Однажды я встретил одного своего знакомого, который шел, что-то весело обсуждая с внучкой. Мы поздоровались, перекинулись парой фраз и разошлись — каждый в свою сторону. Но он все не выходил у меня из головы. Я стал думать о нем и вспомнил… ну, в общем придется объяснить.

Дело в том, что та маленькая девочка, с которой он шел и весело смеялся, не совсем его внучка. А можно даже сказать — совсем не его. Он — отчим ее отчима. Поэтому ни между «папой» и «дочкой», ни между «дедушкой» и «папой» нет кровной связи. Это даже не седьмая вода на киселе, а какая-нибудь тридцать четвертая. Когда эта девочка вырастет, она обнаружит, что ее папа на самом деле не ее папа. А ее дедушка на самом деле не папа ее не папы. Жуть какая-то.

Сегодня браки распадаются со скоростью чрезвычайной. Причем не только у молодого поколения, но и, скажем политкорректно, у немолодого. Где-то я даже слышал статистику (впрочем, согласно известному афоризму, статистика — третий вид лжи), что распадается 100% браков — то есть ровно столько, сколько и регистрируется. Среди моих знакомых очень мало людей, кто живет первым браком (да и тем почти всем — за 50).

Поэтому и кровное родство — размывается, становится весьма условным. Многие воспитывают неродных детей. У многих детей увеличивается количество бабушек и дедушек, мам и пап. И нередко на восклицание: «Ваш ребенок — весь в вас», — можно получить в ответ странную (по незнанию ситуации) усмешку.

Можно, конечно, поставить вопрос: хорошо это или плохо? Но будет ли правильным сам вопрос, если в определенном смысле такая ситуация уже становится неизбежной? Да, жизнь подчас движется не так, как нам бы этого хотелось. Но вот обратить это движение в сторону «хорошо» или «плохо» — во многом зависит от нас.

В Евангелии один книжник задает Иисусу вопрос: «Кто мой ближний?» Для обычного человека такого вопроса не существует, потому что ближние для него — это (в лучшем случае) семья. Мы привыкли делить людей на своих и чужих. История знает множество страшных примеров разделения, обособления, вражды людей на основе семейных, родовых, национальных, расовых признаков. Признаков крови.

А представляете — доведем ситуацию с моим знакомым до абсурда, — если никаких кровных связей между людьми не останется? Как тогда вообще жить? Именно жить, а не выживать в условиях (противо)естественного отбора? С кем и как тогда самоидентифицироваться? По-моему, тогда возможна будет только одна самоидентификация — по любви. Как тут не вспомнить Тютчева:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…

А ведь это и будет почти как у апостола Павла: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3: 11).

Так что сам ход истории толкает нас к осуществлению христианского идеала.

Поэтому — пусть мой знакомый побольше радуется вместе с неродной дочкой неродного сына. Может быть, когда она вырастет и все поймет, в ее душе будет не ужас, а благодарность? Может быть, именно так мы и учимся любить?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Родился в 1986 году. Закончил Литературный институт им. А.М. Горького, магистр литературного творчества. Поэт и публицист. Публиковался в российских изданиях "Континент", "Сибирские огни", "Литературная учеба", "Литературная газета". Стихи переведены на вьетнамский и болгарский языки. Катехизатор храма Казанской иконы Божией Матери. Женат. Трое детей.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Ой, вспомнила прекрасный французский фильм с Катрин Денев. Там в нее влюбился собственный зять. А ее дочь пожаловалась своему отцу, правда родному, что знает кто любовница мужа! Папа в этот момент был со своей подругой (ммм… жрицей любви) И дал прекрасный ответ дочери- А чего ты хотела от дочери лесбиянки и сына алкоголички! Потом все переженились, исключительно по любви, даже папа женился на своей жрице! Люблю французов у них все легко, мило, по согласию и свои шалости они в мораль не облекают!

OlgaKostina

Все так! В моей семье случилось рокировка — родители развелись, образовались новые семьи, мой папа растит чужих внуков, у моей мамы муж растит и заботится о моих детях, у маминого мужа бывшая жена тоже растит чужих….и так до бесконечности. У меня самой второй брак, и мой муж воспитывает моего сына от первого брака…Удивительный круговорот людей) Но главное — все счастливы! Если у меня отец в другой семье, а мне так нужен совет зрелого мужчины, или помощь по дому, то я обращусь к маминому мужу, и он не откажет! Господь так установил, чтобы не было пробелов, и Слава Богу. Хуже, когда… Читать далее »

Jeniay

Моим реальным дедушкой был отчим моего отца. Я никогда не перестану вспоминать с теплом, как он с нами гулял, как мы с ним ели бабушкины пирожки у киоска с соком, как неизменно в каждый визит к нам у него в кармане оказывались конфеты для меня и брата. Мой кровный дедушка даже не решился со мной встретиться, когда однажды оказался проездом в Москве, где я училась.

