Желание иметь все больше новых вещей — это наша собственная потребость или культ потребеления, навязанный рекламой? На вопросы нашего корреспондента Марии Сидоровой отвечает психолог Денис Новиков. — Денис Викторович, всегда ли существовали социальные стереотипы, касавшиеся материального достатка и жизненного уровня? — Думаю, что нет. С точки зрения современных психологических моделей, у человека есть потребность что-то получать и что-то отдавать — в отношениях, в работе, в творчестве. И то, и другое является потребностями, которые нужно удовлетворять. Но в какой-то момент произошло нарушение равновесия: человек стал сосредотачиваться на том, что он получает, а не том, что отдаёт. В результате образовалась специфическая атмосфера культа потребления. — А когда это стало происходить? — По большому счёту, в первой половине – середине ХХ века. До нас культ потребления дошёл позже в силу политических и социальных барьеров. Кроме того, советское государство при всех его недостатках старалось поддерживать баланс: было нормой, что человек делает что-то для людей, для общества. — Если перейти от социальных факторов к личностным, то какие люди больше подвержены воздействию рекламы и других внешних стандартов? — Когда не сформирована внятная система жизненных ценностей, человек находится в зоне риска. Он может попасть под влияние дешёвых и примитивных «красивых картинок». Этому подвержены, во-первых, люди, склонные к зависимости – от чужого мнения, от авторитета, эмоциональной зависимости. Вторая зона риска – люди духовно и душевно незрелые, инфантильные. Они уже работают, у них может быть своя семья, но ещё не сформировалось внятной системы ценностей, что характерно именно для взрослого человека. Они находятся ещё в стадии формирования собственной идентичности, собственных представлений о своём месте в жизни. И третья зона риска – это, конечно, молодёжь, у которой стоит задача сформировать собственное мировоззрение. На процессы, которые происходят в этой среде, можно очень легко воздействовать с помощью пропаганды, рекламы, лозунгов, всевозможных мероприятий. — Сюда же, наверно, можно отнести потребление как компенсацию какой-то «недостачи» — любви, профессиональной реализации… — Согласен. Если, например, рассмотреть такой момент, как переедание и избыточный вес, то в большинстве случаев причины психологические. Связаны они с тем, что человек не может чего-то получить в другом плане – эмоциональном, духовном – и компенсирует это чисто материальным потреблением. Вообще любое зависимое поведение – это остановка человека в росте. Ему оказывается сложно дальше развиваться, добиваться своих собственных целей. И возникает вопрос о компенсации в видезависимого поведения. — А как соотносятся ориентация на завышенные стандарты потребления и грех зависти? — Здесь не только зависть. Во многом современное общество потребления, основанное на рыночной экономике, построено на систематической эксплуатации человеческих страстей. В терапии зависимого поведения это называют повышением толерантности: если человек начинает употреблять алкоголь, доза, которая ему требуется, становится всё больше и больше. То же самое можно сказать про любую зависимость, включая телевизионную и интернет-зависимость. Практически в каждом случае на определённом этапе повышается толерантность. В результате использовать человеческую страсть становится выгодным коммерческим проектом, потому что человек будет всё больше и больше потреблять. Думаю, что здесь целая совокупность страстей: и зависть, и телесные страсти (блуд, чревоугодие), и гнев. Из любой страсти можно сделать прибыльный бизнес. — Как понять, что является твоей собственной потребностью, а где ты поддался влиянию рекламных роликов? — Это достаточно сложно. Человек смотрит из своей, искажённой системы координат, и не замечает собственных слепых пятен. Если такие люди приходят на психологические консультации, очень часто их спрашивают: «Что бы вы делали, если бы вам не нужно было зарабатывать деньги, или если бы жить осталось около года?» Психолог надеется увидеть те ценности, которые сам человек хронически откладывает на потом. Такая ревизия может очень помочь. Человек устроен гармонично. В его потребностях сочетаются и телесная сторона, и эмоциональная, и связанная со знаниями и творчеством, и социальная, и духовная. Всё это должно быть пропорционально, и любой перекос, когда, скажем, у человека очень хорошо развита социальная сторона личности в плане карьеры, какого-то широкого общения, но при этом есть дефицит эмоциональных, близких личных отношений, он не обращает внимания на духовную жизнь или жизнь своего тела – это показатель того, что человек попал в не естественный, а навязанный стиль жизни. Ещё один момент связан с тем, что у человека сужается кругозор и падает интерес к тому, как живут другие люди. Это значит, что он оказался в запрограммированном потоке, связанном либо с потреблением, либо с другими социальными стереотипами, при которых ты хронически не удовлетворяешь свои потребности. Очень важно свои ценности, желания, стремления обсуждать с другими людьми. В психологии есть понятие референтной группы – это люди, которые разделяют твоё представление о жизни. Очень важно, чтобы человек не терял контакт со своей референтной группой. Она может меняться в процессе жизни, но люди, которые тебя понимают, у которых похожие взгляды на жизнь, которые тебя поддержат и дадут внятную обратную связь, если ты начинаешь двигаться не туда – это очень важный момент. — Очень часто под влияние рекламы попадают дети: наверно, каждый помнит, как он мечтал о домике для Барби, киндер-сюрпризе или ещё чём-нибудь. Как родители могут этому противостоять? — Реклама вообще апеллирует к детскому сознанию – она так построена. Если говорить о взрослых, реклама обращается к внутреннему ребёнку – стремлениям, желаниям, тому представлению о мире, который был в детстве. Поэтому дети действительно очень этому подвержены. Любая реклама – это маленькая сказка, в которой всё заканчивается замечательно и где все улыбаются, потому что много потребляют. Основной прививкой против рекламного сознания является воспитание ребёнка в культурной традиции. Именно восприятие культуры и культурных ценностей (для каждого возраста и ребёнка они, конечно, свои) может быть противоядием от сказок, которые рассказывают в рекламе. Второй момент связан с тем, что родители должны помогать ребёнку формировать представление о том, что в жизни важно, ценно и хорошо. Это самое главное – чтобы у ребёнка были для начала хотя бы заученные представления о том, как устроен мир, каким должен быть человек, что делают плохие люди и как стать хорошим человеком. Если в результате такого воспитания объём полученной информации сопоставим с тем рекламным мусором, который видит ребёнок, думаю, у него всё будет в порядке. Я не говорю о таких запрещающих моментах, как излишний просмотр телевизора и так далее – это технический момент. Важно сформировать позитивное мировоззрение у ребёнка, тогда не так страшны будут реклама и культ потребления.