«Ласковым диктатором» назвал суть профессии дирижера великий Геннадий Рождественский. Такая она и есть, дирижер и молодая мама Ксения Жарко — мягкая, женственная, обворожительная в жизни и собранная, волевая, непререкаемая за дирижерским пультом. О том, как она стала симфоническим дирижером, является ли она дирижером семейного оркестра и о многом другом, мы беседуем с Ксенией в перерыве между репетициями — вот уже более десяти лет она работает в Государственном академическом театре «Московская оперетта», а также выступает с другими оркестрами. В ее репертуаре множество произведений самых разных жанров, а недавно она создала новый проект — большой симфонический оркестр, где музыканты — исключительно женщины. — Папа у меня физик, связанный с оптикой, у него много различных изобретений, — рассказывает Ксения. — А мама посвятила жизнь кино и телевидению. Она автор сценариев десятков научно-познавательных, документальных фильмов по истории и искусству, в частности о композиторах. Когда мама была беременна мной, она как раз готовила фильм о Шостаковиче, слушала все его симфонии, будучи увлеченной этой работой, поэтому с музыкой Шостаковича я познакомилась еще до рождения. Мое детство прошло на разных съемочных площадках, потому что наши бабушки были далеко. — Значит, музыка вошла в вашу жизнь еще до вашего появления на свет? — Дело в том, что моя мама очень музыкальная, она замечательно играет на фортепиано. Но в том, что касалось выбора профессии, родители дали ей полную свободу: хочешь — иди дальше «по музыке», не хочешь — не надо. Родители не настояли, а иногда упорство родителей бывает очень важным для принятия решений. Хотя все педагоги говорили, что у нее замечательный голос, но вот так сложилась ее судьба. И всю свою неизрасходованную творческую энергию она вложила в меня. С детства она стала приучать меня к музыке, включала пластинки, чтобы я росла в соответствующей атмосфере. Она меня сразу отдала в серьезную музыкальную школу. Правда, я начала заниматься фортепиано достаточно поздно – в шесть лет, хотя обычно отдают и в пять, и в четыре года. Это было связано с тем, что моя мама попала в автомобильную аварию и не могла водить меня на музыку, а папа работал и тоже не мог этим заниматься. Мне кажется, очень важно определить ребенка в лучшую из существующих систем, чтобы он мог достойно подготовиться к будущей профессии. Сначала я училась в музыкальной школе при консерватории, потом в училище в знаменитой «Мерзляковке», потом окончила Московскую консерваторию. Вокруг существовала здоровая конкуренция, которая меня стимулировала. — Как вы стали дирижером? — В какой-то момент диапазон рояля стал мне узок. Дирижер — это та редчайшая профессия, которая дает возможность быть одновременно и пианистом, и скрипачом, и вокалистом, и исполнять разнообразную музыку — и произведения для фортепиано с оркестром, и симфонические вещи, и скрипичные, и валторновые концерты, и оперы, и мюзиклы. Универсальность этой профессии и даже некоторая ее сложность были для меня притягательными. Кроме того, как у артистов существует понятие «роль на сопротивление», так и для меня профессия дирижера стала «профессией на сопротивление». В детстве я была очень застенчивой. Меня пугали публичные выступления. И эта жесткая профессия совершенно меня изменила, потому что она не давала никакого шанса быть другой. Мне стало безумно нравиться работать с большим количеством людей, заниматься с ними творчеством. — Какими же качествами надо обладать, чтобы управлять оркестром, тем более женщине? — Люди всегда почему-то делают такую оговорку, говоря о профессии дирижера, а для меня так вопрос не стоит. У женщины не возникает никаких сложностей. В этой профессии ты должна быть дисциплинированной, максимально готовиться к репетициям, потому что перед тобой сидит 60 и более музыкантов, каждый из которых для самого себя — царь и бог. И тебе надо проявить весь свой творческий потенциал и все свои знания и умения, чтобы быть убедительной для