Отчего возникает кризис среднего возраста, почему путешествия – не лучший выход, какие «преимущества» есть у верующего человека в этой ситуации рассказывает психолог Ольга Красникова.

— Вы согласны с мнением, что кризис среднего возраста происходит из-за переоценки ценностей?

— Наоборот, переоценка ценностей – признак среднего возраста. Кризис заключается в том, что человек в определённое время начинает задавать себе вопросы. И здесь очень сильно действуют социальные стереотипы, сравнение себя с окружающими: в зависимости от того, насколько я совпадаю со своим идеалом, я начинаю делать выводы. Но выход из кризиса среднего возраста – это как раз возможность перестать сравнивать себя с другими, признать свой уникальный путь, ценность своей индивидуальности.

— Многие понимают, что не на то тратили жизненные силы, начинают меньше зарабатывать, больше путешествовать, проводить время с семьёй…

— Всё очень по-разному. Кто-то раньше мало работал, а стал работать больше, потому что нашёл своё призвание. Кто-то обнаруживает, что живёт не с тем человеком, которого любит, и уходит из семьи. Меняется круг общения, занятия, образ жизни. Очень важен момент поиска смысла.

— Семья помогает пережить кризис или, наоборот, усугубляет его?

— Здесь всё зависит от того, насколько семья здорова или функциональна. В функциональной семье обеспечивается развитие каждого её члена, причём не за счёт других. И тогда кризисный момент (а кризис – это неизбежный этап развития любого человека) переживается легче. А если в семье созависимые отношения, то есть изначально она строилась на нездоровом основании, то семья может очень негативно влиять на человека. От полного неприятия и отказа («ты нам нужен здоровый и весёлый, а со своими сомнениями иди разбирайся в другом месте») до другой крайности, когда за человека пытаются решить все его внутренние проблемы (психологи это называют «причинять добро»).

— Религиозные и нерелигиозные люди переживают кризис по-разному?

— Отличие здесь очень серьёзное. Для человека религиозного помимо горизонтальной плоскости жизни, материальных отношений существует ещё и вертикальная плоскость. И в неq есть вещи неизменные, которые не зависят от внешних условий – встреча человека с Богом. Если в горизонтальной плоскости нас могут предать и мы никак не сможем контролировать ситуацию, то Господь точно не найдёт никого помоложе или поумнее. Личные отношения человека с Богом являются огромной поддержкой в кризисе. Когда я знаю, что все вокруг от меня отвернулись, но Господь несёт меня на руках, это даёт силы даже в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях.

— Вам известны случаи, когда люди приходили к вере именно в период кризиса среднего возраста?

— Конечно, человек в поисках смысла рано или поздно задаёт себе вопрос: а зачем, для чего всё это? Одно из мест, где он может найти ответ, — это Церковь. Но не всегда такой вынужденный приход к вере является осознанным выбором. Иногда человек просто ищет способы, и в один ряд становятся бабки, старцы, экстрасенсы, астрологи… Если человек ищет в храме только избавления от внутреннего дискомфорта, то велика вероятность, что его вера будет больше магической, чем действительно религиозной. Он будет думать, сколько акафистов ему надо прочитать и кому помолиться, чтобы пришло счастье. А вера не предполагает такого обмена («Ты мне, я – Тебе»): это всё-таки про другое.

— Как переживать подобные кризисы, когда всё пережитое кажется бессмысленным?

— Если совсем тяжко и человек впадает в уныние, апатию, депрессию, то обращаться к специалистам. Это нормально, потому что человек не всегда может сам посмотреть на ситуацию со стороны, а «изнутри» выхода не видно. А если он более-менее справляется сам, то необходимо образование, общение, расширение кругозора, путешествия.

 

  — Стоит ли менять работу или место жительства?

— Это сложно. Это всё равно, что человеку, который болеет воспалением лёгких, предложить сделать ремонт в квартире. Кризис забирает очень много сил, и если в этот момент устраивать себе дополнительные встряски, можно только усугубить своё состояние. Во время «болезни» лучше воздержаться от резких движений.

Беседовали Ольга Гуманова и Мария Сидорова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Zeru

*****Во время «болезни» лучше воздержаться от резких движений.*****

Ой ли? А как узнать, что болезнь закончилась и к резким движениям можно приступать?

Наверное тогда, когда всякая "дурь" из головы выйдет? Ну конечно, когда спустя лет пятнадцать-двадцать уж точно не останется ни физического здоровья, ни энергии, ни мотивации что-либо менять в своей жизни, тогда можно считать себя полностью "исцелившимся". Офигенный совет, однако )

Я уже не говорю о том, что сравнение делается почему-то с воспалением лёгких, при котором показан постельный режим. А почему бы не сравнить с болезнями суставов или ожирением, когда напротив, показаны активные физические нагрузки?

Я думаю, что для преодаления этого кризиса лучше всего создавать группы для работы со средневозрастниками. Групп для работы с молодежью полно. Почти при каждом приходе имееется. А для тех кому за 30? А для тех, кому за 40? Иногда подобные группы возникают случайно или стихицно, т.е. когда встретились несколько таких "одиночеств". В православии работать со средневозрастниками не модно, а точнее — трудно и небезопасно. Молодые кому до 20 лет порой смотрят на батюшку как на кумира, фанатеют от него, готовы служить… А средневозрастники — люди имеющие жизненный опыт, тактичность, наблюдательность. Им сложнее навешать на уши лапшу, от них сложнее скрыть… Читать далее »

gerry

Интересная мысль — про группы… Может, просто надеются на то, что средневозрастники — люди активные и в основном читающие? Ситуации везде разные, иногда, в провинции, например, священник просто по образованию не соответствует уровню прихожан. Вы ему про кризис, а он Вам — про катехизис… Тут в обычном разговоре трудно бывает адекватно донести свою мысль или чувство до собеседника, а в таких сложных делах, может, лучше правда к психологу? Чтобы хуже не было… А как бы Вы представили работу такой группы? Чего бы от нее ждали?

Я знаю подобную группу: Центр Православная семья. Наверняка ее знают и Матроны :). Она не заявлена как таковая, но в течении довольно долгого существования таковой сформировалась. Ее организовала и возглавляет психолог Ирина Анатольевна Рахимова. Функционирует Православная семья по разным направлениям. Конечно, там бывают и 20и летние, но актив, основная масса — это те, кому за 30 а иногда и за 40.
http://pravsemya.ru

gerry

Это замечательно. Жаль, что не везде есть специалисты, подобные Ирине Анатольевне, но, с другой стороны, хорошо, что есть хотя бы доступ к ее статьям. Мне очень она нравится. Спасибо за ссылку.

Похожие статьи