Вообще-то я планировала снова написать о любви, но вышло почему-то о мужчинах. Хотя, определенно, для женщины это темы смежные — любовь и мужчина. Наверное, поэтому так и получилось. На Страстной я месила тесто для куличей, процесс это долгий и занудный, поэтому захотелось что-то послушать фоном. Сериалы и музыка были не к месту, и я решила включить беседы митрополита Антония. Нашла онлайн, хотела «О покаянии» — не грузится, «О молитве» — тоже. Первое, что включилось, оказалось о любви, а именно о таинстве брака и о венчании. Наверное, когда-то я это читала, а может быть и мимо прошло, но большая часть беседы поразила меня в самое сердце точностью и очевидностью. Я слушала, поражалась глубине, пускала слезу и думала — это будет текст-тест для будущих женихов моих дочерей. Текст обязательный к прочтению или прослушиванию для мужчины, прежде чем я решусь отдать свою дочь в его руки. Только если он будет согласен с митрополитом Антонием, только тогда. Потому что больше всего я хочу, чтобы мои девочки были счастливы в браке. Вообще-то я всегда мечтала быть мужчиной. Да и до сих пор со мной это случается, особенно когда я вижу женщину, о которой мужчина не заботится или заботится, но плохо. Обычно я думаю, что я бы ее на руках носила и всячески лелеяла. Порой в мою голову даже прямо крамольные мысли приходят, якобы произошла какая-то ошибка, и я должна была родиться мальчиком. Наверное, в этом виновата зависть — им, дескать, живется легче, и мыслят они проще, и заморочек меньше. Много чему я в мужчинах завидую, всего и не перечислить. Иногда я думаю, что просто у меня фигура не женственная, и характер слишком активно-лидерский, и мышцы легко и быстро вырастают — не ближе ли это мужчине, чем женщине?.. Впрочем, простите, увлеклась, перейду к делу. О роли мужчине в семье не рассуждал только ленивый. Но когда о мужчине-главе семьи говорят христиане, никак не обходится без Послания апостола Павла, к Ефесянам. Наверное, этот текст один из самых цитируемых. Чего только не оправдывают прекрасными и мудрыми словами апостола, какие только мерзости и беззакония: «… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф 5: 20-33). И вот тут я возвращаюсь к началу — беседе митрополита Антония о браке и венчании, которую я случайно прослушала. Она не просто поразила меня точностью и глубиной, она излечила мое «ах, отчего я не мужчина». Потому что такой ноши мне точно не потянуть. На мой взгляд, митрополит Антоний закрыл эту тему, сказав то, что нужно выучить наизусть каждому человеку, вступающему в брак. А может быть, стоит сделать это даже брачной клятвой: «Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю», — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием»… «Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем». Понимают ли мужчины, насколько большая ответственность лежит на них? Боюсь, что подавляющее большинство, увы, не мыслит такими категориями даже близко. Необязательно ведь каждый станет «гордым властителем», не только в этом опасность. Некоторые просто останутся равнодушными сожителями, другие потребителями, но в реальности — очень мало кто образом Христа. Помните рассуждение о разводе, после которого апостолы сказали Христу — если такова обязанность к жене, то лучше и не жениться? На самом деле, это же чистая правда — лучше не жениться, если ты не готов к ответственности и жертвенности. По всему выходит, что именно сила любви и жертвенности мужа определяет силу любви жены. Мне совсем не хочется осуждать мужчин, тем более всех огульно, наоборот — я ужасаюсь, насколько велика и тяжела их роль в семье. И как-то вдруг совсем перехотелось быть мужчиной, а вместо зависти мужу я испытываю к нему жалость за нелегкую мужскую долю. И сочувствую его огромной ответственности. Я уж лучше как-нибудь скромненько, по-женски порадуюсь, что любима, и отвечу в меру сил. Впрочем, ответственность жены перед мужем тоже немалая. Не просто бояться и подчиняться, но с любовью идти за ним, как Церковь за Христом. Вот что говорит митрополит Антоний о жене: «А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих Посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — невеста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест». Собственно, модель идеальных отношений внутри семьи, таких, которые делают брак настоящим чудом на земле, всего-навсего повторяет один из сквозных посылов христианства. Кто самый главный, тот больше всего отдает. Кто хочет быть бОльшим, тот будь всем слугой. Кто выше поставлен, кому больше дано, с того больше и спросится. Поверьте, именно в этом ключе всякая женщина мечтает о том, чтобы мужчина был главным в семье, главным в любви.