Мигелла

Ну у вас же все равно был дедушка пусть и генетически не кровный. А настоящий может от стыда или по другой уваж.причине не пришел. Вот когда никаких бабушек дедушек тогда наверное грустно.

Jeniay

Да, грустно, конечно. Но. Вот наши с мужем родители (мамы в основном) не хотят с нами в мире жить, поэтому в гости к нам на другой континент либо они не хотят, либо мы их не хотим — очень уж накладно для психики выходит. Так у нас тут появились хорошие пожилые друзья, которые с удовольствием исполняют роли бабушки и дедушки для наших дочек 🙂 Меня такой расклад никак не напрягает — все довольны 🙂

Ольга 23 апреля

Уважаемый автор, к сожалению, не поняла что именно Вы хотели донести до читателей статьи…По мне, этот ход истории совсем не способствует осуществлению христианского идеала. Просто есть люди способные полюбить чужих детей, хотят их воспитывать и заботиться о них. Честь им и хвала! Но таких меньшенство. Большинство же не хотят связывать свою жизнь с женщиной с детьми по той причине, что придется заботиться о чужих детях. И это активно поддерживается самими мужчинами, меня поймут те, кто хотя бы раз натыкались в Интернете на обсуждения отношений с женщинами у которых есть дети.
Очень печальная тенденция: дети воспитываются отчимами, отцы воспитывают чужих детей.

aktovegin

Мне кажется, то же самое, что и Вы: "Как к этому относиться?". Сначала умиляет вроде, а послевкусие странное.
Насчет "не берут женщин с детьми" — не замечала особо. Скорее, в жизни чаще вижу другой афоризм: "мужчина любит ребенка до тех пор, пока любит его мать". И не знаю — это признак прогресса общества, уход от "животных" привязанностей в мир духовного или нравственная деградация, инфантилизация (избалованность) мужчин?
Красиво, когда ты растишь чужих, как родных. Но менее красиво, когда при этом своих не растишь. Еще менее красиво, когда "своим" не досталось хорошего "чужого папы". А такое сплошь и рядом.

Ta_ennaya

И тут мне вспомнилась сказка про Золушку! Вот там уж точно — чужим детям все, своей кровиночке ничего. А ведь эту сказку больше в романтическом ключе рассматривают: вот встретила принца, вот то да се. А в терапии сказка, может быть, помогла бы что-то уяснить девушкам из таких вот семей.

aktovegin

Западные психоаналитики любят строить свои выкладки на сказочных сюжетах. Читала у одного американского психолога, что Фея — это любовница папы Золушки 🙂 Дальше следовала логико-психологическая цепочка, как папа дошел до такой жизни, и зачем Фее надо было облагодетельствовать Золушку.

Ta_ennaya

Ну тут уже перебор, как мне кажется.
Есть много вполне себе интересных толкований (про Золушку ничего не читала). Я как филолог с большой симпатией отношусь к юнгианскому психоанализу, с его сказочными архетипами.

aktovegin

"Сказочные типы" юнгинианцев? Я только про соционику слышала. А юнговские типы нам на психиатрии как типы акцентуаций (пограничных психопатий) преподносили.

Да, с той Золушкой я сама от души посмеялась.

Dusineya

Ну речь, наверное, все-таки про архетипы, а не про соционику.
Я вот знаю еще вариант трактовки "Золушки": каждой маме в какой-то период жизни надо стать мачехой для родной дочери, чтобы состоялась ее счастливая история с принцем.

ККК

Я вот соглашусь с актовегин. Знаю несколько мужчин, которые вторично женились, кое кто на женщине с ребенком, но считают своим прямо таки долгом, урезать алименты родному ребенку. Не понимаю такого отождествления своего родного и возможно единственного отпрыска с "этой заразой" бывшей. Готова восхищаться отчимами и даже отчимами отчимов, при условии, что и их родные дети любимы ими и обеспечены!

М. С.

Да и женщинам, идущих замуж за разведённых мужчин, у которых первом браке остались дети, было бы неплохо призадуматься об алиментах и о последствиях такого шага вообще.

Похожие статьи