небожительница с рекламного щита. Загадки, увы, не осталось. Красота расчленена и поставлена «на поток». На конвейер, если хотите. «Женщина прекрасна, если ее можно обрисовать одной линией»? Оревуар, мсье Дюма. Вы безнадежно устарели. «И почему ее обожествляют люди» — вопрос более не актуальный. Объект обожествления стал предметом производства. А также продажи и потребления – куда ж без этого. Красота в нашем сознании постепенно лишается самого главного – цельности. Тело женщины – это совокупность частей, каждую из которых обещают сделать идеальной тысячи ярких этикеток. А уж потом, в сумме – слагаемые дадут желаемый идеальный результат. О том, что в этой сумме может отсутствовать нечто единственное и важное, – история умалчивает. А рекламно-щитовая небожительница продолжает открыто намекать на то, что уподобиться ей может любая смертная, если… Правильно: если будет пользоваться продукцией именно вот этой марки. Стремление к красоте незаметно превращается в погоню за брендом (как правило, недешевым). В самом деле – не будет же рекламная дива всерьез вещать о таких банальных вещах, как маски из дачной клубники или лечебной глины, которую можно купить за копейки в любой аптеке, кубики льда по утрам и глоточек льняного масла раз в день! Все вышеназванное в совокупности дает поистине волшебный эффект, но – это не совсем то, что нужно производителям женской красоты. Милые дамы, вы никогда не ловили себя на зудящем желании «попробовать что-нибудь новенькое»? Ни разу не тратились на крем или шампунь только ради этого самого «попробовать»? Если нет – я вас поздравляю. Если да – то как раз об этом и речь: мы покупаем для того, чтобы купить, не всегда отдавая себе в этом отчет. Приобретение очередного косметического средства становится самоцелью. Такой вот консюмеризм. Но, впрочем, и для этого есть свои причины. А конкретно – подспудная мысль, притаившаяся в мозгу: вдруг именно это новое средство поможет мне приблизиться к идеалу, который… Правильно: который выгоден производителю. Ведь многие стандарты красоты нам по сути навязаны, и называется это «созданием спроса». А теперь – внимание, самое главное! Производителю надо, чтобы заданный им идеал был недостижимым. Тогда потребительница бесконечно будет подгонять саму себя под фантастический эталон – и пожалуйста: более-менее постоянный спрос с ее стороны обеспечен. В общем, формула невроза по Карен Хорни: неприязнь к себе реальному на фоне мнимого идеального образа. Как это происходит? Очень просто: один из рычагов современного маркетинга – фактор страха. Сначала нужно хорошенько напугать потенциального покупателя, а затем вложить в подготовленную мозговую корку соответствующий мэссидж: если вы купите нашу продукцию – вам данный бабай не грозит. Рекламным пугалам положено время от времени меняться. Кариесом и перхотью, над которыми в девяностые изрядно потешались эстрадные юмористы, нас уже не напугаешь. Самые верхние строчки в списке современных жупелов занимают ныне шлаки и целлюлит. Если вы еще не в курсе, и то и другое – выдумка хитроумных Одиссеев маркетологии. Не верите? Поищите оба слова в Википедии – узнаете много интересного. В последнее время, дорогие леди, у нас появился еще один ужасный враг, незнакомый нашим мамам и бабушкам – РАННИЕ МОРЩИНЫ! Которые формируются аж в 25-28 лет (а почему, собственно говоря, не раньше?) и страшнее, чем безвременная смерть в этом возрасте. (Сразу вспоминается некий булгаковский персонаж: «В последнее время вы изрядно постарели, Маргарита Николаевна…»). Так что, девочки, начало самых лучших лет надо посвящать не интересным занятиям и путешествиям, не любимым людям, не первым детям, а борьбе с первыми признаками старения (караул!). Ну да, конечно: мозги едва успевают оформиться – а к ним морщины полагаются, без них никак. Да и зарабатывает женщина в эти годы уже неплохо – из вчерашних же студенток приличных денег не вытянешь, а то и им антивозрастную косметику давно бы втюхали… Впрочем, на возраст современная женщина права уже не имеет. Всем давно известно, что она не просто может, а обязана быть молодой. Постоянно, окончательно и бесповоротно. Старость – это нечто неприличное. О том, что «нет ничего более отвратительного, чем молодящаяся старуха», забыли напрочь. А, может, никогда и не вспоминали. Никого уже не удивишь интригующим вопросом: «Как в 50 выглядеть на 35?». Но лично мне всегда хочется задать встречный вопрос: А ЗАЧЕМ? Нет, я вовсе не хочу сказать, что дамы «осенней поры» непременно должны махнуть на себя рукой и выглядеть старухами. Если женщина за собой ухаживает, она будет хорошо смотреться в любом возрасте. Но зачем же вот так лезть из кожи вон – когда в переносном, а когда и в прямом смысле? Вы никогда не замечали, насколько потрясающими бывают женщины, умеющие с достоинством принимать и «носить» свой собственный возраст, а не маску искусственной молодости? Печально только, что такие представительницы женского пола встречаются у нас нечасто. Печально, что нас исподволь приучают трястись над своей внешностью, как царь Кощей над златом, не столько «ухаживать», сколько именно «следить» за собой – пристально, как полицейский за преступником, не упуская ни малейшего недостатка. Печально, что для многих из нас красота – это темный лес условий и условностей. Правда, когда девушке или женщине вдруг становится не до них (например, на отдыхе, который проходит в полупоходных условиях), она вдруг преображается. От ослабления «слежки» ее наружность неожиданно выигрывает. Наверное, потому, что заметнее становится… сама женщина. Наблюдать за такой метаморфозой и радостно, и нерадостно. Мне до слез обидно, что «нас красивых» редко учат столь необходимому искусству – быть собой. Принимать свою особу такой, какой ее создали Бог и матушка-природа. Спокойно воспринимать черты своей внешности, даже если они расходятся с требованиями моды. Не загонять себя, пытаясь дотянуться до чужой планки, а создавать собственную красоту из того, что тебе дано. Уделять себе внимание, но без фанатизма и самоедства. Наверное, именно такое самопринятие обычно называют уверенностью в себе. Я бы обозначила это ощущение по-другому – радость от самого (самой!) себя. Без этого красота едва ли возможна. Не верите? Присмотритесь тогда получше к своим знакомым, которых вы считаете красивыми.