этих людей в своих замыслах. Этот же вопрос как-то задали Евгению Светланову, и он ответил: «Дирижер должен обладать крепким здоровьем». И это действительно так. Потому что эта профессия часто несправедливая, выматывающая, это работа с людьми, с тем самым человеческим фактором. Материал, с которым ты работаешь, сложный, человек есть человек. Очень важно обладать таким талантом, чтобы это созвездие творческих личностей обратить в собственную веру, чтобы направить их в нужное тебе русло. — Как вы познакомились с вашим мужем? — Мы вместе учились в музыкальном училище при консерватории, первые наши встречи были на уроках гражданской обороны. Мой муж — пианист, лауреат многих крупнейших международных конкурсов Максим Пурыжинский. Фортепианный дуэт Силиванова–Пурыжинский хорошо известен и у нас, и в особенности за рубежом. Они очень любимы, их часто приглашают на гастроли. Я очень горжусь своим мужем. — Как уживаются вместе две творческие натуры? — Хорошо! Максим прекрасно понимает мою профессию — как надо дирижировать и как не надо. Он у меня человек очень талантливый и в жизни умеет все. Помимо того, что он замечательный пианист и педагог Московской консерватории, он еще в свое время играл на кларнете во многих оркестрах. Максим мне дает бесценные советы — поведенческие, музыкантские, потому что видел очень многих дирижеров, знает эту профессию изнутри. Все, что он советует, — всегда абсолютное попадание в точку. — Как вы в семье строите отношения? — Мне кажется, в семье я белая и пушистая! Мы с мужем оба живем творчеством — и он, и я. Это хорошо, что у каждого своя насыщенная творческая жизнь. А когда люди зациклены на быте, когда их жизнь ничем не заполнена, тогда и возникают разные проблемы. У нас акцент с быта перенесен на главное — на наше творчество. Поэтому многие моменты, из-за которых обычно возникают конфликты, настолько для нас не важны, что по поводу них у нас ничего не происходит, а если и происходит, то крайне редко. — А кто в вашей семье готовит? — Готовит у нас мультиварка. Изумительная вещь! Всем рекомендую! Ты запускаешь программу, а она тебе в нужный момент подает готовые и супы, и каши, и другие блюда. Утром встаешь, а у тебя уже завтрак готов. Мне кажется, сейчас с бытом вообще нет никаких проблем, потому что существуют такие фантастические изобретения в этой области. Плюс что-то я сама готовлю, но это мне только в радость. Достаточно редко бывает, что муж и я вместе дома, поэтому в такие моменты что-то приготовить — для меня одно удовольствие. Какого-то особого блюда нет. Готовлю котлеты, мясо — обычную простую еду. — В вашей семье подрастает сын Саша. Вы в свое время ждали мальчика или девочку? — Нам было абсолютно все равно, главное, чтобы ребенок был здоровый. Я себя замечательно чувствовала во время беременности, просто летала. Как известно, в жизни артиста то густо, то пусто. Так получилось, что у меня были спланированы гастроли по Италии, и они как раз попали на седьмой месяц беременности. Я спокойно надела мужской костюм, концертную рубашку мужа и прекрасно работала. 3 февраля я родила сына Сашу, а 18 марта уже стояла за пультом, будучи кормящей мамой, потому что некому было дирижировать спектаклем. Фактически в творчестве у меня не было перерыва в связи с рождением ребенка. Так что из творческой формы и не выходила. С ребенком нам очень помогают родители, это большое счастье, а вообще воспитание нашего сына происходит волнообразно — в зависимости от нашей с мужем занятости. — Что, на ваш взгляд, главное для семейной жизни, чтобы люди жили счастливо? — Если есть возможность выбора среди нескольких претендентов на руку и сердце, то главное, чтобы человек был добрым. Доброта — удивительное качество! И еще очень важно, чтобы твой спутник жизни был тебе другом. Это нормально, что ты можешь влюбляться в разных людей, популярных актеров, например. А в семейной жизни люди должны быть друг другу родными, настоящими друзьями. Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская